Русская линия | Андрей Рогозянский | 23.07.2009 |
За событиями мотобайкшоу и охами-вздохами по поводу некоторых специфических сторон байкерского благочестия, никем не замеченным остается основное и главное, на мой взгляд, событие — вступление РПЦ в мир Большого Пиара. Наивный эгоцентризм побуждает нас копаться в подробностях выступления протодиакона Кураева и спорить о перспективах миссии среди неформалов. Реальный же масштаб коммуникации в рамках мероприятия в ознаменование 65-й годовщины освобождения Севастополя шире. Как минимум, в нем следует говорить о многообразной заинтересованности «Ночных волков» и по-своему блестящей информационной кампании, осуществленной ее лидерами. С точки зрения продвижения своих интересов, в триаде «Патриархия — политики — неформалы» церковная составляющая выглядит очевидно слабей остальных. Что же касается «Ночных волков», их резкий прыжок из андеграунда к вершинам медийной представительности наверняка впечатлит любого, кто имеет отношение к информации и стратегиям.
Не стану утомлять себя и читателя очередным пересказом истории байкерского движения на Западе и в России. Желающие могут посмотреть это здесь (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%B5%D1%80). Или здесь (http://routebrothers.at.ua/forum/7−65−1). «Ночные волки» — это экспансивная организация, которая уже в течение борется за то, чтобы выражать интересы всех аналогичных групп в России. Как санитары леса, они заняты систематическим вычищением поляны и поеданием братьев своих меньших. Налажены агрессивные самопиар и контрпиар. Силовая и информационная компоненты идут вместе. Образчик «позиционных сражений» — по ссылке (http://www.silverbullets.com.ua/archive.htm?12). Довольно типичная ситуация для полулегальных «тусовок», «контор», одной из целей деятельности которых является возвышение на фоне остальных.
На сегодня «Ночные волки» контролируют большинство байкерских групп, причем не только в России, а и на Украине и в Белоруссии, через созданную ими «Всероссийскую Международную Ассоциацию байкеров». Противники «Ночных волков» имеют ряд своих структур, среди которых «Неформальное объединение байкеров мира». Между этими объединениями идет довольно своеобразная гонка. Изначально, мотобайкер — это l'enfant terrible для общества. Однако в российской специфике стало принято дополнять общий брутальный образ отдельными чертами благонамеренности и социально-позитивными наклонностями. Российский байкер оказывается патриотом своей страны и человеком, полезным для окружающих. Боюсь погрешить в хронологии и последовательности. Дотошное исследование байкерского мира будет для нас слишком обременительным. Скажу, как понял: «Неформальное объединение байкеров мира» уже несколько лет «столбит» за собой тематику патриотических мотопробегов. В основном, с выездами в республики Северного Кавказа (http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=608 274&print=true. http://kirillfrolov.livejournal.com/606 952.html). Мотопробег и шоу, устроенные «Ночными волками» в Севастополе, продолжает это соперничество. Поддержка со стороны высших российских властей и Патриарха создает обстановку абсолютного «эксклюзива» и дважды удостоверяет притязания лидера «Волков» Александра Залдостанова на звание наиглавнейшего байкера Всея Великия, Малыя и Белыя.
Еще более интересна политическая часть «процесса», который мы с наивной искренностью считаем своим и миссионерским. 7 июня премьер Путин побывал на приеме у Хирурга (кличка А. Залдостанова). Встреча прошла в неформальной обстановке, ВВП подарил «Ночным волкам» именной государственный флаг. Шаг, призванный сказать: «Ребята, и я бы с вами! Да, понимаете, никак..» В официальный релиз попал кусок разговора между Путиным и Залдостановым, что просто так обычно не делается (http://www.ntv.ru/novosti/167 726/). Предлагаю читателю самому оценить стилистику и игру смыслов.
Владимир Путин, председатель правительства РФ: «Я один раз попробовал ездить на байке. Это было совсем недавно».
Александр Залдостанов: «Я в курсе об этом».
Владимир Путин, председатель правительства РФ: «Да?»
Александр Залдостанов: «Да».
Владимир Путин, председатель правительства РФ: «Я встал на заднее колесо и въехал в другую машину».
Александр Залдостанов: «Там, да, есть резвые очень. Резвые есть моторы».
Владимир Путин, председатель правительства РФ: «Нет, я просто резко бросил сцепление».
Александр Залдостанов: «Ну, это по первому разу. Я хочу пожелать, чтобы Вас это не обломало, чтобы Вы все-таки не забросили мотоцикл и не поставили его в гараж».
Если кому-то здесь вспомнился Корней Иванович Чуковский, то, представьте, у меня то же самое.
Впрочем, телевизор — кривое зеркало. История взаимоотношений «Ночных волков» с властью многообразна. Мэр Лужков благоволит байкерам и на 10-летие клуба на территории г. Москва выдал наперед индульгенцию веселящейся братии. На радость остальным жителям и водителям. В других же эпизодах, как здесь (http://www.ntv.ru/novosti/158 375/), хозяйская бдительность и стремление к правопорядку перевешивают, и у «Ночных волков» в обыденных, в общем-то, ситуациях возникают проблемы.
Признак, по которому с высокой долей вероятности можно судить, что спецслужбы «работают» по движению. Некоторые, правда, считают иначе: «Ночные волки» выходят на уровень, когда могут лоббировать себя перед спецслужбами и властью. Шепотом передаются истории о том, что в среде сотрудников ФСБ, ФСО, МВД становится модным проводить свободное время на «чопперах», в кожанках. Так это или нет, стороны неравнодушны друг к другу, а покровительственный тон «Хирурга» по отношению к Самому ВВП, известному как «Главный Мочитель в Сортирах», получает в данной версии хоть какое-нибудь объяснение.
Зато всякие объяснения буксуют в другом моменте: на прошедшей неделе небезызвестный А. Г. Лукашенко отказался по приглашению Д. А. Медведева ехать вместе на московский ипподром и переговариваться по СНГ, а «рассекал» у себя по Минску на «Харлей-Дэвидсон» (http://motorace.by/news/belarus/762.html). Оказывается, и этот сильный мира сего неравнодушен к байкерству. Если учесть, что ранее в том же увлечении признался Патриарх Кирилл (http://www.crimea.orthodoxy.su/Chronica/2009−05−24-Biker.html), а некоторые уже начинают говорить и об увлечении мотоциклизмом прежнего Патриарха Алексия (Ридигера) (http://kvyatkovskiy.livejournal.com/5658.html), то. просто не знаешь, что сказать и подумать. Мы, не иначе, как на пороге каких-то важных открытий. В прессе бродят смутные предчувствия: «Не исключено, что в наших политических широтах встречи с байкерами для власть имущих становятся признаком хорошего тона». Тема о миссии таким образом начинает играть мириадами ослепительных граней.
Не только РПЦ выбрала направление приложения своих миссионерских усилий, но похоже, что и ее также нашли и выбрали. Вот так, например, выглядит заглавное заявление А. Залдостанова на сайте «Ночных волков» (http://www.nightwolves.ru/ru/). А вот более развернутая программа, бьющая наповал и построенная по образцам НЛП (http://www.nightwolves.ru/ru/bytie/). Теперь сопоставьте это со сценой богадельни в исполнении нашего дорогого прот. В. Чаплина (http://www.interfax-religion.ru/?act=interview&div=226). Или с кураевскими перетеканиями из пива к теозису. Что-нибудь понимаете?
Прот. В. Чаплин: «Конечно, традиционному прихожанину эти люди могут казаться культурно чуждыми в силу своей манеры одеваться, разговаривать, шуметь, слушать громкую музыку, но акция еще раз показала..» А. Залдостанов: «Дело в том, что проблемы не у нас — у нас все в порядке, проблемы у злобных, завистливых и яростных.
Мы не ходим в чуждые нам миры, не занимаемся чуждыми нам делами, живем своей, дорогой для нас жизнью, в которую не хотим пускать тех, в ком не видим Брата и Друга. Это наша жизнь — правильная она или нет — она Наша, и мы ощущаем гордость за свои Эмблему и Флаг, чувствуя плечо своего Братия".
Прот. В. Чаплин: «Для многих активистов этого (!) движения вера — не что-то показное или поверхностное. Я видел их в храме, видел, как они молятся, знаю, что некоторые из них богословски образованны, серьезно относятся к пониманию себя как православных христиан». А. Залдостанов: «Ночные волки — это наша Семья, проверенная годами, радостями и трудностями. Мы — соборность людей разделяющих одну философию, живущих одними жизненными принципами и моралями. Стая — наша стихия. Волчья Стая — Волчья Сила. Не зря мы сквозь годы несем на себе свою Эмблему, которую у нас никто, включая смерть, не отберет, и в этом мы не сомневаемся».
Так кто тут, как говаривал персонаж известного фильма, «тостуемый», а кто «тостующий»?
Тщательно построенный, напористый пиар «Ночных волков» продвигает максимы, в основе которых свои культовость, кастовость, этика. «Адреналин против героина». «Благодать же наша — Наше Бытие. Мы счастливы, что Судьба объединила лучших, опять же, в нашем понимании, людей». Пожалуй, что в реве форсированных двигателей, в отблесках никеля и фирменных «шильдиков» мы наконец обретаем шанс изжить свою извечную интеллигентскую ментальность. Придет день, адреналин облагодатствует наш ипохондрический ум, и мы поймем: «сансара — нирвана». Пройдет всякая печаль, соберутся все концы земли и воссядут рядом байкер и «традиционный прихожанин», целибат и девица «без верха». И Патриархи встанут, чтобы передать из рук в руки ключи мотоциклетного преемства.
http://rusk.ru/st.php?idar=156081
Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | Следующая >> |