Русская линия | Сергей Скатов | 19.09.2009 |
В силу профессиональных занятий мне часто приходится бывать, что называется, в глубинке — в отдаленных сельских районах. Это, главным образом, Нечерноземье (Центральная Россия, Волго-Вятка). И сердце кровью обливается при виде того, что стало с русской деревней. Положение не то чтобы аховое, оно — БЕЗЫСХОДНО. В той мере, что и высоколобые ученые, и депутаты, и министры головы ломают, а выхода из трагической ситуации не видят. А сколько журналистских, писательских перьев об эту проблему сломано! И все же…
Когда смотрю на пустынные, заросшие сорняком поля, на развалившиеся фермы, скособоченные с повыбитыми окнами избы в брошенных селениях, хочу верить — и верю! — что дело это временное, что скоро появятся люди, РУССКИЕ люди, а не алчные «мигранты», и наведут ПОРЯДОК на исконных своих землях. И вновь заколосятся поля, зацветут сады, а в домах множеством радостных колокольчиков зазвенят детские голоса! А Россия — пока что она под парами. Силы копит. Ради нового вселенского духовного и технологического рывка!
Но — откуда взяться этим людям? Каким образом они появятся и как скоро? Поездом приедут, на автомобилях, с неба «свалятся»? Если неурожаи у нас не только на селе, но и в городах: повсеместно вымираем, с начала 90-х несем тяжкий «Русский крест», когда смертность катастрофически превышает рождаемость… Есть у меня одна давняя мысль. В нее в очередной раз и думаю посвятить читателей.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
И сразу отмечу, что в части «коррупции», «эффективного суда», «социальных гарантий», а также «модернизации», «инноваций» и прочего, касаемого «новой экономики», — полностью с Вами согласен. Дело теперь за механизмами, чтобы Вами и Вашими коллегами задуманное безусловно претворилось в жизнь. Однако.
В Вашей статье я не нашел даже упоминания о двух, на мой взгляд, чрезвычайно важных, если не основополагающих составляющих в развитии любого государства, общества. Это:
а) проблема духовности;
б) проблема пропитания.
В нашем случае проблема духовности сводится к тому, что в государстве Российском, в соответствии с ее Основным Законом, а именно статьей 13 Конституции РФ, «признается идеологическое многообразие»и никакая «идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Следовательно, не что иное наше государство, как корабль без руля и ветрил. Далеко ли таким макаром уплывем? Чего ради масштабная «модернизация», если неведомо нам, откуда мы, куда и зачем?
Проблема пропитания насущна не менее.
Ни для кого не секрет, что мы давно утратили свою продовольственную безопасность. И позволительно спросить: кто и чем будет кормить миллионы новаторов,«мобилизованных и призванных»? Продолжим закупать продовольствие за рубежом на «нефте-газо-доллары»? Но тогда — на что, извините, проводить «модернизацию»? Кроме сырья, Россия практически ничем за валюту больше не торгует!
А теперь представим, что «за бугром» — не дай Бог! — российские «инновации» кому-то «не понравятся»? А они, будьте уверены, «не понравятся», как «не по сердцу» нашим многочисленным «добрым соседям» на протяжении веков все то, что шло на процветание России! Цифр приводить не будем, но подчеркнем: масштабы импорта продуктов питания в Россию таковы, что в случае, если наши зарубежные «партнеры» по каким-либо причинам поставки прекратят, прилавки продмагов опустеют, а оголодавшие массы сметут и прилавки, и любых правителей, какие бы радужные «инновации» эти правители этим массам не рисовали!
И это при всем при том, что русская деревня, исконный и основной поставщик на российском продовольственном рынке, в экономическом плане сплошь и рядом разорена подчистую.
Но самое страшное, что деградировал здесь и «человеческий капитал». Кто помоложе да побойчей, в города подался, и обратно его на аркане не затащишь, остальные — дачники, пенсионеры или же «неудачники», большей частью «пьющие горькую"…
Есть, конечно, исключения из правила, но я — о правиле! Другими словами: какие «инновации» к нашей глубинке ни прививай, какие «инвестиции» туда ни вбухивай, толку не будет — некому «модернизировать»!
Вместе с русской деревней уходит и мироощущение, тот, по выражению классика, которого Вы также в своей статье цитируете, «русский дух», что пропитывает каждую пору души нашей, делая нас такими, какие мы есть, и никакими иначе, а именно — РУССКИМИ! Русская деревня, а отнюдь не город, испокон веков не только кормила Россию, но была неисчерпаемым кладезем ее духовных начал, традиций, народного самоопределения в полном смысле этого слова, народного же творчества во всех его пониманиях!
А еще русская деревня (во всяком случае, в последний век) исправно «поставляла» России… население! В городах, на ограниченных квартирных метрах и при нестабильной заработной плате завести и прокормить многодетную семью невозможно по определению. А в деревне, на земле и в собственном доме, это — как бы само собой разумеющееся!
Вот Вы, Дмитрий Анатольевич, декларируете: « Негативные демографические тенденции должны быть замедлены и остановлены ». В качестве мер предлагаете: « Повышение качества медицинского обслуживания, стимулирование рождаемости, безопасность на дорогах и производстве, борьба с пандемией алкоголизма, развитие физической культуры, массового спорта …». Позвольте предостеречь: какие бы средства не отряжало государство на « стимулирование рождаемости », рожать в городах больше не станут — чаще всего один, от силы два, в редчайших случаях три ребенка на семью. В то время как три ребенка — этот тот минимум, который обеспечивает всего лишь ВОСПРОИЗВОДСТВО — не более того! — народа, нации.
Русская деревня уходит. Честные эксперты подсчитывают, что если дело в демографии пойдет нынешними «темпами», коренного населения в России спустя полвека останется менее половины. Что взамен?
Существует определенная надежда на переселенцев-соотечественников из ближнего зарубежья (принята на государственном уровне соответствующая программа). Надежда призрачная: вполне возможно, что российскую глубинку, где они, получив подъемные, поселятся, ими будет рассматриваться как плацдарм, чтобы рано или поздно перебраться в город. И потом: что их, соотечественников, ожидает в этой глубинке? Все то же — безработица, воровство, пьянство, падение нравов…
Знаю также многих горожан — рабочих, инженеров, врачей, учителей, которым опостылела жизнь в городе, с его загаженностью, скученностью, всеобщей «конкурентной» озлобленностью. Они лелеют мечту перебраться в деревню. Но куда? Агонизирующая деревня их тоже поодиночке раздавит!
Китайцев завезем, таджиков, как предлагают некоторые? Так ведь «завозим»! Кое-где обосновались целые анклавы «пришельцев»! Они, однако, не ассимилируются. А в местах, где селятся, — там уже не Россия!
Итак, нужно «поднимать» русскую деревню. Как поднимать? По правде говоря, я мучительно и долго не мог найти ответа на этот вопрос. Пока не вспомнил рассказы моей деревенской бабушки (Царствие ей Небесное!) о православной общине.
А рассказывала бабушка вещи удивительные.
Что была община сплоченной и дружной: люди вместе, сообща и по доброй воле трудились, вместе праздники справляли, а праздники были православные. Что жили скромно, но в достатке. Что стоило только позвать, и шла со всей округи «помочь»: дом, например, ставили всем миром всего за день. Что в беде никого, ни увечных, ни больных, ни вдов-сирот не оставляли. Что пьяница считался на деревне распоследним человеком — грех это был большой, пьянство. Да и не было их почти, пьяниц. И стояли во главе общины два человека — батюшка, то есть местный священник, и церковный староста. Первый духовно общину окормлял, осуществляя, так сказать, идеологическое руководство, а второй отвечал за административно-хозяйственную деятельность.
Убежден: православная община — это ключ к пониманию того, что происходит сегодня с русским селом, русской деревней ! Имею в виду Нечерноземье, Русский Север, Урал, Сибирь, Дальний Восток, то есть зоны так называемого рискованного земледелия, где общинный уклад жизни испокон веков был продиктован не чьей-то прихотью, но условиями выживания — суровым климатом, скудным плодородием почв и прочая, прочая. Рухнула община, которую на какое-то время силой пытались подменить колхозами, рушится и деревня!
Итак, предлагаю государству проект! Суть в следующем.
При сельских храмах, там, где у священников и прихожан есть желание, а также имеются к тому объективные предпосылки-возможности (например, наличие в данной местности неиспользуемых посевных площадей), создаются сельхозобщины. В этих целях государство:
а) совместно с Русской Православной Церковью разрабатывает и утверждает типовой устав (базирующийся, само собой, на действующем российском законодательстве);
б) обеспечивает эти общины селхозугодиями (на первых порах — в долгосрочную аренду);
б) перераспределяет в их пользу часть госбюджетных средств (это две уже действующие, но в связи с моими предложениями дополняемые программы: Национальный проект, касающийся развития отечественного сельхозпроизводства, и уже упомянутая программа по переселению соотечественников из стран ближнего зарубежья);
в) наделяет общины, хотя бы на первые годы, дополнительным льготным кредитованием.
Опыт создания подобных православных сельхозобщин в России, пусть и небольшой, но имеется. Правда, зачинались они и трудятся с большим трудом, поскольку особой господдержкой, как и сельхозпроизводство в целом, пока не пользуются.
Кто и что от проекта выигрывают?
Люди, оставив города, заживут в гармонии сами с собой и окружающим миром. Не только в единении с природой, но в коллективе единомышленников, духовных братьев и сестер.
Как минимум, десятина от возможных доходов общин пойдет на нужды Церкви — на восстановление порушенных храмов, строительство новых. В любом случае члены общин будут самоотверженно и бескорыстно на благо Церкви трудиться.
Оздоровится духовно-нравственная обстановка в глубинке. Уверен, что многие из «местных» к общинам в конечном итоге «прибьются».
Община дружно, всем миром сможет противостоять вору, грабителю, любому злодею, который изо дня в день травит деревню дешевой «паленой» водкой, а теперь еще и наркотиками, или же хищнически вырубает в округе леса. Ну, чем Вам не демократия? Прокуратура, милиция и прочие «администрации» могут отдыхать!
Государство же обеспечит село трезвыми, добросовестными работниками, гарантирующими прирост производства сельхозпродукции. Причем все это — как бы и без излишних финансовых со стороны государства затрат, поскольку встраиваются эти затраты в имеющееся бюджетное финансирование.
Таким образом: экономика базируется на духовном, духовное — движет экономику!
* * *
Вероятно, о моем письме тогда Президенту не доложили, а сам он, как известно, небольшой поклонник интернета.
Будем надеяться, что ситуация меняется к лучшему…
С уважением,
Сергей СКАТОВ,
православный журналист,
координатор Движения «Народный Собор»
http://rusk.ru/st.php?idar=114573
Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Следующая >> |