Православие и Мир | 23.05.2006 |
Здравствуйте!
В духовной жизни, как и в телесной, у людей бывает разный возраст. Причем, вполне может случиться, что человек ученейший в мирском, в духовном оказывается просто младенцем. Рассуждения Вашего мужа как раз и являются проявлением такого вот духовного младенчества. К сожалению, простыми объяснениями или чисто логическими выкладками здесь не всегда можно помочь, но необходимо действие Благодати, Которая только и может помочь человеку прозреть. Старайтесь лоб в лоб с мужем не спорить: уж больно не любят мужья, когда жены в таких вопросах оказываются умнее и одерживают верх. Может случиться, что в споре, он просто будет перечить именно из-за упрямства, чтобы не уступать. Действуйте более тонкими методами, подсовывайте ему соответствующие книги почитать, например, хороша вот эта: «Путь разума в поисках истины» профессора А.И. Осипова, и подобные. Молитесь Богу, о просвещении его Истиной и наберитесь терпения. Нельзя младенцу сразу дать твердую пищу, но пока только мягкую, всему свое время. Помните наставление ап. Петра женам-христианкам, неверующих мужей из третьей главы его первого послания: «жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие». Вот уж, действительно, иногда лучшей проповедью бывает наше «чистое, богобоязненное житие», а не всякие споры и логические выкладки. Именно в достойном житии должно быть видно превосходство христианства над другими религиями и философскими системами. А значит, надо работать, прежде всего, над собой и не давать мужу повода и соблазна, отталкивающих от Христа.
Если будет спрашивать, чем же христианство лучше, ответьте, что ни буддизм, ни йога не отвечают на вопросы смысла жизни в перспективе нашего внеземного бытия. Хороша ли йога? Ну, чисто для тела, может и не плоха, а что она дает душе? Соединение с Брахманом? Неужели муж в это будет верить?
Так же и буддизм. Да, он тоже учит человека владеть собой, а значит, совершенствоваться. Ну, а дальше? Дальше буддизм ведет к нирване, то есть к небытию. Сравните: христианство с его победой над смертью и вечной жизнью, и буддизм с его нирваной и вечным небытием…
Православие не то что бы «отрицает» другие учения и религии, оно просто свидетельствует об Истине во Христе и заблуждении всех остальных измышлений человеческого духа.
Помогай Вам Господь! Священник Павел Ильинский
Здравствуйте, я живу в США уже почти два года. Здесь есть православная греческая церковь (я человек православной веры), но она далеко от дома, а машину я пока не вожу. Зато возле дома 7−8 различных америкнаский церквей — лютеранских, католических. Муж предлагает ходить по воскресеньям в церковь, говорит, возникла внутренняя потребность. Он лютеранин, но, видимо, ему все равно, в какую церковь ходить. Мне бы хотелось навещать церковь с ним вместе. В православную он идти отказался, это далеко от его культуры (и от дома). А я уж в любую рада бы пойти, потому что душа просит общения с Господом. Ведь Господь един и какая разница, в какой дом к нему придти? Что думает об этом Православная Церковь? Хотелось бы получить от Вас благословение или совет. Спасибо. Люда
Здравствуйте, Людмила.
А «далеко от дома» — это как? Одно дело, когда на дорогу несколько часов надо потратить, другое — сутки. Последнее, пожалуй, что и в самом деле далеко. Да и то — не основание опускать руки. Если Вы — человек православной веры, то Вам никак нельзя без исповеди и причащения, а уже частоту можно согласовать со священником, который лучше знает конкретные условия.
Что Вам хочется в церковь и хочется именно с мужем — это естественно: семья — «малая церковь». Но тут некоторая игра слов получается, потому что словом «церковь» мы называем храм, но этим же словом называется мистическое Тело Христово — сообщество объединенных в Нем людей (если говорить только о «Церкви воинствующей»). Именно потому, что в храме собираются призванные, созванные Христом (на это указывает этимология слова «экклесия», которое переводится с греческого как «церковь»), это место и называется «церковью». Однако всякий ли храм — церковь… для Вас? Придя в храм, составляете ли Вы с теми людьми — церковь? Вы, как человек православной веры, находясь в церкви рукотворной среди тех, кто принадлежит к сообществу, уж тысячу лет, как отделившемуся от полноты церковной (а лютеране полтысячи лет как усугубили этот раскол), находитесь ли при этом в общении с Церковью, которую создал Иисус Христос? Не отвергаете ли полноту истины в Православии, участвуя в богослужении инославной конфессии, как если бы разница для Вас состояла бы лишь в том, что «волею обстоятельств» Вы крещены в Православии, а по большому счету нет никакой?..
Понимаете, можно православным приходить на службу в инославный храм, но вопрос в том, как он туда приходит — кем? «Просто христианином» или все же православным, сознающим и братство христиан (потому что, по слову свт. Филарета Московского, ни одной Церкви, исповедующей Иисуса Христа, не следует называть ложной), и неполноту, порочность всего, что вне Православия, т. е., по слову того же свт. Филарета «не чистую истинность» конфессий, вероучение которых допускает по отношении к истине чуждые примеси или упущения?
На мой взгляд, Вам надо хорошенько определиться в этом вопросе, прежде чем отправляться с мужем на службу в лютеранский храм. Но, в любом случае, необходимо наладить связь с каким-нибудь православным приходом (может, и не самым близким), на службу в который Вы бы хоть время от времени приезжали (желательно с мужем, раз он хочет, чтобы Вы с ним ходили в его храм), исповедовались бы и причащались, советовались бы со священником (в том числе и по данному вопросу, потому что в двух словах не объяснить всего по данной теме).
С уважением, священник Игорь Прекуп
Здравствуйте. Я совсем запутался, подскажите, пожалуйста, как относиться к творчеству Жанны Бичевской, Игоря Талькова и вообще, что из себя представляет вся отечественная рок музыка (как, например, действующая по благословению священника группа «Если») или ныне воцерковленные ДДТ, К. Кинчев и др. Большое спасибо.
Творчество Жанны Бичевской и Игоря Талькова ошибочно классифицируется Вами, как отечественная рок-музыка. Их творчество совсем в другом жанре, который условно можно обозначить как авторская песня, хотя песни Игоря Талькова возможно чем-то напоминают то, что мы привыкли называть «рок-музыкой», но на самом деле это не совсем так. Собственно к их творчеству нужно относиться спокойно, правда, честно говоря, я не являюсь их поклонником. Ж. Бичевская, к сожалению, помимо своих песен пытается быть еще и проповедницей, строго обличая всё, что на её взгляд не соответствует Православию. И вот эта её «проповедническая» деятельность, может быть очень и очень опасной. Человек еще сам не до конца утвердился в церковной традиции, а уже пытается быть учителем для других. Тем более, что «изюминкой» этих проповедей является не только то, что они идут в разрез с мнением священноначалия, но и со всей церковной традицией.
С Игорем Тальковым другая ситуация. Это был талантливый и искренний музыкант, который только шел к истинной вере. Трагическая смерть не дала ему возможность до конца воцерковиться, поэтому в нем чудно переплетается как православные воззрения, так и то, что таковым вовсе не является. Судить его за это нельзя, да и принимать его ошибки тоже не нужно. Тем более это не повод для его канонизации, чего добивается сегодня та сама Ж. Бичевская с сотоварищи.
Отечественная же рок-музыка достаточно разношерстна и не поддается однозначному определению. Рок — это, прежде всего, часть человеческой культуры, которую если ты даже не любишь, должен знать. Есть музыканты, которые, слава Богу, воцерковляются, стараются быть православными людьми. Есть другие, которым это вовсе не нужно. Одно хорошо, даже если кто-то из рок-музыкантов приходит к Богу, это не дает им право становится «проповедниками» «уча» людей как надо, а как нет. Они осознают себя грешными и слабыми людьми, стараясь через свое творчество показать свое отношение к мiру. Поэтому одной краски черной или белой не хватит, чтобы раскрасить это явление, которое мы называем роком. В любом случае настоящий рок — это всегда протест против пошлости и фальши, а этот протест очень хороший союзник для православного христианина.
С уважением, священник Димитрий Карпенко
После чтения Талмуда появилась ненависть к евреям. Как жить среди них? Артем.
До недавнего времени я никак не мог понять, почему все так ненавидят евреев. Потом услышал, что есть такая книга Талмуд, которая очень дорога еврейскому народу. Так вот, я, ничего не подозревая, взял и прочитал выдержки из этой книги, да самые, как говорится, «не в бровь, а в глаз». После этих «чтений» я, в прямом смысле, не находил себе места в течение 5−7 дней. Чувства сменялись от желания плакать до ненависти ко всем евреям и иудеям тем более. Мне даже стало реально страшно за своих близких…Но потом, как ни странно, я еще более полюбил Христа, и при одной мысли, что он испытал на себе такую ненависть со стороны людей, которых пришел спасти, слезы наворачиваются. Так как же жить рядом с такими людьми, постоянно быть на чеку? Или уповать на Господа? Спаси Господи. С уважением, Артем.
Артём!
Жить надо с доверием Богу, помня о том, что во Христе нет ни эллина, ни иудея, но всё и во всех Христос. Как говаривал прп. Амвросий Оптинский: «жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать…». Жить надо бдительно, но бдительность эта должна быть не подозрительностью к окружающим, а трезвенным отношением к самому себе.
Вы верно отметили — поразителен подвиг любви Христовой! Но в нём и для нас урок — любить окружающих нас.
Безусловно, в Талмуде есть много немирного, надменного, злобного, христоненавистнического, но это не повод для ненависти, а повод задуматься о том, до каких бездн может дойти религиозная традиция, отринувшая волю Своего Господа. Будем делать то, что должно, а там — будь, что будет. Конечно, если мы видим, как кто-либо из наших ближних безвинно страдает от людей, прикрывающих свои беззакония верой в Единого Бога, то мы имеем право и должны вмешаться и спасти обижаемого из руки обижающих его.
С уважением, священник Алексий Колосов
Что такое «страх Божий»? Мы должны бояться Бога, или жизни без него? Ирина.
Уважаемая Ирина! Правильнее понимать страх Божий, как страх огорчить Бога своим поведением. Это чувство нельзя отождествлять с обычным животным страхом.
Священное Писание неоднократно говорит о страхе Божием и полагает его началом премудрости (Притч. 1, 7). Святой апостол Павел заповедует всем христианам: «Со страхом и трепетом спасение свое соделывайте» (Флп. 2, 12). Для примера правильного понимания предмета приведу слова преподобного Иоанна Кассиана Римлянина: «Кто будет утвержден на основании совершенной любви, тот непременно взойдет на высшую степень того особенного страха, который рождается не от опасения наказаний и не от желания наград, но от великой любви. Это такой страх, которым сын страшится нежнейшего отца, или брат брата, или друг друга, или супруг супруги; здесь мы боимся не наказания или укоризн, но малейшего оскорбления любви и всегда находимся в величайшем опасении, чтобы не только каким-нибудь поступком, но даже и словом не охладить горячности любви к нам».
Святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский пишет: «Высоко и вожделенно ощущение страха Божия! При действии его часто ум притупляет свои очи, престает произносить слова, плодить мысли; благоговейным молчанием, превысшим слова, выражает сознание своего ничтожества и творит невыразимую молитву, рождающуюся от этого сознания». Чувство страха пред Богом, равное глубочайшему благоговению пред Ним, возникает у каждого христианина при размышлении о необъятном величии Существа Божия и при сознании своей ограниченности, немощи и греховности.
«Если Он (Бог) умалил Себя для нас, приняв зрак раба по неизреченной любви к нам, то мы не имеем права забываться пред Ним. Мы должны приступать к Нему как рабы к Господу, как твари к Творцу…», — говорит Владыка. Далее он продолжает, что все небожители, окружающие непрестанно Господа, в страхе и трепете предстоят Ему. Преславные серафимы и пламенные херувимы не могут зреть славу Божию, они закрывают крыльями свои огненные лица и в «непрестанном вечном исступлении» вопиют: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!». Страх Божий — дар Господа. Как и все Его дары он подается верующим в ответ на их искреннюю и горячую молитву. В отличие от обычного страха он побуждает нас приближаться к Богу, а не удаляться от него.
С уважением, священник Михаил Самохин