Русская линия
Православие и МирПротоиерей Артемий Владимиров14.11.2005 

Любовь и вера (Мы выбираем, нас выбирают…)

Научи меня, Боже, любить Всем умом Тебя, всем помышленьем Чтоб и душу Тебе посвятить И всю жизнь с каждым сердца биеньем.
Научи Ты меня соблюдать Лишь Твою милосердную волю, Научи никогда не роптать На свою многотрудную долю.
Всех, которых пришел искупить Ты Своею Пречистою Кровью- Бескорыстной, глубокой любовью Научи меня, Боже, любить!

Константин Романов

Протоиерей Артемий Владимиров
Протоиерей Артемий Владимиров
— О глубоком смысле и высоком предназначении любви в нашей жизни, наверное, не раз задумывался каждый, слыша это слово. А слышим мы его часто. Увы, иногда любовью называют и то, что заслуживает совсем иного наименования… Помню, еще в школе у нас были весьма популярны общие тетрадки с интригующим названием «анкета». Они передавались из рук в руки и содержали множество вопросов, на которые каждый отвечал в меру откровенности и умственных способностей. Чего только ни касались эти вопросы! И спорта, и кинофильмов, и школы, и отношений, родителями… Но любой владелец «анкеты», купив толстую тетрадь, на одной из страниц непременно старательно выводил: «что такое любовь?» Почему-то популярным в наши юношеские годы был ответ: «Эти шесть букв приносят много мук…» О каких муках любви мы могли тогда подозревать?

Сейчас некоторые из моих изрядно «помудревших» сверстников утверждают, что любви вообще нет. Но когда кто-нибудь из них, выпустив в пространство колечко сигаретного дыма, небрежно роняет очередную сентенцию на этот счет, мне всегда почему-то кажется, что где-нибудь в потаенной глубине души, не затронутой житейскими бурями, у каждого человека живет жажда встречи с единственной и неповторимой Любовью. А посему позвольте, отец Артемий, задать вам «школьный» вопрос: так что же такое любовью. Разумеется, с точки зрения православного священника.

— Мне по душе слова о любви одного пастыря, который, кажется, немного и поэт. Любовь человеческая… Сколь ты прекрасна, возвышенна и светла. Какие богатства изливаешь ты тем, кто умеет жертвовать ради тебя собою! Сколь ты непостижима, сурова и трагична для тех, кто не знает, что любовь — от Бога нам дана, что источник ее — Всемогущий и Всесвятой Господь.

Любовь человеческая… Ты исполняешь верой в жизнь отчаявшихся и расслабленных, грубых и неповоротливых соделываешь мягкими и обходительными. Ты единая превращаешь косноязычных в красноречивых. Тобою движимые слова, разрозненные и разобщенные, слагаются в рифмы и дружно колеблются, как стая непуганых птиц, на волнах меры и гармонии… Велика твоя власть над сердцами человеческими! Ты покоряешь равно простеца и мудреца, невежду и искушенного в знаниях. Любовь человеческая… Кто может сохранить тебя незамутненной, кто способен пить от прохладных и чистых вод твоих и третьего дня, и вчера, и сегодня? Только тот, кто примет тебя как дар неба, как благословение свыше, примет тебя от десницы Щедродательного Отца. В искусстве есть немало образов, передающих красоту человеческой любви. Но только Церковь дарует нам возможность увидеть, запечатлеть в своем сердце не выразимое ни словом, ни звуком, ни сочетанием линий сокровище, дарованное ей Христом Спасителем, — таинство венчания. Оно является свидетельством той «единственной и неповторимой» любви, о которой Вы говорили. Именно такую любовь имеют друг ко другу православные жених и невеста, а Господь, соединяя их нерасторжимыми узами христианского брака, подает любящим благодать пронести это чувство через всю жизнь.

— Конечно же дай Бог каждому из наших читателей соединить свою судьбу с судьбой избранника или избранницы в церковном таинстве. Но ведь до того, как оно свершится, должно очень многое произойти! Когда в сердце молодого, а порой и достаточно зрелого человека (коль скоро он по каким- -то причинам не обрел спутника жизни) пробуждается чувство влюбленности, оно озаряет душу, но в то же время может породить и смятение: ведь влюбленный часто хочет видеть волю Божию там, где ее, может быть, и нет. Как здесь сохранить здравое рассуждение и в то же время не лишить себя возможного будущего счастья? Ведь монашество или сознательно избранное безбрачие — удел немногих. Большинство людей все же ищет гармоничного супружества.

— Влюбленность может созидать, а может и разрушать личность — все зависит от духовных основ, на которых мы утверждаемся. Если ты знаешь, что над тобою Господь, что от Господа приходит к нам все благое, то ты, полюбив глубоко и серьезно, вверишь предмет своей любви Богу, будешь вымаливать свое земное счастье, прося Создателя благословить тебя на подвиг супружества. Ты увидишь любимую в свете веры во Христа. Христос — это Солнце, Источник Жизни, а любимая — звезда на небосводе, приемлющая свет от великого солнечного светила. Юноша-христианин будет постигать личность своей избранницы в свете Божией благодати. Он будет трезво оценивать лучшие качества ее натуры; ему откроются и ее душевные недостатки, слабости, — ведь этих немощей никто из нас не лишен. Он будет благоговеть перед сиянием в человеке образа Божия, которым запечатлены и душа, и тело. Он поверит, что силу к подвигу супружества, к единению в духе мира и любви, дает ему Господь. И вот тогда влюбленность действительно преобразит человека, изменит его к лучшему.

Нередко мы наблюдаем, что полюбивший меняется, в нем просыпается то, чего раньше и видно не было. Он внимательнее начинает относиться к самому себе: не только к внешности, но и к внутреннему миру; теплеет, мягчеет душой, от него зачастую отходит ощущение неприкаянности, ненужности, уныния, печали… Он словно расцветает — как расцветает по весне цветок под теплыми лучами солнца. Вот почему в поэзии так много восторженных строк посвящено настоящей любви.

Если же человек не имеет познания о Боге, не живет общением с Ним, то, полюбив «искренно и нежно», он неизбежно поклонится своему чувству, возведя его на пьедестал абсолюта. Идеализируя предмет любви, прельщенный откровенно назовет его кумиром. В этом случае влюбленность, особенно неразделенная, становится источником страдания и даже мучения для человека — в художественной литературе немало описано подобных примеров. Влюбленный сохнет, чахнет, теряет силы: телесная, душевная страсть словно съедает его. Он не принадлежит себе, не владеет собой… Иные даже не справляются с бременем такой опьяняющей любви, захватывающей все естество человека.

Безусловно, не всякий способен к столь сильному земному чувству, но всякий знает, что оно заслоняет собой все прочие эмоции и переживания. Ослепляя человека, влюбленность подчас является жестокой отмстительницей тем, кому довелось впасть в ее объятия, потому что сердце человеческое живо лишь единением с Творцом и Создателем. Он — предмет наше шей подлинной любви.

Не потому ли так часто по обретении искомого, по достижении «заветной цели» любящие словно обжигаются друг о друга. Та, что казалась вчера идеалом, сегодня внушает лишь холодное, отталкивающее чувство. Почему? Потому что нарушена заповедь «не сотвори себе кумира». Потому что поклоняться мы должны лишь Живому Богу. Он — Причина и Источник нашего бытия, и мы не призваны приносить богопознание и богообщение в жертву чему бы то ни было, даже любви земной, — кажется, самому прекрасному из того, чем дано обладать человеку под солнцем.

— А коль скоро влюбленный юноша или девушка все-таки питают надежду на то, что их чувство не расходится с волей Господа, и каким-то образом пытаются влечения сердца привести в соответствие с Божиим Промыслом — как лучше строить взаимоотношения. Что Вы могли бы посоветовать влюбленным в ситуации, когда не сделано еще предложение руки и сердца; когда, быть может, все проявления чувства сводятся к многозначтельным взглядам или фразам, сказанным как бы вскользь, но исполненным для любящего глубокого смысла? Как избежать бесчисленных соблазнов в этой достаточно опасной для обоих ситуации, не переступить какую-то грань, которую переступать не нужно? И где эта грань находится?

— Легко давать советы… По выражению святого Серафима Саровского, это подобно тому, как если бы мы сбрасывали камни с высокой колокольни. Исполнять же советы-все равно что таскать камни на колокольню. Безусловно, если благородный юноша в мыслях называет девушку невестой и видит ее своей будущей женой, то Бог влагает в его сердце отношение бережной нежности, которая боится опередить события, не имеет ничего потребительского и хищнического в основе своей. В этом смысле рыцарская эпоха как нельзя более соответствует атмосфере отношения жениха и невесты. Мне кажется, что юноша должен сознавать себя подлинным рыцарем, служащим своей избраннице. А такое чувство внушает стремление беречь, охранять, заботиться — но никак не посягать на ту, которая Самим Богом будет дана ему чрез таинство венчания. Да! Пока я еще не принес Богу клятв веры и верности своей будущей супруге, пока я еще не взял на себя полноты ответственности за ее судьбу, пока я еще не возведен в достоинство мужа и не облечен силой мужней, силой супружеской, необходимой для исполнения супружеского долга, — я должен удерживать, блюсти себя; хранить чистоту… Но слаб человек и немощна плоть его.

Вот почему на Руси, едва лишь определялись взаимоотношения жениха и невесты, изрекалось родительское благословение, выяснялось, что нет препятствий к браку, со свадьбой не медлили. Венцы возлагались на главы жениха и невесты как знак непорочности и девства — полноты даров, необходимых для супружеского служения.

Впрочем, вот еще некоторые пастырские советы, которые могут оказаться полезными для некоторых. Ты осознаешь себя женихом? Вглядывайся в устроение души твоей будущей супруги, обращай внимание не только на юность и миловидность твоей Джульетты, но старайся познать ее душу: чем она живет, чем она дышит. Ибо каждый из нас весьма ограничен. Легко быть только с Богом. Помните, как сказал поэт. «И верится, и плачется, и так легко-легко…» Но друг с другом всегда тяжело! Почему и говорит апостол Павел: «Носите бремена друг друга, и таким им образом исполните закон Христов» (Гал. 6,2). Влюбленные еще не чувствуют этой тяжести; они еще не взяли добровольно креста супружеского. Но эта тяжесть обязательно себя проявит. Она коренится в нашей взаимной ограниченности, в наших нравственных несовершенствах, из которых, словно из двух ущербных половинок, должно составиться единое целое — по духу, по душе и по телу.

Тот жених действительно благоразумен, который взвешивает на весах божественной Правды и Любви сердце своей супруги (насколько это ему дано), заранее «примеривается» к тому кресту, который он вскоре поднимет на себя. Обидно, горько, страшно бывает, когда ослепленные телесной привязанностью молодые супруги вдруг мажор влюбленности меняют на безысходный минор, пессимизм супружеских отношений… Куда только исчезают галантность, рыцарство, ласка, взаимное уважение, доверие, уступая место тревоге, страху, раздражительности, грубости, подчас цинизму, не проявляемому даже по отношению к бессловесным животным! И все это бывает из-за близорукости духовной. А вот еще совет юношам. Друзья мои, когда вы уже определите для себя однозначно желательность супружества и ту, которая предназначена вам свыше, не пренебрегай — знакомством с домом невесты, с ее родителями, потому что «яблочко от яблони падает недалеко».

То же можно посоветовать и невесте в отношении жениха, поскольку каждый из нас, несмотря на то, что в России уже давно разрушены сословия, тем не менее, принадлежит к определенному пласту общества. У каждого из нас свои традиции в семье, свое отношение к тому, как созидать и обустраивать быт… Бесконечные различия, тончайшие, но и весьма явственные. Особенно резко они выступают после замужества или женитьбы и порой супруги оказываются морально и психологически неготовыми к терпению, философскому, благодушному отношению к житейским мелочам, неготовыми перенести и покрыть любовью то, что не совпадает с их привычками. Вот почему так полезно бывает войти в дом избранницы своей, вглядеться в лица родителей. Как важно почувствовать дух, которым живет семья что для нее ценно, что значимо, что возведено в силу закона… Думаю, что мой совет неоригинален, но, тем не менее, весьма и весьма важен для будущих супругов.

И наконец последнее. Ты выходишь замуж; ты готовишься стать мужем. Сама жизнь сейчас предъявляет нам очень жесткие требования. Умная девушка не может не заботиться о своем служении супруги, матери. А оно во многом зависит и от того, как поставит себя в обществе муж. На его плечах лежит главная обязанность — кормить семью, созидать и обеспечивать ее. И наоборот: будет ли она помощницей своему мужу, человеком домашним, для которого дом — подлинная крепость, а упорядочивание всего в доме — истинное призвание? Кто она — лежебока, белоручка или смиренная Золушка, прекрасная в своем фартуке и с метелкой в руках?

Итак, не необходимо присматриваться к предмету любви, чтобы разочарование не было слишком горьким; чтобы еще в период жениховства мы могли высказать друг другу свое представление об идеале, поделиться сокровенным и начать сознательно менять себя, чтобы желания и я и мечты нашей половины, по крайней мере в малой части, нашли свое осуществление.

— Как Вы правильно отметили, сейчас у нас дефицит «благородных рыцарей», поэтому закономерно, что поубавилось и «прекрасных дам», которые смиренно ждут, потупив очи, того, кто их изберет. Нынешние невесты весьма энергичны и самостоятельны, даже будучи скромными и женственными. Можно сказать, что современные юноши и девушки, обретая друг друга, приходят к некоему взаимному соглашению. Не случайно поэт заметил, что «только тех мы женщин выбираем, которые нас выбрали уже». Как лучше вести себя православной девушке, чтобы, оставаясь благочестивой, не быть «ископаемым» и не тешить себя мечтами о недостижимом идеале?

— Сами Вы чувствуете, и вопрос Ваш показывает, что все, относящееся к выбору, избранию, — дело чрезвычайно тонкое. Не случайно сказано: «Браки свершаются на небесах». Но все же эта причастность брака к «небесным сферам» не должна исключать нашей активности, нашего свободного произволения и поиска. Что посоветовать девушке, ищущей благого супружества? Не думаю, что я дам неосуществимый совет, если скажу о том, что должно молиться. Молиться Самому Господу простыми детскими словами: «Господи! Ты видишь нужду сердца моего. Сам устрой все по Своей святой и благой воле. Господи, себя Тебе вверяю, да будет со мной святая воля Твоя!» Молиться нужно и Пречистой Божией Матери: «О Мати Божия, Владычице Богородице! Перстом Своим укажи мне избранника моего Ты все знаешь, Тебе открыты судьбы человеческие. Благослови мое благое намерение и Сама приведи его в исполнение. Пусть будет со мной не так, как я хочу, а как хочешь Ты». Счастье должно быть вымолено, и пусть ни у кого не будет и малейшего сомнения, что молитва постоянная, совершаемая терпением и верою, будет услышана. Господь всегда исполняет наше прошение, только бы мы не ограничивали Божие всемогущество своим маловерием, нетерпением и ропотом: «Вот я молилась месяц, и ничего не вышло. Значит Бог слышит меня, не хочет исполнить мое прошение». Святые не допускали никогда подобных мыслей, но знали: бесконечно Премудр, Благ и Силен Тот, Которого просим, — а значит, Он исполнит наше прошение тогда и так, как это будет Ему угодно и полезнее всего для нас.

Теперь давайте вновь вернемся на землю. Советы девушке, ищущей супружества… Пожелал бы ей сознательно бороться с эгоизмом и себялюбием — свойственными, безусловно, всем нам, особенно современному поколению, через подвиг жертвенной любви. Помните, как сказано в Евангелии? Не делай другим то, чего не желаешь себе. И, напротив, чего себе желаешь, сотвори ближнему своему (см. Мф. 7, 12).

Если христианская душа живет по духу любви Христовой, бывает внимательна и участлива, не отталкивает протянутую ей руку, стремится словом утешить, взглядом поддержать — то Христос, приближаясь к этой душе, служит ей, содействует ее благим начинаниям, исполняет ее желания и подаст ей встречу с истинно добрым, бескорыстным и верным человеком: а именно о таком помышляет разумная девица.

Во-вторых, должно быть строгой в отношении к самой себе и избегать той ветрености и развязности (если не сказать — бесстыдства), которые столь легко усваивает себе современная девушка, думая, что без этакой «эффектности», броскости она останется незамеченной и не привлечет к себе благосклонного взора таинственного незнакомца. Чем естественнее и проще, скромнее и стыдливее, правдивее и милостивее женская душа, тем она прекраснее.

Представьте себе вишню в цвету. Белоснежные соцветия, нежный, едва уловимый аромат… Как будто бы посреди весны снег осыпал это стройное дерево. Нет в нем ни агрессии, ни стремления поработить кого бы то ни было, но одна лишь радость бытия. И что же? Шмели, пчелы, другие представители царства насекомых слетаются, вьются, кружатся, желая насытиться от вишневого нектара. Ни один человек не пройдет равнодушно мимо подобного цветущего дерева, но невольно остановится и полюбуется: какую же красоту создал Господь! И мало у кого, наверное, поднимется рука сломать цветущую ветвь. Напротив, мы с каким-то щемящим чувством переживаем, когда осыпается вишневый цвет и красота его уносится вместе с набежавшим порывом ветра.

Так и девушка. Если в ней живут чистые, возвышенные помыслы, если она не «зацикливается» болезненно на самой себе, но соединяет с чувством греховности и благую надежду на Бога, если в девичьем теле живет младенческая душа: ум совершен, а сердце невинно, — если через покаяние христианская девушка мало-помалу созидает в душе святыню веры и любви, то ее красота становится по природе уже не только земной, но и небесной. Она, не ведая того, напоминает собою ангела… К этой-то естественности и простоте, искренности и скромности хотелось бы призвать всех наших юных девиц.

В общении с молодым человеком — прежде всего осторожность! Сейчас так много людей испорченных, скрывающих под личиной бескорыстного интереса грубейшую похоть, соединенную с жестокостью.

Ни в коем случае не должно уединяться с малознакомыми людьми, принимать их предложения куда-то поехать, где-то отдохнуть… Священнику более, чем кому бы то ни было другому, известно, какими драмами — зачастую непоправимыми- оборачивается «поиск приключений» для доверчивой девичьей души. Ведь супружеское счастье во многом зависит от того, как «поставит себя» девушка в отношениях с женихом. Именно строгость в поведении, стремление сохранить невинность до брака заставят всех окружающих уважать ее. Уважение к избраннице — неотъемлемая черта истинного супружества. Сравним это чувство с циничным и пошлейшим отношением молодого повесы к девице легкого поведения. Таких девиц развращенные умы и называют-то как животных — «телками», да простит мне читатель это грубое слово. В лучшем случае — «бабами"…

Мы должны беречь свою душу от скверн мира сего. Это вовсе не значит, что следует отгородиться от «заблудших» ближних глухой стеной враждебности. Но, будучи со всеми, приветливым, нам должно всячески избегать, по апостолу Павлу, «дурных сообществ» (см. 1 Кор. 15, 33), что поможет избежать роковых падений.

Тем более важно это в том случае, если невинный юноша: думает о церковном служении, священстве. Избранница его должна быть так же непорочна, чиста. Даже если мы никогда серьезно не задумывались еще о пастырском служении или служении матушки, жены священника, Господь влечет чистую христианскую молодежь на эту вершину! Вот почему в нашей беседе я особенно хотел бы обратиться к нашим юным читателям.

Юноши и девушки православные, берегите свою чистоту, сохраняйте невинность, благоговейте перед девством, благодарите за него Бога — еще и потому, что сохранившие это сокровище, войдя в полноту христианского самосознания, могут быть призваны на служение высочайшее и уникальное — служение священства. Побережем платье снова, а честь смолоду, чтобы, потерявши их, горько не плакать!

— Батюшка, но ведь не все молодые люди станут священниками и не все девушки — матушками. У тех, кто готовит себя к подобному поприщу, в жизни обычно все бывает просто и ясно. Но я не о них хочу спросить, а о так называемом «большинстве». Объясните, пожалуйста, зачем нужно хранить девственностью. Каким бы глупым ни казался вопрос, он может стать серьезной проблемой для молодой души, мятущейся между стандартами общества и нравственными максимами христианства.

— Как Вы считаете, что лучше: быть здоровым или больным? Многовековой опыт человечества свидетельствует, что легкомысленное, вольное общение полов, потеря девства до брака, является не просто драмой, а катастрофой, эхо которой отзывается на всех уровнях личности: духовном, душевном, ментальном и конечно же физиологическом. Современная медицина утверждает, что в жизни людей действует тот же «закон телегонии», что и в жизни бессловесных созданий. По этому природному закону на потомстве прямым образом отражается половая жизнь родителей. И если они познакомились с областью физиологических отношений до законного брака, сменяя партнеров так же легкомысленно, как и расставались с девством, то их дети уже от утробы матери несут тяжелое наследие болезней, которыми наградили друг друга блудники.

Нарушение нормального внутричерепного давления, многие другие дисфункции организма, меньшая сопротивляемость по отношению ко злу, нездоровые проявления чувственности и прочие изъяны присущи природе тех детей, чьи мамы вели нецеломудренную жизнь до брака. Вспомним, наконец, что антихрист родится от мнимой девы, которая (равно как и ее предки) будет растлена всеми видами плотских грехов… А сам антихрист именуется зверем во многом потому, что его личностные свойства будут совершенно лишены подобия Божия, Христовых добродетелей, свойственных цельной и чистой человеческой природе.

— Отец Артемий, если к нецеломудренному поведению женщины до брака еще в начале двадцатого века общественная мораль относилась очень строго, то в приложении к мужчине разговор совсем иной… И в литературе, и в истории мы можем почерпнуть множество примеров, когда старшие (вплоть до родителей) стремились, чтобы юноша, вступающий в брак, уже имел практическое понятие о том, «откуда дети берутся». Неудивительно: ведь мужчина в браке является активной стороной…

— Есть в Священном Писании такие слова: «…что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лк. 16, 15). Упомянутый Вами устойчивый стереотип общественного сознания служит весьма показательным примером земной практической мудрости, которая не только не соответствует, но и прямо противоречит заповеди Христа Искупителя. Для верующего сердца очевидно: мудрость, претендующая на попрание заповеди Божией, есть сущее безумие, а плоды этой мудрости будут всегда разрушительны для усвоивших подобный образ мысли и действия. Вспомним судьбу Лермонтова, Толстого, которые, воспитываясь в светских понятиях XIX века, были спровоцированы чуть ли не собственными бабушками и тетушками к свершению плотских грехов в нежной юности… Душевное состояние этих наших великих писателей никак нельзя признать здоровым. Самая смерть их также весьма разнится от мирной и непостыдной христианской кончины, о которой просит Церковь для своих чад.

Обсуждая вопрос о том, нужно ли юноше усваивать на опыте ars amandi (искусство любви) якобы во имя успешной и гармоничной семейной жизни, имею сказать немало как священник, который в силу своего служения постоянно сталкивается на исповеди с подобными вопросами… Самое великое счастье для супругов — не знать ни мужу, ни жене никого, кроме избранной ими половины.

В случае, когда душа обременена ведением, она и поневоле будет вспоминать «услады» былых лет, сравнивать семейную жизнь с опытом греха, обуреваться бесовскими мечтаниями, помыслами, образами, которые иногда преследуют такую душу в течение многих десятилетий… Плод этого обуревания как раз не в гармонии, а в дисгармонии семейной жизни. Ведь очень часто молодые супруги считают необходимым исповедать друг другу все, что было с ними ранее. Иногда подобные исповеди превращаются в мучительную тяжбу, оборачиваются «мильоном терзаний», ведут к отчуждению, разобщению и тушению того, что должно быть единым и названо в Священном Писании «единой плотью».

Наконец наш совсем не поэтичный ХХ век слишком часто награждает любителей приключений многоразличными патологиями, которые самым неблагоприятным образом отражаются на семейной жизни — к ужасу и даже отчаянию ни в чем не повинной половины.

Да, действительно, священники и врачи знают, что жизнь молодых супругов по плоти редко складывается безоблачно. Однако верность нравственному чувству является хорошим началом супружеского счастья. При наличии мудрого и тактичного духовника и понимания, что Сам Бог покровительствует супругам, — ибо ради угождения Богу они и соединили свои жизни — неизбежные сложности, возникающие при физическом знакомстве, выровняются и уступят место мирному и мерному течению бытия.

В беседах с молодежью мне неоднократно приходилось уминать один красноречивый эпизод из истории Великой Отечественной войны. Он, к сожалению, почти никому не известен, но полностью подтвержден документально. В 1942 году немецкий врач, который осматривал девушек и женщин, привезенных из СССР на каторжные работы в Германию, в панике писал Гитлеру: «Россию победить невозможно, пока у этого народа такая нравственность. Почти 99% обследованных мною лиц женского пола от 15 до 25 лет, не состоявших в браке — девственницы».

Думаю, без преувеличения можно сказать, что сегодня темные силы вознамерились погубить нашу страну не огнем и мечом, но растлением и развращением молодежи, желая отнять у нее самое прекрасное, что дал человеку Бог, — невинность детства и чистоту юности. Через послабление законов относительно наркомании и личных извращений, через грязь телевизионной пропаганды, а в довершение всего, через школьное образование — я имею в виду внедрение в учебные планы программы по развращению душ и тел, так называемое «сексуальное просвещение» — входит в юные души грех, становясь необходимой потребностью, настаивающей на «законном» удовлетворении. Для многих людей, в том числе и для тех, кто далек от Церкви, очевидно, что наше Отечество гибнет — пока что не от бомб и пуль, а от неверия, разврата и пьянства. И не побоюсь утверждать, что никакие экономические и политические реформы не остановят этого распада. Нравственная личность, для которой понятие долга, чести, ответственности — не пустой звук, может возрасти только в лоне крепкой семьи, спаянной узами взаимной любви ее членов.

Смотри: мир состоит из городов, города из семейств, семейства — из мужей и жен. Итак, когда возникнут ссоры между мужьями и женами, низвратятся города, а затем и весь мир должен наполниться смутами и войнами. Святитель Иоанн ЗЛАТОУСТ

http://www.pravmir.ru/article161.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru