Русская неделя | Архимандрит Маркелл (Павук) | 16.05.2006 |
Так было совсем ещё недавно в нашем советском государстве. Но стало ли лучше в демократические времена? Изжито ли лицемерие из современного общества? На первый взгляд кажется, что лицемерие изжито. Все наслаждаются демократическими свободами. Особенно преуспевают в «демократизации» общества средства массовой информации. Складывается впечатление, что чем разнузданнее описываемые или показываемые сцены, тем больше, по их мнению, открытости. Но, скорее всего, это не открытость, а вседозволенность.
Если посмотреть на людей беспристрастно, без всяких идеологических штампов, без субъективного мнения корреспондентов, то можно увидеть, что людям даже самого демократического общества все время приходится говорить и поступать не так, как они думают, а как выгодно вышестоящему начальству или как принято в том обществе, где они живут.
Почему так получается?
Лицемерие — черта характера человека, преступающего нравственные законы. Ему все время приходится представлять себя перед другими в лучшем виде, чем он есть на самом деле. Кто из нас без этого греха?! Первыми лицемерами были Адам и Ева. После грехопадения они сделали себе опоясание из листьев, чтобы спрятать свою наготу, а до тех пор, пока не согрешили, они были нагими и не стыдились. Им не нужно было лицемерить, представлять себя в лучшем виде, прятаться от Бога.
Понятно, почему такая «демократия» востребована современным обществом. Такое общественное устроение, где теряются нравственные ориентиры, соответствует менталитету, мышлению людей. Лицемерие здесь достигает неимоверных размеров. Как бороться с лицемерием? Государственная власть предлагает ужесточить законодательство, всех поставить на электронный учет, пронумеровать, чтобы, как объясняют, легче было ловить злостных неплательщиков налогов, преступников и террористов. Но мы же видели из недавней истории, что жестокие методы управления порождают ещё большее лицемерие. Скорее всего, все люди начнут еще более подозревать, ненавидеть и уничтожать друг друга. Масштабные теракты последних лет были, возможно, только прологом грядущих катастроф.
Выход только один, о нем знали наши предки, но его не хочет признавать современный секулярный обезбоженный мир — это всенародное покаяние. Но покаяние нельзя представлять себе в виде какой-то всеобщей манифестации протеста против греха и порока. Оно совершается в тишине приходских и монастырских храмов, оно касается каждого конкретного человека. Покаяние постепенно снимает с человека все личины, которые до этого он носил, оно помогает человеку стать самим собою, на самом деле жить, а не играть в жизнь, лицемеря.
Призвать и настроить людей на покаяние могут только православные пастыри Церкви Христовой, которые на это специально уполномочены. Но, по слову Евангелия, люди слушают голос только добрых пастырей и следуют их призыву только тогда, когда они не говорят как книжники и фарисеи, которых обличал Господь за лицемерие, а проповедуют с властью и дерзновением. Этой власти и дерзновения они могут удостоиться только за чистую, целомудренную и самоотверженную жизнь.