Русская линия
Русская неделяСвященник Вадим Коржевский11.07.2006 

Употребление Псалтири новозаветной Церковью

Священная книга Псалтирь содержит в себе 150 богодухновенных песней ветхозаветного богоизбранного народа Божия, называемых еще псалмами. Книгу псалмов стали называть Псалтирью из-за употребления древнего музыкального инструмента с таким названием при пении псалмов. Это название закрепилось за сборником псалмов, хотя самого инструмента уже нет.

По своему содержанию Псалтирь является молитвенно-учительной книгой. Как первоначально, так и ныне псалмы употребляются для молитвы и назидания. Причем, назидает Псалтирь не столько изложением различных нравственных предписаний, сколько изображением самой жизни по этим предписаниям.

Здесь уроки благочестия преподаются на примерах благочестия. И поэтому, как говорит св. Афанасий Александрийский: «Желающий может из этой книги, как с картины, заимствовать образец, ясно представить оный в душе и отпечатлеть самого себя в том виде, как в ней описано». По мнению Святых Отцов Православной Церкви, в Псалтири изображены все состояния духа и описаны все движения ума и сердца. Кроме того, она содержит достаточно подробное догматическое учение и может служить не только для спасения от различных убийственных душевных состояний таких как уныние, беспокойство, отчаяние и т. п., но и для спасения души через веру в Бога. По словам св. Василия Великого: «Здесь есть совершенное богословие, предречение о пришествии Христовом во плоти, угроза судом, надежда воскресения, страх наказания, обетования славы, откровение таинств. Все, как бы в великой и общей сокровищнице, собрано в книге Псалмов, которые из многих музыкальных орудий Пророк приспособил к так называемому псалтирю». По этой причине Псалтирь введена в состав церковного богослужения. В ней все чисто, свято и не омрачает ни единым помыслом или движением души святости Того, к кому возносятся молитвенные воздыхания. Употребление псалмов при молитве освятил Своим примером Сам Иисус Христос. На пасхальной вечери после праздничной трапезы, как сказано, Господь с учениками Своими «воспевше, изыдоша в гору Елеонску» (Мф. 23, 30). Как это и было в обычае у евреев, они, идя в гору Елеонскую, пели 115 — 118-й псалмы. И во время крестных страданий Господь молитвенно возопил ко Отцу Своему словами псалма: «Боже, Боже Мой, вскую оставил Мя еси» (Пс. 21, 1).

Прибегали к псалмопению и святые Апостолы. Они же заповедали псалмопение всем христианам для молитвенного собеседования с Богом и духовного просвещения. «Паче исполняйтесь духом, — говорили они, — глаголюще себе во псалмех и пениих и песнех духовных: воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви» (Еф. 5, 18−19) и «во всякой премудрости учаще и вразумляюще себе самех во псалмех и пениих и песнях духовных» (Кол. 3, 16). «А егда сходитеся для совместного богослужения, кийждо вас псалом имать, учение имать, язык имать, откровение имать, сказание имать: вся же к созиданию да бывают» (1 Кор. 14, 26).

Из-за употребления Псалтири при богослужении появились такие названия псалмов как предначинательные, вечерние, утренние, псалмы шестопсалмия, хвалитные, часовые и т. п. Целые псалмы и отдельные стихи (прокимны) входят в состав всех служб церковных, общественных и частных.

Замечательной является традиция употребления Псалтири при погребении умершего. Еще в древности над умершими до их погребения пелись псалмы. Так, св. Григорий Нисский вспоминает, что над телом усопшей его сестры св. Макрины в течение всей ночи пелись псалмы Давида.

С IV века это входит в обычай. Псалмы пелись над умершим в утешение родным и для молитвы ко Господу за упокой души усопшего. Как говорит св. Иоанн Златоуст об употреблении псалмов при гробе усопшего: «Не славословим ли и не благодарим ли мы в них Бога за то, что Он увенчал отшедшего, избавил его от трудов, освободил от страха, водворил его у Себя? Не для того ли псалмы?».

На Руси же издревна существовал обычай чтения Псалтири над умершим не только до его погребения, но и после — в продолжение сорока дней. И ныне этот обычай существует среди православных верующих, которые молятся о упокоении своих родных и близких словами псалмов. В так называемой следованной Псалтири имеется даже особый устав совершения чтения псалмов над усопшим. Читается Псалтирь над умершим главным образом потому, что псалом, как говорит св. Василий Великий, есть «убежище от демонов, вступление под защиту ангелов».

Но если для усопших Псалтирь — это убежище, то для живых, по слову того же св. Отца, «она есть общая сокровищница добрых учений и тщательно отыскивает, что каждому полезно… Для новоначальных — это начатки учения, для преспевающих — приращение ведения, для совершенных — утверждение… Это мудрое изобретение Учителя, устроившего, чтобы мы пели и вместе учились полезному».

Чему же учит Псалтирь? — Добродетелям. Из нее познается «величие мужества, строгость справедливости, честность целомудрия, совершенство благоразумия, образ покаяния, мера терпения и всякое из благ, какое не наименуешь». И не случайно на Руси детей обучали грамоте по Псалтири. Изучая буквенный алфавит, ребенок усваивал параллельно и азы добродетельной жизни.

Псалтирь вообще была любимой книгой на Руси. Она сопровождала жизнь и монахов, и мирян. В житии преподобного Феодосия Печерского сказано, что он постоянно «пел усты тихо Псалтирь» во все время своего нехитрого рукоделия. А св. князь Борис, согласно сказанию летописца, когда узнал, что его собираются убить, начал петь псалмы из шестопсалмия, говоря: «Господи, что ся умножиша стужающии ми, мнози восстают на мя…» По смыслу эти псалмы как нельзя более подходили к данному моменту, ибо в них изображается душа, которая возлагает все свое упование на Бога в скорбных обстоятельствах.

Если рассмотреть псалмы, входящие в состав шестопсалмия, то мы увидим, что первый его псалом (в Псалтири — 3-й) написан Давидом в то время, когда он убегал от Авессалома, сына своего, восставшего на него из-за царского престола. Видя многочисленность своих врагов, царь Давид, сознавая свою невиновность, взывает в недоумении: Господи, что так умножились притесняющие меня? Многие восстают против меня, многие говорят о мне: не получит он спасения в настоящей опасности от Бога, на которого надеется. Но вопреки этим утверждениям он выражает непоколебимую веру в Бога и взывает к Нему так: Ты же, Господи, будешь моим заступником, прославишь меня и дашь мне смелость и силу поднять голову свою, склонившуюся под тяжестью горя. В такой надежде он и спать ложился, и вставал, и не боялся многочисленности своих врагов.

Следующий псалом (в Псалтири — 37-й) описывает успокоение Давида от житейских несчастий, которые случались с ним из-за собственных грехов.

Третий псалом шестопсалмия (в Псалтири — 62-й) написан Давидом в то время, когда он скрывался от Саула в пустыне иудейской. Скитаясь по пустыне, он все же сохранял ту же любовь к Богу, которую имел во время своего довольства в Иерусалиме, потому что для него милость Господня была дороже всякой роскошной и славной жизни.

Четвертый псалом шестопсалмия (в Псалтири — 87-й) учит всю надежду возлагать на Бога в любых скорбных обстоятельствах. Здесь же Святые Отцы усматривают и пророческое указание на страдания Спасителя нашего за грехи наши.

Пятый псалом шестопсалмия (в Псалтири — 102-й) побуждает благодарить Бога за благодеяния, а шестой (в Псалтири — 142-й) представляет собой молитву каждого человека об избавлении от врагов видимых и невидимых.

Как видим, совсем не случайно св. князь Борис стал читать псалмы шестопсалмия при виде посланных его погубить. Этим доказывается, что Псалтирь нашими предками употреблялась не бестолково и как попало, а осмысленно и сообразно с обстановкой. Очень часто псалмы служили для христиан приятным отдохновением и употреблялись вместо светских песен, развлекая и назидая одновременно. Как еще в IV веке св. Василий Великий свидетельствовал, что «стихи из псалмов и в домах поют, и на торжищах возглашают», так как они часто служили «успокоением от дневных трудов».

И его родной брат, св. Григорий Нисский, также утверждал, что «путешественники и плывущие морем или провождающие жизнь сидячую за каким-либо занятием, вообще все мужчины и женщины всякого состояния, здоровые и больные, — почитают потерею для себя, когда в устах своих не имеют возвышенных поучений Давидовых. Даже на пиршествах и брачных торжествах принимают веселящиеся любомудрие Давидово».

Ввиду полезности и душеспасительности своей Псалтирь почиталась Святыми Отцами столько же необходимой для души, как свет солнечный для тела. В начале следованной Псалтири приводится такое свидетельство. Когда однажды у св. Иоанна Златоуста спросили: «Добро ли есть оставить Псалтирь?». На что он ответил: «Уне (лучше) есть солнцу престати от течения своего, неже оставити Псалтирь: вельми бо есть полезно еже поучатися псалмам, прочитывати прилежно Псалтирь».

Набожный наш народ, претерпевавший много невзгод и неурядиц, возлюбил псалмы за то, что они отвлекали его взоры от тягот и скорбей временной жизни и обращали его туда, «где несть печаль и воздыхание…».

Не последовать ли и нам примеру наших предков и в наши столь беспокойные времена?!

Интернет-журнал «Русская неделя»


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru