Русская линия
Православие и МирПротоиерей Максим Козлов23.08.2005 

Ответы на вопросы детей о Боге, Церкви и вере в современном мире
(Часть 3)

Что такое Литургия?

— Литургия — это в буквальном смысле слова — общее дело, общее, то есть когда мы все вместе, все православные христиане во всех странах, приходим в воскресный, праздничный или в какой-то другой день, чтобы быть собранными едино вокруг Христа. Это дело наше общее, не только священников, не только бабушек, не только особо благочестивых мирян и монахов, это дело нас всех, без которого христианин не может называться христианином. Там совершается главное, чем мы живем, — Таинство Причастия. Это тоже наше общее дело, без которого христианин не может называться христианином.

Из чего делается причастие?

— Для Причастия берут хлеб и вино. Хлеб белый, самый-самый простой, в котором только вода, только дрожжи и мука. Потом все это смешивается, тесто подходит и выпекается особенный хлеб, называемый просфора, что означает с греческого «приношение»; и из нее потом, во время Литургии, чудесным образом, в прямом смысле чудесным образом, она превращается в Тело Христово, по-видимости она остается хлебом, но по сути — это Тело Христово, уже Сам Господь, Который с нами соединяется. А вино берется обязательно виноградное, у нас, в Православной русской Церкви, обычно красное, сладкое, чаще всего вино, которое называется «Кагор», или близкие к нему сорта, смешиваются с водой, и это смешение вина и воды становится, путем того же чуда, Кровью Христа-Спасителя, как Сам Господь и сказал на Тайной Вечере, завещая нам есть и пить и укрепляться этими дивными таинствами.

Что такое Типикон?

— «Типикон» — слово греческое, в переводе означает «книга-образец». Как образцово, без отступлений, без сокращений, по правде, по уставам, установленным святыми отцами, совершать богослужения, соблюдать посты, вообще жить целый год богослужебной жизнью, с соблюдением правил церковных. Поэтому Типикон называют еще в переводе иногда просто — Устав Церковный.

Если православная служба имеет особый смысл, то что обозначает омовение рук?

— Омовение рук означает просто-напросто то, что когда идешь касаться не просто стола, а престола Божия, и не просто еды — хлеба и вина, а хлеба и вина, которые станут Телом и Кровью Спасителя, то можно ли это делать с черноземом под ногтями или с пылью, которую вы принесли из Московского метрополитена; ежели перед обычной едой мы соблюдаем правило — мыть руки, то как мы должны подходить к трапезе Господней?

Почему на Крешение вместо «Святый боже» поют «Во Христа крестится…»?

— Потому что в древней Церкви, когда еще в Римской империи было множество язычников, крестились не только дети, но и взрослые, как теперь часто бывает. Этих взрослых готовили не так, как сейчас, — по одному батюшка готовит, объясняет, как и что, а всех вместе. Их всех вместе собирали при храме, они слушали беседы, объяснения, учили молитвы, серьезно готовились к тому, чтобы стать православными. Их крестили в определенные урочные дни, как правило, перед великими праздниками — Рождеством или Пасхой. Потом после крещения во время Литургии, когда они входили в белых крещальных одеждах в храм, со свечами, то вот и пелось «Во Христа креститеся, во Христа облекостеся». Все смотрели на них и радовались, что еще стольких людей Господь призвал ко спасению в свою Церковь.

Как мне поститься?

— Вообще-то приходи поговорим, как тебе поститься, если больше тебе не с кем об этом поговорить. Самое главное: поститься нужно так, чтобы пост был не диетой, а духовным упражнением и воздержанием Христа ради.

Если в среду или пятницу в школе дают рыбу, можно ли ее есть?

— Если бы речь шла о котлете, я бы сказал, что есть ее не надо в пост, а съесть один гарнир — и Господь укрепит подвижника, но рыбу можно есть, лишь бы она была первой молодости, а не третьей или четвертой.

Какие у вас иконы?

— Какие иконы дома, видимо, ты спрашиваешь? Однажды я узнал правило от одного священника: дома иметь такие иконы только, которым молишься. Вот этому правилу стараюсь следовать. Иконы, к которым ты знаешь тропарь, молитву и молитву эту читаешь. Иметь дома выставки икон, древних или вырезанных из календарика, но к которым мы не обращаемся даже с краткой молитвой, бессмысленно. Так что возьмите это за правило и держитесь его.

Нравяться ли вам византийские иконы?

— Хорошие, конечно, нравятся. Но в любой православной иконе есть важная основа, которая заключается в том, что даже самая простая из них написана по определенному строгому канону. А что такое канон? Это опыт поколений жизни и веры людей. Опыт богообщения, опыт церковный, который говорит: вот так можно молиться, так можно святых изображать, и если у иконописца даже не было большого или особенного таланта и особенного внутреннего опыта, то он хотя бы следовал этому канону, или правилу, как пути, по которому нужно идти, чтобы икона, пусть она не будет как у Андрея Рублева, но хотя бы была указанием правильного направления, как окошко — не в погреб, а к солнышку.

Что нужно сказать, когда тебе говорят, что верующий человек поклоняется иконе, а не Богу, как это доказать, что мы молимся не иконам, а Богу?

— А как доказать? Так и доказать: ты что! Ты где это такое вычитал? Если хочешь знать, чему мы молимся, открой любой акафист, который мы перед иконами читаем, например, «Нечаянной радости» — там что говорится: честь, которую мы воздаем образу, то есть иконе, к первообразному восходит, то есть к первому образу, то есть к Тому, Кто на этой иконе изображен, и ежели ты думаешь, что мы поклоняемся доске, краскам и яичному порошку, который входит в темперу, то ошибаешься в корне. Мы поклоняемся Господу и святым, а не вышеназванным бездушным предметам.

Если летоисчисление идет от Рождества Христова, то почему Рождество и Новый год (в том числе и старый) в разные дни?

— Рождество Христово — это день рождения Христа. А новолетие — это ведь очень условная дата. Можно взять любую точку во времени из триста шестидесяти пяти дней и сказать: здесь кончается год и начинается новый год. Но сейчас, с введением нового стиля, думается, промыслительно, Новый год оказался перед Рождеством Христовым. Какая от этого может быть польза? Такая, что теперь, когда Новый год приходится на Рождественский пост и православному человеку определенно бессмысленно заниматься пусканием петард и другими развлечениями, мы можем встретить Новый год вполне как подобает верующему человеку, то есть дать отчет перед своей совестью и Богом, как мы провели эти триста шестьдесят пять дней года. И этот покаянный отчет привести к Таинству исповеди, тогда и само Рождество для нас будет радостным и ничем не замутненным праздником. Так что это очень неплохо, что Новый год перенесли вперед Рождества.

Можно ли из-за школы пропускать великие и престольные праздники?

— По согласованию с родителями, по согласованию с духовником, тогда, когда нет другого выхода, и по нашим результатам школьным это возможно, что ж, пропустите. Но, когда можно, скажем, сходить на раннюю службу и опоздать лишь на начало занятий, тогда лучше так и сделай.

Что такое протестантство?

— Уже само слово говорит: протестанты — это те, кто протестует, те, кто говорит, что я свое собственное мнение, собственное суждение, собственный разум ставлю выше всего. Мое суждение — самое главное, считают они, а то, что Церковь говорит — это, может, и не так важно. Протестанты разнятся между собой в суждениях, но их объединяет одно: непризнание авторитета Церкви. Каждый протестант говорит: «Нет, я предпочитаю верить так» или: «Мне кажется, что вот это место в Библии можно понимать вот так». Он говорит, что ему до того, что были Вселенские Соборы, или до того, что были люди высокого опыта, люди святой жизни в разные века говорили иначе о том или другом месте в Евангелии, что его таким образом никак нельзя понимать. Протестант будет протестовать.

Зачем люди крестятся?

— Зачем люди крестятся — в смысле осеняют себя крестным знамением? Потому и крестятся, что веруют, что крест — это не игры в крестики и нолики и не способ заполнения ведомости для людей безграмотных, но это символ победы. Христовой победы, а через него и нашей, — над лукавым, грехом и смертью. Мы, осеняя себя крестным знамением во имя Отца и Сына и Святого Духа, освящаем свой разум, свои чувства, свои силы телесные и говорим, что когда мы со Христом и с Его Крестом — нам бояться нечего.

Зачем люди венчаются?

— Затем, зачем и жениться. Зачем женятся? Наверное, когда юноша полюбил девушку, а девушка ответила ему смиренным приятием его любви, и хочется им быть вместе, но они, как люди разумные, понимают, что сейчас они молодые, и любовь их друг к другу велика-велика. Но каждый из них знает, что и грехов у них хватает, и что даже самых близких, вот родителей, например, или братьев, сестер, порой мы уже терпим с трудом. Выбравшие друг друга молодые хотят быть не только сейчас вместе, но всю жизнь, значит, и в дни болезни, и в дни горестей, и в суровые какие-то будни, и когда они постареют и не будут уже такими юными и прекрасными. Вот они и просят Бога, чтобы к их естественному намерению — быть всегда вместе не только всю земную жизнь, но и в вечности — дать им помощь — благодать, чтобы там, где их сил не хватит, Он помог. Вот об этом мы и просим в чине венчания.

http://www.pravmir.ru/article614.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru