Русская линия
Православие и МирСхиигумен Иоанн (Алексеев)11.07.2006 

…Хорошо, что прибегаешь к Богу о помощи в скорбные минуты
Письма Валаамского старца. Часть 3

Часть 1
Часть 2

32.

19.2.1948 г.

Христос посреди нас!

Поздравляю вас с принятием Св. Христовых Тайн. От исповеди у отца Х. получила смущение; что делать, потерпи, не унывай. Белое духовенство всегда как-то требует от монашествующих строгих подвигов; в сущности, инок отличается от мирян только безбрачием, а в остальном и миряне должны и обязаны жизнь вести такую же, т. е., по заповедям. Заповеди Господни общие для всех. Иноки удалились от мира именно для того, чтобы удобнее исполнять заповеди Господни. В данное время, конечно, монастырская жизнь потекла по другому руслу, по причине мировых событий. Ревнующим о духовной жизни приходится приспосабливаться к этой жизни внешне, а более всего надо обратить весь свой труд на внутреннее делание. Св. Апостол Павел говорит: «Телесное бо обучение вмале есть полезно, а благочестие на все полезно есть» (1 Тим. 4, 8).

У святых отцов я нашел три пророчества о последних иноках, а епископ Игнатий Брянчанинов полагает, что мы последние иноки. «Последние иноки иноческих дел не будут иметь; постигнут их искушения и напасти, и которые иноки перетерпят их, таковые будут выше нас и отцов наших». Конечно, мир этого не может знать, ибо он знает и любит одну только внешнюю показность.

Спрашиваете, как вам поститься? Слово о посте очень пространное. Я напишу кратко. Мы должны иметь послушание Церкви, что она заповедала исполнять в точности. Если по немощи, как человецы, что не исполним, — укорить себя и каяться. Св. Диодох пишет: «пост, как орудие благоустрояющее, хотящих к целомудрию, иметь цену, но не перед Богом». Св. Церковь воспевает на 1-ой неделе великого поста в понедельник вечером: «истинный пост есть злых отчуждение, воздержания языка, ярости отложения, похотей отлучения, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение пост истинный есть и благоприятный». Ученый муж, величайший аскет, преп. Кассиан, пишет так: «ибо если мы будем поститься на том основании, что будто грешно употреблять пищу, то не только не получим никакого плода от воздержания, но еще, по апостолу, подвергнемся тягчайшему обвинению за нечестие, потому что будем удаляться брашен, которые Бог сотворил для ядения с благодарением верным и познавшим истину; ибо всякое создание Божие хорошо и ничего не гнусно, если приемлется с благодарением (1 Том. 4,3); ибо кто что считает скверным, тому то и скверно (Рим.14, 14). Потому никто не был осужден за одно употребление пищи, и если ядущие осуждаются, то это потому, что с употреблением пищи соединяется, или последует за оным предосудительное.

Относительно богатых людей, которые не хотят платить вам деньги, умудряйся сама, и с Божией помощью решай на основании Святого Писания. Умудри вас Господи. Напрасно себя смущаете и думаете, что есть у вас какой-либо грех неисповеданный. Смертные грехи только те, которые сознаете и не каетесь.

Еще пишете о снах, что читали у святых отцов: «если повторяется, то это правильный сон». — снам верить не надо. Преподобный Варсонофий Великий пишет: «Тот, кто один раз явился ложно, может сделать еще и три раза и более» (ответ 415). Посылаю выписки о сновидениях. О кресте, виденном вами во сне, пугаться не надо или ждать каких-либо скорбей. Верь что без Божией воли ничего с нами не может быть. Вы все пугаетесь и ждете каких-то неприятностей. Этот ваш страх телесный, есть крест ваш, помоги, Господи, нести его терпеливо. Хорошо, что уклонилась от осуждения Х. Помоги ей Господи, ибо ее годы скользкие.

Вычитывание акафистов и 600 молитв хорошо, только чтобы было не на ветер, а внимательно.

Ненависть к Х. и ее родным — старайтесь с Божией помощью искоренить эти неприятные чувства.

Поздравляю со светлою Четыредесятницею, помоги, Господи, провести оную в христианском благочестии.

33.

14.4.1948 г.

Мир ти и Божие благословение!

Не унывай, бодрствуй, молись Господу и проси Его помощи. Если когда и грубенько скажешь Х-у, — что делать, не малодушествуй. Ведь ты не ангел, человеку свойственно и разгневаться; все же старайся нести ее немощи и Господь понесет твои немощи. Не смущайся, что нападают иногда помыслы плотские, это естественно; одна благодать Господня, только может освободить от них, однако знаю — они будут напоминать о себе даже до гроба, и старость несвободна от них.

Да, духовная жизнь сложная, она требует глубокого смирения, рассудком ее не поймешь, а постигается только опытом; кто старается жить по совету святых отцов. Если кто спросит у тебя совета, отвечай что знаешь, но предварительно помолись внутренне и расположись на волю Божию, говори просто, не мудрствуй, не старайся повлиять; если на пользу, благодать Божия это сделает. Х. духовно младенец; ее надо кормить молоком. Что она говорит, выслушивай терпеливо: когда она все выскажет, ей сделается легче. Скажи ей, чтобы она не обращала внимания на других и не следила бы за их недостатками, ибо каждый человек сам за себя даст ответ Богу; пусть они сами разбираются в своих делах. Такой заповеди нет, чтобы требовать от других любви и исправной жизни. Пусть позаботятся о других те, кто поставлен на это промыслом Божиим.

34.

30.05.1948 г.

Письмо ваше содержательно, писано от чувств, я получил своевременно и прочел с любовью. Благодарение Господу нашему Иисусу Христу, что он по своей милости освободил тебя от тяжести твоего внутреннего смущения, и эта помощь была по вере твоей, а не от меня грешного, многосплетенного разными грехами. Хорошо, что прибегаешь к Богу о помощи в скорбные минуты, ибо душа наша сотворена по образу и подобию Божию следовательно только в Боге и можем получать помощь и утешение в скорбные минуты.

Знай, что без скорбей нам не прожить. Господь сказал, что в мире скорбеть будете. Не было бы скорбей, не было бы спасения, говорят святые отцы. Господь избрал на проповедь св. Пророков и св. Апостолов, однако скорби не отнял от них, а Господь наш Иисус Христос совершенный Бог и совершенный человек (кроме греха) скорбною жизнью жил на земле. От сотворенного Им человека терпел укорение, поношение, презрение, насмешки, побои, даже до позорной смерти распятием. Советую тебе, не унывай, терпи, молись и старайся быть мудрой, как змея, и кроткой, как голубь, от Матф.10,16. Если будешь прибегать к Богу, Он по Своей милости и умудрит тебя, и даст голубиную кротость.

Вот мой совет твоему мужу: пусть он покрепче положит начало в своем сердце, чтобы больше не пить вина, и помолится Богу о помощи, ибо Господь слышит каждого человека; пусть в этом не сомневается; а одни наши усилия без Божьей помощи слабые. Алкоголь всегда льстит и обманывает, начинаешь пить для веселья, а в результате получается душевный недуг, томление и телесная болезнь, это я знаю опытом. Помоги ему Господи избавится от алкоголя. Пусть не пьет, слюбится, тысячу раз слюбится ему.

Не советую тебе мечтать о монастырской жизни. Господь ведет тебя в вечную жизнь мирской супружеской жизнью, умудряйся жить ради Христа в семейной жизни, и Господь видит твое произволение, поможет тебе спастись и в семейной жизни, в этом не сомневайся. Преп. Макарий великий приводит пример двух женщин, угодивших Богу; они пришли в совершенство духовной жизни, были даже выше отшельников. У них было желание проводить жизнь в монастыре, а по некоторым причинам имели мужей. Господь, видя их произволение угождать ему в монастыре, помог им спастись, живших семейною жизнью. В данное время жизнь в монастырях не такая, как вам рисуется, и вы по своей неопытности в духовной жизни, можете только соблазниться монастырскою жизнью.

На этих днях ходил я пешком в женский монастырь, от нас 14 километров; ночевал там, посмотрел их житие, бытие, труд огромный, питание скудное; помоги им Господи, они уже закалены в такой жизни, а вновь поступающим в монастырь едва ли будет вместимо.

Убывает наше братство, может быть уже за спиной стоит смерть пишущаго эти строки, и скоро подкосит мою жизнь. Господи, помилуй меня грешного, и имиже веси судьбами избави от вечного мучения.

Аминь!

35.

3.1.1949 г.

Господи, благослови!

Прочел твое письмо, все понял, перечувствовал, не скрою, и поплакал. Слава Богу, тяжелое время пережила. Не смущай себя, как перестроить свою жизнь, расположись на волю Божию и молись, время постепенно перестроит. Хорошо, что поминки не устраивала, без поминок довольно было тебе хлопот.

Конечно, тебе тяжело было видеть и переживать кончину своей дорогой мамочки и раньше не приходилось тебе присутствовать у умирающих. Однако, кончины бывают разные. Игумен Маврикий Валаамский, боролся со смертью 40 дней, а иеромонах Иереней 60 дней, вчера похоронили монаха 74 лет, скончался скоропостижно; до обеда работал, после обеда остался один в келии, пришли в келию, а он лежит у стола, душу отдал Богу.

Человек не умирает, только переходит в другую вечную жизнь. Тело из земли, в землю и пойдет, а душа от Бога к Богу и пойдет.

А там уже Его святая воля, куда определить, по делам каждого на вечную жизнь. Буди Господи милость Твоя на нас, якоже уповаем на Тебя. Вычитываний много не набирай на себя, старайся, чтобы на работе была исправна; если время позволит, прочти главу Евангелия, апост. посланий и кафизму, или даже одну славу, Святое Писание важнее канонов.

Храни тебя Господи.

36.

3.4.1949 г.

Христос посреди нас!

Малодушные минуты бывают не у тебя одной, все люди испытывают эти тяжелые минуты, иногда бывает хоть в голос кричи. О судьбах человеческих в загробной жизни, мы не можем решать, — Его воля. Однако, я не сомневаюсь в спасении православной верующей души, но степени блаженства, конечно, по заслугам каждого человека. Как св. апостол сказал: «Славы разные, иная слава солнцу, иная слава луне и иная слава звездам». Если какая грешная душа попадает в ад, св. Церковь замаливает за такую душу и Господь освобождает ее из адовых уз. Я, грешный, верую в церковные молитвы.

По Божией милости я здоров. Храни тебя Господи!

37.

12.1.1949 г.

Христом посреди нас!

Твое письмо я получил и спешу ответить. Не отчаивайся не унывай успокойся. «Грех и беда с кем не была», говорит русская пословица. Фарисеи привели ко Христу взятую в прелюбодеянии женщину, и говорят ему: «учителю, что повелиши сделать с ней» (прочти от Иоанна в Евангелии 8,3−11).

Боже упаси тебя уходить от мужа, терпи и молись, Господь по Своему милосердию поможет вам пережить эту неприятность. Муж твой очень смирился, плачет и просит прощения, ты по заповеди Божьей прости его, и никогда не укоряй его, и не напоминай ему об этом искушении. Довольно ему стыда и позора, когда застала его на месте преступления, это очень тяжело переносить ему, помоги ему Господи. Не печаль его, а старайся показывать ему веселый вид, ты этим облегчишь его терзание душевное. Св. апостол говорит: «друг друга тягость носите, и так исполните закон Христов». Если так поступишь тогда молитва у тебя чище пойдет. Святые отцы пишут: «покрой грехи ближнего, Господь и твои покроет». Конечно, это с ним случилось в пьяном виде, подобное тоже случилось с праведным Лотом, в пьяном виде согрешил со своими дочерьми. Прочти в Библии 1-ю книгу Бытия, гл. 19, стихи 30−38.

По прочтении твоего письма, сразу и написал это письмо. Прости за краткость письма. Эта наша земная жизнь, действительно житейское море, и кораблику нашему приходиться переживать разные невзгоды, так и жди, когда выкинет. Однако же, не надо унывать, с Божией помощью будем стараться переплывать это море, и достигать тихого пристанища царства небесного.

Вам сочувствующий и молитвенно с вами.

38.

24.1.1949 г.

Радует меня, что у тебя есть стремление о едином на потребу, старайся духа не угашать. Брачный союз не должен тебя смущать, ибо он Богом благословен, однако старайтесь друг друга тяготы носить и также исполнять закон Христов. Умудри вас Господи!

Конечно, мир требует свое: труды, хлопоты и заботы, иначе и быть не может, если при этом имеем память Божию — и довлеет с тебя; по мнению святых отцов молитва или память Божия одно и то же. Если время когда найдется, хорошо прочесть сколько нибудь в Евангелии, в апостольских посланиях, и размышление о временной сей юдоли — плачевной жизни, о смерти и о будущей вечной жизни. Господи, помилуй! Страшно и подумать, конца нет. Хотя здесь бывает иногда и очень тяжело, все мы бедные кряхтим под тяжестью разных скорбей, однако они изменяются, а там никаких перемен не будет.

«Страшишься своего недостоинства и множество отступлений». Не забывай, Господь Иисус Христос принял нашу плоть, и был совершенный человек — кроме греха, — не для праведных, а для грешных. Слава, Господи, милосердию Твоему. Господь знает нашу немощь, дал нам врачевство покаяния. По закону духовного ведения, чем больше человек преуспевает в духовной жизни, тем более видит себя грешнее. Св. Петр Дамаскин пишет: «Если человек увидит свои грехи, аки песок морской, и это знак здоровья души». При этих чувствах отчаянию нет места, а наполняется душа умилением и любовью ко всем живущим на земле. Блаженны подобные люди, которые приходят в такое состояние, оно дается от Бога за глубочайшее смирение и называется бесстрастием.

39.

5.3.1949 г.

Христос посреди нас!

Хорошо иногда вспомнить прошлые свои грехи, ибо от этого рождается смирение, а когда от воспоминаний прошлых грехов приходит отчаяние, тут уже явно враг старается возмутить душу, не слушай его, успокойся, не мятись, не унывай, старайся молитвой отогнать подобные возмутительные мысли. Дух Cвятый говорит через пророка Иезекииля: «если грешник обратится от грехов своих, то не помянутся ему грехи его». Господь не хочет смерти грешника. Так и живи для семьи, будь мудра, как змея, а кротка, как голубь, а о внутренней своей жизни умолчи, да они и не поймут тебя. Если когда споткнется твой муж, потерпи, не смущайся, но усерднее молись, вспомни и ты ведь спотыкалась.

Я вас всегда вспоминаю в своих молитвах, и вас прошу меня не забывать. Господь Своею милостью да поможет вам и делам вашим.

40.

30.3.1949 г.

Пишешь, что у тебя духовно не ладится, «Чего-то не хватает, наверно нет веры и любви к Господу». Враг рода человеческого смущает тебя, чадо, не слушай его, у тебя есть вера и любовь к Богу и страх твой неправильный, ибо он от самомнения. Живи так, как живешь, много не задумывайся; все же как видно следишь за собой и желаешь исправиться, и такое желание половина спасения, что еще тебе надо?

Начиталась святоотеческих книг и не можешь их понять, вот и смущаешься: есть разум — надо рассуждать и сообразоваться с условиями жизни. В духовной жизни три степени: новоначальных, средних и совершенных. Знай, ты новоначальная, а лезешь в средние и совершенные: успокойся, старайся иметь память Божию и Господь поможет тебе.

42.

9.8.1949 г.

Письмо твое и деньги 100 — я получил. Деньги передал в монастырь, а письмо посылаю Х. А тебе раба Божия не советую очень тужить о своей крестнице и считать ее уже погибшей. Господь Иисус Христос снишел с неба на землю и принял нашу плоть человеческую не ради праведных, а ради грешных. Фарисеи почивали на законах, но не жили сами по закону, и не могли понять Иисуса Христа истинным Богом, преследовали и осуждали Господа — говорили: «Друг грешникам, ибо пьет и ест с мытарями», осудили грешницу и привели к нему; но Господь оправдал ее (Ев. от Иоанна 8, 3−11).

Знай, что мы не мудрее Соломона и не кротче пророка Давида, и не ревностнее апостола Петра. Смотри в Библии 3-ью книгу Царств 11-ая глава; еще 2-я книга Царств глава 11-ая, Еванг. От Матф. 26, 45. Вот Господь по Своему милосердию милует и прощает грешных, и ты сама грешная, хочешь ругать свою крестницу; ей и так тяжело, а ты еще хочешь прибавить тяжести. Святые отцы очень милостиво обращались с грешниками, они говорили: «если увидишь грешных, прикрой своей одеждой, уйди и не осуждай их».

Много примеров и советов мог бы привести из Святого Писания и от святых отцов, но думаю довольно и этого, что написал. Вспомни сама свои молодые годы, как тогда трудно было воздерживаться от подобных естественных грехов. А теперь стала старушка и забыла прежние годы, и строго осуждаешь молодых. Молись за нее, обращайся как можно с ней ласково, с таким обращением не погрешишь. Я посылаю ей 500 мар., Потрудись передать ей. Призываю на вас Божие благословение, с любовью во Христе.

43.

13.8.1949 г.

По Божией милости, я здоров; а ты стала болеть головой, что делать, приходится подчиниться воле Божией: все наши болезни случаются с нами не без Божией же воли.

Вот какой твой Х. малодушный оказался, а из военных, военные ведь должны быть мужественнее! Да, без веры в Бога мужества не может быть, ибо человек сотворенпо образу и по подобию Божию. Хоть атеисты и мужественные есть, но их мужество ненормальное, болезненное, от отчаяния, от гордости и от тщеславия. Вразуми их Господи.

Будь здрава и хранима Богом. В молитве не унывай, хоть и рассеянная, все же принуждай себя.

44.

18.9.1949 г.

… О кипении в сердце, рассмотри причину внимательно. Ты себя называешь худой и никуда негодной, наверно, такая и есть; но последи за собой, когда кто повторит твои слова, что тогда почувствуешь?

Ты испытывала страх после смерти умершей Х.; это было от ее нерасположения к тебе. Св. Церковь верует: души умерших, трое суток ходят по всем местам, где она жила, и когда она приходила к тебе, вот ты и испытывала страх. Ты пугаешься, какая кончина постигнет тебя; конечно, страшновато умирать, боязнь смерти свойственна всем человекам, пишет Лествичник (слово 6 «О памяти смерти» 3 глава), а отчаяние и уныние уже от врага, не слушай его внушения, прочти в Отечнике в конце 126 главы изречения старцев, которых имена не дошли до нас.

Православные богословы решительно сказали о спиритизме: «бесовское явление». Св. апостол Павел сказал: «Сам сатана принимает вид ангела света (Кор. 2, 14). О бесовских явлениях в виде ангелов прочти в тех же изречениях св. Старцев гл. 134, 135, 136, 110, 158. Как же можно верить, что является Х. Это явная прелесть бесовская. Если сатана является в виде Cпасителя, Ангелов и Святых, значит может явиться и в другом виде, только сатана никак не может представить креста, прочти у св. Варсанофия 413 ответ.

Храни тебя Господь, духовное мое чадо.

45.

2.2.1950 г.

«Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго».

Доброго здравия, боголюбивейшая раба Божия!

Ты все еще не научилась вести брань со врагом рода человеческого. Приступил к тебе со своими хитрыми кознями, и ты, чуть ли не в отчаяние падаешь. Успокойся и не смущайся; это враг наносит тебе воспоминания о прежних погрешностях; их не надо принимать, просто не обращай внимания, вот, что пишет пр. Марк подвижник: «Прежние грехи, будучи воспоминаемы по виду, вредят благонадежного. Ибо, если они приносят с собой печаль, то удаляют от надежды, а представившись без печали, влагают внутрь прежнюю скверну». А пр. Авва Дорофей сказал: «если страсть тревожит нас, то мы не должны этим смущаться; ибо смущаться дело неразумия и гордости».

Больше всего бойся гордости, ибо за гордость первая денница стал сатаной, и для него Господь уготовил вечную муку. Когда враг вносит помыслы самохваления — тогда только надо припоминать прежние грехи, чтобы смирить себя. Как сказано в Отечнике: один подвижник, когда враг станет бороть его помыслами самохваления, тогда говорит себе: «Старик! Посмотри на свой блуд». А в прежних твоих поползновениях, Бог простит тя чадо, будь спокойна.

Ты стала прихварывать, что делать? Расположись на волю Божию: болезни напоминают нам о переходе в вечность. Желаю тебе телесного здоровия и душевного спасения, храни тебя Господи.

http://www.pravmir.ru/article_1140.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru