Русская линия
Русская линия07.11.2008 

Протоиерей Димитрий Смирнов: К сожалению, Церковь имеет возможность обращаться к народу только с амвона
Известные православные священники в преддверии общецерковной конференции «Пастырство: традиции и современность» обозначили актуальные проблемы церковной жизни

Протоиерей Димитрий Смирнов В преддверии общецерковной конференции «Пастырство: традиции и современность», которая пройдет в рамках выставки-форума «Православная Русь» и будет приурочена к 100-летию преставления святого Иоанна Кронштадтского, «Интерфакс-Религия» обратился к известным священникам с вопросом, какие проблемы современной церковной жизни являются, на их взгляд, наиболее актуальными и требуют скорейшего решения. По словам протоиерея Димитрия Смирнова, настоятеля восьми храмов в Москве и Московской области, главы синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, «самая главная проблема — это то, что Церковь имеет возможность обращаться к народу только с амвона». «У нас катастрофически не хватает храмов в больших городах. В Москве нужно в десять раз больше храмов. В праздник невозможно войти, большинство людей находится „за кадром“. Нам необходимы и церковные СМИ на доступном всем канале, и своя церковная радиостанция, которая транслировалась бы всем желающим в FM-диапазоне. Нужны и собственно церковные СМИ, и православные рубрики, отделы в уже существующих популярных светских», — подчеркнул священник.

«В спальных районах нужно построить храмы. Это должна быть государственная программа. Трамвайные остановки кто делает? А магазины? Развязки на дорогах кто строит? Мэрия. А храм — это же насущная вещь! Для Церкви нереально построить храм. Мэрии нужно взять такую программу и быстро настроить храмов. В каждом муниципальном округе, который возглавляет управа, должно быть не меньше одного-двух храмов. Должен быть один храм хотя бы на десять тысяч человек. Это minimum minimorum. На десять тысяч населения в целом, а не уже верующих людей. Сегодня мне кирпич на голову упал — я верующий. Прихожу в храм — а там битком, нельзя войти», — отметил отец Димитрий.

Как подчеркнул протоиерей Владислав Свешников, настоятель храма Трех Святителей на Кулишках, глава духовного совета Союза православных граждан, «лично мне кажется правильной позиция, выраженная в книге владыки Илариона (Алфеева) „Православное свидетельство в современном мире“». «Позиция, оформленная там, очень здравая, серьезная. Мне кажется, что если бы она была принята в большинстве приходов, то дело бы шло нормально. Тогда, с одной стороны, мы были бы лишены формальной холодности, а с другой стороны — чрезмерного либерализма, где уже стираются грани между дозволенным и недозволенным. Многое в вопросах подготовки к таинству причащения зависит не только от традиций приходской жизни, но и от самого человека, который приступает к святым таинам. Абсолютно одинаковые нормы здесь невозможны. Одни люди более церковны, другие — менее, одни физически здоровы, другие — немощны. Следует учитывать все эти обстоятельства, а не находить общую солдатскую мерку», — отметил священник.

«К сожалению, в Русской Церкви на протяжении веков сформировалась такая идеология, будто личного благочестия достаточно для спасения, это важнее, чем правильно верить. Люди жили с такими представлениями, эти взгляды пропагандировались. Как сказал Николай Лесков, „Русь была крещена, но не просвещена“. Это благочестие не обязательно показное и фарисейское, оно вполне может быть серьезным и искренним. Хотя прямо никто не признается, что считает более важным индивидуальную правильную жизнь, следование традициям, чем истинную веру. Священники должны проповедовать, объяснять православное учение своим прихожанам. Только так можно решить эту проблему, хотя это очень трудно на самом деле», — заключил отец Владислав.

Иерей Георгий РябыхПо мнению священника Георгия Рябых, и.о. секретаря по взаимоотношениям Церкви и общества Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, существует «несколько проблем современной церковной жизни». «Прежде всего, остаются на достаточно низком уровне знания простых верующих о таинственной жизни Церкви, об истории Церкви, о церковном взгляде на жизнь. Здесь есть задача для серьезных катехизаторских занятий как с людьми, уже находящимися в Церкви, так и с готовящимися к принятию таинства крещения. У людей, которые становятся восприемниками младенцев, знание церковной жизни тоже оставляет желать лучшего. Также многие люди приходят сегодня в храм венчаться, ничего не зная о смысле этого таинства. Люди обращаются к церковной жизни, ожидают от нее чего-то, но их ожидания не основаны на понимании сути того, о чем они просят. Решение этой проблемы, просвещение людей в вопросах веры, требует серьезных усилий, как со стороны священнослужителей, так и со стороны активных верующих», — подчеркнул священник.

«Другая проблема — это организация церковной жизни, прежде всего общинной. У нас, в Русской Церкви, редко можно встретить общину, которая жила бы единой жизнью. Люди являются просто прихожанами, это слово сегодня уже обрело некий иной смысл. Оно обозначает человека, который приходит в храм, чтобы получить некие услуги, и уходит. А ведь общинная жизнь предполагает, чтобы люди, участвующие в богослужении, знали друг друга, общались между собой не только молитвенно, но и за пределами храма. Община, церковный приход — это семья. Есть, конечно, объективные причины такой ситуации — например, в Москве храмов мало, а людей много. В таких условиях невозможно создать прочную, хорошую общину. Тем не менее, есть выход и из этой ситуации. Но в большинстве случаев не происходит строительства именно такой общинной жизни. Ведь очень ценны связи, возникающие между верующими людьми, чтобы они общались, помогали друг другу, поддерживали друг друга, в том числе и в мирской жизни. Этого сегодня не хватает», — отметил отец Георгий.

«Еще одна проблема, которую я выделил бы, это насущная задача построения внутренней системы коммуникации внутри церковного сообщества. Русская Церковь — это самый большой сегодня социальный организм в России, состоящий из множества приходов, общин, монастырей, епархий. Порой эти подразделения живут своей жизнью, нет серьезного внутрицерковного общения, знания друг друга, знакомства с жизнью других частей Церкви. Отсутствие такой коммуникации приводит к тому, что какие-то общины вдруг начинают вариться в своем соку, не зная о том, что происходит в других епархиях и на общецерковном уровне. В результате возникает отчуждение. Есть и радикальные случаи, когда общины просто отпадают от Церкви. Налаживание такого внутрицерковного общения является одной из актуальных задач церковной жизни», — заключил священник.

По словам протоиерея Андрея Новикова, секретаря Одесского епархиального управления, преподавателя, «самой большой проблемой (..) является угроза автокефалии» Украинской Церкви. «Перед этой проблемой все другие отступают на второй план. Это связано с государственной политикой, и угроза такого развития событий остается большой. Мне кажется, что нужно как можно больше участия священноначалия Русской Православной Церкви в том, что происходит на Украине. Пропаганда „поместной Украинской церкви“ ведется как со стороны государственных чиновников, так и на внутрицерковных сайтах. На эту пропаганду не реагируют на высоком церковном уровне, а она дает свои результаты. Нужна также политическая активность мирян — конечно, если она не противоречит социальной концепции Русской Церкви и идет Церкви на пользу. Такая активность должна только приветствоваться, поощряться и развиваться. Об этом было сказано в том числе и в постановлениях последнего Архиерейского Собора», — подчеркнул священник.
Русская линия


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика