Русская линия
Русская линия Сергей Чесноков23.02.2008 

23 февраля — наше новое Бородино!
Нужно ли отмечать этот праздник?

От редакции: Поскольку позиция нашего постоянного автора к.и.н. Сергея Чеснокова наверняка вызовет неприятие у части наших читателей, сразу хотелось было оговориться, что это его личная точка зрения. Но стремление найти конструктивные пути и способы решения проблемы примирения красных и белых мы приветствуем. Поэтому и публикуем его статью.

В современной постсоветской культуре сформировался такой стереотип, что 23 Февраля — это мужской праздник, своеобразный аналог женскому. Причем, сегодня уже мало кто знает, что для Красной Армии это был день ее рождения, причем, если разобраться, то вроде бы и не совсем удачный. Ведь в этот день красногвардейцы потерпели поражение от немцев, и лишь потом, уже под Псковом, поставленные на регулярную основу части сумели взять реванш, подтвердив, тем самым, что регулярная армия, построенная на железной дисциплине, должна иметь место при любой власти, а, нахрапом, по принципу — ура, закидаем шапками, ничего не проходит. Так было с санкюлотами во время революции французской, когда революционный сброд разбежался от первых выстрелов интервентов. Аналогичным образом дело произошло и в 1918 году.

Для православного сознания эти размышления оказываются сомнениями, а нужно ли вообще отмечать этот праздник? Не стоит ли от него отказаться также как и от 8 марта?

И хотя доводом против отмены праздника 23 февраля для многих является тот факт, что это деяние оскорбит старшее поколение, отменить праздник уже вряд ли удастся по абсолютно не зависящей от этого факта причине. Праздник слишком прижился среди молодежи, стал неотъемлемой частью молодежной субкультуры, наряду с 8 марта и днем св. Валентина.

Итак возникает резонный вопрос, а имеется ли у 23 февраля какой-нибудь, смысл, который делает его оправданным с точки зрения православного мировоззрения?

Автор данной статьи считает, что есть, но прежде, чем обосновать этот тезис, хотелось бы задаться вопросом, а почему у этого праздника сегодня так выхолостился его смысл?

Мне резонно скажут следующее: праздник коммунистический и вместе с отказом от коммунистической идеи отказаться следует и от «красного» праздника. Но я бы возразил: а неужели после разочарования в идее коммунизма нам не нужна стала и армия?

Кстати, забыть этот праздник пытались. В начале 90-х годов прошлого столетия когда под сурдинку о том, что это день рождения красной армии, хотели похоронить нашу армию вообще. Рассуждали по принципу — а зачем нам вспоминать про советскую армию с ее тоталитаризмом? Пусть это лучше будет день мужчин, как 8 марта — женский день.

Однако календарь это не просто консервативная, но в буквальном смысле упрямая вещь, ведь в связи с 23 Февраля неизбежно, как феникс из пепла возникает вопрос о всеобщей воинской обязанности. Ведь этот праздник только потому и может быть праздником всех мужчин, если все мужчины в России обязаны служить. Если же нет, тогда это чисто корпоративный праздник красноармейцев. Но, могут ли быть красноармейцами те, кто служит за деньги?

Попытка переакцентировать смысл 23 февраля как день славы русского оружия, а не только красноармейцев и предложить взамен что-либо иное тоже потерпело очевидную неудачу. Куликовская битва — была слишком давно, 9 мая — и так всеми любим и в дополнительном почитании не нуждается. Таким образом, 23 февраля выдержало проверку на прочность.

Но тогда волей-неволей приходится возвращаться к чисто историческим истокам праздника и честно признать, что да, 23 февраля — это день поражения и позора. А этого-то как раз и не хочется. Оттого праздник стал каким-то мутным и замыленным. Неясным.

Так может быть на самом деле именно христианское мировоззрение, именно православный подход к смыслу праздника позволит вдохнуть в него новую жизнь, восстановить истинное содержание?

Если мы православные христиане, то должны ли мы бояться воспоминаний о своем поражении? Ведь именно день позора зачастую порождает потребность в ответной реакции, заставляет работать сознание. Ведь мы чаще всего и мобилизуемся, когда получаем вызов извне. Как и в данном случае. Да, зимой 1918 года имело место жалкое поражение.

Но оно привело к тому, что на него был найден абсолютно адекватный ответ — была создана армия. И эта армия стала армией Победителей. Можно ее конечно обзывать армией победителей в Гражданской войне, но если смотреть объективно, то, очевидно, что она восстановила Государственность.

Ведь с кем воевала Красная армия? С армией Белой, которая во многом финансировалась за счет Антанты. Сейчас уже ни для кого ни секрет, что самое главное, чего боялись большевики, того что кто-нибудь поднимет знамя царизма, не произошло, а потому Белое движение, вдохновляемое идеей демократической Учредительного Собрания, оказалось обреченным на поражение. А поражение Красной Армии 1918 года — победой.

Таков может быть христианский взгляд на этот праздник.

Но тогда следующий вопрос об отношении к Красной Армии и, в частности, к ее символике. И тут, как оказывается, история хранит еще больше пищи для размышлений, поскольку, например, форма, в которую были одеты красноармейцы, была изготовлена по эскизам знаменитого нашего художника-сказочника Виктора Михайловича Васнецова в стиле древней Руси, поэтому и головной убор красноармейцев называли в те годы богатырками — за их древнерусскую шлемовидность. Ставшая впоследствии столь знаменитой форма была пошита для одного единственного парада Царской армии — для парада по Берлину (!), который хотя и не в годы I Мировой, а в 1945 году, но все-таки состоялся.

Кстати, и в календарной сетке 23 февраля тоже располагается очень удобно — оно предшествует 9 мая, то есть соблюдается все та же логика, что и в истории. Сначала, 1918 год — удар немцев по России. Затем, уже в 1945 году, — адекватный русский ответ.

Впрочем, чтобы быть абсолютно объективными, скажем и том, что именно в этой, васнецовской форме изображены мучители на иконе Новомучеников и исповедников Российских, прославленных в 2000 году на Архиерейском соборе в возрожденном храме Христа Спасителя. А потому говоря о том, что примирение красных и белых перед лицом общего врага было в 1945 году еще не окончательным, следует сказать, что, наверное, и возможно это примирение, только по молитвам новомучеников и сугубо — Царственных Мучеников.

Не им ли в 1945 году принадлежала и Победа?

В связи со всем сказанным мне вспоминается один круглый стол, который был организован в Нижнем Новгороде в 2004 году в честь 100-летия Цесаревича Алексия. Назывался этот круглый стол «Работа с молодежью — опыт регионов» и проходил при стечении нижегородской монархической общественности и гостей из Москвы во Всемирной академии самбо в городе Кстово Нижегородской области.

В ходе обсуждения на этом круглом столе столкнулись противоположные принципы. С одной стороны, принципы молодежной организации «Витязей», вынесенные из русской эмиграции, из того лучшего, что было в белом движении. На других позициях стояли хозяева — руководство Всемирной академии самбо — представители подлинно советской культуры, люди дела, которое, без сомнения, выдержало проверку на прочность в лихолетье перестройки. Когда в 1990-е годы все вокруг рушилось, Академия не только стояла бастионом, но и строилась, хотя при этом, так и не стала коммерческой организацией.

Диалог между представителями белой и красной идеи в стенах такого заведения, как Всемирная академия самбо был особенно символичен, поскольку самбо (самозащита без оружия) — это та борьба, которая незадолго до начала Великой Отечественной войны была официально принята на вооружение Советской армии.

Но не менее символичным мне представляется и воспоминание об этом разговоре в контексте разговора о 23 Февраля — Дне рождения Красной Армии. Цесаревич Алексий и Академия борьбы, принятой на официальное вооружение Красной Армией. Еще двумя десятилетиями назад такое было вряд ли представимо.

…Современное общество истосковалось по подлинно свободной, проясняющей взаимные позиции, а, следовательно, в каком-то смысле примиряющей дискуссии. Истосковалось, потому что в современной государственной идеологии присутствует безысходная двойственность.

Так, на фуражках наших военных мы сегодня видим Двуглавого Орла и Звезду. Пятиконечная Звезда — это, конечно же, символ не только не православный, но и вообще не русский. Но ведь и Двуглавый Орел при том положении, в котором сегодня оказалась наша армия и территориально наша страна, смотрится не менее тоскливо и больше похож на общипанную курицу, ведь окружавшие Императорского Орла гербы были символическим воплощением тех территорий, которых сегодня у России больше нет.

Самое же главное, что рационально военным сегодня непонятно, за что же им умирать. Доводы рассудка неубедительны. Хотя, как однажды справедливо выразился Игорь Шафаревич, отличие современной России от Рима периода упадка в том, что, во-первых, в России имеется слой образованных людей, а, во-вторых, и это показала Чечня, коренной — русский народ — умирать за Родину все еще не разучился. Тогда как в Риме эта участь, по мере ослабления державообразующей нации, постепенно переходила к варварам.

С этой точки зрения хотелось бы рассматривать данную и любую другую современную дискуссию: как проверку той или иной идеологии, ценности на прочность — действительно ли тот праздник, та или иная идея достойна нашей будущей идеологии и армии в ее новом, возрожденном формате? Ведь очевидно, что возвращения к старому — ни к императорско-абсолютистскому, ни к советскому режиму уже невозможно.

Сегодня в свете Косовского прецедента вопрос о нашей армии вновь встает в ряд первоочередных задач. Мы не можем себе позволить такой роскоши, чтобы отказываться от символов, дорогих миллионам граждан. Тем более, когда эти символы на поверку оказываются подлинно созвучными православной культуре, в основе которой крест — наша главная победа и поражение.

Какое же геополитическое поражение сегодняшнего дня (потеря Грузии, Украины, Косово) обратится для нас для нас новым 23 Февраля? Бородино! Битвой за Москву!
Сергей Валентинович Чесноков, кандидат исторических наук, пресс-секретарь Нижегородского Союза Православных граждан

http://rusk.ru/st.php?idar=175742

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Сергий Чесноков    07.06.2008 10:14
Не думал, что моя реплика поднимет опять столько шума. Мне лишь хотелось подвести итог. Если в моем исполнении он кого-то не устраивает – попрошу подвести итог Редакцию РЛ, потому что само обсуждение данной статьи мне кажется исчерпанным и я как ее автор прошу редакцию снять ее с обсуждения.
  один_читатель    07.06.2008 00:53
Тяга к грязи есть всегда, во все времена. Но тогда этому на уроках не учили. Было свое, конечно, но этого не было. А сейчас школа пустилась во все тяжкие.
  читательница    07.06.2008 00:33
"учитель русской литературы не советовал детям читать Гарри Поттера. "

интресно – как я понимаю, люди в советское время всё равно очень увлекались всякой оккультной мистикой, даже до эксесса – гороскопами, иннопланетной жизнью, фантастичной футурологией, и прочим. Жило некое увлечение мыслями о великом и загадочном будущем всего мира и человечества (покорение смерти?), но ничего общего с Богом естественно не имеющем. Так что в общем какая разница?
  САВИН ИГОРЬ    06.06.2008 22:53
"..учитель русской литературы не советовал детям читать Гарри Поттера.
"
Вы забыли добавить и рассказы Бабеля! ведь теперь в "русской литературе" Бабеля стали проходить. Но напомните мне , что в советское время изучали в разделе "русская" литература? "белеет парус одинокий"?, "у парадного подъезда"? ""сижу за решеткой в темнице сырой"? Да.. уж Лермонтов как в воду глядел! За решоткой сырой.. срвнил бы этот поэт "решетку" царскую и сталинскую.. я бы поглядел бы , какой бы он стих выдал… царская решетка была как санаторий.. санаторий в экологически чистой Сибири.. царь на водку деньги отпускает.. никакой охраны.. ходи на охоту , как ленин да о революции думай на досуге.. крррасота
  САВИН ИГОРЬ    06.06.2008 21:28
"..Оказалось, что полемика касалась не столько вопроса о празднике 23 февраля, сколько о ценностях Советского периода отечественной истории, о возможности примирения "красных" и "белых". "

Уж не знаю насколько ценны "ценности " советского периода и для кого они ценны, но вот Вам "когнитивный" материал.. Оказывается на западе, в славной Швейцарии наш добрый дедушка "ленин" считается "DER FUHRER DER RUSSISHCHEN REVOLUTION", как это написано на памятной табличке.
http://slil.ru/25872303 – вот книга, где фото с этой табличкой.. Кстати, очень рекомендую.. масса "когнитивного материала.. хе-хе

Да.. так яснее выразится тяжело.. Фюрер русской революции… И чем этот с позволения "фюрер" хужее другого фюрера? Тот, настоящий вождь немецкой нации хоть церкви не уничтожал и свой народ не гнобил, как наш доморощенный "фюрер"

Так какая разница, какие дедушки.. послушайте
http://youtube.com/watch?v=qc-0nqrzOZA
  один_читатель    06.06.2008 19:18
"Одни все время требуют, чтоб похвалили что-нибудь советское."

А что, обязательно надо ВСЕ ругать? Медобслуживание в советские годы было бесплатным и более качественным, чем сейчас. Образование было бесплатным и лучшим, чем сейчас. По крайней мере, учитель русской литературы не советовал детям читать Гарри Поттера.

Когда ругают или хвалят ВСЕ ПОДРЯД, это настораживает, и возникают вопросы.
  читательница    06.06.2008 16:44
"судить (и Господь и будущие историки) деятелей Советского периода будут не по словам, а по делам"

Разве не то и другое? Кажется за каждое слово человек даст ответ..
  Сергий Чесноков    06.06.2008 12:58
Слава Богу! Закончилась полемика по поводу моей, честно сказать, не очень-то и обстоятельно написанной статьи, статьи к дате. Оказалось, что полемика касалась не столько вопроса о празднике 23 февраля, сколько о ценностях Советского периода отечественной истории, о возможности примирения "красных" и "белых". Лично я согласен с мнением одного из авторов форума, что судить (и Господь и будущие историки) деятелей Советского периода будут не по словам, а по делам. А я благодарю всех за внимание к моей статье, может быть и не вполне заслуживавшей этого внимания. Благодарю, за ту "обратную связь", за тот когнитивный материал, который я постараюсь учесть в своей научной и публицистической работе.
  САВИН ИГОРЬ    22.05.2008 23:16
"..Так вот, чтобы силенок хватило, нужно искать союзников, в т.ч. среди "красных", а не отталкивать их, рискуя тем, что силенок-таки не хватит.
Что касается меня – я за гармонию. Так и в здоровом государстве должно быть: и социальность и защита национальных интересов, объедененных сверху православием и монархией.
А нас все в стороны бросает, то в одну – то в другую: вот вас очень сильно в право заносит, так что можете и сами перевернуться и пассажиров (если они у вас будут) угробить… "

Объединяться можно только в Истине. У красных Истины нет. Объединяться с ними только пиво попить? Объединяться можно только православным людям. Сейчас есть несколько течений активных православных, обвиняющих друг друга во всех смертных грехах. Именно объединившись в одно мощное движение можно добиться успеха. Для этого надо не гнобить друг друга, а поддерживать во всех начинаниях по мере сил. поддерживать любую инициативу.. Что-то у кого-то да получится. Именно вместе мы сила. Именно нашего объединения и боятся враги как черт ладана
  читательница    22.05.2008 22:21
"А мерзости не советская власть сдерживала, она усердно поле расчищала для мерзостей. Расчистила значит."

Да, вот именно – она расчищала изнутри – уничтожая веру в Бога в целых поколениях, а внешне искуственно поддерживая мертвую, безбожную "мораль". А когда она саморазрушилась, то и оставила без ничего – ни внутреннего, ни внешнего, которое не может без внутреннего. Вот и получились всякие искажения, например – "дружба выше истины". Когда произошел расскол в Зарубежной Церкве из за воссоединения церковного, некоторые из сравнительно недавно приехавших удивили нас – они стали поддерживать раскольников вовсе не по идейным соображениям (к Московской Патриархии у них никакой враждебности не было, они и сами от туда), а "ради дружбы". "Мои друзья ходят в ту церковь – надо же их поддержать". "Давайте все вместе будем друг друга поддерживать – мы вас, вы нас". Мы только и разводили руками.. Дружба она то вроде и хорошая вещь.. ну что тут скажешь. А кто нам это объяснил? Да другие недавно приехавшие, которые никуда не ушли в расскол, но сразу поняли в чём дело и всё нам объяснили.

Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | Следующая >>

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru