Православие и Мир | Владислав Зарайский | 06.06.2006 |
Магия трёх шестёрок из Откровения Иоанна Богослова (От. 13:18) пугает слабоверных уже почти две тысячи лет, заставляя находить всё новых и новых кандидатов на расшифровку этой аббревиатуры: Лютера, Петра I, Наполеона, Ленина, Гитлера. Конца света боялись и в 1000 году, и в 1492 (7000 от сотворения мира по византийской эре), и в 1666, и в 2000. Теперь вот новая напасть, казалось бы. И поднимаются, словно пародия на христианство, полчища разноязыких кликуш, крича о наступающем царстве Антихриста и внемля в священном ужасе отнюдь не арфе Серафима1 и даже не трубе Архангела, а выкликам рекламщиков.
Ведь если и нужен Голливуду какой-то смысл в этих трёх шестёрках, то лишь в их ветхозаветном значении: «в золоте, которое приходило царю Соломону в каждый год, весу было 666 талантов золотых» (3 Цар. 10:14). Всё мое, — сказало злато2, и с ним откровенно соглашаются кинопродюсеры, режиссёры и прокатчики, ничего больше их не заботит.
Стоит ли ставить новый «Омен» в один ряд с «Кодом да Винчи» в список кощунственных произведений? Хорватские католики, сжёгшие в Манастирине съёмочную площадку «Омена» в декабре 2005, посчитали, что да, записав фильм про детство Антихриста в сатанистские. Конечно, неприятно думать, что какой-то ребёнок сознательно или полусознательно изображает Антихриста, пусть даже и в кино. Да и теология фильма слабовата (если у него таковая вообще есть): всё же для проявления свой сущности Антихристу нужно активное осознание оной, каковая в младенческом возрасте вряд ли проявится. (У английского писателя Терри Пратчетта есть пародийный роман, где рождённый Антихрист по ошибке воспитывается в нормальной, любящей семье, обзаводится друзьями и подростком вступает ради близких в борьбу с силами зла.) Впрочем, мы все глядим в Наполеоны 3…
Тем не менее, данный фильм лежит не в плоскости «Кода да Винчи» и, тем паче, «Последнего искушения Христа». Это ещё один фильм-катастрофа, один из сонма, снятых в последнее время. И если в «Армагеддоне» катастрофу нёс астероид, а в «Послезавтра» глобальное похолодание, то в «Омене» таким носителем будет мальчик-Антихрист. Ничего личного, просто «мысля гордый свет забавить» 4 это необходимо для сюжета и только.
Более того, за последние пять лет это уже третий полнометражный фильм, снятый на этот мотив в Америке. Первые два «Код Омега"(«Omega Code») и «Оставленные» («Left Behind») снимались с христианской точки зрения при поддержке местных евангельских христиан (фундаменталистского течения в протестантизме), теперь вот выходит третий фильм на ту же тему. Были в последнее время ещё и сериалы, так что скучающему телезрителю в рамках забав взрослых шалунов 5 не давали забыть основные детали Откровения, применяя всю мощь спецэффектов и компьютерной графики.
В-третьих, в последующих сериях оригинального «Омена», снятого в 1970х, христианская тема тоже присутствовала и достигла своей кульминации в финале последней серии, где Дэмиен (по сюжету Антихрист, по совместительству глава международной корпорации), своей ужасною томимый пустотой 6, падает на колени перед статуей Христа и оказывается вынужденным прошептать «Ты победил, Назареянин», тем самым ставя себя на уровень не какого-то там порождения ада, а просто ещё одного, пусть и крайне могущественного последователя Юлиана Отступника. Сколько таких богоборцев было и кануло в Лету? Так вот Дэмиен из нового «Омена» — один из них. Ещё одно ценное напоминание, что врата адовы Церковь не одолеют. И нам, малому стаду, наказано не бояться.
Если вы не поклонник мистических триллеров и не получаете удовольствие от зрелища того как за столом сидят чудовища кругом 7, то спокойно пропустим эту переделку уже когда-то снятого кино, откупорим шампанского бутылку 8 и перечтем Пушкина стихи. Тем паче, что день соответствует именно такому занятию.
Комментарии
1) А.С. Пушкин.В часы забав иль праздной скуки,
Бывало, лире я моей
Вверял изнеженные звуки
Безумства, лени и страстей.
Но и тогда струны лукавой
Невольно звон я прерывал,
Когда твой голос величавый
Меня внезапно поражал.
Я лил потоки слез нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.
И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.
Твоим огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе серафима
В священном ужасе поэт.
2) А.С. Пушкин «Золото и булат»
«Все мое», — сказало злато;
«Все мое», — сказал булат.
«Все куплю», — сказало злато;
«Все возьму», — сказал булат.
3). А. С Пушкин. «Евгений Онегин». Глава 2. 14.
Но дружбы нет и той меж нами.
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами — себя.
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно;
Нам чувство дико и смешно.
Сноснее многих был Евгений;
Хоть он людей, конечно, знал
И вообще их презирал, —
Но (правил нет без исключений)
Иных он очень отличал
И вчуже чувство уважал.
4). А. С Пушкин. «Евгений Онегин»
Не мысля гордый свет забавить,
Вниманье дружбы возлюбя,
Хотел бы я тебе представить
Залог достойнее тебя,
Достойнее души прекрасной,
Святой исполненной мечты,
Поэзии живой и ясной,
Высоких дум и простоты;
Но так и быть — рукой пристрастной
Прими собранье пестрых глав,
Полусмешных, полупечальных,
Простонародных, идеальных,
Небрежный плод моих забав,
Бессонниц, легких вдохновений,
Незрелых и увядших лет,
Ума холодных наблюдений
И сердца горестных замет.
5). А. С Пушкин. «Евгений Онегин» 10 глава
Сначала эти заговоры
Между Лафитом и Клико
Лишь были дружеские споры,
И не входила глубоко
В сердца мятежная наука,
Все это было только скука,
Безделье молодых умов,
Забавы взрослых шалунов
6). А. С Пушкин. БЕЗВЕРИЕ
О вы, которые с язвительным упреком,
Считая мрачное безверие пороком,
Бежите в ужасе того, кто с первых лет
Безумно погасил отрадный сердцу свет;
Смирите гордости жестокой исступленье:
Имеет он права на ваше снисхожденье,
На слезы жалости; внемлите брата стон,
Несчастный не злодей, собою страждет он.
Кто в мире усладит души его мученья?
Увы! он первого лишился утешенья!
Взгляните на него — не там, где каждый день
Тщеславие на всех наводит ложну тень,
Но в тишине семьи, под кровлею родною,
В беседе с дружеством иль темною мечтою.
Найдите там его, где илистый ручей
Проходит медленно среди нагих полей;
Где сосен вековых таинственные сени,
Шумя, на влажный мох склонили вечны тени.
Взгляните — бродит он с увядшею душой,
Своей ужасною томимый пустотой,
То грусти слезы льет, то слезы сожаленья.
Напрасно ищет он унынью развлеченья;
Напрасно в пышности свободной простоты
Природы перед ним открыты красоты;
Напрасно вкруг себя печальный взор он водит:
Ум ищет божества, а сердце не находит.
7). А. С Пушкин. «Евгений Онегин», гл. 5, 16.
Опомнилась, глядит Татьяна:
Медведя нет; она в сенях;
За дверью крик и звон стакана,
Как на больших похоронах;
Не видя тут ни капли толку,
Глядит она тихонько в щелку,
И что же видит?.. за столом
Сидят чудовища кругом:
Один в рогах с собачьей мордой,
Другой с петушьей головой,
Здесь ведьма с козьей бородой,
Тут остов чопорный и гордый,
Там карла с хвостиком, а вот
Полужуравль и полукот.
8). А. С Пушкин «Моцарт и Сальери»
И, полно! что за страх ребячий?
Рассей пустую думу. Бомарше
Говаривал мне: «Слушай, брат Сальери,
Как мысли черные к тебе придут,
Откупори шампанского бутылку
Иль перечти „Женитьбу Фигаро“».