Русская линия
Русская неделяИгумен Маркелл (Павук)06.03.2006 

Пост — лекарство для души и тела

В 2006 году 23 апреля весь христианский мир будет праздновать Светлое Христово Воскресение — Пасху. Этот праздник по сути своей является праздником победы над смертью, праздником жизни. Но чтобы приобщиться Пасхальной радости, необходимо прежде освободить свою душу и тело от всего того, что мучает и убивает нас и еще в этой жизни делает живыми мертвецами. Для этого в течение семи недель накануне праздника в этом году с 6 марта по 22 апреля Церковью установлен Великий пост.

Пост достаточно продолжительный и строгий. По Церковному уставу в эти дни христиане не вкушают мясные и молочные продукты, рыбу, а наиболее сильные духом и телом принимают пищу даже без растительного масла. Кроме того, христиане избегают шумных забав и веселий, стараются меньше смотреть расслабляющий и разрушающий человеческую душу телевизор. А главное — в благоприятное время поста все стараются примириться со своими врагами и ненавистниками.

Не каждый человек может вынести всю суровость такого поста, а потому ещё за три недели до его начала Церковь установила подготовительное время. В этот период в храме через особые молитвы и песнопения человеку объясняется, какова цель поста, как правильно поститься, чтобы не подорвать своё духовное и физическое здоровье. В отличие от диеты, которая врачует только тело, пост является лекарством для всего состава человека: и для души, и для тела. Очень благотворно пост влияет на атмосферу человеческих взаимоотношений. Если в повседневной жизни человек обычно старается казаться немного лучше, чем он есть на самом деле, а потому в отношения между людьми вкрадывается формализм, холодность, равнодушие, грубость, недопонимание, лесть перед высшими и презрение к низшим, то при помощи правильного поста срываются все маски. Человек учится по-настоящему, без всякой лести и лицемерия, любить и уважать других людей. А главное — в человеке еще здесь, на земле, раскрываются возможности для новой духовной жизни.

Но, к сожалению, в наше время большинство людей забыло о посте. Ибо еще до недавних пор мы не брезговали гордиться своим происхождением от обезьяны. При такой теории о духовной важности поста не могло быть никакой речи. Так постепенно нас отучили поститься. Мы забыли о пользе и спасительности поста. Все это привело к огрублению наших чувств, мы охладели в любви к Богу и друг к другу. Как мало стало счастливых семей, сколько сейчас по улицам ходит беспризорных, никому не нужных, брошенных детей.

Сегодня уже никто не запрещает поститься и молиться, но как это ни парадоксально, заставить себя жить по Церковному уставу стало еще труднее. Те, у кого есть достаточно средств для существования, не могут удержать себя при виде изобилия сверкающих в красивых упаковках товаров, а те, у кого мало средств, обычно говорят: «Куда уж поститься, и без того голодаем».

Но весьма сведущий в светских и духовных науках святитель Иоанн Златоуст, обращаясь к тем, кто не может проявить воздержания, говорит: «Не видите ли каждый день, что от роскошных столов и неумеренного насыщения происходят бесчисленные болезни?

Откуда болезни в ногах?
Откуда болезни головные?
Откуда умножение испорченных мокрот?
Откуда бесчисленное множество других болезней?

Не от неумеренности ли, не от того ли, что мы вливаем в себя вина больше надлежащего?

Как судно переполненное скоро погружается и тонет, так и человек, предавшись объядению и пьянству, несется в бездну, потопляет свой разум и лежит, наконец, как живой труп, часто могущий еще сделать что-либо худое, а на доброе способный не более мертвых».

А что сказать тем, кто не постится, жалуясь на недостаток средств для существования? Святой Иоанн Кронштадтский замечает, что одной из главных причин нищеты и голода как раз и есть недержание поста. «Если не хотим поститься в свое время волею — поголодаем без времени неволею». За отступление от Бога и Его законов на нашем многострадальном народе в XX веке это пророчество исполнилось буквально. В одном из своих выступлений Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин с тревогой сообщил, что ныне население России каждый год уменьшается почти на миллион человек. Называется много причин, почему так происходит. Но без преувеличения, на основании всего выше сказанного, можно утверждать, что главная причина смертности — духовная: недержание поста. Но как бы изменилась наша жизнь, если бы мы все прибегли к этому спасительному средству — посту. Какими бы сильными и мужественными стали наши воины; какими бы красивыми, даже без косметических средств, стали наши девушки; каких здоровых и умных детей стали бы рожать наши матери; какими теплыми стали бы наши отношения друг с другом; на сколько бы сократились очереди на прием к врачу в поликлиниках. Итак, постараемся не упустить это благоприятное время Великого поста. Но, как и всякое лекарство, пост следует дозировать с рассудительностью, соотносить с физическими силами. Кто раньше никогда не постился, тем обязательно надо посоветоваться о прохождении поста с опытным священником. Пост следует начинать с малого. Вначале надо научиться держать пост хотя бы в среду и пятницу. А затем с Божией помощью можно понудить себя держать и весь пост.

В наше время, когда Отечество из-за оскудения духовных сил народа окружено многими недоброжелателями, когда в мирное время от пьянства, наркомании и других пороков людей гибнет больше, чем на войне (недавно святейший Патриарх Алексий обнародовал страшную цифру: в нашей стране 3 млн. наркоманов, среди которых большинство — подростки), всем важно вспомнить о спасительном средстве поста. В старые добрые времена матери, отправляя своих сыновей на войну, чтобы они вернулись домой живыми и невредимыми, давали Богу обет (жертву) поста. И большинство воинов возвращались домой с победой. Дай Бог и нам осознать всю важность и спасительность поста, чтобы вместе со всеми ощутить Пасхальную радость от победы над смертью.

Интернет-журнал «Русская неделя»


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru