Русская неделя | Владимир Богомяков | 11.05.2006 |
Часто говорится о том, что основная характеристика существования «компьютерного человека» — потеря границ реального и виртуального. Я знал людей, которые в определенные периоды своей жизни занимали пассивно-созерцательную позицию; чтение или кино были для них способом убежать от реальности. Книга в данном случае становилась вовсе не источником знания, а дурманом, проводником в иллюзорные фантастические миры, гипнотическим пением, погружающим в сладкий сон, в созерцание ненастоящих, сконструированных кем-то миров. Но не говорим же мы на этом основании, что книги или кинематограф — это зло! Человек или хочет пребывать в реальности, или хочет всеми силами из нее убежать и от нее уйти: с помощью ли водки, с помощью ли наркотиков, с помощью ли книг и кинофильмов, с помощью ли электронной переписки. А если ничего этого нет, он может просто залезть с головой под одеяло и там спрятаться от окружающего. То есть центральным моментом является установка человека: с помощью Интернета можно познавать мир или свою душу, а можно скрываться от мира и от себя самого. Что касается границ реального и виртуального, то следует признать, что виртуальное есть продолжение мира реального, причем продолжение очень важное, ибо речь идет о диалоге, об общении, то есть о самом существенном звене человеческого жизненного мира. Ну и потом — очень часто то, что называют «уходом от реальности» на деле является попыткой человека отгородиться от горизонтализма происходящего с его сиюминутностью и одномерностью для того, чтобы выскочить из потока автоматического существования.
Критики электронной переписки утверждают также, что резкая интенсификация общения, стремительное развертывание сюжета в процессе Интернет-диалогов вступает в резкое противоречие с ритмом и скоростью наших эмоций и личных переживаний, с ритмом нормальной жизни, не говоря уже о ритмах природных. А каким природным ритмам соответствует лихая езда на автомобиле или стремительные авиаперелеты на гигантские расстояния? Человек вовсе не есть некая природно-естественная константа, данная от века на все времена. Человек это не факт, но акт. Он постоянно должен пересекать все новые и новые пределы, по словам Сартра, «вкладывая себя в тот или иной проект». А «естественный человек», — это просто выдумка, потому что человек есть существо неприродное.
Электронная переписка предоставляет человеку новые возможности общения: письменная форма требует четкого выражения мысли (чего очень часто не наблюдается в обычном разговоре), а скорость передачи сообщений делает ее аналогом устной беседы. Современные же почтовые программы дают возможность создавать письма нового типа — с использованием точных цитат и реплик адресата. Возможности электронной переписки могут быть использованы во зло и во благо. Все зависит от тех целей, которые человек перед собой ставит.
В выше цитированной статье Ольги Рогинской об электронной переписке говорится, что электронное общение — это иллюзия, за которой скрывается глубинное одиночество, что погружаясь в виртуальные игры мы предаем «живую жизнь» и реальных людей, и жизнь наказывает нас за это ощущением неизбывной тоски. Но разве электронная переписка более иллюзорна, чем переписка обычная? Если имеется в виду такое предательство «живой жизни», что вот время пришло корову доить, а Петр Петрович не может оторваться от электронной переписки, то не было бы электронной переписки, и он не мог бы оторваться от бутылки водки, или от захватывающей книги про жуликов и милиционеров, или от пустой телефонной болтовни. А одиночества не следует бояться. Бубер считал, что одиночество выражает саму суть человеческого существования. Человек становится готовым к самопознанию лишь ощутив свое одиночество. Жизнь человека и строится как попытка найти выход из своего одиночества; часто такая попытка видится в стремлении полностью раствориться в какой-либо группе, однако подлинный выход — диалогическое существование (в том числе и с помощью электронной переписки). Самое главное для человека — захотеть не быть одному: захочешь, и Господь будет с тобой везде — во всех мирах, временах и пространствах.
Противники электронной переписки указывают на тоску по чувственному, тактильному, осязаемому, овладевающую поборником Интернета. В ответ на это можно сказать, что слишком уж современный человек хочет все непременно осязать, везде хочет тянуть свои загребущие лапы, все трогать и везде совать пальцы. Так что очень даже полезно иногда положить предел его экспансионистской осязательности. Нет ни одного уголка на земном шаре, который не ощупал бы человек своими сладострастными ручками. Руки прочь!