Русская линия
Русская неделяИгумен Маркелл (Павук)18.04.2006 

Напрасная ли трата времени — молитва?

В жизни человека бывают разные времена: будни перемежаются праздниками, радости сменяются скорбями. Но как бы человеку ни было тяжело, он всегда утешается надеждою на лучшее. Очень трагично, когда человеку кажется, что его жизнь, вследствие какой-то утраты: друзей, здоровья, работы, материального благосостояния — потеряла всякий смысл. Трагично, когда человек не может дать ответ на вопрос, почему ему выпали такие жестокие испытания. На подобный вопрос современная научная психология не дает полный и исчерпывающий ответ. А точнее будет сказать, она его избегает. Материалистический подход к жизни, при котором такой вопрос ставить бессмысленно, пока еще трудно изживается.

Наиболее полно и всесторонне ответ на вопрос о смысле жизни дается в Евангелии. Можно сказать, что здесь каждая строка, или, точнее, каждое слово раскрывает смысл жизни. С греческого языка слово «Евангелие» переводится как благая (добрая) весть.

Евангелие — это книга жизни. Но современному секулярному человеку эта книга мало известна и не является авторитетом. Его душе ближе, например, сочинения Л. Толстого или живописные полотна Н. Рериха. Почему так? Отчасти это можно объяснить тем, что еще до недавнего времени Евангелие было под запретом. А точнее, тотальная атеистическая пропаганда представляла Евангелие как книгу, полную всевозможных противоречий и несуразностей, как книгу для малограмотных старушек. Голос священников с правильным и аргументированным объяснением Евангелия почти нельзя было услышать в немногих, избежавших разрушения, переполненных православных храмах. И те немногие комментарии к Евангелию, которые звучали в храмах, были очень корректными в отношении господствующей агрессивной идеологии, а потому почти не содержали в себе той соли, которая могла бы предохранить общество от дальнейшего нравственного разложения. К сожалению, до сих пор благую Евангельскую весть почти не слышно за грохотом современной прельщающей своей новизной и экстраординарностью массовой культуры. Этот наш церковный изъян пытаются «компенсировать» сектанты, активно проповедуя Евангелие, но поскольку они противопоставляют себя церковной традиции, то их сеяние Слова Божия остается бесплодным. Евангельская проповедь может приносить добрые плоды, когда она исходит из сердец смиренных людей, а не гордящихся своей самоправедностью. Недавно состоявшийся в Москве Архиерейский собор с тревогой говорил об усиливающейся секуляризации (обмирщении) общества. Вести добрую благочестивую жизнь ныне становится ещё труднее, чем было в советский период. Тем не менее строятся и восстанавливаются храмы, священники все чаще выступают в средствах массовой информации, и есть надежда, что Евангельская проповедь будет звучать всё чаще и приносить добрые духовные плоды. Как же вопрос о смысле жизни разрешается в Евангелии?

В Евангелии от Матфея (глава 22, стихи 37−40), которое в один из воскресных дней читается во всех православных храмах за Божественной литургией, рассказывается о том, как один законник (законник — человек, много знающий в религиозных вопросах), искушая Господа, задал вопрос: какая наибольшая заповедь в Законе Божием? По сути своей, это не был праздный вопрос, иначе Господь-сердцеведец не обратил бы на него внимание. Это был вопрос о смысле жизни. Дело в том, что законники, тщательно исполняя все религиозные предписания, упускали из виду самое главное — ради чего ими соблюдаются все эти предписания. Господь ответил законнику: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки».

Как мы видим из этого ответа, вопрос о смысле жизни Господь прямо связывает с возвышенным чувством любви. Многие, даже не изучая Закона Божьего, неосознанно понимают, что без любви невозможно построить счастье ни отдельного человека, ни семьи, ни государства. Человек создан для того, чтобы любить и быть любимым. Без любви теряется всякий смысл жизни. Не случайно самый большой процент правонарушений совершают люди, которые воспитывались в детдоме и были лишены материнской любви.

К теме любви обращаются писатели, поэты, кинорежиссеры. Но о той ли любви, которой учит Господь, говорят они? Многие люди не знают этого чувства. Многие испытали только любовь к человеку и совершенно не знают о любви к Богу. Но невозможно по-настоящему полюбить человека, не полюбив сначала Господа. Как-то ещё до революции один священник перестал служить в храме Божественную литургию, а вместо этого стал ходить по нищенским трущобам, обмывать и перевязывать раны людей, страдающих разными тяжёлыми заразными болезнями. Но сколько он ни трудился, он не смог найти успокоения для своей души, потому что невозможно было оказать помощь одновременно всем этим несчастным. Когда же священник вновь стал служить литургию и горячо молиться за этих несчастных людей, проповедовать им о Христе и призывать к покаянию, тогда он нашёл много добрых помощников, которые намного больше смогли помочь тем несчастным людям, чем он помогал в одиночку. В советские годы многие люди искренне верили, что можно построить свое счастье, найти смысл жизни без Бога, основываясь только на любви к человечеству. Но этот эксперимент строительства светлого будущего без Бога, как многие смогли убедиться, полностью потерпел неудачу.

Наша человеческая любовь плотская, а потому — слабая, ненадежная, временная, как бы ярко вначале она ни горела в нас. Она может исчезать при малейшем жизненном испытании. Любимый ученик Христа св. Иоанн Богослов учит, что «Бог есть любовь». То есть Он является источником подлинной любви. Приблизиться к Нему можно через молитву. Когда же мы правильно и от всей души молимся, тогда мы не можем не любить тех людей, которые нас окружают.

Испытаем свою совесть: не теряем ли мы смысл жизни, не искушаем ли мы Господа, как тот законник, когда не исполняем заповеди любви, хотя и знаем о ней. Из-за нашей слабой любви к Богу и ближним мы ленимся и не хотим молиться. Многие из нас считают молитву напрасной тратой дорогого времени, за которое можно сделать много полезных и важных дел. А потому в воскресный день, например, занимаются стиркой, трудятся в огороде, на дачном участке, выезжают на рыбалку или попусту проводят время у телевизора. Мы часто совершаем молитву небрежно, торопясь, без смирения и сокрушения сердечного. Иногда мы приступаем к молитве в раздражении, имея гнев и памятозлобие на своих ближних, друзей. Многие забывают, что прежде, нежели прийти в храм, надо вначале примириться со своими ближними. Все меньше мы видим примеров верности супругов друг другу. Измена одного из супругов — это нарушение заповеди о любви к ближнему. Разрушая чужую семью, некоторые оправдывают себя тем, что к ним пришла настоящая любовь. Но разве можно создать свое счастье на чужом несчастье? Разве это настоящая любовь? Страшно, когда мы пребываем во вражде, злобе не день, не два, а годами и при этом ещё дерзаем приходить в храм, ставить свечи, приступать к Таинствам. Такое пренебрежительное отношение к Богу и к ближним — признак нашего духовного рабства, гордыни, слабоволия, одержимости души страстями и пороками.

Молитва — это беседа с Богом. Если трудно бывает удостоиться беседы с высокопоставленным начальником человеку невысокого социального положения, так еще труднее удостоиться беседы с Богом тому, кто влачит жалкое рабское существование у своих пороков и страстей, кто раб греха. Как о содержании Евангелия, так и о молитве современный человек почти ничего не знает. Все ныне стремятся получить высшее образование, изучают иностранные языки, но самого основного — языка общения с Богом и с ближними нигде: ни в семье, ни в школе, ни в вузе — не изучают, а потому, даже при изобилии материальных благ, чувствуют себя несчастными. С трудом накопленный багаж знаний часто лежит невостребованным. Более половины выпускников вузов, по признанию Президента страны, не знают, куда им приложить свои знания.

Итак, не будем, как тот законник, из-за суеты многих дел терять подлинный смысл жизни и искушать Господа, но постараемся исполнить в первую очередь Евангельские заповеди о любви к Богу и ближнему. Сбросим со своей души и тела тяжёлое иго греха, и тогда нам будет легко и приятно молиться, мы не будем считать молитву напрасной тратой дорогого времени, а Евангелие станет для нас самой дорогой настольной книгой.

Интернет-журнал «Русская неделя»


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru