Русская линия
Русская неделяАрхимандрит Маркелл (Павук)16.05.2006 

«Горе вам, книжники, фарисеи, лицемеры..»

Так Христос обличал духовных руководителей еврейского народа. Но, к сожалению, они не захотели прислушаться к словам Христа. Они предпочли распять Христа, нежели изменить свои взгляды на жизнь.

Лицемерие (фарисейство) — это порок, который может поражать не только отдельных религиозных деятелей, но и целые государства. Особенно лицемерие процветает в государствах, построенных на тоталитарных принципах. В таких обществах, из-за боязни наказания, чтобы не потерять выгодное положение в обществе, свою работу, людям всё время приходится делать вид, что они согласны с господствующей идеологией, льстить, заигрывать перед власть имущими. Иногда они настолько свыкаются со своей ролью, что им кажется, что по-другому жить уже нельзя. Так, например, в сталинские времена многие, даже идя на смерть по сфабрикованному сталинскими приспешниками делу, в то же время наивно верили в идеалы коммунизма. Только отдельные сильные духом личности были способны выразить свой протест, хотя знали, что обрекали себя или на смерть, или на заточение, или на изгнание.

Так было совсем ещё недавно в нашем советском государстве. Но стало ли лучше в демократические времена? Изжито ли лицемерие из современного общества? На первый взгляд кажется, что лицемерие изжито. Все наслаждаются демократическими свободами. Особенно преуспевают в «демократизации» общества средства массовой информации. Складывается впечатление, что чем разнузданнее описываемые или показываемые сцены, тем больше, по их мнению, открытости. Но, скорее всего, это не открытость, а вседозволенность.

Если посмотреть на людей беспристрастно, без всяких идеологических штампов, без субъективного мнения корреспондентов, то можно увидеть, что людям даже самого демократического общества все время приходится говорить и поступать не так, как они думают, а как выгодно вышестоящему начальству или как принято в том обществе, где они живут.

Почему так получается?

Лицемерие — черта характера человека, преступающего нравственные законы. Ему все время приходится представлять себя перед другими в лучшем виде, чем он есть на самом деле. Кто из нас без этого греха?! Первыми лицемерами были Адам и Ева. После грехопадения они сделали себе опоясание из листьев, чтобы спрятать свою наготу, а до тех пор, пока не согрешили, они были нагими и не стыдились. Им не нужно было лицемерить, представлять себя в лучшем виде, прятаться от Бога.

Понятно, почему такая «демократия» востребована современным обществом. Такое общественное устроение, где теряются нравственные ориентиры, соответствует менталитету, мышлению людей. Лицемерие здесь достигает неимоверных размеров. Как бороться с лицемерием? Государственная власть предлагает ужесточить законодательство, всех поставить на электронный учет, пронумеровать, чтобы, как объясняют, легче было ловить злостных неплательщиков налогов, преступников и террористов. Но мы же видели из недавней истории, что жестокие методы управления порождают ещё большее лицемерие. Скорее всего, все люди начнут еще более подозревать, ненавидеть и уничтожать друг друга. Масштабные теракты последних лет были, возможно, только прологом грядущих катастроф.

Выход только один, о нем знали наши предки, но его не хочет признавать современный секулярный обезбоженный мир — это всенародное покаяние. Но покаяние нельзя представлять себе в виде какой-то всеобщей манифестации протеста против греха и порока. Оно совершается в тишине приходских и монастырских храмов, оно касается каждого конкретного человека. Покаяние постепенно снимает с человека все личины, которые до этого он носил, оно помогает человеку стать самим собою, на самом деле жить, а не играть в жизнь, лицемеря.

Призвать и настроить людей на покаяние могут только православные пастыри Церкви Христовой, которые на это специально уполномочены. Но, по слову Евангелия, люди слушают голос только добрых пастырей и следуют их призыву только тогда, когда они не говорят как книжники и фарисеи, которых обличал Господь за лицемерие, а проповедуют с властью и дерзновением. Этой власти и дерзновения они могут удостоиться только за чистую, целомудренную и самоотверженную жизнь.

Интернет-журнал «Русская неделя»


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика