Русская линия
Русская неделя Мирослав Бакулин13.07.2006 

Мы всегда пред очами Божиими
Ответы на вопросы. Часть 2

Часть 1

— У меня два вопроса, которые меня волнуют. Первый деликатный, интимный. Недавно я прочел книгу протоиерея Иоанна Мейендорфа о православном браке. Он говорил о многом важном. Но он не сказал что такое «ложе свято и не порочно» (из службы при венчании). Верующие православные родители детишек рожают, стало быть имеют место интимные отношения между супругами (как о. Андрей Кураев сказал, «сочетаваются» — хорошее слово). Я тоже хочу, чтобы дети были, когда женюсь. Мне просто хочется знать принципы, как решается вопрос интимных супружеских отношений, как сочетаются чистота душевная и телесная, святость и непорочность ложа и риск впадения в страсть… Книги об этом молчат. Как супруги в здоровой православной семье должны решать этот вопрос, чтобы главный смысл брака не принижался, не забывался, а шло движение к созиданию малой церкви Христовой.

Второй вопрос, наверное, предвосхищает первый: я молодой парень, собираюсь жениться в будущем, надо искать подругу жизни, на что внимание нужно обращать при выборе?

— Правила «сочетования» просты. Воздерживаться от них во время постных дней, плюс под среду, под пятницу, под воскресенье. Плюс исключаются дни женской нечистоты. Получается совсем немного дней, и если иметь в виду, что женская яйцеклетка овулирует всего сутки, то зачатие ребенка — это весьма редкая радость. Исключаются также интимные отношения во время беременности и на весь период кормления ребенка. Так что тут православная супружеская жизнь — сплошное воздержание. И до свадьбы — ни-ни. Это насчет чистоты. А жену надо выбирать так: во-первых, чтобы была православная, ВЕРУЮЩАЯ. Во-вторых, чтобы тебя слушалась. В-третьих, чтобы была чадолюбива. В-четвертых, чтобы была работяща. И только в конце можно и на лицо с фигурой поглядеть. Это вообще не важно. Потому как красота — это проклятье. Искать лучше в храме, на клиросе. И иметь в виду главный смысл брака — совместное спасение душ супругов.

— Многие вокруг меня говорят, что «воздержание (имеется в виду в интимных отношениях) вредно для психического здоровья, врачами доказано». Такие реплики встречаются, когда произносишь «не прелюбодействуй».

— Воздержание не вредно, а полезно. А вот мысли неправильные прыщами вылезают. Не прелюбодействовать означает не переступать через любовь даже мысленно, ибо кто соблудил с женщиной в уме своем, то соблудил с ней реально. То есть: не переступай через любовь (если она, конечно же, есть). О любви смотри подробнее у апостола Павла: 1-е послание к Коринфянам, глава 13. Вот если ты ТАК любишь, как Апостол говорит, то не оскорбляй любви даже помыслами. То есть любовь сказывается миром от наличия в бытии любимого человека, а не желанием им обладать.

— Что такое «телесные восстания» и как с этим быть?

— Телесные восстания — это неуправляемость функциями своего тела. Например — ночные поллюции, семяизвержение у мужчин, которое в Церкви носит название «ночное осквернение». Есть даже специальный молитвенный канон от ночного осквернения. Причиной таким вещам — телесная распущенность: многоядение, алкоголизм, яростность характера, замкнутость, ненависть и прочее…

К телесным восстаниям может относиться также постоянная усталость, подавленность, уныние, раздражительность, когда неправильно питаемое тело, которое должно быть нам слугой, восстает на нас как хозяин со своими требованиями и самохотением. Этого нужно страшиться. Кстати, желание, чтобы тело выглядело красиво, любой культуризм, качание тяжестями, желание красоты мышц тоже относятся к ситуации, когда тело — хозяин. Такую распущенность, конечно, нужно подавлять постом и молитвой, и лучше на коленочках. А главное, не распалять свое сознание, чтобы тело не страдало: голодом, жаждой, сексуальными позывами, ленью, разнеженностью, усталостью и пр.

— Скажите, выбор пути (монашество, брак или целибат) свободен же для человека? То есть если мне хочется именно семейным путём идти, я и пойду, даже если в семинарии мне «посоветуют» выбрать, например, монашество? Главное же, чтобы брак был честный, благоразумный, а если монашество, то тоже со хранением обетов? Верно мыслю?

— Жениться нужно, когда не жениться не можешь. Любовь.

Монахом нужно становиться, когда не монахом быть не можешь. Любовь.

И тут ничего не присоветуешь.

— Вы пишете, что нужно уметь ругаться, что если в семье нет конфликтов, то налицо мертвенная психологическая обстановка… Как правильно ругаться, какие условия должны соблюдаться? И вот если я не люблю этого делать, то получается не совсем хорошо. Поясните, как же быть, и почему отсутствие конфликтов не так уж и хорошо?

— Ругаться нужно уметь. Если в сердце твое ты допустил помысел против родного человека, нужно оправдывать своего близкого и с помыслом бороться. Если же ты победить его не можешь, ты не должен носить в себе это недоумение, нужно просто сесть и поговорить, но спокойно. Для «ругачки» же нужно использовать слова и выражения, которые в любом случае будут восприниматься шутливо, иронично, так, чтобы другой понял, что ты недоволен чем-то, но не злишься. Вот как если бы твой маленький ребенок накакал на твой паспорт. Ты недоволен, но твоей любви к ребенку эта проделка никак не изменила. Ты все равно его любишь. Эта мера любви, которая «долготерпит, все переносит и на все надеется», должна стоять в основании конфликта: вы недовольны друг другом, но этот разговор ничего не изменит в ваших прекрасных отношениях. И вот эта неспособность изменить ничего и должна быть знаменателем всех ссор. Главное, чтобы они не были революциями в отношениях, а так, некоторым оживляжем. Для этого нужна отточенная память для лексики, которая в любом случае вызовет улыбку, но не ранит. Можно ругаться трехэтажным способом, с выражением произносить: «Гор-плод-овощ-торг! Ах, же ты, птичка-рыбка-солнышко! Да ты знаешь, что я тебе за это сделаю!!!» И поцеловать.

— Человек умирает, сердце остановилось. Что дальше? Душа его уходит ко Господу или куда? Ведь Суда еще не было, который бы определил, где душе быть. И способен ли человек к самоосознанию в этот момент? Мне тут листовка попадала в руки, вроде иеговистская штучка, там написано, мол, в Библии не указывается на то, что душа куда-то уходит и вообще действует и сознает себя до всеобщего воскресения. Как дело обстоит? Что там сейчас с душами наших умерших родственников? Где они, что делают или не делают?

— Человек умирает. Душа его три дня находится в тех местах земли, где любила больше всего бывать при жизни. Потом ей до девятого дня показывают рай, потом до сорокового дня — ад, на 40 день — первый, предварительный суд. Дальше душа — либо в рай, либо в ад. Но на земле остались близкие, которые своей горячей молитвой могут отмолить умершего. Так что только Страшный Суд даст последнее определение. О суде ведает только Господь, Ему Всемилостивому мы и молимся. Душа праведного в Боге не растворяется, и раствориться не может, но она возрастает в своем ведении Истины. В ад, я уверен, идут только ДОБРОВОЛЬЦЫ.

Наша ОБЯЗАННОСТЬ — молиться ежедневно о ВСЕХ близких нам умерших людях.

О родственниках — до 7 колена.

— У меня есть определенная сумма денег. Я ее могу приумножить за счет процентов, если положу в банк. Вот приумножение денег греховно или нет? Как это Церковь видит? Или, например, сегодня курс евро такой, завтра еще больше. Специалисты обещают продолжение роста. Я занимаю деньги в рублях, закупаю на них евро. Спустя время меняю на рубли, возвращаю занятое и живу на прибыль. Честно это или нет?

— Зарабатывай, как можешь и сколько можешь. Главное — не занимайся страхованием и не давай кому-нибудь деньги в рост.

— Скажите о старчестве. Кто такие старцы и сколько их у нас в России? Тут читал интервью с митрополитом Сурожским Антонием, где он рассказывает о «старцах» и «старицах-кликушах». Как они ломали судьбы людей своими указами, в том числе в определении жизненного пути и в вопросах брака. Представляете, приезжает пара, а «старица» жениху говорит, мол, брось ее, я тебе скажу, на ком жениться надо и указывает. Митрополит настаивал, что будь-то брак, священство, монашество, все это должно быть принято осознанно, с любовью, желанием, пониманием, что это за путь, что ВЫБОР БЫЛ, и был СДЕЛАН ЛИЧНО, а не указан юнцу, который и знать-то не знает, что такое подлинная монашеская жизнь. Я раньше был склонен доверять слову «старец», но теперь стал очень осторожен. У отца Андрея Кураева рассказы про таких в прелести находящихся бедняг очень убедительны. Хотелось бы понять, как в этом вопросе ориентироваться. А то есть отец Иоанн Крестьянкин, а есть «один старец в Иерусалим на бесе прилетел».

-Старцы нужны только тем, кто УЖЕ НИКОГО слушаться не могут, то есть для гордецов. Для тебя старец — твой духовник: что сказал, то и делай. И сам думай, но слушайся.

— Касаемо молитвы Иисусовой. Не так давно у меня появилась душевная потребность творить ее. Этому поспособствовали в том числе слова и Игнатия Брянчанинова, и других отцов. На исповеди я подошел к иеромонаху и, исповедовавшись, поговорил с ним по душам о семинарии и вообще о жизни. Спросил, как молитовку творить. Он мне сказал, как начать. Но я уже наслышан про всякие сложности типа «войди умом в сердце», про связь с дыханием… Делать этого не хочу, да и сил на это нет у меня. Я уж настарался в свое время… Хочу спросить: мне для начала нужно просто со вниманием ее спокойно читать, если есть возможность вслух, если люди кругом, то про себя? И еще. Иеромонах Андрей посоветовал четки использовать. Вы их используете или нет? Просто без них никто и не знает, что человек молится…

— Насчет ума и сердца. Тут так, если не понимаешь умом, а сердцем радуешься, то нужно поднимать сердце до ума — то есть осмыслить, кто перед КЕМ сейчас стоит, погрузиться в размышление о том, КУДА теперь Господь тебя ведет, то есть сердечной радостью согреть мысли о мироздании и окружающем тебя благолепии и наполниться счастьем, что ты причастен этой красоте и мудрости мироздания. А если молишься умом, например, в переживании, или просишь что-нибудь, то здесь нужно это умное шевеление согреть сердечной доверчивостью: «Да будет воля Твоя». То есть тут взаимосвязь — либо ум в сердце, либо сердце в ум. А начинать нужно по-простому, называется это художественное делание: внимание себе — полная откровенность и искренность — КУДА ты себя сейчас ведешь и КАКОВО твое отношение к Богу. Ни дыханием, ни счетом, ни четками не нужно заниматься. Четки вообще-то нужны, чтобы напоминать человеку о постоянности делания, а то бывает так: замолится человек, потом помыслом отвлечется, и ускакала мысль далеко-далеко, так что очнулся — а уже вечер. День-то и прошел впустую. Молитовка — это значит смотреть, куда нужно идти для своего спасения, чего от тебя Господь ищет. От привязанностей бежать. Это не значит лишать себя всего, как в буддизме, это значит понимать ТЩЕТНОСТЬ всех привязанностей. Поступай просто — что бы сейчас на твоем месте сделал Христос. Просят — отдай, зовут — иди, надо помочь — помогай, но только смотри — чтобы ты понимал, ЧТО делаешь. Этим пониманием и умом преобразишь сердце, или сердцем ум согреешь. Все, что бы ты ни делал, — делай перед лицом Божиим. И вот еще — для новоначальных молитва открывается в молитве за окружающих — даже неизвестных. Вот пришел к тебе кто-нибудь на ум — а ты не откладывай, тут же молись за него, причем, со всей глубиной — ты знаешь о его проблемах, как ему можно помочь, перебери, что у тебя с ним связано, а в конце, когда слова к Богу иссякнут, — помолись и о своем ничтожестве — «его же (этого человека) святыми молитвами прости и моя согрешения». Видишь, с кем-то беда, или кто-то во вразумлении нуждается, или ссорятся, или пьяные, или бич под забором: «Господи, спаси и помилуй раба Твоего сего, Ты же имя его веси, и даруй ему мирная Твоя и премирная благая, его же святыми молитвами прости и меня, грешного». И постоянно себя настраивай — за кого бы еще помолиться. Вот она потихоньку и пойдет.

И главное — радуйся о Господе. Говори о Нем со всеми. У всех проси совета. Через эту послушливость Господь тебе через людей ответит.

— Почему в мире есть насилие над детьми и женщинами? Разумеется, насильник виноват в той ужасной боли, которую он доставляет женщине, порой совсем юной, но почему Бог это попускает? Как смотреть на такого человека? С одной стороны, он достоин самого искреннего гнева, жестокого наказания, если его застать за этим преступлением, но с другой, это глубоко больной человек. Были в истории Церкви святые, которые были убийцами до встречи со Христом, а после так переворачивали жизнь, так каялись, что вырастали в меру святых. Как быть? Я помню слова Василия Великого, что «Бог не виновник зла», но люди недоумевают и аргументом против Бога является и этот: почему такое допускается.

— Насилие есть, потому что человек — начало творческое. Бес прост и искушения его просты. А человек и есть приумножитель зла, когда творчески относится к нему. Отсюда разные извращения. Насилие совершается также над людьми, которым это для чего-то нужно Промыслом. Для чего? Не знаю… Возможности царственного прощения, для смирения гордыни, для того, чтобы отвадить от похоти, да мало ли для чего… А насильничает человек в помутнении, он ограничен, взор его замутнен, он достоин не только порицания, но и самого глубокого сожаления. От безбожия все.

— Что значит поститься в среду и пятницу? Что, так сказать, «можно» и чего «нельзя»?

— В среду постятся из-за предательства Иуды, в пятницу — из-за смерти Христа на кресте. Постятся просто — под среду и пятницу запрещены супружеские отношения (вечером). Многие не едят в эти дни до двух часов дня. Некоторые монахи вообще не едят (правда, некоторые и злые ходят весь день). Постись по силам — не ешь молока и мяса, животной пищи. Если сможешь — с рыбкой. Если сможешь — без рыбки. Если сможешь — читай канончик покаянный вечером. Короче, по возможности. Но никогда не нарушай. То есть выработай привычку поститься, а потом из года год — постись строже. И обязательно читай в эти дни Евангелие. Прп. Серафим Саровский говорил, что если Россия перестанет поститься в среду и пяток, то ждут ее голод и война. Что и случилось.

Интернет-журнал «Русская неделя»


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru