Русская линия | Протоиерей Евгений Соколов | 13.06.2009 |
— О. Евгений, после ратификации Европейской социальной хартии Вы выступили с заявлением, что для вразумления наших властей остался только один путь — отлучение их от Церкви. Чем вызвано столь резкое заявление?
— Вначале я хотел бы напомнить строчки из «Основ социальной концепции» Русской Православной Церкви, разработкой которой руководил наш Святейший Патриарх Кирилл (тогда митрополит Калининградский и Смоленский): «Однако Церковь должна указывать государству на недопустимость распространения убеждений или действий, ведущих к… разрушению личной, семейной или общественной нравственности, оскорблению религиозных чувств, нанесению ущерба культурно-духовной самобытности народа или возникновению угрозы священному дару жизни».
Мы можем наблюдать все более и более ухудшающуюся обстановку в стране. Растут стремительными темпами преступность, наркомания, алкоголизм, аборты, разрушается семейная жизнь, развращается подрастающее поколение. Я часто говорю, если проблема касается образования, мы обращаемся в Министерство образования, если здоровья нации — в Минздрав. Когда речь идет о духовно-нравственных проблемах, то на борьбу с ними должна решительно выступить Церковь. Сейчас с целью оправдания нарушения духовных законов формируется законодательная база. И делают это люди, которые так или иначе принадлежат Церкви.
Давайте вспомним начало XX века. Когда самый известный и популярный русский писатель Лев Толстой выступил с еретическими воззрениями (а это канун революции!), Церковь не побоялась отлучить его от церковного общения. Потому что отлучение от Церкви — это призыв человека исправиться и через покаяние вернуться к Богу. И Лев Толстой попытался сделать это в конце жизни, другое дело, что не успел. Видимо, слишком великим был грех, и Господь не принял его покаяния.
Поэтому сегодня, когда крещеные люди, облеченные государственные властью, принимают антихристианские, антидуховные решения и не внемлют никаким призывам своих пастырей, остается только одно — отлучить от Церкви с призывом пересмотреть свои взгляды и через покаяние вернуться обратно. Слов было сказано очень много. Десятки лет мы бьемся за право преподавания православной культуры в школах, а воз и ныне там. Доколе, хватит! Надо пойти на радикальный шаг, и это даст возможность объяснить людям, почему мы плохо живем, почему в духовно-нравственной сфере происходят такие безобразия. Да потому что власть идет путем нарушения заповедей Божьих.
— Батюшка, Вы считаете, что ратификация Хартии, равносильна распространению еретических воззрений?
— Наша беда сегодня, что мы пытаемся юридическими законами решать духовные проблемы, а это невозможно. Это разные плоскости. Вернемся к хартии. Что такое ювенальная юстиция — это хула против пятой заповеди, «почитай отца твоего и мать твою». Что такое секспросвет — это узаконивание сексуальных отношений вне брака, то есть блуда. Детское растление — это страшный грех. «А кто соблазнит одного из малых сих… тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море». Или терпимое отношение к содомскому греху. Если говорят, что это терпимо, давайте Библию вспомним, что ждало Содом и Гоморру. Открытое принятие антихристианских законов — это та же пропаганда ереси. Напомню, что Льва Толстого отлучили только тогда, когда он начал открыто пропагандировать свои еретические взгляды.
— Ваше мнение вызвало неоднозначную реакцию в православной среде. Так, православные писатели Владимир Крупин и Николай Коняев, известный политический деятель Александр Крутов высказали на «Русской Линии» несогласие с Вашей позицией.
— Эти комментарии вызвали очень горестное впечатление. Крещеный человек (или его восприемники) давал клятву, что будет служить Богу, общаться с Богом в православной традиции. И если человек этого не делает, то в конечном итоге — он клятвопреступник. Если люди, будучи крещеными, не ходят в Церковь, это страшно для всех православных христиан. Вспомним: мы — Тело Христово, если страдает один член, страдает все Тело. Если болят зубы, то весь организм стонет. Церковь сейчас находится в таком положении, потому что многие ее члены не ведут церковную жизнь, не касаются Таинств. И тут православные писатели говорят: ну не ходят представители власти в храм, и пусть не ходят. Так нельзя!
Если мы отлучаем их от Церкви, это идет на пользу самим людям. Сейчас они не ходят в Церковь, и за это будут осуждены. При отлучении им это в осуждение не вменяется, и они будут твердо знать, что в Церковь дорога закрыта, и возврат может быть только через изменение жизни. Если мы равнодушно промолчим, эти люди будут вправе в Горнем мире предъявить претензии нам, пастырям: «А вы почему молчали, почему не говорили, не предупреждали, что нас ждет в этом мире. Почему вы так спокойно смотрели, как гибнет наша душа. За что вы нас так не любили?». Отлучение человека от Церкви — это акт гуманности к нему, попытка вернуть заблудшего сына.
Когда Николай Коняев говорит, что лучше расстрелять, чем отлучать, это ни в какие ворота не лезет! Может, Синоду тоже надо было добиватьcя смертной казни Льва Толстого, а не призывать его к покаянию? Отправлять человека в греховном состоянии, в падшем состоянии на тот свет?!! Нет, отлучением мы даем ему возможность осознать свою ошибку и исправиться. Тогда мы вправе будем сказать пред Господом, что сделали все от нас зависящее.
Писатели В. Крупин и Н. Коняев говорят, что у Хартии есть достоинства, так как общество сейчас бездуховное. Так нужно делать его духовным, и не смиряться с положением дел. Иначе можно далеко уйти. Если человек пьет, то лишь бы пил культурно, как на Западе. Если наркотики опасны, то давайте сделаем так, чтобы кололись умеренно и под контролем. Если грешат, то пусть грешат только в рамках Европейской социальной Хартии. Странная позиция для русского писателя и православного христианина. Непонятная мне совершенно.
— Александр Крутов заметил, что отлучать от Церкви депутатов Госдумы бесполезно, они только посмеются и выпьют рюмку текилы.
— Пусть даже так, но тогда у Церкви появляется духовное, моральное оправдание. Очень многие сейчас спрашивают, почему представители власти, будучи православными, так себя ведут, а вы молчите? А тут можно сказать: «а мы не молчали!» — и объяснить, что сегодня в России духовная обстановка плохая, потому что народ выбрал во власть людей, духовно безграмотных и безнравственных.
Мы как пастыри несем ответственность за каждого крещеного человека, будь он дворником или президентом. Кого люблю, того наказую. Через наказание из любви к ним мы попытаемся вернуть их в лоно Церкви, к полноценной духовной жизни.
Я не думаю, что политик или представитель власти, внешне заявляющий о своем Православии, равнодушно отнесется к отлучению от церковного общения. На всех предвыборных собраниях его могут спросить: «а как же так, почему именно Вас отлучили от Церкви?». Я думаю, это будет достаточно большим взрывом, духовным переворотом. Это радикальная мера, но ситуация настолько быстро и стремительно ухудшается, что я иного пути просто не вижу.
Беседовал Дмитрий Новгородский
Впервые опубликовано на сайте Православие на Северной земле
http://rusk.ru/st.php?idar=114281
Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Следующая >> |