Русская линия | Владимир Пудов | 28.10.2009 |
24 августа 2009 года в электронной газете «Взгляд» прочитал статью Леонида Радзиховского «Красно-коричневые». В последнее время много появилось публикаций, подобных этой, где между нацизмом и сталинизмом не делается никакой разницы, но вот этот материал меня задела особенно, и именно личностью автора.
В отличие от господина Радзиховского, я много бы нашел существенных различий между нацизмом и сталинизмом. Но приведу только одно. Если бы победили нацисты, то Вы, господин Радзиховский, не смогли написать этой статьи. И дело здесь не в отсутствии или наличии демократии в нашем обществе. Вас, господин Радзиховский просто бы не было физически, как и всех Ваших родных и близких. Их бы всех уничтожили до единого человека, и никакое, даже добровольное сотрудничество с нацистским режимом не помогло.
Когда я был в Израиле, то на экскурсии в музее Холокоста нам рассказывали о трагедии еврейского народа, и один умник из наших решил добавить, что в Советском Союзе тоже были репрессии по отношению к евреям. Экскурсовода аж затрясло от негодования. Да как Вы можете сравнивать, — возмутился он, — у нашего народа при нацистах вообще не было никакого шанса на спасение!
Так что нет, господин Радзиховский, мир бы был совсем другим. Действительно, кто бы ни победил в войне Белой и Алой Розы, как справедливо заметил господин Радзиховский в своей статье, на жизнь простых людей это бы никак не повлияло. Ну, а если он так думает по поводу Второй мировой войны, то мне его просто жаль.
Не побоюсь некоторого пафоса, он здесь вполне уместен. Затрагивая тему фашизма, допустимо говорить о том, что во Второй мировой войне в смертельной схватке сошлись не два тоталитарных режима, как сейчас кто-то хочет представить, а в буквальном смысле силы добра и силы зла. Не стану также подвергать сомнению тот факт, что и на стороне фашистов по разным причинам воевали очень порядочные люди, желающие добра своим странам и народам, а на противоположной стороне встречались не очень порядочные и совсем не порядочные. Но эти субъективные оценки ничего не меняют в оценке объективного процесса. Объективно одни воевали на стороне сил зла, угрожающих судьбам всего человечества, — это аксиома, которая не подлежит переосмыслению, а другие — на стороне добра. Побойтесь Бога! Если бы в свое время Советский Союз вместе с другими странами антигитлеровской коалиции (многие из которых никак нельзя назвать тоталитарными!) не остановили расползание «коричневой чумы» по планете, сейчас в мире не было бы никакой свободы и демократии.
Сейчас все гуманные и храбрые. Но разве сложно быть храбрым, когда храбрым быть разрешено! А уж когда за это еще и зарплату платят, то «сеансы разоблачения» становятся уже делом прибыльным. Тут-то мы за «свободой слова» не постоим, все скажем. А что тут будет правдой, что полуправдой, а что и вовсе враньем — дело десятое. При этом все беззастенчиво перевернули с ног на голову: плюс поменялся на минус, «плохиши» в одночасье стали «кибальчишами». Оказалось, что у нас есть и такая профессия — Родиной торговать. Они, оказывается, не Родиной торговали, они с системой боролись! Так боролись, что до сих пор остановиться не могут, только за ушами трещит. Предатели Родины и пособники фашистов стали героями, а ее защитники — оккупантами. Со всех сторон только и слышишь: «Покайтесь!», а еще лучше: «Уйдите и отдайте все нам, таким белым и пушистым!» Знаете, в советские времена было такое высказывание, над которым любили поиздеваться наши демократы: «Кто предаст родную мать, тот и Родину продаст». Что Родина! Родина там, где тебе хорошо, — они и родителей будут стесняться, если те не соответствуют их представлениям о жизни. А родителей, как и Родину, не выбирают. Уж какие есть.
И здесь мне хотелось бы напомнить нашим современным высокообразованным, утонченным, гуманным ниспровергателям нашей истории, откуда пошло слово «хам» и такое понятие, как хамы. Хам, сын Ноя, наказанный Господом за то, что тот посмеялся над своим пьяным отцом, поиздевался над ним. Очевидно, вид пьяного отца, действительно был неприятен и жалок, но от этого поступок его сына еще более омерзителен. Так и вы, господа, издевающиеся над нашим, действительно не простым и не всегда приглядным прошлым, — хамы, истинные потомки Хама, сына Ноя.
Нам необходимо преодолеть главный разрыв в нашей истории — 1917 год. И здесь мне хотелось бы вспомнить судьбу, жизнь и смерть бывшего генерал-лейтенанта Императорской армии, командира корпуса в Первую мировую войну, барона Александра Александровича фон Таубе, командовавшего в 1918 году войсками Красной армии в Сибири против войск белых и интервентов. Александр фон Таубе попал в плен, был приговорен к смертной казни. От предложений «публичного отказа от большевизма» и обещанных ему высоких постов в белогвардейских войсках (вплоть до командования Сибирской армией Колчака) отказался. На предложение одного из лидеров мятежа Чехословацкого корпуса Р. Гайды о сотрудничестве ответил: «Мои седины и контуженые ноги не позволяют мне идти на склоне лет в лагерь интервентов и врагов трудящейся России». Умер в кандалах в одиночной камере от сыпного тифа. Не знаю, встречались ли тогда фон Таубе и Колчак, и если встречались, то, что говорили друг другу, но в жизни это была трагедия двух военачальников, вставших по разные стороны баррикад.
Вот такие люди как Александр фон Таубе, исповедовавший библейское христианство и принцип «двойного гражданства» христианина (Царства Небесного и земной Родины), и были тем мостиком, которые связывали две России. Россию царскую и Россию советскую. Разве генерал-лейтенант, барон, Александр Александрович фон Таубе отдал свою жизнь за коммунистическую идею? Нет, он за Родину воевал, за единую и неделимую Россию, какой бы она ни была. Так о нем и в советское время забыли, и сейчас не вспоминают. На героя идеологически не подходил, да и сейчас понятно, почему не подходит. А ведь он государственник… Ищут героев среди белых, а они воевали на стороне интервентов, врагов России. То у нас из генерала Власова пытаются героя сделать, то из адмирала Колчака. Вспомните тех, кто командовал войсками белых: Колчак, Юденич, Врангель… И где же были все эти знаменитые фамилии Оболенских, Голицыных и других знатных родов в России, что-то я не слышал их имен среди лидеров белого движения, да и среди не лидеров тоже. Большинство из них в трусости упрекнуть нельзя, значит, очевидно, не хотели они воевать против своей Родины, предпочтя уехать в эмиграцию. Правда, был еще генерал Деникин (потомок крепостных), выпадающий из этого ряда, так он потом отказался воевать с Советской Россией, практически повторив слова Александра фон Таубе, как и другой генерал-лейтенант, бывший подполковник Императорской армии, Дмитрий Карбышев, отказавшийся вступить в армию Власова и ответившего на эти предложения: «Родиной не торгую».
Если не подходит Александр фон Таубе (национальность не та, немец), то еще три бывших царских генерала, воевавших на стороне красных, попали в плен к белым, отказались изменить присяге и были казнены. Весной 1919 года в боях под Ямбургом белогвардейцы захватили в плен и казнили комбрига 19 стрелковой дивизии бывшего генерал-майора Императорской Армии А.П.Николаева. Такая же участь постигла в 1919 году командира 55 стрелковой дивизии (бывшего генерал-майора) А.В.Станкевича, в 1920 году — командира 13 стрелковой дивизии (бывшего генерал-майора) А.В.Соболева. Вместе со Станкевичем был казнен командир полка Красной армии, бывший ротмистр, сын пожалуй самого известного военачальника первой мировой войны генерала от кавалерии Императорской армии Алексея Алексеевича Брусилова, инспектора кавалерии РККА (Рабоче-крестьянской Красной армии), Алексей Брусилов.
И на стороне советской власти офицеров и генералов воевало не на много меньше, чем на стороне белых, но это были лучшие офицеры России. А лучшие они хотя бы потому, что победили в той войне, и не только своих бывших товарищей, но и в первую очередь огромную армию интервентов, мечтающих растащить Россию на куски.
Понять наших отцов и дедов. Ради чего они жили, страдали и умирали. Понять — значит и простить и это прощение нужно не им, оно нужно нам, чтобы окончательно не стать скотами. Могу понять даже нацистов, которые шли к нам за жизненным пространством и за рабами. Хотя в некоторых откликах и эти планы нацистов ставятся под сомнение. Хочу напомнить этим людям, что за отрицание Холокоста в Западной Европе можно и в тюрьму угодить.
Но простить не значит оправдать, а тем более восхвалять. Мое восприятие мира формировалось в 60-х годах прошлого века, и по своим убеждениям я был ярый антисталинист, и Сталин сделал много такого за что, так и хочется сказать: ему нет прощения. Но вот эти яростные нападки на Сталина и явные преувеличения числа репрессированных как раз и привели к тому, что я начал задумываться, а был ли Сталин так уж и во всем неправ. И на что была направлена его деятельность. И что было, если бы такими действительно бесчеловечными и кровавыми методами не была построена промышленность. И можно ли ее было построить по-другому. Хотя, меня сейчас больше ужасает другое, то, что было построено на костях и крови миллионов моих предков, разворовывается и разрушается. Получается, жертвы были принесены напрасно. Хотя в 41 году они, эти жертвы, Россию спасли от еще больших бед и жертв. Вот такая она непростая и неоднозначная история.
Что же, если представить, что Советский Союз (Россию) окружали демократические страны, только и мечтающие как принести в Россию свободу и демократию, то тогда, конечно, такая ускоренная индустриализация и жертвы были совершенно не оправданы, а значит и бессмысленны. Но ведь это было не так. Нацисты шли к нам не затем, чтобы принести свободу и демократию, а за жизненным пространством, за рабами и те, кто им помогал, был значительно хуже их. Тех я хоть понять могу, а здесь просто патологическая ненависть ко всему, что предал, и желание оправдаться хотя бы перед самим собой. Конечно, их понять тоже можно, очевидно, ими двигал животный страх. Выжить любой ценой. Понять таких людей можно, простить трудней.
И если мы действительно верующие, христиане, то должны прощать и не только друзей своих, но и врагов своих. Но не может предатель быть героем.
Владимир Пудов, президент Генерального Синода Евангелическо-лютеранской церкви Аугсбургского исповедания
http://rusk.ru/st.php?idar=114714
Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | Следующая >> |