Русская неделя | 29.05.2006 |
Слово На день преславного Рождества по плоти Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 25 декабря 1907 г.
Пойте Господу родшемуся от Девы, воспойте песнь воинства небесная земнородные, восплещите руками: ибо Бог в человецех. (Стихира малой вечерни)Да не покажется странным, если в нынешнее безбожное время я предложу сегодня всем такой вопрос: кто из христиан, интеллигентов называемых, живо интересуется, с духовной точки зрения, нынешним великим праздником Рождества Христова? А ведь событие, которое совершилось близ 2000 лет тому назад, было единственное по своему величию и спасительности для рода человеческого, единственное, говорю, в судьбах Божиих и в истории человечества: только однажды Бог вочеловечился, однажды приходил на землю для нашего спасения и второй раз придет уже судить живых и мертвых.
Задаю я всем такой вопрос потому, что ныне многие, многие перестали интересоваться этим событием (а интересуются только ради праздности), мы, служители веры, искренно верующие и пользующиеся спасительными плодами веры Христовой, и должны воскрешать и пробуждать высокий интерес веры в это событие и в Виновника его, Господа нашего Иисуса Христа. Неверие людское не упразднит и не поколеблет еще ревностнее к ней к защите ея от неверующих. Оно пробуждает в нас безмерное удивление к неверным и безконечную жалость о их легкомыслии, тупоумии, безхарактерности и развращении. Человек христианин, получивший с рождением в сердце своем семя веры в Бога и воспитанный в вере, никогда не отпадет от веры, сладость которой он испытал на себе тысячекратно.
И так повторяю вопрос: кто из христиан искренно интересуется нынешним праздником Рождества Христова? Земля сегодня удостоилась принять на себя Бога воплотившегося; пречистая дева родила по плоти предвечного Творца неба и земли, содержащего всесильною рукою всю тварь — видимую и невидимую, родила Иисуса Христа, Спасителя человеческого рода, Агнца Божия, принявшего на себя грехи мира.
Но чем знаменуется на земле рождение безмерно великого, несозданного Существа? Безмерным смирением и безмерною нищетою, в обличение человеческой гордости. Гордостию пал Денница, гордостию пали Адам и Ева, возмечтавшие быть богами и дерзновенно преслушавшие заповедь Божию.
Иисус Христос, как всемогущий Врач падшего гордыней человеческого рода, чрез самыя обстоятельства своего рождения в убогих яслях, от чистой, но бедной Девы, царского рода, хочет исцелить нас от недуга гор-дости и преподать урок смирения. Да и всею Своею жизнию Он поучил нас смирению и самоотвержению. Он пеленается не златотканными или легкими одеждами, а рубищем, которое могла приготовить бедная Дева, Он водворяется в яслях, а не в великолепных чертогах, свойственных царям земным. О, вольное убожество, о добровольная нищета Того, Кто обладает всеми сокровищами земли, всеми светилами неба, Кому с трепетом предстоят на небе ангельские соборы! Вот чем и как врачует Врач человечества нашу злейшую болезнь — гордость, начало всякого греха.
Цари земные, окруженные блеском вашего сана, приидите мысленно в Вифлеем, наклоните свои венценосные главы к этим яслям, в коих возлежит истинный и вечный Царь царей, — и сложите ваши венцы к подножию их, смиритесь и признайте, что вы сложены из праха и в прах обратитесь, — и исповедуйте пред Ним, смиренным Младенцем, что от Него дана вам держава и власть над народами, что вы Его помощники и Им держатся ваши престолы; что без веры в Него и правители ваши расшепинившиеся рожны, на которых нельзя опереться вам.
Ученые мира сего, разглагольствующие с кафедр в высоких учреждениях государства и всяких других; вы, учащие и учащиеся, особенно в высших учебных заведениях, но для Бога самых последних и отверженных по духу мятежа и непокорности властям, посылаю я и вас к яслям Вифлеемским, отбросьте вашу гордость пред Вашим Творцом и Спасителем и единственным истинным учителем и смиритесь перед Тем, Кто принес на землю мир от Отца Небесного и благоволение человекам, кто повинен земному кесарю. Не забудьте, что Он говорит о мятежных гордецах, что Он есть Камень, на Который кто упадет, того раздавит (Мф. 21, 44).
Кто вас научил непокорности и мятежам безсмысленным, коих не было прежде в России и в других государствах?
Возвратитесь к смиренной вере, к Евангелию мира, к Церкви, от коих вы безумно отпали как некогда сатана с падшими ангелами от Бога.
Горе мятежникам и непокорным, как Корею, Дафану и Авирону.
К вам обращаю мою священническую речь, хотите слушайте, хотите не слушайте, — но я говорю вам, как искренно верующий собрат. Перестаньте безумствовать. Довольно. Довольно пить горькую, полную яда, чашу — и вам, и России.
С праздником! Аминь. Протоиерей Иоанн Сергиев.
Плоды «Пробуждения весны» и протопоповской связи
Вот уже чуть ли не в 50 раз в петербургском театре избалованные петербуржцы питаются безнравственной грязью Протопопова, который не обошел своим вниманием и учащуюся молодежь…Каждое воскресение, после 12-ти, вместе с открытием кабаков, он раскрывает специально для нее свои гостеприимные двери — «заплатите и пожалуйте!»
Что же из этого свободного растления нравственности вышло, можно судить по следующей заметке, помещенной в «Колоколе», которую передаем вкратце.
«В Петербурге организовалась новая секта «Лови момент». Члены секты — исключительно подростки обоего пола, школьного возраста, дети преимущественно достаточных родителей. Они избалованы карманными деньгами, позволяющими им устраивать оргии…
Сектанты отвергают Бога, не признают родителей, не признают старших, не подчиняются никаким гражданским законам, презирают нравственные устои общества, отвергают пользу науки и отдаются только одним половым страстям (Все перечисленное — живой отпечаток с детей-героев «Пробуждения весны»).
Первоначальное зарождение этой секты последовало от подпольных безнравственных брошюр, обильно распространенных в богатых домах. Эти брошюры проникли и в учебные заведения, как мужские, так и женские, равно и в институты. Они, т. е. брошюры, переполнены самой невозможной мерзостью и гадостью.
Распространителями их являются исключительно евреи. Поэтому родители, пишет «Колокол», должны прежде всего знать, с кем их дети ведут знакомство и что именно читают.
Наш же совет, скажем мы, не водить их на представление безнравственных пьес: «Пробуждение весны», рисующей именно подобных героев, и «Черные вороны», как отнимающей вообще религиозное чувство и веру в Бога, против Кого тоже агитируют евреи…
Да и вообще наш христианский совет — не водить детей своих совсем в театр, так как Церковь Христова отрицает его, называя «идольским капищем», «рассадником разврата"… Плоды его налицо…
Мысли о. Иоанна Кронштадского (Кронштадтский маяк N 31)
Будь тем, чем ты создан от Бога, по подобию Божию. Будь верен и предан Богу и дела бесконечной важности, например, молитву, чтение слова Божия, размышления о величайших догматах веры — не смешивай с маловажными и малоценными вещами мира сего: с попечением о желудке, одеянии, украшении тела и жилища.Господа не потеряй из сердца твоего ради пристрастия к миру; все пренебреги, но Господа твердо держи в себе: Он — Жизнь твоя, Мир твой, Свет твой, Сладость, Красота твоя, Господь — все для меня, всякое благо: и я должен всецело предаться Господу; во мне да будет все Христос — и жизнь, и дыхание, и очищение грехов, и освящение, и правда, и мир, и радость во Святом Духе.
Из жизни в недрах церкви Из дневника за 1902 г. (Кронштадтский маяк, N 32)
Люди впали в неверие оттого, что потеряли совершенно дух молитвы, или вовсе не имели и не имеют его, короче, оттого, что не молятся. Князю века сего простор для действия в сердцах таких людей: он господин в них. Молитвою они не испрашивали и не испрашивают себе у Господа росы благодати Божией (а только просящим и ищущим подаются дары Господни), и вот сердца, испорченные по природе, без живительной росы Духа Святого пересохли и от крайней сухости, наконец, запылали адским пламенем неверия и различных страстей, а дьявол знает только воспламеняет страсти, поддерживающие этот ужасный огонь, и торжествует при виде погибели несчастных душ, искупленных Кровью Того, кто попрал его державу.С тех пор, как человек по своей воле отпал от Бога, он, как животное, бывшее некогда домашним, но потом одичавшее в дремучих лесах, не охотно смотрит на место прежнего жительства своего, любит больше мрак леса, т. е. здешнего мира, чем свет прежнего места, т. е. рая Божия; трудно соединяется с Богом и по соединении часто отпадает от Него; трудно верует искренно в Бога и во все, что Он открыл ему, не заботится постоянно о сохранении в сердце небесного дара веры.
