Русская линия
Русская линия Дмитрий Соколов24.10.2009 

Расстрелянные за веру
Крымское православное духовенство и политические репрессии 1917−1930-х гг.

История православной Церкви в Крыму в XX столетии насыщена трагическими событиями. После падения российской монархии на территории полуострова сменилось несколько политических режимов, каждый из которых по-разному выстраивал свои отношения с духовенством и верующими. При этом, несомненно, наибольшей враждебностью к православию характеризовалась политика советских правительств. За время Гражданской войны большевики занимали Крым трижды, и всякий раз установление «рабоче-крестьянской» власти сопровождалось жестокими репрессиями против священнослужителей, грабежами и осквернением храмов.

Важно отметить, что эти преследования не были исключительно местной инициативой. Воинствующее безбожие лежало в основе большевистской идеологии, провозгласившей своей целью осуществление мировой революции и объявившей религию «наследием эксплуататорских классов».

Наглядной иллюстрацией этому служат многочисленные высказывания В.И.Ленина, требовавшего «бороться с религиозным туманом» и призывавшего уничтожить «контрреволюционное духовенство», применив к нему «беспощадный массовый террор».

Первые убийства православных священнослужителей в Крыму произошли уже в декабре 1917 г. Так, в ночь с 19 на 20 декабря 1917 г. в Севастополе был убит настоятель военной Свято-Митрофаниевской церкви на Корабельной стороне протоиерей Афанасий (Чефранов). Священника расстреляли на паперти храма.

Архиепископ Иоаким (Левицкий)В декабре 1917 г. неподалеку от Севастополя революционные матросы казнили архиепископа Иоакима (Левицкого); тогда же в своей квартире был убит другой священнослужитель — отец Исаакий Попов.

Начавшись в Севастополе, большевистский террор вскоре распространился на другие города Крыма. 14 января 1918 г. Симферопольском уезде красногвардейцами был убит настоятель Покровского храма села Саблы протоиерей Иоанн Углянский. Издевательски поинтересовавшись у настоятеля, почему у него на лампаде лента зеленая, а не красная, «вершители революционного правосудия» вывели священника на церковный двор и расстреляли. Собрав сельских жителей, красногвардейцы запретили под страхом смерти предавать тело отца Иоанна земле, сказав: «Пусть его собаки съедят». Рискуя жизнью, сельчане нарушили этот запрет, и перенесли тело убиенного с места казни к дому, где оно, слегка присыпанное землей, пролежало в течение двенадцати дней. Только 28 января останки священнослужителя были перевезены в Симферополь и захоронены по христианскому обычаю. В некрологе, напечатанном в «Таврических епархиальных ведомостях», говорилось, что отец Иоанн стал жертвой «тех темных сил, которые в революционное время обыкновенно направляют свои удары против христианства, Церкви Христовой и ее служителей».

Длившиеся на протяжении нескольких месяцев жестокие убийства, погромы и грабежи, прекратились только весной 1918 г., после занятия полуострова войсками кайзеровской Германии.

* * *

Следующая попытка установления советской власти в Крыму была предпринята в апреле-мае 1919 г.

Краткий период пребывания коммунистов у власти ознаменовался новыми гонениями на Православную Церковь. Одним из своих первых декретов правительство провозглашенной Крымской Советской Социалистической Республики национализировало монастырские земли. Наряду с этим, имели место и убийства священнослужителей.

Так, в апреле 1919 г., за несколько дней до наступления Пасхи, красноармейцами был зверски убит настоятель храма великомученика Георгия Победоносца в Армянске протоиерей Владимир Веселицкий. Священника отвели на пустырь, веревками привязали к столбу и подвергли мучительным пыткам. После многочасовых истязаний его обезображенное тело бросили на городской площади и запретили хоронить. Но православные жители Армянска нарушили этот запрет и на следующий день перед заходом солнца погрузили останки отца Владимира на телегу, укрыли от посторонних глаз травой и соломой и похоронили на городском кладбище.

Оставив полуостров под натиском деникинских войск в июне 1919 г., красные вновь (на этот раз окончательно) заняли его осенью 1920 г. Практически сразу в Крыму развернулась кампания всеобщего истребления, оставившая далеко позади все прежние ужасы.

Тысячи людей были расстреляны, столько же было утоплено, повешено либо погребено в земле заживо. Уничтожались без счета поверившие обещаниям об амнистии и не эвакуировавшиеся за пределы страны солдаты и офицеры армии Врангеля, сестры милосердия, чиновники, учителя и врачи. Не избежали общей участи и многие православные пастыри.

Протоиерей Константин Аггеев 4 декабря 1920 г. в Феодосии постановлением «тройки» Особого отдела ВЧК 13-й армии по обвинению в «активной помощи контрреволюции в ее борьбе за свержение власти пролетариата» к расстрелу были приговорены священники Виктор Толковид и Алексей Родионов; 16 декабря 1920 г. за «произнесение в храме проповедей, направленных на дискредитацию советской власти» феодосийской ЧК был расстрелян священник Екатерининской церкви села Сарыгол протоиерей Андрей Косовский. Аналогичная участь постигла последнего директора алупкинской климатической колонии для учителей церковно-приходских школ протоиерея Константина Аггеева. 2 января 1921 г. священника приговорили к расстрелу. 5 января 1921 г. в Евпатории «за публичное осуждение репрессий» был расстрелян 72-летний священник Владимир Сластовников.

13 февраля 1921 г. в Бахчисарае по обвинению в угрозе физической расправой председателю местного революционного комитета был арестован священник Иван Спано. Арест священнослужителя вызвал многочисленные протесты со стороны населения. Ежедневно в Особый отдел приходили толпы людей и требовали освобождения арестованного. Несмотря на это, 12 марта 1921 г. «тройка» Особого отдела ВЧК 4-й армии вынесла постановление, согласно которому Спано и вступившиеся за него члены церковного совета В.Х. и С.К. Канаки подлежали расстрелу.

Массовые убийства в Крыму продолжались до мая 1921 г., после чего их волна стала понемногу спадать.

* * *

Многочисленные несчастья и беды, обрушившиеся на Русскую Православную Церковь в годы Гражданской войны, были только началом развернутых властью жестоких гонений. Ужас развязанной большевиками братоубийственной бойни Церкви удалось пережить, в основе своей оставшись несокрушенной. Именно поэтому сразу же после окончания боевых действий властями разрабатываются коварные планы искоренения религии в Советской России. При этом главный удар предполагалось нанести именно по православию, которое расценивалось Лениным и его окружением как исключительно враждебная режиму оппозиционная сила, все еще располагающая значительными материальными ценностями, и, несмотря на репрессии и унизительные декреты, по-прежнему обладающая огромным влиянием на помыслы и души людей.

Удобным предлогом для наступления на религию стал охвативший страну чудовищный голод.

23 февраля 1922 г. советским правительством был принят декрет о принудительном изъятии церковных ценностей. Стараясь не отставать в столь важном революционном деле от центра, 4 марта 1922 г. II сессия КрымЦИК постановила: немедленно изъять все ценности из монастырей и церквей.

30 марта 1922 г. вышло распоряжение, предписывающее всем православным храмам в течение 36 часов с момента получения циркуляра опечатать все ценности, сдать их в Наркомфин и сообщить об исполнении в 6-часовой срок.

А поскольку за время революции и Гражданской войны все храмы епархии были в той или иной степени обворованы, к циркуляру было сделано дополнение, согласно которому лица, являющиеся хранителями церковных ценностей «по своему юридическому или фактическому положению», привлекались к ответственности «наравне с совершителями краж».

Архиепископ Димитрий (Абашидзе)С самого начала мероприятия власти встретили глухое сопротивление священников и мирян. Так, в Симферополе в Александро-Невском кафедральном соборе работа комиссии по изъятию несколько раз прерывалась возмущенными прихожанами, не желавшими безучастно взирать на святотатство. Аналогичными трудностями сопровождалось изъятие в других храмах. Несмотря на это, безбожники продолжали свое черное дело, и вскоре из храмов епархии было изъято все, что возможно.

В это же время в Крыму состоялся ряд показательных судебных процессов над православными священнослужителями, которых обвиняли в сокрытии церковных ценностей, подделке документов и кражах, а также ведении антисоветской агитации. После недолгого судебного разбирательства священников приговаривали к различным срокам тюремного заключения либо высылали из Крыма.

В частности, подобная участь постигла архиепископа Димитрия (Абашидзе), к этому времени устранившегося от управления делами епархии и принявшего монашеский постриг. Арестованный в апреле 1923 г., владыка был выдворен в Киев. Не менее драматично сложилась судьба других священнослужителей. 1 декабря 1922 г. ревтрибунал при КрымЦИК приговорил к 8 годам лишения свободы преемника владыки Димитрия — архиепископа Никодима. Отсидев почти год в нижегородской тюрьме, владыка был выпущен по амнистии, после чего в течение 2-х лет пробыл в ссылке. В июне 1926 г. архиепископ приехал в Москву, где вскоре был вновь арестован. 4 апреля 1927 г. в Керчи по обвинению в антисоветской агитации был арестован священник греческой церкви, Иосиф Куницкий. Постановлением Особого совещания при коллегии ОГПУ от 17 февраля 1928 г. священник был выслан из Крыма.

* * *

Александро-Невский собор в Ялте. Февраль 2009 г.Следующее наступление большевиков на религию началось в 1929 г. В отправленной на места директиве за подписью Лазаря Кагановича религиозные организации назывались единственной легально действующей контрреволюционной силой, имеющей влияние на массы. Этот документ положил начало массовым арестам священников и мирян, закрытию и разрушению храмов.

Особенно страшный удар по православию в Крыму был нанесен в 1937—1938 гг. Именно в этот период список репрессированных служителей Церкви, более чем за все предыдущие годы, пополнился множеством новых имен. К сожалению, формат публикации не позволяет перечислить всех пастырей, погибших в то суровое время. Назову только некоторых из них.

1 декабря 1937 г. как «член контрреволюционной группы церковников» к расстрелу с конфискацией имущества был осужден священник ялтинского Александро-Невского собора, Дмитрий Киранов.

Выписка из акта о расстреле иеромонаха Варфоломея (Ратных).В июле 1937 г. в Симферополе был арестован иеромонах Владимир Пищулин. Обвиненный в антисоветской агитации (критиковал советскую Конституцию, указывал на антихристианский характер марксизма, выражал недовольство по поводу его превращения в«непреложную и обязательную для всех истину, подносимую на штыках и вдалбливаемую в сознание граждан-рабов прикладами»), 10 декабря 1937 г. священнослужитель был приговорен к расстрелу.

10 февраля 1938 г. на основании постановления «тройки» НКВД Крымской АССР по обвинению в «распространении клеветнических слухов о жизни народов СССР» был расстрелян иеромонах Варфоломей Федорович Ратных. Вся вина священнослужителя состояла лишь в том, что он не убоялся написать правду о жизни в Советском Союзе, от которой «сколько страдают, сколько слезы проливают. И даже кто не христианин. Нас же, христиан, лишают всего…»

Выписка из протокола заседания *тройки* НКВД Крымской АССР по делу иеромонаха Варфоломея (Ратных).14 февраля 1938 г. к расстрелу за «контрреволюционную деятельность» были приговорены священник Покровской церкви в Судаке протоиерей Иоанн Блюмович и священник симферопольской Свято-Троицкой церкви протоиерей Николай Мезенцев.

К июню 1941 г. церковная жизнь Крыма подверглась разгрому. Многие храмы епархии были превращены в хранилища и сельские клубы, либо разрушены; святыни — безвозвратно утрачены. Но самое страшное — погибли десятки просвещенных и ревностных пастырей, истинных подвижников благочестия. Таково было отношение властей к православию накануне начала войны с нацистской Германией. Жестокие поражения первых месяцев, в результате которых войсками противника были заняты огромные территории, заставили советское руководство несколько пересмотреть свое отношение к духовенству и верующим.

И хотя репрессии против православных священнослужителей продолжали осуществляться и в этот период, они уже не принимали столь массовый и жестокий характер, каков им был присущ в 20−30-е годы.

Подписи к фотографиям:

1. Архиепископ Иоаким (Левицкий)
2. Протоиерей Константин Аггеев
3. Архиепископ Димитрий (Абашидзе)
4. Александро-Невский собор в Ялте. Февраль 2009 г.
5. Выписка из акта о расстреле иеромонаха Варфоломея (Ратных).
6. Выписка из протокола заседания «тройки» НКВД Крымской АССР по делу иеромонаха Варфоломея (Ратных).

Впервые опубликовано в журнале «X Files Секретные материалы 20 века. ДОСЬЕ», специальный выпуск № 9(39) 2009 — с.73−78

http://rusk.ru/st.php?idar=114702

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Дмитрий Соколов    11.05.2013 22:23
Лунёв Марк 09.05.2013 23:13
Херсонская В.В. 09.05.2013 23:11
Спасибо за теплые слова!
Первым, кто написал о судьбе И.Спано – был Леонид Абраменко, книга "Последняя обитель" (К., 2005), раздел о терроре в Бахчисарае. Но в данном случае опираясь на эти материалы – позволило имя пастыря, погибшего за веру, вписать в мартиролог служителей Таврической (Крымской) епархии в 20 столетии.
  Лунёв Марк    09.05.2013 23:13
Уважаемый Дмитрий Витальевич! Спасибо ! Благодаря Вам узнал о судьбе моего прадеда Ивана Лазаревича Спано.
  Херсонская В.В.    09.05.2013 23:11
Уважаемый Дмитрий Витальевич! Спасибо ! Благодаря Вам узнала о судьбе моего прадеда Ивана Лазаревича Спано.
  Е. Главацкая    04.03.2012 16:53
Относительно мученичества Владимира Веселицкого. Есть свидетельства, что расправа над ним была устроена при множестве народа, ему отрубили голову.
  алла макарова    29.12.2011 14:33
Уважаемый Дмитрий Витальевич! Известно ли Вам что-нибудь о расстреле священника Владимира Николаевича Егорова примерно в 1920 году в Севастополе? Благодаря нашим общим усилиям сейчас уже есть некоторые сведения о его пребывании в Севастополе. Существуют ли расстрельные списки священников? Надеюсь на ответ. Спасибо.
  И.Е.Алексеев    13.11.2009 07:06
Большое спасибо!
Появились хоть какие-то зацепки.
  Дмитрий Соколов    27.10.2009 16:34
К сожалению, иные подробности смерти В.И.Веселицкого мне неизвестны. При написании очерка я опирался во многом на материалы протоиерея Николая Доненко (наследники Царства, т.2 Симферополь, 2004) – там у него и приведена данная информация. (Сам о.Николай в своей работе опирается на периодику тех лет и материалы архивов СБУ и ФСБ).
В целом, замечу, что сведения о преступлениях большевиков в Крыму в 1919 г. крайне скудны, и этот дичайший случай расправы – одно из немногих свидетельств, которые ныне известны.
Если есть какие-то иные вопросы по теме, можете связаться со мной по следующему электронному адресу:
dmsok2009@mail.ru
  И.Е.Алексеев    25.10.2009 09:00
Уважаемый Дмитрий Витальевич!
Не могли бы Вы подробнее написать, что Вам известно о протоиерее Владимире Веселицком. Я знаю, что он был активным деятелем правомонархического и трезвеннического движения в Казанской губернии, а потом и в Армянском Базаре.
Священник В.И.Веселицкий основал и долгое время возглавлял Богородский отдел «Казанского Общества Трезвости» (открыт в селе Богородское Казанского уезда одноимённой губернии 30 ноября 1894 г.), являлся автором книги «Простое руководство к разумному пчеловодству (с рисунками)». В дальнейшем он переехал в город Армянский Базар Таврической губернии, где стал председателем Совета отдела «Союза Русского Народа» (СРН). Ранее в одном из источников он упоминался также в качестве члена «братства во имя Великомученика Георгия Победоносца» в Армянском Базаре (возможно, это и было первоначальное название тамошнего отдела СРН).
Мне известно его письмо из Таврической губернии от 31 января 1909 г. одному из столпов казанского черносотенного движения профессору В.Ф.Залескому, где он солидаризируется с его антидубровинской позицией.
Подробно заняться биографией В.И.Веселицкого (доступного мне «казанского» периода) всё никак руки не доходили. Но, узнав из Вашей статьи о его мученической кончине, я понял, что это необходимо сделать. Постараюсь начать сбор материала.
  САВИН ИГОРЬ    24.10.2009 23:18
Удивительно, как можно после стольких злодеяний восстанавливать памятники руководителям богоборченского гос-ва,Бланкам и Джугашвили? Вон надпись недавно в метро , славящую Джугашвили восстановили.. А вот почему-то стеллу в честь 300-летия династии Романовых в Александровском саду не спешат воЗстанавливать.. Отчего? Рука руку моет
  alyona    24.10.2009 13:42
кровь мучеников и исповедников Российских не пролита зря!На ней зиждется наша Русская Православная Церковь!И земля наша русская – это антиминс, священная и праведная, горячо любимая нами земля…

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика