Православие и Мир | Протоиерей Сергий Николаев | 01.03.2006 |
Еженедельный праздник — воскресенье — прежде называли неделей, от «не делать»: это день, когда не делают, не работают. Отсюда получил свое название понедельник, то есть день, идущий за (по-славянски «по») неделей. Воскресный день всегда посвящен церковной службе. Четвертая заповедь гласит: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу Богу твоему» (Исх. 20, 8 — 10). Так же стараемся мы освободить от обыденных дел великие и двунадесятые праздники, особо чтимые дни. Когда в советский период для многих наших сограждан невозможно было не выходить на работу в дни церковных праздников, некоторые православные христиане свой заработок праздничного дня выделяли на милостыню и таким образом работали в этот день как бы не на себя, а на ближнего, на Церковь, в конечном итоге на будущую жизнь.
В праздник, посвятив часть дня молитве, церковной службе, общению с Богом, остаток его посвятим общению с ближними. Откликнемся на приглашение и пойдем в гости, Даже если вы и устали и трудна дорога, все равно не стоит отказываться от этой возможности оказать свою любовь. Не пустое это занятие — ходить в гости, и плодов оно принесет не меньше, чем самая длинная огуречная грядка.
Живущему в мире человеку, особенно в современном мире, очень трудно поддерживать свою церковность. Без общения с православным обществом, с другими церковными людьми она как-то незаметно изнашивается, растворяется или вырождается в какую-то частную интерпретацию церковности, то есть в церковность «как я ее понимаю». Соль перестает быть соленой.
«Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф. 5, 13), — говорит Спаситель принимающим Его учение; Как же нам сохранить соль, мудрость, истину своего христианства? Не уклоняться от Божественной истины нам помогает участие в церковной жизни. Прежде всего это молитва и участие в Таинствах Церкви. Молитва и Таинства объединяют нас в единую Церковь Христову. Исповедь и причастие поддерживают это единение в Теле Христовом. Чтение Священного Писания и Священного Предания, духовных авторов также помогает не потерять христианские ориентиры. Но как поддерживает нас пример живого Православия! Общение о Господе, общение в любви со своими, с единоверцами, укрепляет веру, назидает, отрезвляет от заблуждений.
В непринужденной гостевой домашней обстановке высказываются задушевные мысли, задаются тревожащие душу вопросы, из тех, которыми за их множеством и кажущейся неважностью мы не решаемся обеспокоить духовника. Но не пусты эти вопросы, не мелки переживания! Из жизненных, бытовых мелочей складываются и большие поступки. Мелочи как бы высвечивают и скрытое благородство души, и тайные ее недуги. Говорите о мелочах! Советуйтесь!
Дружеский совет и назидание в теплой беседе принимаются как ласка, как забота. Принимаются легко, без обиды и настороженности. А сколь часто и без слов обличения на фоне другой жизни мы видим свои ошибки и несовершенства! Тут же мы видим и пример, как устранить, изжить, исправить их. Мелочи быта, увиденные ближе взаимоотношения в семье друзей позволяют нам узнать своих близких с еще незнакомой нам стороны. Как-то косвенно, без откровенных объяснений, дойдет до нас весть о их благочестивых делах, быть может, духовном подвиге. Чуть колыхнется, чуть приоткроется завеса, за которой в тайне совершается тонкая духовная работа. Опытные христиане не освещают сами своих добрых дел, но «не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф. 5, 14), и сами окружающие их вещи, где-то невзначай оброненное в задушевной беседе слово не дадут остаться свече под сосудом — откроют нам дела благочестия наших друзей.
В гостях, за столом люди легко знакомятся, сходятся, узнают друг друга. Это время, когда можно завести полезное знакомство, самому обрести возможность оказать кому-то помощь. Иногда мы годами бываем знакомы с человеком, где-то мимолетно видимся, кланяемся, задаем пару вежливых вопросов, но не становимся год от года ближе. В гостях вдруг это многолетнее расстояние сокращается, и мы оказываемся близкими друзьями. За столом, в праздник есть возможность приглядеть себе невесту или жениха или попристальнее приглядеться к уже отмеченному в сердце человеку.
В гостях мы зачастую встречаем людей интересных, умных, особенных. Быть даже только слушателем иных бесед — большая удача. Я помню, как бабушка моя часто говорила, проводив гостей:
Один цветочек дикий
Попал в букет гвоздики
И от нее душистым стал и сам.
Хорошее знакомство — прибыль нам.
Напитаться за беседой в доме друга ароматом умных и особенно духовных речей действительно прибыль.
Приглашением нам оказывают честь. Призывая в свой дом, хозяева показывают нам любовь, желание быть близкими, поддерживать дружеские отношения. Бессердечно было бы отказаться от приглашения. Только самые неотложные дела, болезнь или забота о другом человеке могут извинить наш отказ. В торжественный и счастливый день именин, браковенчания или освящения нового дома так хочется видеть рядом родные и милые лица близких1 Так горестна в этот день разлука со своими! И в день памяти, день скорби по ушедшим, мы ждем близких нам.
Надо заметить, что жизнь церковной общины, ее жизнестойкость, ее духовное здоровье можно усмотреть именно из таких гощений и застолий. Если на приходе сложились по душевной склонности или иным каким свойствам, например, родства или соседства, небольшие общества прихожан и они в дни Ангела или в другие праздники встречаются за столом, не ради, конечно, еды и питья да бесчинного веселья, а как единомышленники, соратники в деле спасения, то можно сказать, что на приходе есть церковная община. В противном случае общины как таковой нет, есть просто прихожане одного храма.
Что ж, если ходить в гости не только приятно, но и полезно, спасительно — пойдем в гости. Не забудьте захватить с собой небольшой подарок. Даже если вы идете не на именины и не на свадьбу, лучше прийти с подарком. Вспоминается мне Зинаида. Живет она в Москве, но на летнее время уезжает в деревню. В своей ягодной стороне наваривает Зинаида неимоверное количество варенья да насушивает невиданное количество грибов. Зато зимой достанет баночку малинового или черничного, или кулек с грибочками и идет в гости. Зайдет ли к ней кто, опять откроет Зинаида шкафчик, достанет баночку и подаст гостинчик.
Приходит мне на память еще один замечательный человек — Николай С. Он был человеком очень общительным и Имел множество знакомых. Его часто приглашали и к нему часто приходили в гости. Он был необыкновенно доброжелательным и любящим. И его любили. Любили как приветливого и заботливого хозяина, как тихого, спокойного и душевного гостя. Когда Николай заходил к кому-то домой, то всегда приносил с собой какой-нибудь небольшой дар. Провожая, также дарил что-нибудь. Зарабатывал он немного и, конечно, дарить дорогие подарки не мог. В дом, где есть дети, он носил либо небольшую дешевенькую игрушку, блокнот, авторучку, либо какую-то вещицу, имеющую ценность только для ребенка: красивую картонную коробочку от чего-то, пластмассовую ложечку для куклы из самолетного обеденного набора, вырезанную картинку. Хозяйке он мог подарить катушку каких-нибудь ярких или прочных ниток. Когда Николай приносил пакетик липкого чак-чака, я знал, что недавно к нему приезжали родные из Нижнего Новгорода или Уфы, если он приносил немного восточных пряностей, я догадывался, что Николай побывал у своего друга-индуса. Почти всякий гостинец, который получал он, оказывался потом подарком в другом доме.
Через два года после смерти Николая, он приснился моему сыну. Во сне он спросил: «Ты меня помнишь?». На что Сережа ответил ему: «Помню. Ты — дядя Коля». «А ты помнишь, я тебе экскаватор подарил!» — спросил его Николай. Проснувшись, Сережа сразу вспомнил, что некоторое время не поминает в молитвах умершего дядю Колю, подарившего ему экскаватор. Собственно наши дары и предназначены для того, чтобы продлить время общения, даже тогда, когда мы выйдем за дверь, пусть это будет и последняя дверь нашего мира. Они для памяти, для молитвы.
Каждый человек имеет свой характер, свои привычки, каждый дом — свои порядки, особенности. Придя в чужой дом было бы бестактным навязывать хозяевам свои порядки. Когда-то первые монастыри Египетской и Иудейской пустынь имели различные уставы. Иноки, для духовной пользы иногда посещавшие соседние или дальние обители, говорили: «Со своим уставом в чужой монастырь не ходят». И принимали на время тот порядок, который был принят у приютивших их хозяев. Древняя истина не обветшала и для нашего времени.
В чужом доме мы видим только внешнее его устроение, но не видим, чем оно поддерживается, не знаем причин, сложивших его, а потому даже добрые советы наши должны быть обдуманны и взвешенны. Не стоит особенно спешить со своими добрыми намерениями. Иногда наш нескромный вопрос может вызвать тяжелые воспоминания, возобновить угасшую ссору, дать толчок семейному разладу.
Видел я в одном доме забавное явление. Над небольшим пространством цветочного горшка возвышалось семь или восемь земных колючих кактусов. Их общее начало от единого корня и общий дом — цветочный горшок заставляли их тесно прижиматься друг к другу своими колючками и тем не менее они выглядели веселыми и дружными. Этакая пушистая семейка, хотя колючки их оставались острыми и цепкими. Мы все немного похожи на колючие кактусы. И немалых усилий стоит нам приноровиться друг к другу, притереться к чужим колючкам. Спокойный и веселый вид еще не означает отсутствия проблем в доме. Приглашенному человеку, гостю, нужно быть очень внимательным и осторожным, чтобы своими действиями или словами не нарушить того зачастую болезненного единства в семье или обществе, куда он попал.
«Желаю, чтобы вы были мудры на добро… «(Рим. 16, 19) — говорит Апостол. Данный не вовремя совет, неуместная шутка могут оказаться разрушительными для семейного мира ваших друзей, хотя и вызваны они самыми добрыми чувствами. Умейте быть приятным, деликатным гостем, смиритесь с тем, что каждый человек волен в своем — в своем быте, в своих семейных отношениях, в своих привязанностях, в своих ошибках.
Рассказывают, что древний философ Диоген из Синопы был всеми покинут и одинок: «из-за бедности он никого не Мог принимать, а другие не хотели оказывать ему гостеприимство, страшась его страсти обличать и вечного недовольства словами и поступками ближних» (Элиан «Пестрые рассказы»).
А вот история об удивительном устроении инока одного из древних монастырей. Когда он входил в келью к брату и видел ее убранной, он говорил: «Как заботится брат о чистоте души своей, так же заботится он и о чистоте кельи. Как в душе его все ясно и прибрано, так же чисто и прибрано в его келье». Если же в жилище брата он заставал беспорядок, то говорил: «Этот брат серьезно занят своим спасением, все мысли его устремлены к горнему миру и нет в них места земным попечениям».
Умение не видеть, не замечать грехов и недостатков ближнего гораздо более ценится в госте, чем зоркий глаз обличителя. Даже те несовершенства домашнего быта хозяев, которые не исключают нашего совета и вмешательства, все же пусть останутся на некоторое время как есть, подождут подходящего часа и настроения. В дружеском общении это время обязательно наступит.
«И если… тебе предложат какого яства, не подобает хулить его, говорить: «гнило» или «кисло», «пресно или «солоно», «горько» или «протухло», «сыро» или «переварено», или высказывать другое какое порицание, но подобает, как дар Божий, всякую пищу хвалить и с благодарностью есть, тогда Бог пошлет на нее благоухание и обратит ее в сладость» («Домострой»). Особенно не вежливо и даже грешно показывать свое недовольство угощением. Сел за стол — ешь со смирением, что предложат, если, конечно, еда не в разлад с Уставом. Нужно иметь уважение и к пище, и к трудам хозяйки. Все, что окажется на вашей тарелке, следует съесть, чтобы оставшаяся еда не оказалась потом в помойном ведре.
Автор «Домостроя» предупреждает против небрежного отношения к еде: «У некоторых боголюбцев в изобилии бывает еда и питье, и все, что останется нетронутым, убирают, потом еще кому-то сгодится. Если же кто неуч и невежа, не рассуждая все блюда подряд начинает, уже насытясь и не заботясь о приличии и сохранении блюд, — будет такой обруган и осмеян и обесчещен от Бога и людей».
При выборе места за столом можно вспомнить евангельскую притчу: «…когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место» (Лк. 14, 8 — 9). «Домострой» же как бы добавляет к этим словам: «Когда на трапезе поставят. перед тобой многоразличные яства и пития и если кто-то будет из приглашенных знатнее тебя, не начинай есть раньше его; если же ты старший по чести, то поднесенную пищу по обстоятельствам начинай есть первым». Впрочем, излишнее, часто напускное смирение, вынуждающее к долгим уговорам, так же тягостно воспринимается хозяевами и другими гостями, как и бесчинная неделикатность.
Если случится кому попасть в дом, где не соблюдаются постные дни, то, не смущая хозяев проповедью церковного устава, садитесь за стол и, присмотрев на нем что-нибудь постное, положите себе на тарелку, не привлекая внимания. Обычно мы бываем заранее подготовлены к такой ситуации, принимая приглашение от нецерковных родственников и знакомых. Когда это люди близкие, то, подтверждая свое согласие прийти в гости, попросите заранее приготовить и поставить на стол какое-нибудь постное кушание. Когда такой заказ неуместен по каким-то причинам, то будьте готовы огорчить хозяев своей непривычной для них «диетой» и, чтобы не остаться на весь вечер голодным, подкрепитесь немного дома.
Пятница. Дорогого гостя ждут с нетерпением. В его честь накрыт роскошный стол. Накануне хозяева весь вечер обсуждали меню праздничного ужина. И вот звонок. Приветствия. Гость подходит к столу.
Пред ним ростбиф окровавленный…
Меж сыром лимбургским живым
И ананасом золотым.
Да… Ему жаль стараний добрых хозяев, жаль понесенных ими расходов, долгого труда хозяйки на кухне. Жаль. Но все же это не повод для нарушения поста. «Всякого человека, кто и каков бы он ни был… до тех пор должно любить, пока эта любовь согласна с любовью Божией. А в противном случае любовь к человеку должна уступить любви Божией» (святитель Тихон Задонский). Нужно как-то утешить милых людей, перевести разговор на другую, «несъедобную» тему. Кстати, невозможность разделить общую трапезу очень хорошо маскируется беседой. Участие гостя в разговоре, интерес к нему сгладят неловкость, успокоят хозяев. Впрочем, вспомните, что любая диета, связанная с нездоровьем, всегда извиняет отказ от пищи, никого не обижает. Чем же забота о телесном здравии предпочтительнее и понятнее заботы о духовном здравии?
Мы упомянули о застольной беседе. Собственно, это, наверное, главное блюдо всякого застолья. Для гостя важно не стать горькой приправой к яствам, стоящим на столе, и самому не отравиться, не «проглотить» чего-нибудь ядовитого в непристойной беседе. «Глупых же состязаний и родословий, и споров и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны» (Тит. 3, 9), — учит Апостол, предупреждая наше пустословие. Иногда за столом как-то незаметно возникает спор о совершенно ни кого не касающихся вещах. Здесь уместно вспомнить слова Писания: «Не спорь о деле, для тебя ненужном» (Сир. 11, 9). Если же разговор идет о незнакомом или малознакомом предмете, то можно воспользоваться народной мудростью: «Не стыдно молчать, как нечего сказать».
«А дурных и пересмешных и блудных речей не слушать и не говорить о том», — назидает автор «Домостроя». Если в обществе, куда вы попали, начинаются грубые неблагочестивые беседы, то вы вправе вежливо, отпросившись от дальнейшего гощения, удалиться. Но делать при этом высокомерно-презрительный вид совсем ни к чему. Осуждение замарает вас не менее, чем соучастие в грехе.
Есть гости, умеющие сами направить беседу, есть гости «запасливые». Один мой знакомый, поэт Дмитрий С., когда приходит в гости, всегда приносит папочку со стихами и чтением их радует хозяев. Отец Алексий Грачев часто приезжал к близким друзьям с гитарой и пел духовные канты. Помню, как на Сырной седмице в гостях у одного московского батюшки отец Роман (Тамберг) вышел в прихожую и вернулся с гуслями и листочками текстов и очень утешил всех своим замечательным пением. Впрочем, он часто по просьбе пел в гостях. А кто-то умеет рассказывать тонкие по юмору истории. Умение и желание послужить своим талантом друзьям в недолгое счастливое время отдыха, застолья очень ценятся в госте и заслуживают ему общую любовь.
Оглянитесь, вспомните, нет ли среди ваших близких и знакомых кого-либо, кому необходимо ваше участие. Старики родители, одинокие родственники, требующие поддержки в духовном становлении друзья. Две мамы познакомились, гуляя с малышами во дворе. Обе церковные, но одна ездила с детьми по праздникам в храм, а другая никак не могла преодолеть страх перед перегруженным московским транспортом. Как-то пригласила боязливая мама свою подругу на ужин. Посидели, поговорили — и стали ездить в храм вместе.
Устроили Алексей и Наталия дома детский праздник. Пригласили на него и крестных родителей своих детишек, а через несколько дней вся семья причастилась, хотя в течение долгого времени не могли этого сделать.
«Если мертвым горящим углем чрез приближение зажигается другой мертвый же холодный уголь: не тем ли более сердце, одушевленное живою верою и молитвою может воз жечь тот же огонь в другом, даже и совсем холодном, даже в полумертвом сердце?» — писал святитель Филарет Московский.
Я вспоминаю, как помогли мне в годы духовного становления встречи-беседы с церковно грамотными друзьями и знакомыми. Их церковная жизнь складывалась под опытным духовным руководством и во многом служила для меня примером. Помню частые, интересные разговоры в Теплом Стане у Игоря К., его чистую уютную кухню, где подолгу сидели мы за чаем и где на столе обязательно стояли два ярких майоликовых блюда. В одном всегда лежали финики и инжир, в другом — сухари и сушки. Какими вкусными казались мне эти липкие мятые финики, большие коричневые брикеты которых были в то время непременной частью ассортимента каждого овощного магазина и даже палатки и стоили они тогда дешевле сахарного песка.
«Он принес ему гроздь фиников…» — рассказывал хозяин какой-нибудь поучительный пример из жизни святых отцов Египетской или Иудейской пустыни, и надоевшее в детстве дешевое лакомство обретало для меня какой-то новый, почти духовный вкус. Необычными казались мне и покрытые белым налетом сушеные ягоды инжира, которые Игорь называл библейским словом «смоквы». Я благодарен этому милому человеку за его терпеливые долгие беседы, за его ненавязчивую заботу. Я вспоминаю, как иногда, накануне какого-либо церковного праздника, словно предчувствуя мою слабость, он звонил мне и, сказав несколько общих слов, прощаясь, весело спрашивал: «Ты завтра на раннюю или на позднюю?». Или: «Ты в Ризоположения или в Хамовники?». Конечно, я не мог высказать ему всех тех оправданий, которыми мысленно только что утешал свою нерадивость, готовность пропустить богослужение. Я отвечал: «На позднюю», — или: «В Хамовники», — и мне казалось, что я сам решил это и сам никогда и ни за что не променяю праздничной службы на обыденные дела.
Наше время особенно тем, что в Церковь пришло много новых людей. У них есть желание жить религиозной жизнью, но не всегда они знают, как это сделать. Зачастую новому в Церкви человеку кажется затруднительным выполнить даже простые рекомендации священника. Не понятно, как, каким образом, сделать то-то и то-то. Такому человеку нужен церковный друг. Друг-апостол. Нужен жизненный пример. Не все знают, как попросить священника освятить квартиру, отслужить домашний молебен, пособоровать больного родственника. Кого-то интересует, как приготовить свое жилище для освящения, сколько времени займет молебен, нужно ли собирать всех домочадцев? Задать эти вопросы батюшке многие стесняются, а обсуждая проблему со знающим приятелем, можно разрешить все свои недоумения.
Но общение, хождение в гости к единомышленникам, к. единоверцам необходимо не только незнающим и неуверенным в себе людям. Не менее необходимо оно и людям, слишком уверенным в себе, думающим, что они-то как раз очень хорошо знают, как нужно спасаться. Кстати, этот грех присуще почти всем нам.
Случается, что, кроме Таинства крещения, некоторые христиане выражают свою религиозность лишь захаживанием время от времени в храм для возжигания там свечей и, быть может, литературно-философскими спорами и беседами о Боге и религии. Пребывать в такой духовной инфантильности можно годы и годы, а то и всю жизнь. И опять же, общение с церковными, приглашение к себе или хождение в гости, живой пример благочестивой жизни может исцелить от этого недуга.
Заметим, что и среди церковных людей, грамотных верующих встречаются личности, да и целые семьи, пребывающие в какой-то неестественной, ненормальной «религиозной» восторженности или сентиментальности. Это состояние религиозного романтизма лечится также общением, примером. Кстати, если у вас нет церковных знакомых, то всегда можно обратиться к своему приходскому священнику с просьбой порекомендовать какого-нибудь человека или семью для общения. Ему будет не трудно подобрать знакомство по схожести взглядов, характеров, по близости жительства. Он с удовольствием, познакомит вас.
Наше время — время частых обманов. Ложью богаты многие, так называемые, «религиозные» и «христианские» теле и радиопередачи, книги, газетные статьи. Это время, о котором Спаситель сказал: «Многие лжепророки восстанут, и прельстят многих» (Мф. 24, 11), время расколов, ересей, сект. Сегодня нам очень нужно держаться вместе, «чтоб не пропасть поодиночке». Там, где мы собираемся ради Господа, ради Истины, ложь рассеивается, потому что Господь посреди нас. И приходскому священнику гораздо удобнее, посещая дома своих прихожан, встречать в них не только одну семью, но и друзей хозяина, беседа в этом случае бывает гораздо плодотворнее.
И еще хотелось бы заметить, что особенно необходимо нам посещать друг друга во времена скорбные, тяжелые, тревожные. И не только для того, чтобы плакать вместе. Скорее наоборот. «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених?» (Мф. 9, 15). Мы не должны унывать даже в самых печальных обстоятельствах. Пока у нас есть Церковь, пока у нас есть Таинства — есть Исповедь, есть Причастие — у нас есть причина для радости. Правда, что на радость не всегда хватает душевных сил. Дружеское участие как раз и помогает развеять настроение печали и уныния. Но как? По-разному. Кто как умеет. Но я знаю, что для поднятия духа веселость и шутка бывают уместны даже в самых житейски безнадежных обстоятельствах. Я вспоминаю, как приезжали в больницу к Ирине Владимировне отец Алексий Грачев и отец Роман (Тамберг), как умели они живо и непринужденно говорить и шутить в палате и даже петь для обреченной, для умирающей уже женщины. И видно было, какая это поддержка в ее долгих страданиях!
По приглашению и по зову сердца ходите в гости друг к другу. Как любовь к Господу подразумевает отношения с Ним, так и заповеданная любовь к ближнему выражает себя в отношениях с ним. Эти отношения — наше участие в счастье ближнего и наша помощь в несчастье. Апостол говорит: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (Рим. 12, 15). И потому, если ты зван на пир — спеши. Господь введет тебя в дом друга участником его радости. За дружеской трапезой Сам Господь посреди нас, ибо обещал Он; «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20).
«Он ввел меня в дом пира, и знамя его надо мною — любовь» (Песн. 2, 4).