Человеческий род, как тогда — пред пришествием в мир Христа, был духовным трупом, — так и теперь приближается к состоянию нравственного трупа. А «идеже труп, тамо соберутся орлы» (Матф. 24, 28).
Так было с иудейским народом перед иудейской войной, так было с народами до пришествия Христа, так будет и теперь.
Человечество развращается из-за неверия, из-за гордости и страсти к преобладанию, страсти к наживе, обогащению, роскоши, пиршествам, пьянству и вакханалиям, к театрам и ристалищам, — и делается трупом.
Мысли о. Иоанна Кронштадского (Кронштадтский маяк N 35)
Христианин должен молиться за всех христиан, как за себя, чтобы Бог даровал им преуспеяние живота и веры и разума духовного, а от грехов и страстей свободу. Почему? По христианской любви, которая видит во всех христианах свои члены и члены Христа Бога, общего всех Спасителя, желает им того же, чего себе, равно как и всеми мерами усиливается делать им то же, что себе.Наблюдайте умеренность и простоту в пище и питии, храните целомудрие, не растрачивайте безумно бальзам своей жизни, не гонитесь за богатством, за роскошью, старайтесь быть довольными и немногим; храните мир со всеми и никому не завидуйте, всех почитайте и любите, особенно же — старайтесь всегда носить Христа в сердце — и вы в мире и благополучии проживете многие лета.
Когда кто-либо будет порицать несовершенства и недостатки твоих дел, смиренно познай справедливость этих порицаний и скажи: да, правда, грешен и прегрешен я, не с должным рачением и усердием и охотою делаю дела мои. Помолись, брат, о мне (скажи порицающему) — да Господь вразумит меня и поможет мне благодатию Своею, с должным рачением и охотою проходить свое звание и исполнять возложенное на меня дело общественного служения.
Кронштадтский маяк, N9, 2 марта 1908 г.
Десять заповедей для России
1. Один у тебя природный Русский Царь, и да не будет у тебя иных царей, кроме Царя Самодержавного и Православного.2. Не сотвори себе начальников из жидов, поляков и других инородцев ни в одном ведомстве, не покланяйся им и не служи им.
3. Дорожи русской культурой и русским именем, не унижай их напрасно и распространяй славу о них по всей земле.
4. Помни о Русском Народе, употребляй все меры, чтобы просветить его, обеспечить всем нужным, а затем уже позаботься и об инородцах.
5. Почитай и поддерживай те устои, которые создали великое Русское государство, и благо тебе будет, и долго будешь существовать.
6. Прекрати убийства верных твоих подданных.
7. Запрети православным христианам прелюбы творить, т. е. вступать в брак с жидами мочеными и немочеными.
8. Запрети бюрократическому правительству обворовывать русскую казну заграничными займами и непроизводительными тратами на бесполезные предприятия.
9. Не осуждай и не наказывай русских людей за то, что они говорят правду об инородцах, бездарных правителях, грабителях и о всех твоих явных и тайных врагах.
10. Не желай заграничных конституций, не вводи у себя масонско-жидовских учений, парламентской говорильни и всего того, что есть дурного у твоих соседей.
Моисей Новосинайский («Морская волна»)
Кронштадтский маяк, 6 апреля 1908 г., N 14
Кронштадтский маяк, 10 апреля 1908 г., N 15.
О курении табака
Много есть у человека вредных для тела и пагубных для души привычек; из этих греховных привычек едва ли не самая отвратительная — пьянство и курение табака. Вид до безобразия напившегося человека вызывает в нас невольное отвращение и, если мы не презираем сего несчастного, а сожалеем о нем, то делается это только потому, что любвеобильнейший Господь наш Иисус Христос заповедал нам любить ближнего, не осуждать его, быть снисходительным к его недостаткам и слабостям, стараться вразумить и наставить его на путь истины. Привычка курить табак так же вредна для здоровья, как и чрезмерное употребление вина. Но, к сожалению, многие, по неразумию, не считают курение табака вредной, дурной, греховной привычкою, а называют это невинной забавой. Какое пагубное заблуждение! Разве можно назвать невинной забавой страсть к табаку, когда от него страдает не только тот, кто курит, но и тот, кто принужден бывает дышать смрадным воздухом, отравленным табачным дымом? Печальнее же всего то, что курящий табак, кроме того, подает еще дурной пример детям, которые, как известно, любят во всем подражать взрослым. Дети, глядя на своего родителя-курильщика, соблазняются и мало-помалу начинают и сами курить. Пусть же подумает несчастный курильщик, не к нему ли относятся слова нашего Спасителя: кто соблазнит одного из малых сих верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его в глубине морской (Мф. 18,6). Перестанем же, братие, осквернять свое тело и губить свою душу, бросим курение табака. Перестанем служить соблазном для других, особенно для детей, чтобы не заслужить нам гнева Божия.Кронштадтский маяк, 27 апреля 1908 г., N 17.
Обзор печати
Будущая надежда РоссииПод таким названием появилась на днях в газете «Вече» интересная статья, рисующая состояние нашей средней школы и повальное духовное растление нравов среди учащейся молодежи.
«Наша школа, какая она есть, пишет «Вече», только портит молодежь, только калечит наших детей духовно и телесно. Среди учащихся, часто совсем зеленой молодежи, царит полнейшая безнравственность и наблюдается форменное одичание. Вот, например, что происходит в Киеве (да и в других городах то же самое). На каждом шагу, пишут местные газеты, приходится наталкиваться на бойкую торговлю самыми отвратительными гадостями: похабными карточками, безнравственными брошюрами и книжками. И кто же является главными покупателями такого товара? Молодежь, учащиеся юнцы, среди которых царит в самых необъятных размерах пьянство и разврат. Кабаки, пивные, грязные вертепы днем и ночью переполнены «учащимися». А что происходит на улицах — невозможно и описать. Тут пьяный студент подрался с извозчиком, в другом месте реалист оскорбил мирно гулявших девушек, там пьяный гимназист «из-за женщины» сцепился с таким же чиновником и т. д. и т. д. Руки опускаются, глядя на такие безобразия, на такое падение нравов…Во время недавних облав на бродяг, вечером на Крещатике в числе задержанных уличных отбросов оказалось около 15 человек учащихся.
Пример, достойный внимания…Кто же виновник подобного неслыханного падения нравов? Если присмотреться внимательнее к современному положению «Свободной» печати, к «освободительным педагогам», то ответ готов. Виновники они. Печать «освободительная», прославляющая разбойничьи нравы «борцов за свободу», благополучно срывающих «куши», пользуясь страхом обывателей, проникает в молодые души нашей молодежи, рождая в них стремление к легкой наживе…Удачная экспроприация тянет к другой и вот готовый преступник, вырванный из общества…Сколько их за эти 3−4 года пересидело на скамье подсудимых — попавших потом на виселицу — напоминать не нужно, известно всем.
А наши «освободительные» педагоги, внушающие юношеству презрение к исконным устоям родины, недоверие ко всему истинно-русскому, патриархальному, родному? Не они ли посеяли в юношеских душах отрицание Бога и Его Промысла, неуважение к пастырям добрым, истинным, борющимся с их еретическими взглядами? Не они ли спокойно взирают на посещение учащейся молодежью таких театров, где идут пьесы: «Пробуждение весны», «Жизнь человека», «Власть плоти» и др.
«Вот какие плоды приносит современная школа. Не мудрено, что большинство благоразумных родителей так неохотно отпускают своих детей в училища, боясь, что молодежь заучится, перестанет признавать Бога и почитать родителей, ибо слишком много было и есть подобных примеров. Для избежания же их необходимо коренным образом преобразовать наше учебное дело, очистить школу от «освободительных» педагогов, тщательно изменить «литературу» для чтения молодежи, а тогда уже думать об открытии новых.
Н.Воронов. Кронштадтский маяк, 4 мая 1908 г., N 18.
Пред иконой Божией Матери
В скорби ль душа унывает бессильная,