На сегодняшний день Дания — самое крупное, если не считать европейскую часть России, государство в Европе. Нет, мы ничего не напутали, но сознательно сделали оговорку «на сегодняшний день». Так как в минувшее воскресенье Гренландия, уже более трёх веков принадлежащая датской короне, объявила о своём самоуправлении. Предшествовал этому референдум, прошедший на огромном острове в ноябре 2008 года. К слову, датчане, в отличие от государств постсоветского пространства, уважают волеизъявление народа. А посему датской королеве Маргарете II ничего не оставалось, как даровать гренландцам в торжественной обстановке Закон о самоуправлении. Что ж предусматривает самоуправление, свалившееся на головы инуитов (коренное население острова)? Во-первых, отныне официальным языком в Гренландии будет не датский (на нём всё равно никто там не разговаривает), а гренландский или калааллисут, входящий в эскимосско-алеутскую языковую семью. Во-вторых, вся гренландская полиция и береговая охрана будут теперь подчиняться исключительно местной администрации. В-третьих, судебная система острова получает абсолютную независимость от законодательной базы метрополии. В ведении Копенгагена остаётся лишь оборона острова и внешняя политика.
Кстати, в 1948 году Дании пришлось дать расширенную автономию ещё одной своей части — Фарерским островам. Правда, здесь датчане несколько поупрямились, но всё-таки согласились на самоуправление Фарер. Упрямились, к слову, не безосновательно. В сентябре 1946 года, когда фарерский лёгтинг (парламент) объявил о выходе островов из состава королевства, датчане усомнились в правомочности подобного решения, ибо «за» проголосовало 12 парламентариев, а «против» — 11. К тому же население одного из островов — Судрё наотрез отказалось повиноваться «золотому» голосу и заявило о том, что как считали себя датчанами, так ими и останутся. Дания было решила нажать на фарерских сепаратистов. Даже распустила лёгтинг, однако вовремя одумалась и санкционировала плебисцит на островах. Перевес сторонников независимости, как и в случае с голосованием в фарерском парламенте оказался незначительным. И вот здесь датское правительство проявило мудрость, которую можно было бы поставить в пример многим руководителям постсоветских государств. Оно пригласило делегацию распущенного им же лёгтинга для консультаций, плодом которых и стал статус самоуправляемой территории.
Здесь стоит заметить, что датчане согласились на широкую автономию Фарерских островов, по сути — их независимость, при не столь уж убедительной победе сторонников отделения. Но, на их взгляд, мнение большинства, хоть и не столь очевидного, уважать всё-таки стоит. Последний же референдум, проводившийся в Приднестровской Молдавской Республики в сентябре 2006 года, показал, что 97%, участвовавших в нём приднестровцев, высказалось за независимость. Кто-то может возразить, что датское правительство в 1948 году нашло компромиссное решение, дабы удовлетворить чаяния и большинства и меньшинства — широкую автономию, Приднестровье же требует только независимость. Здесь стоит напомнить, что не с самого своего существования Приднестровской Молдавской Республики она стала требовать абсолютного суверенитета. Кишинёву предлагался и статус «свободной экономической зоны» и федеративное устройство государства. Последний раз Молдова похоронила всякие надежды на единые границы, отказавшись под нажимом Запада от подписания Меморандума Козака. Может быть приднестровско-молдавский конфликт удалось бы решить в его зародышевой стадии, если бы молдавское руководство пошло бы на уступки. Причём, тогда вариант мог бы быть для Молдовы куда более приемлемым, нежели для Дании с Фарерскими островами. Для приверженцев двойной калькуляции стоит также напомнить, что в том же 2006 году в Европе прошёл ещё один референдум, касавшийся также вопроса суверенитета — Черногории. И опять таки, как в случае с Фарерскими островами перевес сторонников отделения от Сербии был не столь очевиден. За независимость проголосовало 55,5% населения, против — 44,5%. Но опять же для всего мира это было «большинство». Ну, а с мнением меньшинства, которое чуть-чуть не дотянуло до «большинства» в данном случае никто считаться не стал. Не смутило «цивилизованный мир» и то, что Блок за сохранение государственного сообщества Сербии и Черногории выдвинул требование о пересчете голосов. Однако Комиссия по проведению референдума отвергла это требование, заявив, что голосование прошло в полном соответствии со стандартами Евросоюза. Ну, конечно, это же не Украина, для переориентации которой на Запад последний не жалел ни сил, ни денег… Это и не сама Сербия, где также во чтобы то ни стало необходимо было сменить правящий режим.
Но вернёмся к Гренландии. Многие эксперты после торжественного вручения датской королевой руководителю островной администрации Закона о самоуправлении, тут же не преминули заметить, что это первый шаг к обретению независимости Гренландии. Правда они забыли спросить самих инуитов, а нужна ли она им? Население острова, несмотря на громадную его площадь — 2 166 086 квадратных километров, составляет всего 63 тысячи человек, то есть почти в десять раз меньше, чем население Приднестровской Молдавской Республики. По сути это «терра нуллис» — «ничейная земля», ибо человеком освоено всего лишь 15% острова. Остальная Гренландия — это царство белых медведей, тюленей и овцебыков. Одним из критериев способности государства поддерживать свой суверенитет, является его экономическая независимость. Промышленность Гренландии представлена фабриками по переработке креветок, а также рыбоконсервными, сетевязальными и трикотажными фабриками. Креветки и рыба являются и основной статьёй гренландского экспорта — 85%. Кроме того, экспортируется сырьё для выплавки цинка и свинца — 12%. Как отмечают датские и западные эксперты, Дания ежегодно выделяет Гренландии 430 миллионов евро дотаций. Вот теперь и спросите население острова Гренландия, а нужна ли им полная независимость от датской короны о которой заговорили эксперты после 21 июня сего года? Скорее нет, чем да… Правда, остается небольшая надежда на использование разведанных месторождений золота, нефти, других полезных ископаемых. Но они только разведаны, но не разработаны. Геологи утверждают, что и в Молдове тоже есть небольшие месторождения нефти, однако добывать её весьма накладно, ибо глубина залежей приличная. Ковыряться же в гренландской вечной мерзлоте, даже при наличии в ней солидных запасов полезных ископаемых, занятие трудоёмкое и дорогое. Так что положение Закона о самоуправлении, предоставившее Гренландии право безгранично пользоваться своими природными ресурсами, не более чем фикция.
Что же касается Приднестровья, то его экономические агенты не только пополняют республиканский бюджет, но и казну соседнего государства. Напомним, что введение в начале марта 2006 года Украиной новых таможенных правил, практически перекрывших приднестровский экспорт, вынудило приднестровские предприятия пройти регистрацию в Молдове. Здесь стоит отметить, что Приднестровская Молдавская Республика живёт исключительно за счёт экспорта, среди основных статей которого: электроэнергия, сталь и сталепрокат, электрические и литейные машины, электрокабель, изоляционные материалы и электрические аппараты, текстиль, швейная продукция, обувь, винодельческая продукция. Правда, молдавская сторона все обвинения Тирасполя парирует утверждением, что приднестровские предприятия пользуются наравне с молдавскими торговыми преференциями в странах Евросоюза. Однако, в Тирасполе с доводами молдавской стороны, о якобы как имеющихся торговых льготах, не согласны. «Сейчас под прикрытием того, что мы якобы получаем преференции, нам приходится платить „оброк“ в Молдову: выделяют торговые преференции на 20 миллионов долларов, а за счет оформления грузов в Молдове, забирают 50 миллионов. Разве это не блокада? Это „паразитизм“ — жить за счет бюджета Приднестровья», — заявил недавно Президент Приднестровской Молдавской Республики Игорь Смирнов.
Так что, самоуправление, дарованное Гренландии весьма показательно с двух сторон. С одной, оно демонстрирует, действительно, цивилизованный подход к решению вопроса проблемных территорий. Хотя в данном случае она не столь уж и проблемная. А с другой, являет собой яркий пример столь же цивилизованного лицемерия и двойных стандартов. Запад, готов дать самоуправление даже «терра нуллис», но не промышленно-развитому и плотно заселенному региону, осознавая, что «ничейная земля» никуда не денется из-под его влияния… А вот «прослойка» между Украиной и Молдовой давно уже стала брешью в цементируемом Западом санитарном кордоне вокруг России…
Игорь Тепляков, Тирасполь