Русская неделя | Мирослав Бакулин | 28.03.2006 |
Первая тема — это толкование снов. Очень рано у человека возникает мысль о том, что сон является тем самым местом, где открывается духовная сфера бытия, где человек соприкасается с миром горним. Практика гаданий и толкования снов вдохновлялась также идеей Судьбы, Рока, понять который нельзя, избежать нельзя, изменить нельзя, но можно по некоторым признакам угадать и знать заранее. Скажем, в Древнем Риме на каждой улице можно было встретить профессиональных гадателей и толкователей. И нынче существуют такие книжечки, сонники, которые описывают: приснилось это — будет то-то. Как же в действительности связан сон с нашей духовной жизнью и с возможным предсказанием будущего. Давайте попытаемся это понять.
Христиане в первые же века очень четко обозначили свое отношение: снам доверять не нужно, ни в коем случае, потому что во время сна вы можете общаться с миром духовным, но духовность эта может быть разной… Часто бесы могут являться в виде ангелов с целью погубления человека. Например, святому Никите Новгородскому, блестящему богослову, является вдруг «ангел"-бес и говорит: «О, ты такой святой, давай, ты занимайся богословием, а я за тебя буду молиться». Никита видит этого ангела, больше никто его не видит, тот стоит в углу и молится, а сам Никита молиться перестал. Слава Богу, что по молитвам братии, встревоженной таким поведением, Он открыл прельщенному глаза, и дело кончилось его слезным покаянием.
Это состояние называется прелестью, от слова «лесть», ложь: прелестное состояние. Очень часто в церковь приходят больные люди — после экстрасенсов, сектантов, с измученными душами. «Вы знаете, я видела такого ангела Божьего, он такие откровения мне рассказал, я такие стихи начала писать». Я таких навидался за свою жизнь. Бывает, бес настолько сживается с человеком, что наступает состояние одержимости, бесноватости. Святые отцы говорят, чтобы мы боялись этих видений и старались от себя любые духовные видения отгонять. Вот например: НЛО — это что такое? Есть замечательная книжка иеромонаха Серафима (Роуза). Он американец, православный монах, прошедший через тернии сект, человек очень глубокий, ученый. Вот он пишет об НЛО, что это те самые видения, с помощью которых силы князя поднебесного, бесы, пугают человека, это просто бесовские искушения. И оружие против них — молитва Кресту на отгнание всякой нечистой силы, которая читается уже две тысячи лет: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его». Ее надо читать, когда встречаешься с чем-то необъяснимым и устрашающим: если это бесовское искушение, то оно исчезает. У православных людей эта молитва на ремнях выжжена, и когда человек собирается в путь, он надевает этот ремень. Православные христиане боятся впасть в прелесть, боятся состояния бесноватости и потому-то рекомендуют снам не доверять.
Научный подход к миру, изобретенный в XVI веке, попытался и сон связать с естественными причинами. Например, Фрэнсис Бэкон впервые связывает переживания и физиологическое состояние в течение дня со сновидением. Он говорит, как вредно есть на ночь. Есть такой грех — темноедство. Например, студентка ночью пробирается к холодильнику с фразой: «Что бы найти такого вкусненького?» И вот, переев на ночь, она чувствует во сне, будто на нее наваливается тяжесть, или ее качает на корабле, или будто она тонет. Это связано с тем, что желудок набит, — вы пытаетесь спать, желудок пытается переваривать, каждый тянет на свою сторону, и нормального сна не получается. Бэкон первый связывает физиологическое состояние вечером со сновидениями. Но понятно, что утренний сон уже никак не связан с желудком, потому что тот уже давным-давно спит.
Доктора-психологи говорят, что существует три фазы сна. Первая длится до 12 часов, следующая — с 12 до 3 часов и последняя — с 3 до пробуждения. Первая фаза, действительно, связана с тем, в каком состоянии мы ложимся спать. Если мы легли в состоянии перевозбуждения, хохотали, плакали, переживали, то и сон будет таким же. Средняя часть сна — самая таинственная часть жизни человеческой души. То, что она наступает, определяется по rapid eye movement — движению зрачков под веками. Человек спит, но мы знаем, что у него идет какая-то внутренняя жизнь, потому что зрачки начинают двигаться — он видит что-то свое. Двигаются при этом только зрачки, остальное тело недвижно. Мы знаем, что душевная работа идет, но о ее содержании бесполезно судить. Сколько бы мы ни пытались разбудить человека в этот момент, он ничего вспомнить не сможет. Это какая-то бессознательная жизнь, которая не сказывается никак ни на сознании, ни на физиологии. Самая последняя, самая глубокая и самая интересная стадия сна — сон утренний, который еще называется «горний».
Современная психотерапия, основанная Зигмундом Фрейдом, изощряется в вариациях примитивно биологического понимания человека. И в частности, таким изощренным примитивом является фрейдистское толкование сновидений. Фрейд начинает разработку своей концепции с анализа оговорок. Почему человек оговаривается? Те или иные слова сходны по артикуляции, так как некоторые звуки близки по произнесению: сонорные «р/л», носовые «м/н». Человек оговаривается потому, что ему трудно физиологически воспроизвести то или иное слово. Фрейд говорит: «Нет, наверняка, он что-то задумал, что-то скрывает, наверняка, у него есть внутренние желания и вещи, о которых он запрещает говорить себе вслух». И он пытается «расшифровывать» оговорки и сны как «шифры из бессознательного», то есть он начинает подозревать человека, подразумевая, что тот наверняка затеял что-то запрещенное. А что запрещено — это Фрейду заранее известно. Всякий человек втайне хочет изнасиловать свою мать и убить своего отца. Начиная с детства, в ребенке пробуждается любовь к матери, а отец мешает мальчику, и поэтому у ребенка возникает психический комплекс: отца убить, а с матерью сожительствовать. «И это нормально! — утверждает Фрейд, — Возникновение и преодоление этого комплекса является первоистоком культуры!» Он ссылается на знаменитую трагедию Софокла «Царь Эдип» и вменяет свои буйные фантазии всему человечеству. Сюжет трагедии таков: царю Эдипу предсказывают, что он женится на своей матери и убьет своего отца. После этого предсказания Эдип уходит из дома в чужие края, он всеми силами пытается воспротивиться этому злому року. Но та семья, которую он считал родной, — не его родители, и все равно он по стечению обстоятельств убивает нечаянно своего отца и женится на собственной матери, сам не зная того. Над людьми властвует рок, и даже боги ему подчиняются — на этом построена вся греческая драматургия и вообще все древнегреческое мировоззрение. Например, стоик Зенон упал и нечаянно сломал себе палец. Для него это показалось столь низменным и дурным предзнаменованием, что он пошел и удавился. Христианская трагедия в другом: борется добро и зло, и поле битвы — сердце человека. Мы видим внутреннее борение человека, сердце борется между добром и злом, к чему склониться.
Фрейд говорит «эдиповым комплексом» — вот что представляет собою человек на самом деле, на самом деле он просто похотлив и агрессивен. Когда он подавляет похоть и агрессию, их энергия переходит в другие формы — в творчество, религию и так далее, называется это «сублимация» — отклонение, замещение. Все духовные порывы человека — просто замененные влечения к агрессии и сексу. Поэтому ясно, что снится человеку, о чем он оговаривается. Оговорки, по Фрейду, первые выявления этих бессознательных явлений. «Вы сами даже не знаете, что вы этого хотите, — говорит психоанализ, — а я вам расскажу, чего вы хотите». Приходит человек к психоаналитику, и ему говорят: «Я вам скажу, чего вы на самом деле хотите. Развлекитесь, пойдите, измените своему мужу пару раз, развейтесь, что вы на нем одном сосредоточились, примите наркотиков, что вы так зашорились. У вас комплексы, отсюда и все проблемы». На этом основана вся современная психиатрия. Может ли эта психиатрия дать глубинное понимание человеческого состояния? Может ли эта психиатрия открыть что-либо в человеке?
Фрейд трактует все сны только в связи с сексуальным уровнем или агрессивным. Единственное, чего он понять не может, — это горний сон, сон предутренний. Это утонченное состояние души, когда она общается с миром горним. Именно этот предутренний сон может о чем-то говорить, ибо происходит он не на физиологическом, не на эмоциональном, а на интеллектуальном уровне, когда спит все тело, но душа возвышена. О чем же он? Это сон-предупреждение. Относиться к нему надо именно так — для чего мне послан этот сон?
Надо сказать и о практике безопасности во время сна. Если вам снится нечто, что вас пугает по-настоящему, у вас всегда есть возможность оградить себя крестным знамением. Расскажу вам простую историю. Лет в 17−18 мне стал сниться сон, в котором каждую ночь приходил ко мне человек, который рассказывал мне о поэзии, о живописи, но ужасно пугал меня своим присутствием. Я пожаловался своему старшему товарищу-христианину: «Знаешь, он пугает меня, я уже спать не могу. Кошмар! Он говорит безумно интересные вещи, но невероятно страшные». А он мне по-детски говорит: «Представь во сне свою руку, возьми и перекрести его». Мне это показалось совершенно наивным и банальным. На следующую ночь этот человек пришел ко мне, снова начал пугать меня, это состояние полудремы было просто ужасным. Когда ужас достиг апогея, я вспомнил совет, представил свою руку и перекрестил его. Что за этим последовало — невообразимо: дикий истерический крик, и это существо исчезло. Я проснулся моментально от ужаса — никак не ожидал, что произойдет такое. Через несколько лет, уже осмыслив происшедшее, я рассказал об этом своим студентам. Буквально через три месяца приходит девушка (историй много было, я воспроизведу одну), татарка, миловидная, говорит: «Помогите». — «А что случилось?» — «Вы нам рассказывали о технике безопасности во время сна, а меня начали одолевать бесы. Только закрою глаза — приходят ко мне. Страшные такие, с рогами, пятаками. Сутки, другие приходят, я спать не могу, просто сижу в углу». Она маме пожаловалась, та говорит: «Ты в академии переутомилась, устала, выпей таблеточку». Таблетку выпила и заснула; тело спит, а они снова начинают к ней лезть. Она хочет проснуться и не может. Дошла до такого эмоционального и физического состояния, что просто изнемогала. «И вот, — рассказывает девушка, — когда они вплотную начали подходить, я вспомнила, что вы говорили, и их перекрестила. Они с диким воем исчезли. Что мне делать?» — «Наверное, надо идти к священнику, раз бесы к вам уже так близко подходят, духовное состояние, наверное, не самое лучшее». Она говорит: «А я татарка». — «Ну и что?!» Я был поражен, насколько это действенно.
Так вот, утренний сон может быть и от Бога, и от беса. Если от беса, надо защищаться крестным знамением. Если от Бога, мы должны задать вопрос — для чего мне этот сон посылается. Если я проснулся и помню сон, значит, он для чего-то мне даден. Сон-предупреждение. А вот о чем — это только вы можете знать, только вы можете понять, для чего вам этот сон. Ни Фрейд, ни гадалки, ни сонники вам в этом не помогут.