Русская неделя | Вера Абраменкова | 08.06.2006 |
Какова социальная ситуация развития современного детства в России? Сегодня в России детей от 0 до 18 лет — 23,3% от населения страны. По мнению международных и российских ученых, экономистов, аналитиков, дети — это прежде всего будущий человеческий капитал, дети — это ценный ресурс любой страны. Наша страна богата — у нас и газ, и нефть, золото, платина, алмазы, но самый ценный ресурс страны — это дети. Они определяют будущее страны, будущее России.
Каково же состояние этого ресурса на сегодняшний день? Современная социальная ситуация развития в современной России по всем трем основаниям трехсоставной структуры человека, т. е. его телесности (физических характеристик), его душевных проявлений (психологических) и его духовного бытия может быть сформулирована не просто как кризис, а как определенная деморализация сознания всего детства. Об этом говорят и педагоги, и властные структуры. Я ограничусь только некоторыми цифрами. Россия сейчас выбирается на 1 место в мире по детскому пивному алкоголизму, и врачи со мной согласятся, что пивной детский алкоголизм становится главенствующим во всех, пожалуй, пристрастиях ребенка. Наша страна в прошлом году, по данным ВОЗ, заняла 1 место в мире по детскому подростковому табакокурению. Наша страна удерживает уже несколько последних десятилетий 1 место в мире по детоубийству — абортам. И наконец, наша страна занимает одно из первых мест в мире по детским самоубийствам. Дети уходят из жизни, начиная с 6 лет, иногда они уходят вместе с другими детьми, иногда это просто какая-то повальная эпидемия, как, например, в Краснодаре три года назад или в Балашихе Московской обл. Причины этих фактов ищут в экономической сфере, в сфере психологии, психиатрии, но специалисты уже говорят, что это прежде всего духовная сфера — сфера, которая формируется нами, взрослыми. Это мы сообща своими действиями или своим бездействием способствуем этим чудовищным фактам и этой страшной на сегодняшний день российской действительности. Мы занимаем не как раньше первые места в мире по детскому интеллектуальному творчеству, а вот по этим параметрам. Здесь говорили о средствах массовой информации, я как психолог могу совершенно точно подтвердить, что все больше и больше приходится говорить об экранной зависимости ребенка, о его телемании, компьютеромании и интернетмании. Это наш человеческий будущий ресурс.
Ваш земляк, национальный гений России Д.И.Менделеев в свое время написал замечательную работу о будущем России. Он провел анализ Первой переписи населения России, которая прошла в 1897 г. Тогда 128 млн. человек жило в России. Проведя очень серьезные исследования, он дал определенную перспективу развития России до 2025 года. По его расчетам, учитывая эпидемии, войны и т. д., в 2000 г. в России должно было бы жить 594, 3 млн. человек. А к 2026 г. — 1млрд. 282млн. человек. Если сравнивать с переписью населения 2003 г., которая обозначила цифру в 147 млн. человек в России, то потери человеческого ресурса страны, демографические потери в 20 веке составили огромную цифру — 430 млн. человек.
Какова же перспектива нашего развития, нашей жизни? По данным исследований международных организаций по народонаселению, в России к 2050 г. демографические потери составят 33 млн. человек. При этом число детей младше 15 лет сократится с 26 до 16 млн. человек. Следовательно, налицо катастрофическое старение нации. Наш Президент в одном из выступлений сказал: «Через 15 лет нас будет меньше на 22 млн. Просто задумайтесь — это седьмая часть населения России. Если текущая тенденция сохранится, мы столкнемся с прямой угрозой существования нации». Хочется задать вопрос — неужели таково наше будущее, будущее России?
И все-таки мы сегодня говорим о духовно-нравственном воспитании современного детства, потому что именно в этом заключается возможность преодоления этих сложных и катастрофических тенденций, о которых я говорила. Каким образом культура транслирует смыслы и ценности ребенку? Конечно, через образование в широком смысле, через СМИ, через учебники, программы, через те законы, которые принимаются на разных уровнях, начиная от международных и заканчивая отраслевыми и региональными в области детства. Анализируя эти программы, можно сказать, что не туда они ведут, потому что известно — в учебнике по современным цивилизациям можно прочитать, что от духа нации, от его внутреннего стержня, духовного потенциала зависит не просто выживание, а его процветание. Уничтожение этого духа, расщепление его действительно влечет к гибели, прежде всего детей. В данном случае интеллектуализация, рассудочность не характерна для русской ментальности. Она навязана нам западным образом мыслей, жизни. Она безусловно не дает того объединения, той соборности, которая всегда была характерна для России в самые трудные моменты ее истории. Многие программы, а практически все, говорят об иморальности, т. е. о толерантности как принятии всего и вся. Национальные меньшинства безусловно должны быть приняты и в истории России всегда была веротерпимость, русские люди всегда отличались незлобивостью, но о какой толерантности можно говорить, когда смешано добро и зло? «Добро и зло — все стало тенью», — писал Пушкин. Вот сейчас мы переживаем такое состояние. Родители совершенно дезориентированы — что хорошо, что плохо. Они оказываются в ситуации людей, которые идут на поводу у мира сего, они смотрят вместе с детьми порнографические фильмы, они не дают никакой нравственной оценки явлениям, которые происходят и которые видит ребенок, проявляют при этом толерантность. Ребенок свободен, безусловно. Свободен в выборе, но он свободен только тогда, когда он понимает, что стоит за тем и за этим. Случается, что сейчас ребенок не понимает, идет просто на поводу. Наш великий философ Владимир Соловьев сказал интересную фразу, которую разработчики концепции толерантности забывают о том, что истина нонтолерантна. Можно быть веротерпимым, на вкус и цвет товарищей нет, но истина нонтолерантна. Есть что-то, что невидимо, что является стержнем, проходящим через всю культуру людей, культуру страны, нации. Вот об этом забывать нам нельзя. И понимать границы этой толерантности. И задача наша, воспитателей, педагогов, родителей заключается в том, чтобы понимать конечные цели воспитания.
Но вот, в контексте православной культуры, между прочим наша страна с точки зрения законодательства, допустим, европейского монокультурна. С точки зрения, например, Франции, потому что 80% россиян считают себя православными. В дружественной нам Финляндии, где всего 1 млн. православных людей, Православие является государственной религией. Это не какая-то банановая республика. Это развитая страна, и она имеет такое законодательство. Поэтому когда мы прячемся за термин «демократия», мы забываем о многих вещах, связанных и с историей нашей страны, и с ментальностью, особым духом, особым взглядом на мировые процессы русской нации и в частности в образовании. Если для европейца предмет рассматривается, изучается, то русским ребенком он прежде всего созерцается. Это ведь очень большая разница. И мы не можем это не учитывать, мы должны это учитывать.
Поэтому можно было бы сформулировать цели и результаты духовно-нравственного развития ребенка, его воспитанности, например, таким образом. Что такое духовно развитый и воспитанный человек? То есть какова конечная цель воспитания, кого мы хотим вырастить? Эти цели почему-то не ставятся ни Министерством образования, ни концепциями образования и воспитания. Так вот воспитанный человек — прежде всего, видимо, представляет собой ответственного гражданина, добропорядочного семьянина и благочестивого христианина.
Хотелось бы высказать убеждение мое и моих коллег, что битва за Россию в конечном счете происходит в учебных классах и университетских аудиториях и от нас всех, от тех, кто имеет отношение к детям, зависит та формулировка, которую дал в свое время наш замечательный мыслитель и педагог Феофан Затворник. «Воспитатель должен пройти все степени христианского совершенства, чтобы впоследствии в деятельности уметь держать себя, быть способным замечать направления воспитываемых и потом действовать на них терпением, успешно, сильно, плодотворно. Это должно быть сословие, вид чистейших, богоизбранных и святых. Воспитание из всех святых дел самое святое».