Русская линия
Русская линия16.07.2008 

Протоиерей Андрей Ткачев: «Украинские греко-католики сами не знают, кто они такие»
Сотрудник миссионерского отдела Украинской Церкви Московского Патриархата прокомментировал желание УГКЦ создать собственный патриархат

протоиерей Андрей Ткачев«Украинские греко-католики сами не знают, кто они такие. Они считают себя мостом, хотя Рим считает их тупиком, о чем Ватикан в диалогах с Православной Церковью неоднократно говорил. На самом деле, с точки зрения Рима, это политическая акция, позволяющая при сохранении обряда навязать свою догматику. Кто-то понимает это и старается беречь свои восточные корни, а кто-то не понимает. Поэтому ожидать улучшения религиозной ситуации на Украине из-за предоставления Украинской греко-католической церкви статуса патриархата никак не представляется возможным. Это родит только новые всплески эмоций. Такие „титульные“ вещи не рождают ничего в глубине. Это несерьезно для взрослого человека», — заявил в интервью «Русской линии» сотрудник Синодального отдела религиозного образования, миссионерства и катехизации УПЦ МП, член редколлегии журнала «Отрок.ua», настоятель храма преподобного Агапита Печерского при медицинском университете г. Киева протоиерей Андрей Ткачев, комментируя обращение советов Ивано-Франковской, Львовской и Тернопольской областей к папе Римскому Бенедикту XVI о предоставлении Украинской греко-католической церкви статуса патриархата и о провозглашении блаженными униатских митрополита и «патриарха» Андрея Шептицкого и Иосифа Слипого.

В свою очередь, 10 июля во Львове префект Конгрегации для Восточных Церквей кардинал Леонардо Сандри на пресс-конференции в Митрополичьих палатах собора св. Юрия УГКЦ заявил, что этот вопрос принадлежит исключительно к компетенции папы Римского, сообщает Патриархия.ru. «На сегодняшнее время мы имеем прекрасную Украинскую греко-католическую церковь, Церковь, которая является живой и свободной. И важно, что главой этой Церкви является такой человек — блаженнейший Любомир Гузар, который имеет такое родительское опекунство над своими верными, над епископами. блаженнейший Любомир, в соответствии с каноническим правом, будучи верховным архиепископом, абсолютно приравнивается к статусу патриарха. Но следует учитывать еще один аспект, о котором говорил Иоанн Павел II: какие последствия патриархат для УГКЦ может иметь с экуменической точки зрения. Без сомнения, если наступит время, когда Бог этого захочет, патриархат будет», — уверен кардинал Леонардо Сандри.

По мнению же главы УГКЦ Любомира Гузара, греко-католический патриархат имеет «свой политический аспект, но в первую очередь — религиозный. Завершение этого уклада приведет к тому, что религиозная жизнь укрепится. Важный аспект — объединение христиан в Украине. К сожалению, некоторые говорят, что это разъединит Церкви. А нашим заданием является доказать противоположное. Показать делом, что такой уклад сегодня является чрезвычайно важным».

Протоиерей Андрей Ткачев отметил, что патриархат в католичестве и в Православии обладает разным статусом. «Патриархаты есть в униатских церквах. Введение в УГКЦ патриаршества ничего не изменит ни в управлении церковью, ни в действующем католическом каноническом праве. Греко-католики находятся в странном состоянии: у них есть желание сохранить восточный обряд и при этом быть православными, и есть желание сохранить единство с Римом, а это ведет за собой принятие католической догматики и католической экклезиологии. Здесь трудно сохранить середину: будет скольжение либо в правую сторону, либо в левую. Патриархат в католической церкви возможен, но это не будет патриархат в том смысле, в котором им обладают Поместные Православные Церкви, такие как Константинопольская, Иерусалимская, Грузинская, Русская и т. д. Там не будет таких широких прав в управлении церковной жизнью. И это, естественно, не будет церковь-сестра. Она будет одной из малых дочерей Ватикана, которая будет оглядываться на римский престол, а титулом будет пользоваться исключительно в политических целях. Украинским греко-католикам патриарший титул нужен для того, чтобы вести более равноправную борьбу с Русской Православной Церковью (борьба за души). Греко-католики наивно полагают, что патриархат сделает их самодостаточными, но Рим думает иначе. И пусть греко-католики здесь не обольщаются. А в целом, католический патриархат ни чем не отличается от католической митрополии», — заметил священник. По его мнению, создание украинского греко-католического патриархата не укрепит христианское единство на Украине, «скорее возрастут претензии греко-католиков на одну из главных ролей в решении вопросов по христианскому единству».

Говоря о намерениях Ватикана провозгласить блаженными униатских митрополита и «патриарха» Андрея Шептицкого и Иосифа Слипого, отец Андрей отметил, что «митрополит Шептицкий как выдающаяся личность двадцатого века занимает важное место в сознании и истории греко-католиков. Но вопрос блаженства — это вопрос исполнения в человеческой жизни заповедей блаженства. Соглашусь, что он является личностью масштабной, но брать с него пример как с человека добродетельного я бы не спешил. Надо присмотреться к его жизни внимательнее, сделать ее вопросом широкого обсуждения. Если его жизнь совпадет со словами Христа из нагорной проповеди, тогда покоримся истине, а если она не совпадает, или совпадает, но очень слабо, тогда же признаем, что его жизнь была наполнена вовсе не евангельским смыслом. Вообще греко-католики живут на своей волне, а Рим на своей. В каком-то смысле они мешают Риму, а в каком-то смысле и нужны Риму. По сути, митрополит Шептицкий был идеологом и практиком окатоличивания России. Поэтому этот человек для Русской Православной Церкви враждебен, он считает, что она неполна по сознанию в сравнении с Римом. И он часть своей жизни положил на то, что занимался приведением православных христиан в лоно католицизма с восточным обрядом. Насколько это говорит о его блаженстве?»

Сотрудник Синодального отдела религиозного образования, миссионерства и катехизации УПЦ МП считает, что в греко-католической церкви причисляют к лику святых или блаженных людей, «погруженных в политические интриги, занимающихся не столько делами духа, сколько делами мира сего. Это своего рода деятели сферы духа от политики. А власть, стоит заметить, мешает быть блаженным».

«Коммунистическая власть помогла греко-католикам укрепиться в мыслях о своей „святости“, ведь коммунисты подавляли всех верующих людей. Такие мученики поневоле есть во всех религиях: гнали и буддистов, и католиков, и евреев, и православных. Коммунисты невольно помогли греко-католикам ощутить себя борцами за правду. У УГКЦ есть те, кто замучен коммунистической властью, а также есть те, кто был политиком от религии. Для них, все эти люди — святые. Но православный поход к святости иной. Мы с любовью всматриваемся в образы тех людей, которые ушли от мира и суеты. Таких фигур у греко-католиков не наблюдается», — заключил протоиерей Андрей Ткачев.
Русская линия


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика