Русская линия
Православие и МирИгумен Евмений (Перистый)30.01.2006 

Ответственность и власть

Говоря об ответственности, хочу коснуться такого важного, такого волнующего умы и христиан, и мирских людей, как вопроса о власти. Большинство людей не имеют правильного представления о власти и о людях, облеченных властью. Попробуем разобраться.

Всем известно, что мир держится на сильных личностях, на людях авторитетных и влиятельных, умеющих повести за собой, умеющих изменять этот мир.

Следовательно, любая страна, желающая возрождения, нуждается в сильных личностях, которые поведут свой народ достойным путем. В экономике, в мире бизнеса, в мире науки, в мире культуры тоже нужны разумные, смелые, благородные люди, которые смогли бы следовать каждый в своей сфере Божьим законам и выступать против беззакония. «А нужны ли сильные люди в христианстве?» — спросите вы. — Да. И в христианстве необходимы умные и сильные люди, которые поведут народ по пути воплощения воли Божией.

Известно, что обычно люди следуют за более сильной, чем они сами, личностью. Давайте представим на минутку, что слабый, неинициативный человек пытается вести за собой слабых… Согласитесь, что это будет выглядеть немасштабно, невлиятельно, неубедительно. Куда он их доведет и доведет ли вообще куда-нибудь?

Как показывает опыт, вначале люди признают руководителя как сильную личность, а затем принимают его видение. Характер, сила, харизма человека являются основным фактором для лидерства.

Когда настоящий лидер говорит, его слушают. Его слово авторитетно, его речь пленяет мысли, его слово разбивает ограничения, формирует мировоззрение людей.

Настоящий лидер — это тот, кто способен оказывать влияние на других. Не споры, не дискуссии, не аргументы, но влияние, личный магнетизм, способны пленять сердца людей. Если вы способны пленять помышления слушающих вас, значит, вы лидер. Если от речи человека людям не холодно и не жарко, — он не лидер.

Ответственность определяет власть. Возможно, вы знаете такую страну, где люди занимают какие-то определенные должности и соответственно этому имеют определенное положение. И вроде бы они находятся на вершине власти, занимают высокие посты, но при этом ни за что не отвечают. И какие бы указы они ни издавали, никто не будет их выполнять. — Почему? Да потому что эти люди вроде бы что-то и делают, но при этом не несут ответственности, соответствующей их положению: что-то говорят: но подчиненные никак не реагируют на это. И никто не заставит людей подчиняться таким руководителям.

Реальная власть — это то, что невидимо стоит за поступками человека, та ответственность, которую он взял на себя. Вспомним ветхозаветного царя Саула. Он занимал высокое положение, но потерял свою власть, свой духовный авторитет, поскольку не был готов взять на себя ответственность, а также потому, что не выполнил волю Божью. Такой главнокомандующий может издавать сколько угодно указов, но подчиненные не будут их исполнять, поскольку сам руководитель уклоняется от исполнения своих обязанностей.

Сегодня нашей стране и нашей Церкви нужны такие люди, за которыми бы последовали тысячи и тысячи, кто ясно бы понимал, куда идет, и кто четко и внятно мог 6bI объяснить другим, во что верит, каким видит завтрашний день своей жизни, своей семьи, своей Церкви, своего города и своей страны. И если мы, православные христиане, царственное священство, имеем благодать Святого Духа, то должны быть чем-то большим, нежели люди, не знающие Бога.

У настоящих христиан есть духовная власть. Власть — это сверхъестественная прерогатива, и дается Богом, причем дается не всем. Что говорит Господь о власти? — «Он сказал им: Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам» (Лук. 10, 18−19).

Ответственность — это та территория, на которой Бог раздает власть. Сфера власти человека действительна только на территории его ответственности. Степень авторитета человека и его власти прямо пропорциональны его ответственности. С уходом с территории ответственности теряется власть; она остается там, где была территория ответственности.

Ответственность — сиамский близнец любой власти. Ни власть без ответственности, ни ответственность без власти не могут быть эффективными. Это как двойная звезда, как два шара, вращающиеся вокруг одного центра. Всемогущий судья несет ответственность за справедливость своего суда. Родители, имеющие полные права, несут ответственность за здоровье и благосостояние своего ребенка. Директор несет ответственность за продукцию своего предприятия. Но судья не может вершить правосудие без искусства юристов, предоставляющих ему факты. Родители не могут нормально растить ребенка, если не заслужат его любовь. Начальник не может выпустить нормальную продукцию без уважения и помощи своих подчиненных.

Нет родителей счастливее тех, дети которых понимают их усилия и помогают осуществить их планы. Нет руководителя успешнее того, чьи подчиненные понимают всю тяжесть груза его ответственности и оказывают ему добровольную поддержку. Но власть поддержать носителей власти, тех, кто несет ответственность, — это всегда наша власть. — Вы понимаете? — И если мы решаем поддержать тех, кто имеет власть над нами, мы умножаем собственную силу!

Многие из нас сегодня, уйдя с территории своей ответственности, потеряли вообще все. Мою особую боль в этой связи вызывают семьи, разрушенные вследствие потери мужьями осознания своей ответственности как главы семьи.

Некоторые современные мужчины лишь по внешним признакам принадлежат к мужскому полу. Они носят одежду, которая свидетельствует о том, что они мужчины, но они не управляют своим домом, поскольку все взвалили на женщин: женщины забивают гвозди, покупают продукты, готовят, стирают, гладят, чистят, а также делают многое из того, что должны делать мужчины.

Дорогие мужья, если вы хотите, чтобы ваши домашние уважали вас, вы должны помогать им во всем, у вас должны быть определенные обязанности и ответственность, например, за уборку в доме, стирку, мытье полов… Любая ответственность начинается с малого. Но у вас обязательно должны быть обязанности, за которые вы несете ответственность.

Ответственность и власть взаимосвязаны между собой. Можно сказать, ответственность — это корневая система власти и авторитета. Если Бог поставил человека на том или ином посту, то в первую очередь человек должен определить меру своей ответственности. За что он готов отвечать?

Чтобы претендовать на власть, человек должен согласиться за что-то отвечать. Если он ни за что не отвечает, то зачем ему власть?

Авторитет человека напрямую зависит от меры его ответственности. Чем больше ответственность, тем выше авторитет и влияние. Чем меньше ответственности, тем меньше авторитета и влияния. И естественно, если человек не несет ответственности, то он не имеет никакого влияния.

Знать, как надо делать — это еще не ответственность. Решение о том, что все, что необходимо, будет сделано, — это и есть ответственность.

Ответственные люди — это надежные люди, на которых можно положиться. Ответственность имеет в себе тройную гарантию: во-первых, это гарантия на инициативу, во-вторых, это гарантия на успех, в третьих, это гарантия на качество. Поэтому ответственные людиэто люди инициативные, результативные и качественные.

И власть дается как раз инициативным, результативным и качественным людям, дается как награда от Бога.

Человек не может выжать из себя власть, не может придумать себе власть. Власть дается Богом на основании ответственности, взятой человеком на себя. Когда Бог видит эту результативность духовного делания человека, то приходит и награда: «Даю тебе власть».
Когда Иисус Христос пришел на эту землю, Он взял на Себя ответственность за спасение человечества. Во-первых, — Он проявил инициативу и гарантировал Отцу, что Он сделает все, что Тот Ему скажет. И, во-вторых, Он гарантировал Отцу качественный результат. То есть пообещал, что все, что Отец поручит Ему, Он исполнит любой ценой. И когда Иисус Христос исполнил все, то Он мог сказать на Елеонской горе: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле».

Служение Иисуса Христа на земле — это есть сочетание ответственности, инициативы, результате влияния и власти.

У нас нет других путей. Знать, как делать, — это не ответственность. Твердо решить, гарантировать, что все это будет сделано мною, — вот это есть ответственность.

Что такое «гарантия»? Каждый из нас покупал бытовую технику: холодильники, телевизоры, компьютеры и т. д. И фирма-изготовитель дает гарантию, что их продукция будет хорошо работать.

Фирма, изготавливающая эти товары, заявляет потребителю: «Вы можете не волноваться, — в течение пяти лет поломок не будет. А если вдруг, по какой-то причине, это произойдет, то вы можете рассчитывать на бесплатное обслуживание».

Солидная фирма всегда дает гарантии. Это и есть ответственность. Фирма берет на себя ответственность не создавать проблем потребителю.

В духовном аспекте это выглядит следующим образом. Когда мы от Бога, или от своего начальника, или от своего пастыря, получаем какое-то поручение, то ответственность — это когда мы принимаем внутри себя твердое решение и заявляем своему начальнику, или своему пастырю, или обещаем Богу:

— За меня не надо волноваться. Я даю двойную гарантию. Во-первых, я гарантирую, что не буду дремать, расслабляться, что буду активным, инициативным человеком. И, во-вторых, я обещаю, что у меня будет качественный результат. Будьте спокойны: я из строя не выйду и не сломаюсь. Я сделаю все, чтобы качественный результат был достигнут.

Безответственность говорит о великих и неразрешаемых проблемах. Ответственность говорит о том, что с Богом возможно все. Безответственные люди только и говорят друг с другом о трудностях. Ответственные люди находят решения. Господь хочет, чтобы каждый человек, принадлежащий к Его Церкви, смог стать ответственным человеком, который взял бы на себя ответственность за служение, возложенное на него Богом.

Естественно, ответственность всегда должна быть соизмерима с нашими способностями. И Бог, и сами люди знают, какими способностями они обладают. И не надо брать на себя больше, нежели мы можем понести. Именно в соответствии со способностями человека Бог взвешивает его послушание, эффективность, результативность и качество его работы.

Откроем Евангелие: «И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников. И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их» (Мф. 21, 12−14).

Много-много лет подряд в этом храме шла торговля. Столько лет уже в этом храме продавали баранов, голубей, меняли деньги и т. д. Сколько священников здесь было, которые видели это и никак не реагировали. Вокруг царила сплошная безответственность. Но люди устали от этих безответственных, слабых, неавторитетных Служителей! И вот пришел в храм Иисус. И когда Он увидел несоответствие того, что есть, с тем, что должно быть на самом деле в Божьем храме, Он взял бич… Это было проявление власти!

Но прежде чем Иисус сделал это, Он определил территорию Своей ответственности:

— Это дом Моего Отца! Он не просто повозмущался: «Ух, наглецы! Что они здесь торгуют?! Да еще так дорого! Хоть бы цены скинули! Вот какие хапуги1».

Это не ответственность. — Это дух бунта и ропота. Ответственность выглядит по-другому. Когда Иисус зашел в храм и увидел весь этот базар, все существо Его восстало против этого:

— Ревность по Доме Господнем снедает Меня! Интересно было бы видеть, как летят в разные стороны столы, деньги, бараны, голуби с голубками… Все разлетается. Затем, через несколько дней, Ему мстили, наверное, те же самые. Но Он очистил весь храм. А фарисеи стояли и смотрели. Все они знали, что без власти такого никто не сможет сделать, не сможет устроить. особенно в храме Божьем.

Ответственность — это принятое решение сделать все, что нужно, любой ценой, как бы ни было трудно.

— Какой властью Ты это делаешь? Кто Тебе дал такую власть?

Здесь описана встреча тех, кто потерял власть, и тех, кому эта власть была передана.

В жизни мы тоже встречаемся с теми, от кого власть уходит, и с теми, кому эта власть дается… Мы знаем, что и за теракт, за взрыв, какая-то организация обычно берет ответственность и сообщает об этом, мотивируя свои действия. За те или иные действия кто-то должен нести ответственность.

Еще один фрагмент об ответственности: «А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед sac идут в Царство Божие» (Мф. 21, 28−31).

Когда дается поручение, безответственность всегда ищет оправдания, ищет сложности и причины для невыполнения. Ответственность всегда ищет решения: «Я знаю (или узнаю обязательно), как мне это поручение выполнить». «Не всякий, говорящий Мне: „Господи! Господи!“ войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7:21).

Исполнить волю Отца — это лежит в основании ответственности тех людей, которые послушны Богу. Когда мы говорим о власти, нам нужно четко и честно определить для себя: за что я сегодня реально отвечаю, где я сегодня могу гарантировать инициативу и результат. Мы должны быть ответственны в сфере своего служения, своей деятельности, т. е. гарантировать не только процесс, но и качественный результат.

Способности, инициатива, качественный результат, влияние и власть — цепочка, по которой движется ответственный человек.

Каждый из нас имеет способности. У каждого из нас есть таланты. Человек не может выполнить то, на что он не способен. Господь не собирается грузить на человека то, чего тот не сможет сделать. Он дает каждому из нас такое задание, в котором мы компетентны и которое мы можем исполнить.

Способности активизируют инициативу. А далее наш труд должен привести нас к каким-то результатам. Хорошие же результаты поднимут наш авторитет, который даст нам возможность влиять на те или иные сферы нашей жизни.

Когда сегодня слышишь от мужчин:

— Меня не слушают дети. Меня жена не слушает! — то это заставляет задуматься о многом. Если у отца нет авторитета в семье, значит, у него нет власти. Когда руководитель не имеет авторитета, это означает, что у него нет хорошего результата в его деятельности.

Успех — это результат инициативы и упорного труда. А инициатива возникает там, где есть ответственность. Никогда не надо переставать проявлять инициативу, пока не будет результата. А когда придет результат, тогда придут успех и влияние, тогда придет и власть.

Ответственный человек боится безответственности, как холеры. Боится опаздывать на работу, боится без уважительной причины пропустить богослужения.

Он ценит всякое поручение, данное ему Богом или людьми. Он знает, что на территории, за которую он отвечает, произойдет его встреча с Богом.

Не надо играть своей ответственностью! Безответственность губит, безответственность уничтожает человека. Потому что там, где нет ответственности, там нет влияния, нет результатов, нет власти, — это бесплодные ветви. А они отсекаются и выбрасываются вон.

Награда за ответственность — власть. Самое страшное — это сбросить свою ответственность на кого-либо, т. е. проявить безответственность. Это означает лишиться своей власти.

Откроем Ветхий Завет. Голиаф сорок дней кричал: «Дайте мне человека, чтобы я мог сразиться с ним!». Голиаф взял на себя ответственность. Он приготовился, он был готов к бою. Никто не принимал его вызов, среди воинов Израиля ответственных людей не нашлось. Откуда возьмутся ответственные люди, если во главе стоит безответственный военачальник?!

Но вот пришел Давид. Когда он увидел и услышал все это, сердце его возмутилось: «Кто он такой, что он проклинает полки израильские?!».

Выйти на ринг и сразиться — это тоже серьезная ответственность. Отсиживаться в толпе, ожидая, что ктонибудь придет, намного проще. Но власть дается только тем, кто выходит из толпы и принимает вызов. И пришел Давид к Саулу и сказал: «Я выйду туда и я сражусь с ним.

И я сниму с него голову!». Инициатива и ответственность за результат — вот что главное! Это не просто: «Согласен пасть смертью храбрых». В голосе Давида слышалась гарантия победы.

Вот что такое вера. Это — ответственность. Власть дается не тем, кто дрожит в толпе или отсиживается за углом. Власть дается тем, кто берет на себя ответственность за качественный исход.

И в той ситуации Давид сразу обрисовал территорию своей ответственности. Мы знаем, что произошло дальше. Саул снял свой шлем и надел на Давида; снял свою броню и надел на него; и отдал ему свой меч:

«Моя власть закончилась, и теперь власть переходит к тебе».

Если Бог кому-то дает власть, это означает, что у кого-то она взята. Саул повел себя безответственно. Давид же проявил ответственность.

Чем закончилось сражение, все мы знаем. Вышел на бой ответственный человек. Он сразился с врагом и победил. И, в конце концов, снял посрамление с народа израильского. Закончилось рабство, закончилась позорная страница в истории израильского народа, потому что на арену вышел смелый и ответственный человек.

Ответственность связана с риском.

Глубина риска определяет глубину нашей веры. Можно сегодня задать каждому вопрос: «Рискуете ли вы чем-то во имя своей веры, во имя своего Господа или нет?». Если человек ничем не рискует, он никогда не выиграет. Потому что риск — это пройти нехоженой дорогой. Риск — это попытка превзойти самого себя. Как-то один из тореадоров сказал: «Когда вы выходите на бой с быком, которого вы не боитесь, — это не риск. Риск — это когда вы боитесь его, но выходите и, побеждая свой страх, говорите: «Я его одолею!».

Давид победил Голиафа"метко бросив из пращи камень. Кто ему дал эти способности? — «Се, даю власть…».

Какой мы можем извлечь урок? — Никогда не нужно снимать с себя воинское снаряжение и не нужно отдавать то, что дано Богом. Но следует дорожить своим призванием, дорожить своим даром, дорожить своим авторитетом, потому что это можно потерять.

Люцифер потерял. Саул потерял. Не стоит этот список увеличивать. Сегодня перед многими людьми в нашем обществе и в нашей Церкви стоит этот коренной вопрос: кто ответственен? Кто отвечает за проповедь Евангелия в нашей стране? Кто отвечает за душепопечительство? Кто отвечает за милосердие? Если у Церкви нет ответственности за жизнь общества, то у нее нет нравственной власти и влияния в обществе. Но если кто-то из верующих людей выйдет и скажет: «От меня это будет зависеть! И я гарантирую не только инициативу. Я гарантирую и результат!» — придет власть, придет сила, произойдет прорыв.

Выход не в том, чтобы друг другу объяснять, почему не получается. Выход в том, чтобы взять ответственность и сказать:

— А у меня, с Божьей помощью, получится! Я это сделаю! И я даю двойную гарантию: гарантию на инициативу и гарантию на качественный результат.

Мера нашей власти определяется мерой нашей ответственности. Если человек отвечает за маленькую грядку, то Бог ему даст крошечную власть. Над маленькой грядкой большой власти не нужно. Если он берет ответственность за Церковь, Бог даст ему власть в этой Церкви. Если он берет ответственность за город, Бог отдаст ему во власть город.

И мы знаем, что для больших Божиих поручений, Он поднимет людей инициативных, решительных и смелых. Бог дает власть тем, кто берет ответственность за свою территорию. В этом — проявление патриотизма- обозначить свою территорию и заявить:

— На моей земле не будет беззакония, не будет беспредела. На моей земле будут действовать законы Царства Божьего.

За что наша Церковь берет ответственность, на то Бог будет давать ей власть в нашем обществе. Радиус духовной власти действует на территории, которая определяется взятой ответственностью. Потому что мера власти определяется мерой взятой ответственности.

Бог стоит на стороне тех, кто берет инициативу, кто гарантирует не только процесс, но и результат. Давайте посмотрим, на какой территории мы стоим? За что мы сегодня отвечаем? 1

Если мы ни за что давно уже не отвечаем, давайте покаемся и вернемся на ту территорию, на которую Бог нас поставил: на территорию нашей семьи, территорию нашей работы, территорию нашего служения.

Мы много говорили о проблемах, много заботились о собственной персоне. Может быть, уже пришло время за что-то отвечать? Территория нашей ответственности — это место, на котором нас встретит Бог. Если мы отвечаем за свою семью, нужно и дальше отвечать. Если отвечаем за свое служение — нужно отвечать за него и просить большего. Стоит ли убегать от самих себя?! Ведь закон ответственности не обмануть и не обойти.

Наше влияние и мера нашей власти зависит от степени нашей ответственности за то, чтобы на земле нашего сердца, на земле нашей Церкви, на земле, которую мы называем нашей Родиной, наступило время Царствия Божия, о чем мы ежедневно просим Бога в молитве Господней.

Только ответственные люди, люди, способные не только говорить, дискутировать, но и делать, могут преобразовать нашу землю, сделать ее подножием ног Господних.

Переосмыслить…

Если переосмыслить свою жизнь с точки зрения ответственности за нее, за все, что является нашим миром, если вдохнуть такое ощущение жизни, возникнет совершенно новое ее восприятие, совершенно новое осознание. Возможно, прежнее восприятие жизни как чего-то устойчивого, уютного, имеющего почву под ногами, куда-то исчезнет. Нередко человек, который проживает свою жизнь в отказе от ответственности, а значит, — от активной жизненной позиции, имеет иллюзию устойчивости, надежности. Церковная жизнь кажется ему не служением Христу и ближнему ради Христа, но «тихим пристанищем от житейских бурь», в котором можно ни за что не отвечать, а исполнять «от сих — до сих» то, что тебе предписывается старшим, и больше ни о чем не беспокоиться. Но когда такой человек на своем жизненном пути встречает Христа, то он без сожаления оставляет построенное им ранее здание внешней благополучной религиозности и следует своему призванию. Он понимает, что момент принятия пред Богом ответственности за свою жизнь и за исполнение своего жизненного предназначения — это и есть взятие своего креста, начало подлинной духовной жизни.

Человек осознаёт, что сам отвечает за то, наступит ли для него уже здесь Царство Божие или он будет жить «как в аду» (что нередко можно слышать даже от верующих людей); будет ли он в этой жизни и в вечности со Христом или вне Христа. Наряду с более глубоким осознанием своей полной свободы, в жизни человека, решившегося быть ответственным, возникнут такие живые и пронзительные переживания, как осознание собственной смерти и переживание чувства полного одиночества в этом мире, глубинное понимание того, что и на грани рождения, и на грани смерти человек находится в полном одиночестве…

Ответственность за себя в совокупности с памятью смертной — и осознанием своего бытийного одиночества может настолько встревожить, взволновать человека лишь внешне религиозного, что подтолкнет его к очень глубокому поиску личной встречи с Господом.

Вспышки глубинного осознания бывают в нашей жизни нечасто. В моменты, когда переживание пронзительности бытия очень ярко и очень глубоко, мы ищем, куда бы спрятаться, где бы забыться, душевно или интеллектуально, чтобы уйти от остроты этого осознания. В таком состоянии одиночества, отчаяния, груза ответственности и памяти смерти Христос может стать единственным Источником сил, единственным утешением и помощью, Тем, Кто протягивает одинокому человеку Свои пронзенные гвоздями руки для того, чтобы поддержать и успокоить, дать силы и отправить дальше в этот мир для несения своего креста с осознанием, что мы — Христовы, мы — с Ним, и нам должно до конца донести крест нашей ответственности и нашей свободы.

Дерзновение- движущая сила ответственности

Какими бы странными ни показались эти слова, но ответственным оставаться намного легче, чем быть разболтанным, небрежным и безалаберным. Ответственность активизирует свободу личного выбора, раскрывает всю полноту творческого потенциала человека, указывает на то, что уже не переложить на плечи другого человека. А как порой хочется, чтобы кто-то решил, кто-то выбрал за нас.

Здесь мне невольно вспомнился диалог из одного, достаточно известного фильма:

«- Это тупик, без сомнения. Больше того, я совершенно не собираюсь помогать тебе из него выбираться. Тебе нужно будет самому решать: принимать то, что я тебе предложу или отвергать. Будешь леденец?

— Вы уже знаете, возьму ли я eгo? — По-твоему, это для Пифии удивительно? — Но раз вам все известно, как я могу делать выбор?

— Разве ты выбирать ко мне пришел? Твой выбор сделан. Ты стараешься понять, почему ты его сделал. Я думала, ты уже разобрался в этом.

-…Почему вы нам помогаете? — Мы все должны делать то, что нам уготовано. Меня интересует только одно: будущее. И поверь мне: мы лишь сплотившись, доживем… Ты это видел в своих снах, правда ведь: дверь в ярком свете. Что обычно происходит по ту сторону?

— Там Тринити… Что-то происходит. Она начинает падать и я просыпаюсь. — Ты видишь ее гибель? — Нет.

— Вот теперь ты можешь заглядывать в будущее. Ты научился видеть мир вне времени.

— Но я не увижу того, что произойдет с ней?

— Потому что любая история может иметь два финала.

— То есть, я должен буду решить, жить ей или умирать?

— Нет. Повторяю: выбор уже сделан. Тебе остается это только осознать.

— Нет, это такая ответственность… Я не смогу. — Тебе придется. — Почему?

— Потому что ты избранный». («Матрица: Перезагрузка»)

Ответственность — это печать избранничества, ответ «да» на поставленную Богом задачу. Фактически это Его приглашение к деятельному сотрудничеству. «Бог взыщет любого грешника, Бог каждого из нас как бы держит над бездной; но вырасти в полную меру нашего призвания мы можем только, став, по слову Апостола, сотрудниками Божиими, впрягшись вместе с Ним под одно иго…»."

Однако большинству людей кажется, что окружающий мир независим от них самих, что все в нем происходит как бы самостоятельно и человек ни на что не может повлиять, ничего не способен изменить. Такова логика безответственности.

«Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил. 4, 13), — говорит Апостол Павел. Дерзновение и мужество в изменении себя, изменении мира на христианских началах (если мы ученики Иисуса Христа не только теоретически, но и практически) — одна из задач христианина, как человека ответственного. Эго не зна

Непостоянство — синоним безответственности

Непостоянство — довольно коварная западня и причина многих проблем в духовной жизни. «А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его: но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь… тотчас соблазняется» (Мф. 13, 20−21).

Непостоянство обрекает человека на мелочность, серость и убожество. Непостоянство превращает людей в капризных, вздорных и соблазняющихся христиан. Непостоянство лишает человека твердой веры и глубокого основания.

Непостоянные люди не имеют духовного стержня.

K этой категории относятся, как правило, люди настроения, те, «кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его». Они такие восторженные, с горящими глазами, неистово молятся, кладут поклоны и читают длинные акафисты, но через пару лет превращаются в угасающую горсть пепла. Вчера горели, сегодня сгорели, завтра соблазнились и остыли.

«Тотчас с радостью принимают» и тотчас безнадежно соблазняются — это их характерная черта. Вначале они клянутся в верности, готовы жить по вере, но позже они так же искренно отрекаются, разочаровываются: то ли в Церкви, то ли в Боге, то ли в батюшках, то ли в самих себе.

Им трудно уживаться с людьми. Неуравновешенный и вздорный характер превращает их в вечных скитальцев, неутомимых искателей истины и поборников прав человека.

Человек постоянный, человек ответственный «будет как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет: и во всем, что он ни делает успеет» (Пс. 1, 3). Основание человека ответственного непоколебимо.

Постоянство, ответственность имеет великую награду — глубокие корни в Боге, в Церкви, в служении.

Постоянство делает спортсмена — чемпионом, музыканта — лауреатом, ученика — учителем, христианина — святым и преданным. На постоянного, ответственного человека можно положиться, он не подведет, не соблазнится, не уйдет. Он знает свое место, он подобен дереву, посаженному в Церкви, однажды и на всю жизнь. Деревья никогда не переходят из одного сада в другой.

Непостоянство лишает человека корней, а значит и плода. Взгляды и предпочтения непостоянного человека меняются от каждой прочитанной книги, от каждой просмотренной кассеты, от каждого сквозняка. Непостоянные люди постоянно ищут приключений, ведут бесконечную игру в очарования-разочарования с самим собой. Непостоянство — образ жизни безответственных людей. Авторитетом эти люди, как правило, не пользуются. Постоянство гарантирует человеку естественный рост, зрелость и совершенство. Непостоянство же становится причиной вырождения и духовной деградации человека. Непостоянство порождает в жизни неустроенность, хаос и ожесточенность — плоды безответственности. Непостоянство — причина некрепкой, безответственной веры, основанной на песке, порождает поверхностных, бесплодных христиан. А номинальные христиан — питательная среда для соблазнов, антиреклама Христовой Церкви.

Халтура- любимая дочь безответственности

Дети мои! Не будьте небрежны; ибо вас избрал Господь предстоять лицу Его, служить Ему и быть у Него служителями. 2 Пар. 29, 11

Вирус безответственности, распространяющийся среди людей, породил один из кошмаров современности — халтуру. Сегодня огромное количество людей, включая тех, кто так или иначе причастны к работе в церковных организациях, храмах, монастырях, поражены нежеланием прилагать творчество и усилие к собственному труду. Они даже за большие деньги не способны преодолеть привычку вялого и халтурного отношения к делу, работают «спустя рукава», как бы отсутствуют на рабочем месте; и это вместо ответственного, радостного, творческого отношения к своим обязанностям и к своей жизни.

Халтура — это безответственная и низкокачественная работа, которая приводит к порче материалов; педагог-халтурщик растит детей с неразвитым эстетическим вкусом и чувством меры; если недобросовестно служит священник — будут разочаровавшиеся в Боге и вере прихожане, которые, видя формализм и равнодушие в стенах храма, уйдут из Церкви.

Халтура в повседневной жизни, в жизни семейной ведет к пустой растрате времени, к распылению сил, и, в конце концов, к развалу семьи. Халтурное воспитание — это прежде всего воспитание не только безучастное, но и гиперконтролирующее, холодной и прагматичной постоянной проверкой убивающее любовь (легче постоянно контролировать ребенка и «пилить» его, нежели взращивать, вкладывая силы любви), воспитание, приводящее к потере душевной близости между ребенком и взрослым. Мудрые родители объяснят ребенку в той мере, в которой он способен понять на каждом этапе своего взросления, что некачественная работа, безответственный труд, халтура — это то, чего человеку всегда следует стыдиться.

Многое можно простить людям, совершающим те или иные проступки по слабости душевной, по влиянию страстей или в тумане неразумия. Но гораздо труднее простить откровенную, сознательную халтуру. Ребенка нужно научить избегать этого как страшной заразы, последовательно, неуклонно разрушающей все — и в уме, и в сердце, и в делах.

Халтура — это синоним безответственности и равнодушия. И порождается она в наших детях нашей же собственной педагогической халтурой, халтурным отношением к нашим христианским обязанностям.

Халтура, небрежность… Особенно страшна она в вопросах веры. Священное Писание говорит: «Проклят, кто дело Господне делает небрежно» (Иер. 48, 10).

Ребенку свойственно стремиться к радостному труду, его душе свойственно исполнять порученное, ликуя о лучшем и исправляя худшее. Лишь равнодушие родителя, невнимание педагога и насмешки сверстников, уже пораженных заразой безответственности, могут отвратить юное существо от стремления к созданию великого, торжественного, глубокого и подлинного.

Предательство — спутник безответственности

В творениях святых отцов в отдельную добродетель ответственность не выделена, хотя сам термин встречается нередко. Например, святитель Иоанн Златоуст полемизирует: «Но скажет кто-нибудь, не одно и mo же — погрешит ли мирянин, или навсегда посвятивший себя Богу; так как не с одной высоты падают оба они, то и раны у них не одинаковы. Ты очень заблуждаешься и обманываешься, если думаешь, что иное требуется от мирянина, а другое от монаха; разность между ними в том, что один вступает в брак, а другой нет, во всем же прочем он

и подлежат одинаковой ответственности. Так, гневающийся на брата своего напрасно, будет ли он мирянин или монах, одинаково оскорбляет Бога, и взирающий на женщину с вожделением, будет ли он тем или другим, одинаково будет наказан за это прелюбодеяние (Мф. 5, 22, 28)».

В другом месте тот же святитель призывает: «Будем же, возлюбленные, избегать злословия, зная, что это — настоящая пропасть дьявола и западня, устроенная его коварством. Дьявол довел нас до этой привычки для того, чтобы мы не заботились о самих себе и подвергли себя тягчайшей ответственности»."

Св. Григорий Богослов употребляет термин «ответственность» в следующем контексте: «Ибо и в Божественных и в человеческих делах равно не подлежит осуждению, кто чего-нибудь не мог, но подвергается ответственности. кто не хотел»

Св. Григорий Двоеслов пишет. «Чтение Св. Евангелия увещевает нас, возлюбленнейшая братия, внимательно размыслить, дабы нам, получившим в этом мире нечто более других от Создателя мира, не подвергнуться за то тягчайшему осуждению. Ибо когда умножаются дары, тогда и ответственность за дары также возрастает»

Осознанием ответственности пронизаны и многие святоотеческие труды. К примеру, известная фраза святителя Игнатия Брянчанинова «Произволяющий способен» тоже относится к принятию ответственности. Более понятно на современном литературном языке эта фраза звучит так: «Кто хочет, тот и сможет». По-другому: «Или ты веришь в то, что, с Божьей помощью, сможешь, или ты не можешь ничего».

Любой человек может стать подвижником, стать святым, достигнуть меры великих святых, если только захочет этого всем своим существом. Все мы знаем ответ преподобного Серафима Саровского на вопрос: «Почему сейчас нет святых людей, нет подвижников?» — «Потому что нет сейчас реишмости». В этом контексте понятия решимости и ответственности чрезвычайно близки.

Все мы призваны к святости, все мы призваны к совершенству. В Евангелии Господь говорит: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48). «Будьте святы, потому что Я свят» (Лев. 11, 45). Бог не ставит перед людьми недостижимых целей! И если мы еще так далеки от совершенства, если в нашей жизни еще нет реальных духовных плодов, если мы еще не встали на этот путь, то только потому, что никто из нас всерьез к этому и не стремился. Мы все время отодвигаем святость куда-то далеко, мы говорим, что святые жили когда-то или живут где-то, но в нашей жизни их нет… Этим убеждением мы сами себе ставим камень преткновения на нашем пути к святости. Возможно, именно поэтому наше христианство оказывается бесплодным.

— Святитель Григорий Двоеслов. Беседа VI. Да, ни один человек сам по себе святым стать не может; святым человека делает только Бог. Но человек должен захотеть этого всем своим существом, возжаждать этого. И тогда все будет возможно, как говорил Апостол Павел: «Все могу о укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил. 4, 13).

Безответственностью можно считать и то, что у святых отцов называется отказом от несения своего жизненного креста. Для всех людей еще сто лет назад было совершенно очевидно, что само принятие креста Христова и следование по жизни за Христом — ответственный шаг, который делается раз и навсегда. Взять свой крест означает не только однажды принять решение следовать за Господом, но и каждый день, каждое утро брать свой крест и идти за Ним.

Сбрасывание взятого креста, возложенного Богом служения — есть предательство отношений с Ним.

Предательство — это спутник безответственности.

Церковные чинопоследования: чин монашеского пострига, чин крещения, чин венчания делают особый акцент на принятие личной ответственности: «Отрицаешься ли сатаны? — Отрицаюсь. Сочетаешься ли Христу? Сочетаюсь» — в чине крещения. «Имеешь ли твердое произволение взять себе в жену сию рабу Божию, которую здесь пред собой видишь? — Имею, честный отче» — это в венчании. «Пребудешь ли в монастыре сем на послушании даже до смерти? — Ей, Богу содействующу, честный отче» это в монашестве. Что же происходит сегодня? Крестившиеся (даже в сознательном возрасте) и давшие Богу обет верности, «без необходимости» (т.е. еще кого-нибудь покрестить, повенчать, отпеть) даже не показываются в храме Божием. К сожалению, многие, принявшие крещение даже в сознательном возрасте, не понимают той ответственности, которую на себя приняли важности тех обетов, которые они дали Богу. Наверное, часто это не вина их, а беда, потому что мы, священннослужители, не объяснили им этого, покрестив без предварительной подготовки. Самое печальное, что это и сегодня продолжается в нашей Церкви, в наших храмах, где необдуманное, механическое крещение ставится на поток, где люди, без осознания сути произносимого, «сочетаются Христу», формально обещают Богу быть верными Ему, даже не понимая того, что это означает и как это должно теперь проявляться в повседневной жизни.

В жизни, которая начинается сразу после Таинства Венчания, люди нередко изменяют друг другу или по незначительной причине («Я наконец-то нашла человека, который меня по-настоящему понимает, в отличие от этого…»), а то и вовсе без причин. В канцелярии епархиальных управлений нашей Церкви постоянно поступают прошения о «церковном разводе». Супружеская верность, гармония семейной жизни сегодня становится уникальным явлением.

Сегодня по официальной статистике на 100 заключающихся в России браков приходится 84 развода. Если учесть тот факт, что номинально 70 процентов населения России считают себя православными, при этом причиной развода более чем в половине случаев является супружеская неверность, совершенно очевидным является тот факт, что одна из десяти важнейших заповедей общечеловеческой нравственности, берущая свои истоки еще в Ветхом Завете, оказывается попранной населением целой страны! Из Священного Писания мы знаем, что благосостояние страны во многом зависит от того, насколько люди послушны Господу и Его законам:

«Если ты… будешь слушать гласа Господа Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня, то Господь Бог твой поставит тебя выше всех народов земли; и придут на тебя все благословения сии и исполнятся на тебе. Благословен ты в городе и благословен на поле. Благословен плод чрева твоего, и плод земли твоей, и плод скота твоего, и плод твоих волов, и плод овец твоих. Благословенны житницы твои и кладовые твои. Благословен ты при входе твоем и благословен ты при выходе твоем. Поразит пред тобою Господь врагов твоих, восстающих на тебя; одним путем они выступят против тебя, а семью путями побегут от тебя. Пошлет Господь тебе благословение в житницах твоих и во всяком деле рук твоих; и благословит тебя на земле, которую Господь Бог твой дает тебе… И даст тебе Господь изобилие во всех благах, в плоде чрева твоего, и в плоде скота твоего, и в плоде полей твоих на земле, которую

Господь клялся отцам твоим дать тебе. Откроет тебе Господь добрую сокровищницу Свою, небо, чтоб оно давало дождь земле твоей во время свое, и чтобы благословлять все дела рук твоих: и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы. Сделает тебя Господь главою, а не хвостом, и будешь только на высоте, а не будешь внизу, если будешь повиноваться заповедям Господа Бога твоего, которые заповедую тебе сегодня хранить и исполнять, и не отступишь от всех слов, которые заповедую вам сегодня, ни направо ни налево» (Втор. 28, 1−14).

Как следует из Божьего Слова, восстановление страны, различные экономические и политические преобразования в ней нужно начинать с собственного сердца, с восстановления своих отношений с Богом, со взятия ответственности за свою жизнь, с того, чтобы начать исполнять установленные Им законы и заповеди, ибо «заповеди Его непгяжки» (1Иоан. 5, 3).

Но продолжим разговор об ответственности. Далее хочется коснуться очень больной для современной церковной жизни темы. Сегодня нередко людям, давшим монашеские обеты, может «разонравиться»; и они принимают решение уйти из монастыря, забирают себя самого, уже пожертвованного Богу. Это безответственно, ибо Господь уже принял этот дар. Но кто об этом вспоминает, когда вдруг «понял», что «это не то, что я в действительности искал».

В Таинстве Священства вступающему на стезю пастырства вручается дар пастырства, которым он должен служить до последнего своего вздоха. Для неутвержденного в вере человека пастырь пример, образец; безнравственное поведение пастыря может повлиять на духовное устроение многих людей, стать поводом к разочарованию и соблазну. «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Матф. 18, 7). Как больно осознавать, что эти слова Спасителя могут быть отнесены ко многим из нас!..

Ни в таинстве брака, ни в таинстве крещении, ни в принятии монашеского пострига, ни в таинстве священства хода назад, «канонического» оправдания сбрасывания ответственности, взятой пред Богом, не предусмотрено. Человека невозможно развенчать, раскрестить, или освободить от монашеских обетов или благодати пастырского служения. Все эти ответственные шаги совершаются пред лицом Божиим, а «Богу невозможно солгать» (Евр. 6, 18).

http://www.pravmir.ru/article821.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru