Русская неделя | Священник Вадим Булатов | 12.05.2006 |
Анатолий Луначарский, отвечающий за пропаганду, в том числе и монументальную, в комиссии по увековечению памяти Ленина стремился идеологически обосновать необходимость возведения для мумии Ленина специального мавзолея. В своем докладе, прочитанном в ноябре 1924 года, Луначарский советует принимать в расчет, что вожди пролетариата в качестве представителей гигантского потока пролетарской воли становятся «сверхчеловеками», «сверхчеловеческими личностями». И тем самым — «знаменами и символами» всего класса. По логике Луначарского, для их увековечения требуется возвращение к древней культуре монументального строительства. Ему же принадлежит и идеологическое обоснование проекта Дворца Советов, который должен был вместо разрушенного Храма Христа Спасителя вознестись над Москвой на 415 метров и увенчаться опять-таки громадной фигурой Вождя: «Эта башня в известной степени типа вавилонских башен… Это смелое и крепкое ступенчатое устремление, не возвышение к небу с мольбой, а скорее, действительно, штурм высот снизу». Монументальное строительство, и правда, расцветает в так называемые «коллективистские эпохи», — согласно Луначарскому это — «деспотии Египта и Азии», — а мы к этому можем добавить и советскую деспотию.
И действительно, архитектор Александр Щусев избирает в качестве образца при создании проекта мавзолея ступенчатую пирамиду и заупокойный храм фараона Джосера. Следовательно, истоки оккультных символов, вновь проявивших себя в XX веке, надо искать в мистериях древнего Египта. Основной египетский миф — это рассказ о боге жизни Осирисе и его сестре и жене Изиде. Бог пустыни и смерти Сет коварным образом умертвил Осириса и разбросал куски его тела по всему Египту. Изида с помощью своего сына Гора собрала их вместе и воскресила Осириса. Каждый египтянин знал, что после своей смерти он как бы превращается в Осириса, если его тело сохранит свою целостность. Необыкновенно мощный акцент на вере в свое телесное воскресение из мертвых — одна из черт, отличающая египетскую религию от всех остальных. С этим связаны погребальные обряды египтян, не имеющие себе равных в других культурах.
Вопреки распространенному заблуждению, египетские пирамиды возводились не рабами, а свободными гражданами Египта. Более того, очевидно, что рабский труд никогда не может создать ничего подобного, такие сооружения возводятся только на религиозном энтузиазме. Для древних египтян строительство пирамид было делом личного спасения, строя усыпальницу-пирамиду для фараона, чтобы обеспечить ему воскресение из мертвых, каждый египтянин обеспечивал будущее воскресение себе. Дело в том, что египетский фараон не был простым вождем или сверхчеловеком. Он был земным Богом и небесным человеком; присутствуя здесь с нами на земле, он в то же время непрерывно соприсутствовал богам, а точнее — единому Богу-Солнцу, Творцу неба и земли. Значение фигуры фараона заключалось именно в том, что он самой своей физической личностью соединял египетский народ с Богом. В качестве ритуальной фигуры, он обеспечивал это соединение еще при жизни своей, а после смерти его значимость еще возрастала, ибо его воскресение должно было обеспечить воскресение и всем своим людям. Египтяне могли увидеть фараона лишь единственный день в году, когда огромные толпы народа со всего Египта прибывали в столицу и проходили мимо дворца фараона, воздавая ему поклонения. На одной из ступеней зиккурата стоял фараон, на его лицо была нанесена золотая пыль, так, что оно становилось похожим на солнце.
Символом будущего воскресения и бессмертной жизни была сохранность тела после смерти, что достигалось мумифицированием. Из покойника извлекали все мягкие части тела (кишки, мозг) так как они были страстным началом в человеке. Тело бальзамировали особым образом (процесс бальзамирования фараона длился 60 дней) укладывали в саркофаг, на котором изображали умершего и писали его имя (рен) с приставкой Осирис. Это означало, что умерший уподобляется Осирису и так же неминуемо воскреснет. Саркофаг клали в гробницы — мастабы обязательно ниже уровня земли. Над гробницей сооружали пирамиду. У древних египтян не было устойчивого представления о единстве своего я. Душа человека считалась состоящей из многих частей, из которых главными были: Ба — жизненная субстанция человека и Ка — его невидимый духовный двойник. После смерти человека Ба отлетала от него и растворялась в небе, Ка — оставалась с телом и жила до тех пор, пока тело оставалось целым. В огромных гробницах фараонов делались их статуи, которые тоже могли в какой то мере удерживать Ка. Ка фараона отождествлялась с самим Богом. Ка остальных людей отождествлялись с фараоном, поэтому возведение пирамид было залогом бессмертия народа.
После смерти Ленина партийные вожди в мельчайших деталях повторили все то, что делали с телами фараонов в Египте. Как фараон после смерти только увеличивал свое могущество, так и Ленин после своей смерти стал невидимым двойником всего советского народа. Вожди, менявшие друг друга на трибуне мавзолея, повторяли священные заклинания: «Ленин и теперь живее всех живых», «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить», «Товарищ Ленин, я Вам докладываю…» При этом вера в воскрешающего Бога сменилась — с подачи оригинального русского мыслителя Н.Ф. Федорова — верой в чудодейственную силу человеческого разума. Леонид Красин, который с 28 января 1924 года фактически руководил похоронной комиссией, говорил: «Я убежден: придет время, когда наука станет столь могучей, что сможет восстановить вновь погибший организм. Я убежден: придет время, когда станет возможным с помощью элементов жизни человека реконструировать самого физического человека». А пока по всей стране воздвигались памятники Ленину, которые символизируют его «вечное присутствие» в самых отдаленных уголках страны. Пока есть хотя бы одна статуя Ленина, его оккультный двойник будет присутствовать в ней.
Различные изображения Ленина переполняли жизнь советского человека с пеленок и до гроба: октябрятская звездочка, пионерский значок, комсомольский значок, партийный билет, бюсты, барельефы, вымпелы, грамоты… В каждом из этих «лениных» можно легко рассмотреть весьма характерные детали, отчетливо выражающие его «божественную» оккультную сущность. Начиная опять-таки с детских октябрятских значков, ибо дети, воспринимая действительность на образно-символическом уровне, как раз представляют собой особо благодатную почву для внушения. Во всех мистериальных традициях пятилучевая звезда представляет собой символическое изображение человека. В центре звезды обычно помещают то, что является центром, вокруг которого человек формирует свою жизнь, то, что находится в сердце человека. Золотой ребенок — это древнейший оккультный и гностический символ Мессии, освободителя. Золотой цвет так же ассоциируется с золотыми лицами фараонов, когда они раз в год являли народу свое солнцеподобное лицо. Языки пламени, обрамляющие головку ребенка, символизируют предельную устремленность к высшим силам.
Прежде чем обсуждать и решать вопросы о государственной символике, необходимо ясно отдавать себе отчет в том, что эта символика не есть просто опознавательные знаки, эмблемки для обозначения мест дипломатов на званых приемах. Государственная символика несет вполне определенный духовный смысл, более того, этот духовный смысл имеет всегда религиозный характер. Любой гимн — это всегда некая народная молитва, любой герб — это всегда указание на свою духовную Родину, на то, в чем коренится твое бытие и откуда ты черпаешь свою жизненную силу. Любое знамя — это всегда попытка сфокусировать и символически выразить все свои святыни. При этом человек не может по своей прихоти вложить в какой-то образ любой угодный ему смысл, символы всегда уже имеют в себе духовное содержание, и его нужно знать, с ним необходимо считаться. Нельзя просто переименовать День Великой Октябрьской социалистической революции в День примирения и согласия и после этого считать, что проблема снята. Нельзя, нам кажется, играть старыми оккультными символами и при этом не замечать, что это они порой играют нами.