Русская линия
Русская линияПротоиерей Алексий Бабурин10.11.2009 

Православный психотерапевтический подход в профилактике и врачевании пристрастий
Доклад на II Всероссийском съезде православных врачей (1−2 октября, Воронеж)

В утвержденный Правительством РФ Перечень социально значимых заболеваний (от 1 декабря 2004 г. N 715) включены все психические расстройства и расстройства поведения (Коды F00-F99 по MKБ-10). Среди них значатся психические и поведенческие расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ (Коды F10-F19 по MKБ-10) и расстройства привычек и влечений, в частности, патологическое влечение к азартным играм (Код F63.0 по MKБ-10). Разумеется, что вы уже обратили свое внимание на отсутствие в указанных формулировках понятия «болезнь». Ясно, оно существенно сужает понимание сущности психиатрических и наркологических проблем, сводя его до узко медико-биологической трактовки.

Надо сказать, что работа по интеграции социально-психологических и медико-биологических теорий синдрома зависимости началась уже c середины 60-х годов прошлого века, когда всемирно известный психиатр, профессор кафедры неврологии, психиатрии и клинической психологии медицинского факультета Загребского университета, директор университетской психоневрологической и наркологической клиники больницы «Сестры милосердия» в Загребе, президент Всемирной социально-психиатрической ассоциации Владимир Худолин (2.05.1922−26.12.1996), начал развивать социально-экологическую теорию алкоголизма.

Согласно экологическому психо-социальному, антрополого-спиритуальному (социокультуральному) подходу проф. Худолина, проблемы, связанные с потреблением алкоголя и наркотиков, правильнее рассматривать как расстройство поведения, стиль или образ жизни. Действительно: «Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу».

Говоря о православной психотерапии и психопрофилактике пристрастий, следует признать, что ее критериям наиболее полно соответствует именно такой системный подход.

Профилактика и терапия пристрастий не должны ограничиваться медицинскими и социально-психологическими мерами. Крайне важно направить свою психотерапевтическую активность на духовную сферу личности: на ее ценности, смыслы, значимости. И здесь на помощь нам приходит церковное врачевание, включающее в себя сочетанное влияние на страждущего и его ближних литургического общения, церковных таинств, личной молитвы, пастырского душепопечения, деятельного участия в приходской жизни, всего того, что приводит к оздоровлению личности и ее духовно-нравственному становлению.

Понятно, что такой подход, должен иметь четкий духовный ориентир — восстановление целостности личности, иными словами, исцеление болящего.

К великому сожалению, существующие сегодня методики предотвращения и преодоления пристрастий не ставят перед собой этой цели. Более того, некоторые авторы рассуждают так: «неважно что и как использовать, лишь бы помогло».

Подобное отношение приводит порой к пагубным побочным эффектам: избавившись от наркомании, алкоголизма или игромании, человек, неожиданно для всех, начинает чревоугодничать, блудить, проявлять страсть к сребролюбию и властолюбию, или, вовсе, впадает в какое-либо лжеименное учение.

К таким выводам пришли сотрудники Дома милосердия имени преподобномученицы великой княгини Елизаветы, действующего при Никольском храме села Ромашкова Московской епархии. Исходя из положительного многолетнего опыта душепопечения лиц, пострадавших от потребления одурманивающих веществ мы сформулировали для себя некоторые принципы православной психотерапии и психопрофилактики пристрастий. Позвольте с вами ими поделиться.

На наш взгляд в профилактической и терапевтической работе, важно научиться влиять на личность, а не воздействовать на нее, не манипулировать ею. Мы поняли, что нужно избегать суггестивных методик. Последние могут рассматриваться как насильственный способ воздействия на человека, лишающий его независимой активной позиции. Разъяснительная работа, с нашей точки зрения, должна быть построена на диалогическом собеседовании. Идеально, если в беседе участвуют семейные пары, составляющие группу поддержки, терапевтическую общину. При этом следует объективно обсуждать проблему пристрастий во всей их совокупности и с разных сторон, говоря о вреде не только физическом, но и духовном, показывая глубинную связь нашего мировоззрения и образа жизни. Рассуждая о причинах пьянства, надо правдиво говорить о христианском отношении к употреблению вина и не политизировать проблему [1]. В диалоге со страждущими важно делать упор на совместном поиске разрешения их актуальных проблем. Разговор в целом должен привести к глубокому осознанию необходимости принятия на себя личной ответственности в организации собственного воздержанного, трезвого, благочестивого образа жизни, сопряженного с Богообщением, покаянием и доброделанием.

В завершении всего, нельзя не упомянуть о важности соблюдения принципа бдительности и предусмотрительности теми, кто, с Божьей помощью, умиротворил свою страсть. Им непозволительно успокаиваться и тем более гордиться своими достижениями. Наоборот, нужно быть осмотрительными и продолжать работать над собой. Что касается душепопечителей, то они ни в коем случае не должны пожизненно привязывать людей к своей программе. Напротив, с самого начала, им следует тактично препоручать своих подопечных попечительству Церкви Христовой.

Сейчас много говорят о пьянстве, наркомании, табакокурении, игромании как о явлениях социальных и предлагают самые разные общественные меры борьбы с ними. Между тем, конкретный человек с его проблемами, остается один на один с ними. Поэтому чрезвычайно важно с сознанием дела и с состраданием протянуть руку помощи тем, кто изнемог в борьбе со страстями. И это призваны сделать мы, православные врачи и священники.

Примечание:

[1] В одной из редакций памятника древнерусской литературы 2-й пол. XV в., «Слове о хмельном питии» [Послание о Хмеле. // Памятники литературы Древней Руси. XVII век. Книга вторая. — М.: «Художественная литература», 1989.-С.245.], обращенном от лица Кирилла, философа словенского, ко всем людям, «будь это светский или духовный, священник, царь, князь, богатый, нищий, убогий, будь это женщина — старая или молодая», чтобы не стать жертвой Хмеля рекомендуется: «Вина же для здоровья телесного принимать мало; первая чаша идёт во здравие, вторая для веселья, третья приводит к пьянству, а четвёртая к беснованию». И в другом месте: «Если пить только во славу Божию, то это не вредно, ибо, как пишет апостол Павел, «Ядите ли, пьёте ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию"[1 Кор., гл. 10, ст. 31.]. И, наконец. «Братья, не упивайтесь вином! Огонь истребляет золото, серебро и твёрдое железо, вино же портит сердце человека!». Применительно к нашему времени, я бы хотел процитировать, как призыв, слова апостола Павла: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» [Римл., гл. 14, ст. 12.].

Впервые опубликовано: http://caritashouse.ru/materials/reports_lectures/10/

http://rusk.ru/st.php?idar=114760

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Михаил Баканов    12.11.2009 13:21
А я бы сказал, что идолопоклонство сторонников "культурно-умеренного" потребления алкогольсодержащих жидкостей, к сожалению, распространено намного чаще, чем "идолопоклонство" сторонников Жданова. И к еще большему сожалению, на данный момент, наибольший процент среди православных – это "КУ-потребители". По моим многолетним (более 20 лет) наблюдениям основная масса КУП-й – это "инженеры человеческих душ": писатели, журналисты, режиссеры и проч. "творческая" интеллигенция. Второй мощный эшелон КУП-й – врачи, педагоги и, с горечью добавлю, в последнее десятилетие, – православное священство.
  Надежда Ивановна    11.11.2009 19:23
Бывает, конечно, всякое. Вообще, замечу, крайностей не легко избежать, когда ситуация требует ее переломления, а не сглаживания, или… похлопывания по плечу.
  Филимонов    11.11.2009 16:01
"избавившись от наркомании, алкоголизма или игромании, человек, неожиданно для всех, начинает чревоугодничать, блудить, проявлять страсть к сребролюбию и властолюбию, или, вовсе, впадает в какое-либо лжеименное учение"

– увы, мне кажется, что именно этим объясняется непомерная ревность некоторых сторонников Жданова и им подобных, которые уже из трезвости делают какого-то идола, застящего им белый свет.
  Михаил Баканов    11.11.2009 03:27
"…нужно избегать суггестивных методик…"

Дорогой отец Алексий, не сочтите за дерзость, но мне думается, дело не в самих суггестивных методиках, а в том, КТО их применяет. Суггестия однозначно присутствует при общении врача с больным, психотерапевта с пациентом, учителя с учеником, священника с паствой и т.д. Вот если пульмонолог курит, сможет ли он сказать что-то убедительное больному, у которого уже эмфизема? А нарколог, который сам выпивает, пусть даже и совсем «умеренно», – убедит ли алкоголика? Ответ очевиден. Да, сколько угодно случаев, когда алкоголики и заядлые курильщики после прослушивания, например, хороших лекций, бросали свои вредоносные привычки, но… впадали в другие страсти, худшие прежних. Но есть и немало других случаев, когда после тех же лекций, отрезвившись, люди всерьез задумывались о Боге и приходили в Церковь. Отсюда можно сделать вывод о том, что идеальным было бы применение тех же суггестивных методов пастырями. Но с одним очень важным условием: пастыри должны сами являть своей пастве пример абсолютного воздержания от употребления любого алкогольсодержащего изделия. При этом, не вижу противоречия с предлагаемым Вами подходом.
  Михаил Баканов    11.11.2009 02:48
"Вот было бы здорово, когда б наши священники и врачи – все! – стали бы трезвыми…"

Думаю, что не только священники и врачи, но и учителя (педагоги) по "должности" обязаны быть примером абсолютной трезвости.
  Александр Б. из Москвы    10.11.2009 15:02
В дополнение к сказанному автором и к тому, что уже/пока сказано на этой ветке форума, предлагаю – И НЕ УСТАНУ ПРЕДЛАГАТЬ – две ссылки на 2 материала (+ краткие фрагменты из них) другого хорошо известного и уважаемого батюшки:

1) ttp://www.orthodox.spbu.ru/book/words/sobriety_congress/dipsomania_cause.html

"…радост ь – это, на мой взгляд, и есть то свойство, благодаря которому опиум находит себе место под солнцем. Ибо и вино, как бы его ни проклинали и не ругали, но надо же сказать и правду, – и вино дает радость. А когда бы оно давало одно голое горе – кто бы его и пил? Вам, наверное, известны слова из Библии, слова псалмопевца, которыми любят оправдывать себя пьющие люди, слова о том, что "вино веселит сердце человека". Мне понятно, что очень уж абсолютному трезвеннику это выражение не веселит слух. И я согласен, что когда оно звучит в оправдание пьянства – так это просто кощунство и глумление над Словом Божиим. Но в сути своей это выражение – как и любое выражение Библии – сущая правда…"
"…Итак, я хотел сказать, что опиум, как и религия, способен приносить человеку радость, облегчение, утешение, ободрение в серой и непростой нашей жизни. В этом, я думаю, и заключается главная, коренная причина того, почему люди так тянутся ко всем этим одурманивающим веществам: табаку, алкоголю, наркотикам. И будут тянуться до тех пор, пока не будет устранена эта коренная причина, пока они не научатся отличать ценности истинные от подделок – пока радость истинная не засияет в их душе. Вот только тогда и только такой человек уже никогда, конечно, не променяет ее на радость поддельную. Если же не будет в душе радости истинной, человек непременно будет искать хоть какую-то радость. Ибо совсем без радости, повторяю, жить человек не может…"
"…В заключение скажу так. Если мы хотим всерьез искоренить из жизни пьянство – надо взамен пьяной жизни возрождать, устроять жизнь церковную. Без этого все наши усилия по борьбе с пьянством будут походить на ту борьбу с сорняками, о которой я говорил вначале.
Больше того скажу: если отрезвлять людей без Церкви, не приводя их к Богу – для них такое отрезвление может пойти даже не на пользу, а во вред…"

и

2) http://www.orthodox.spbu.ru/book/words/sobriety_congress/after_congress.html

"…Что нужно делать, чтоб не спиться? Самый простой и элементарный ответ: бросить надо пить-то. Вот и все! И больше ничего мудреного не требуется: только не покупать эту отраву и не пить. Все.
Мне скажут: ну, это рецепт для пьяниц. А зачем же расставаться со спиртным людям, умеренно выпивающим по праздникам?

Что же я могу сказать таким людям?

Я могу лишь встать на колени – вот так (встать на колени), поклониться им в ноги – вот так (поклониться земно), и умолять их: милые мои, пожалейте Россию! (подняться с колен).
Я не отнимаю у вас вашего права на невинное и нечастое удовольствие, но я умоляю вас: ради немощных братьев ваших, которых это "удовольствие" косит, как траву, калечит и безвременно уносит в могилу, ради них, ради гибнущего от этого "удовольствия" Отечества, милые мои, поступитесь этим удовольствием! Я встал на колени, и я, если надо будет, еще тысячу раз встану на колени – только бы поднять с колен Россию. Люди русские, молю вас: откажитесь от этого удовольствия. Откажитесь от него ради будущего ваших же собственных деток! Откажитесь!
Вы лично не имеете проблем с алкоголем. Благодарение за это Богу! Но у вас ведь растут дети, внуки. Откуда у вас УВЕРЕННОСТЬ, что, наливая первую стопку сыну или дочери, вы не отправляете их в страну алкоголизма? Есть ли на свете такой доктор, такой психолог или нарколог, который бы мог осмотреть человека, взять анализы, и вынести диагноз: вот этому можно пить – не сопьется, а вот этому нельзя прикасаться к рюмке – станет алкоголиком? Если бы существовал в мире хотя бы один такой доктор, способный ставить такие диагнозы – к нему бы выстраивались многокилометровые очереди… Но таких докторов нет.
Все люди, впервые берущиеся за рюмку, думают, что останутся на умеренных позициях. Поверьте – все! Ни один человек не думает, что через десять или двадцать лет после знакомства с первой рюмкой он будет валяться по канавам. Ни один! Ни один человек не думает об этом! И ни один человек не хочет этого! Но спиваются миллионами. Где у вас уверенность, что ряды этих миллионов не пополнят и ваши чада, познакомившиеся впервые с алкоголем за вашим умеренным праздничным столом?
Вы умеете соблюдать меру. Но кто вам сказал, что и чадо ваше это сумеет?.."
  Ярослав Ростов    10.11.2009 13:57
Печально наблюдать, как подавляющее большинство патриотически настроенных братьев по сию пору водкопитие воспринимают как свое неотъемлемое право, или даже обязанность. Пора наконец понять, что это не совместимо с дальнейшей жизнью русского народа, и каждый, кто считает себя православным должен отказываться от выпивки прежде всего потому, через это претыкается подавляющая часть населения.
  Надежда Ивановна    10.11.2009 11:24
Согласна с Вами! Слова надмевают, а примеры – влекут!

Цитата:
  …чрезвычайно важно с сознанием дела и с состраданием протянуть руку помощи тем, кто изнемог в борьбе со страстями. И это призваны сделать мы, православные врачи и священники.  


Вот было бы здорово, когда б наши священники и врачи – все! – стали бы трезвыми, вот уж за примерами не надо было бы ходить далеко. ;) Тут бы и остальные подтянулись, сознательные, а прочим, – несознательным, – помочь было бы уже куда проще…
  Любовь Александровна    10.11.2009 08:40
Я считаю, что в первую очередь вопрос о трезвении и трезвом образе жизни надо поставить перед священниками. "Каков поп, таков и приход". Если священник сам может позволить себе выпить или даже напиться, то как ему проповедовать трезвый образ жизни?

Страницы: | 1 |

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru