Вышедшая недавно из печати книга священника Георгия Митрофанова «Трагедия России: „Запретные“ темы истории ХХ века» представляет собой сборник очерков и проповедей, посвященных важнейшим русским событиям прошлого века. У людей, проживших долгую жизнь и сознательно воспринимавших эти тяжкие события упомянутая книга не может не вызывать многих вопросов и возражений.
Свидетелей и современников гражданской войны давно нет в живых, но существует множество опубликованных воспоминаний об этих годах, воспоминаний отнюдь не «запретных». О.Г.Митрофанов, посвящая первые главы своей книги белому движению во время гражданской войны, справедливо отмечает самоотверженность и жертвенность большинства его участников, боровшихся за сохранение «старой», традиционной России, и признаёт, что причина поражения Белой армии связана с отсутствием поддержки её дела со стороны большинства русского народа. Однако автор не называет главную причину отсутствия этой поддержки: участники белого движения не имели чёткой политической и социально-экономической программы своих последующих действий, о чём убедительно свидетельствует, например, в своей книге «На рубеже двух эпох» митрополит Вениамин (Федченков), во время гражданской войны возглавлявший духовное окормление Белой армии в качестве епископа и при генерале Деникине, и в дальнейшем, при адмирале Врангеле. Кстати, владыка Вениамин убедительно показывает в своих воспоминаниях то, что в целях Белой армии отсутствовала защита веры в Бога — несмотря на то, что большинство участников белого движения считалось православными. Вера их преимущественно была, по свидетельству владыки Вениамина, «прохладная», связанная с традициями старого русского быта. При обсуждении целей войны пункт о вере был выброшен из проекта.
Недоумение вызывает глава книги, посвященная церковному возрождению во время Великой Отечественной войны. Почему-то автор останавливается только на событиях, происходивших на временно оккупированной немцами территории нашей страны, где духовенство обязано было возносить молитвы о победе фашистской Германии. Подробно рассматривая деятельность Псковской Духовной миссии, осуществлявшуюся под руководством митрополита Сергия (Воскресенского), о.Г.Митрофанов безоговорочно указывает, что митрополит Сергий (Воскресенский) был убит сотрудниками НКВД, тогда как согласно другим источникам, тайна его убийства достоверно не раскрыта до сих пор.
О церковном возрождении на всей территории нашей родины о.Г.Митрофанов вообще не упоминает. Однако, я хорошо помню, как радовались верующие люди газетному сообщению о встрече И.В.Сталина с тремя митрополитами и последующим выборам Патриарха. Зимой 1943−44 гг. я училась на втором курсе 2-го Московского Медицинского института. Могу засвидетельствовать, сколь торжественно, многолюдно и радостно в апреле того года праздновалась Пасха в Москве. Не только храмы были переполнены молящимися, но и все церковные дворы. Был отменен комендантский час, верующие свободно передвигались в эту ночь по улицам Москвы. Энтузиазм народа был огромен. Возрождение церковной жизни на всей территории страны многое определило в последующие годы. Сохранялись церковные традиции, в пасхальные ночи и в дальнейшем люди переполняли не только храмы, но и площади перед ними (наблюдала это уже в Ленинграде). Несмотря на запреты проведения крестных ходов, верующие стояли на улицах перед церквами, чтобы только услышать из открывающихся дверей возглас «Христос Воскресе"…
Люди, пережившие вторую Отечественную войну в сознательном возрасте, вряд ли могут согласиться с определением её как «военный конфликт двух тоталитарных режимов» (как именует эту войну протоиерей Г. Митрофанов). Нападение внешнего врага неизбежно вызывает сплочение и единение народа. Так было в 1941 г. Немало людей, в той или иной степени пострадавших в советское время (и даже подвергавшихся репрессиям, как моя семья), перед лицом внешней угрозы Родине смогли преодолеть многое и терпеливо переносить все тяжести военного времени в тылу и на фронте. И не тоталитарный режим, не И.В.Сталин одержал Победу, а народ — своим огромным терпением, выносливостью, самоотвержением — совершенно также, как это было и в первую Отечественную войну (очень «по-русски» встретив войну весьма неподготовленным, далеко отступив, а затем освободив и свою Родину и, как-никак, всю Европу — хочет или нет, она это признать в нынешнее время).
Недоумение и резкое неприятие возникает при чтении следующих глав книги, содержащих прославление генерала Власова , повернувшего оружие против Родины и русского народа и увлекшего на этот путь многих людей, оказавшихся в немецком плену. Следует заметить, что «покаяние» и «прозрение» у Власова произошло в тот период Отечественной войны, когда перелома в военных событиях еще не было, и русская армия терпела поражение, исход войны далеко еще не был очевиден. Таким образом, «покаяние» Власова после 25 лет успешного продвижения на самый верх военной иерархии, происшедшее в немецком плену далеко не так убедительно, как это представлено о.Г.Митрофановым.
Необходимо упомянуть и о том, что на оккупированной территории России власовцев народ боялся более, чем эсэсовцев — столь жестоким было их обращение с русскими людьми (терять власовцам было, действительно нечего).
О.Г.Митрофанов противопоставляет власовцев большинству нашего народа, считая, что это большинство служило в советское время злу (и служит ему в наше время?!). Но в истории многих государств были периоды, когда власть принадлежала неправедным властителям. Большинство же народа в советское время выполняло свое обычное дело — трудилось, кормило людей, учило детей, лечило больных и пр. Только этот обычный и извечный труд может сохранить жизнь народа и государства в такие тяжкие времена, которые Бог попустил в России в XX веке.
Наталия Борисовна Журавлева, кандидат медицинских наук, доцент