Русская линия | Николай Бурляев | 03.06.2009 |
VIII. Само собой разумеется строка «Золотого Витязя» в государственном бюджете, не оставила равнодушными моих коллег… Были предприняты все меры, чтобы не допустить повторения бюджетного триумфа «Золотого Витязя». На переднем рубеже борьбы с «Золотым Витязем» красовалась фигура «государственного мужа» с утомлённым взором и трубкой в зубах. Мой коллега и «соратник» Станислав Говорухин начал подготовку к отпору загодя. Он засылал своих помощников в бухгалтерию Госкино покопаться в финансовых отчётах МКФ «Золотой Витязь», в надежде найти промахи бухгалтерии, но отчёты наши всегда ставились в пример бухгалтерией Госкино, как самые полные и прозрачные. Говорухин выступал против «Золотого Витязя» по телевидению и в газетах не только сам, но и через своих друзей. А когда я посетил заседание комитета по Культуре, он обронил упрёк в том, что организаторы фестиваля обзавелись компьютером и сотовым телефоном…
Поток грязи, выливаемый на «Золотой Витязь», был столь обильный, что я согласился с просьбой моих сотрудников выступить с открытым письмом С. Говорухину, которое опубликовала «Парламентская газета». В этом письме, озаглавленном «Есть чувство правды в сердце человека», говорилось: «Эта поэтическая строка принадлежит перу М.Ю.Лермонтова.
С ч у в с т в о м п р, а в д ы бороться практически невозможно. Сколько бы ни старались извратить, очернить, надругаться над правдой проводники лжи, сердце человека безошибочно ощущает, пробивающийся сквозь тьму луч Правды.
Именно по этому я не собирался пускаться в публичные объяснения с С. Говорухиным и его компанией. Но поскольку грязь, выплеснутая этой компанией, касается не только лично меня, но Всеславянского Кинофорума «Золотой Витязь», за честь которого мы в ответе, Международный Оргкомитет Кинофорума просил меня высказать моё отношение к происходящему.
Лично для меня нет ничего нового и неожиданного в совершаемой С. Говорухиным, или руками Говорухина, попытке уничтожить, неизвестно как прорвавшийся на оккупированную кино-растлителями территорию, Международный Кинофорум Славянских и Православных народов «Золотой Витязь». Всё это мы проходили ещё 12 лет назад с фильмом «Лермонтов», распинаемым приятелями С. Говорухина за «чрезмерную любовь к Отечеству». И тогда эти «приятели» восклицали: «И не предвидели! А надо было предвидеть!» И было это в тех же «Известиях», ныне ополчившихся и на «Витязя».
Да, господа, вы не могли и не можете «предвидеть» того, что возрождение России происходит по своим, не подвластным вам, объективным законам. Вы не могли прогнозировать, что само время востребует, призовёт, родит такое явление, как Международный Кинофорум Славянских и Православных Народов «Золотой Витязь». Вы не могли «предвидеть», что вопреки вашей воле, сметая со своего пути ваше агрессивное сопротивление, Всеславянский Кинофорум будет год от года возрастать и укрепляться, вовлекая в свой мощный восходящий духовный поток всё больше сторонников во всём мире. (На первом Фестивале в 1992 году — 30 участников из 7 славянских стран. На седьмом Кинофоруме в 1998 году — 300 участников из 28 стран.) И согласно любящему славянскому сердцу здесь с любовью принимаются все: украинцы, белорусы и сербы, китайцы, американцы, немцы, евреи, испанцы, японцы, австралийцы, корейцы, казахи, калмыки, литовцы, латыши, Эстонцы, французы, итальянцы, англичане, венгры, румыны, греки, грузины, армяне… Впрочем нужно ли перечислять все живущие на планете народы, способные снимать кино.
Вы не могли «предвидеть», что всё то же «чувство правды в сердце» депутатов Государственной Думы, частенько непримиримо враждующих друг с другом на политическом фронте, подвигнет их, не взирая на ваш протест, признать государственным Кинофорумом России, оболганный «демократической прессой», лишённый «телевизионной раскрутки» МКФ «Золотой Витязь». Этим легендарным Постановлением от 14 ноября 1997 года Парламент России впервые признавал в области денационализированного перестройкой кинематографа приоритет н, а ц и о н, а л ь н о й п р о г р, а м м ы, ориентированной на духовное, нравственное возрождение нашего народа и народов планеты.
Вместо того, чтобы порадоваться за небывалый кинематографический прорыв «Золотого Витязя» на законодательном уровне, за то, что впервые нам, кинематографистам, удалось привлечь внимание законодателей к потерявшему всякое уважение кинематографу, вместо того, чтобы понять, что признание первого, пусть пока единственного в стране Кинофорума, подаёт надежду на признание и других достойных поддержки государства кинофестивалей, господин Говорухин объявил «Золотому Витязю» войну. Только видать маловато в его компании борзописцев, если два года подряд, накануне принятия Госдумой очередного бюджета, он посредством одной и той же журналистки из газеты «Известия», госпожи Юферовой, выливает на Всеславянский Кинофорум поток грязи.
Учитывая своё поражение в прошлом году, господин Г. ныне утроил энергию сопротивления. Подговорил выступить всё в тех же «Известиях» режиссёра В. Мотыля, который никогда не бывал на Всеславянском Кинофоруме, (чей фильм в прошлом году не прошёл Международную Отборочную комиссию и не был допущен на конкурс «Золотого Витязя».) Господин Г. вывел на телеканал «Культура» свою единомышленницу из фракции КПРФ Т. Гудиму, коммунистку, подпевающую С. Говорухину по всем вопросам, даже по вопросу легализации в России проституции и порнографии. Не удивительно, что для поборников проституции и порнографии идеи и девиз «Золотого Витязя»: «За нравственные, христианские идеалы. За возвышение души человека» — не приемлемы. Их раздражает то, что «Золотой Витязь» — единственный кинофестиваль в России, благословлённый Святейшим Патриархом, что на Кинофоруме присутствует духовенство, что атмосфера Всеславянского Кинофорума несравнимо пристойнее, нежели на других, более близких Говорухину курортных кино-тусовках. Здесь нет привычного для кино-богемы разгула и пошлости, здесь не подают водки, здесь (о, ужас!) многие кинематографисты начинают и завершают день молитвой…. И всё же, вызывает удивление, страстное желание Г-Г и компании очернить едва народившийся государственный Кинофорум «Золотой Витязь». В ход пускается испытанный способ — убеждение россиян в том, что немалые народные деньги отнимаются у кинематографа и тратятся на «многодневную гулянку». Расчёт безошибочен: учитывая то, что СМИ частенько писали о «гулянках» на других кинофестивалях публика автоматически поверит в то, что и на «Золотом Витязе» происходит нечто подобное.
Теперь несколько слов о «немалых народных деньгах». Почему С. Говорухин не стал поднимать вопроса о трате действительно «немалых народных денег» на прошлый Московский Международный кинофестиваль (ММКФ), руководимый его другом Сергеем Соловьёвым?
Что ж, придётся сравнить затраты на два государственных кинофестиваля: ММКФ (Московский Международный) и МКФ «Золотой Витязь», но прежде следует очертить масштабы каждого из них.
Московский Международный кинофестиваль — (фестиваль игрового кино), имеет одно международное жюри (7−9 человек), оценивающее один единственный конкурс, на котором показывалось 14 художественных фильмов из 14 стран мира. На ММКФ было затрачено 6.000.000 долларов.
МКФ «Золотой Витязь» заключает в себе шесть международных кинофестивалей (игровой, документальный, телевизионный, анимационный, студенческий и отдельный сценарный конкурс), с шестью международными жюри (33 человека), оценивавшими 140 конкурсных фильмов из 28 стран мира — 16 игровых, 40 документальных, 40 телевизионных, 20 анимационных, 24 студенческих и 30 сценариев.
Кроме того, на «Золотом Витязе» было показано свыше 40 внеконкурсных фильмов, включая отдельную программу для детей. В рамках Всеславянского Кинофорума был проведён Первый Съезд Кинематографистов Славянских и Православных Народов, принявший Программу спасения и развития национального кинематографа — «Кинематограф созидающего духа», проведена международная конференция «Духовные традиции. Кинематограф христианского мира.»
При столь разительном количественном (не говорим о качественном) перевесе Всеславянский Кинофорум «Золотой Витязь» запрашивал всего 6.0 рублей (в 6 раз меньше средств, чем Московский Международный кинофестиваль), а реально получил лишь 4.300 000 рублей.
А посему, уважаемые господа «Г-Г», у «Золотого Витязя» не было столь тревожащих вас «спутниковых телефонов, телефаксов и ризографов», и зарплата у бескорыстных сотрудников Кинофорума работающих круглый год была лишь 4 месяца.
Господа «Г-Г» особенно акцентируют тот факт, что «Золотой Витязь» проходил на теплоходе, преподнося духовно насыщенную, подчас изнурительную (особенно для жюри) работу Кинофорума, как развлекательный круиз. Любому профессионалу-экономисту понятно, что арендовать теплоход в несколько раз дешевле нежели размещать сотни именитых гостей в «Метрополе» и «Президент-отеле», что мог позволить себе Московский Международный кинофестиваль. Кроме того, плавающий Кинофорум по пути следования мог охватить много городов.
А теперь об участниках и фильмах Всеславянского Кинофорума.
За 7 лет своего существования «Золотой Витязь» показал на своих конкурсных экранах более 1000 фильмов, что превосходит количество всех, показанных за это не былое время фильмов на всех вместе взятых кинофестивалях России. Уровню картин и участников Всеславянского Кинофорума, его уникальному журналу-каталогу, завидуют многие фестивали, которые не могут похвастаться тем, что у них собирались такие мировые светила, как Сергей Бондарчук и Никита Михалков, Александр Сокуров и Бата Живоинович, Тео Ангелопулос и Анджей Вайда, Кшиштоф Занусси и Горан Паскалевич, Ян Кольский и Юрий Ильенко, Резо Чхеидзе и Виктор Туров…
Были времена, когда и сам господин Говорухин, сделав политическое сальто и временно изменив своим прежним друзьям и убеждениям, став «патриотом и оппозиционером», создал фильм «Великая криминальная революция», который был искренне поддержан лишь «Золотым Витязем».
Сегодня же господин Г. сетует, что теплоход Всеславянского Кинофорума прошёл по Украине, проплыл по Днепру, посетив с миссией славянской дружбы украинские города Канев, Днепропетровск, Кременчуг, Херсон, Запорожье, Одессу, Севастополь… Он упрекает «Золотой Витязь» в том, что зрителями государственной Российской программы «явились граждане Украины». Достаточно странное для политика-славянина непонимание важности акции, осуществлённой «Золотым Витязем» на украинской земле. Следовало бы выразить благодарность коллегам-кинематографистам за то, что они пытаются укрепить разлаживаемые политиками контакты между братскими народами, быть может, тем самым предотвращая возможные столкновения славян.
Весьма показательно «коленце» коллеги Говорухина, демонстративно закрывшего свой «парламентский киноклуб», когда по решению Думского Комитета по регламенту в Парламенте был открыт «Киноклуб «Золотого Витязя», для ознакомления депутатов с многообразной коллекцией фильмов Всеславянского Кинофорума.
Итог: — в государственном бюджете 1999 года кроме Всеславянского Кинофорума «Золотой Витязь» удалось прописать ещё 11 российских кинофестивалей. И мы с Вами, уважаемый Станислав Сергеевич можем поздравить с этой победой не только друг друга, но и наших коллег кинематографистов. «Золотой Витязь» грудью проложивший дорогу к этой победе, не станет обижаться на Вас, если победу эту Вы отнесёте только на свой счёт. «Есть чувство правды в сердце человека».
Российскому кинематографу предстоит трудный этап воскрешения, возрождения, подъёма на основе духовности, нравственности и традиций русской культуры. В авангарде этого процесса, по единодушному мнению большинства кинематографистов и простых россиян, ещё семь лет тому назад встал Всеславянский Кинофорум «Золотой Витязь», за что и был поддержан, вопреки Вашему противодействию, Парламентом России. Духовные процессы в Российской культуре крепнут, потоки подвижников национальных традиций соединяются в единый восходящий поток. Задержать его не под силу никому. Мне искренне будет жаль Вас, если Вы отстанете от этого потока и по привычке прильнёте к тем, о ком писал 160 лет тому назад замечательный русский поэт Николай Михайлович Языков в поэме «К ненашим»:
«…Вам наши лучшие преданья Смешно бессмысленно звучат. Могучих прадедов деянья Вам ничего не говорят. Их презирает гордость ваша. Святыня древнего Кремля — Опора, сила, крепость наша — Ничто вам! Русская земля От вас не примет просвещенья! Вы страшны ей! Вы влюблены В свои предательские мненья И святотатственные сны.
Хулой и лестию своею Не вам её преобразить! Вы — не умеющие с нею Ни жить, ни петь, ни говорить! Замолкнет ваша злость пустая. Замрёт неверный ваш язык. Крепка, надёжна Русь Святая! И Русский Бог ещё велик!»
По благословению Святейшего Патриарха Алексия и Высокопреосвященнейшего Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, восьмой Всеславянский Кинофорум было решено провести в Смоленске.
«Золотой Витязь», лишённый поддержки Думы, вновь вступил в привычное состояние в ы ж и в, а н и я. Не раз Владыка Кирилл буквально спасал фестиваль, содействуя его продвижению к заветному дню торжественного Открытия.
24 марта 1999 года два десятка «цивилизованных» стран объявили войну маленькой Югославии: авиация НАТО начала бомбить непокорных сербов. Узнав об этом из телевизионных новостей я немедленно позвонил Йовану Марковичу в Белград. Иован взволнованным голосом сказал: «Коля… Только что у нас объявили воздушную тревогу… Вот послушай…»
Видимо он поднёс трубку к раскрытому окну, и я отчётливо услышал пронзительный вой сирены. Потом каждый вечер я звонил в Белград и каждый раз Йован говорил мне: «Ты как будто чувствуешь, когда нас начинают бомбить… Только что объявлена тревога… Я вижу, как ракета попала в здание справа от нашего дома… Полыхает нефтехранилище… Зарево над аэропортом… Нам советуют спуститься в бомбоубежище, но мы останемся дома… Что будет, то — будет…» В начале апреля я сделал попытку прорваться в Белград. Получил приглашение Министра культуры Сербии Желько Симича посетить Югославию с миссией дружбы, для символического вручения статуи «Золотого Витязя» в дар сербскому народу. Ни воздушного, ни железнодорожного сообщения с Югославией не было. Добраться до Белграда было возможно только через Болгарию. В Софии ко мне присоединился мой дорогой друг Маргарит Николов, твёрдо решивший следовать со мной. Для болгарина Маргарита это был серьёзный поступок: накануне министр МВД Болгарии выступил по софийскому телевидению с заявлением о том, что всякая поддержка Югославии будет расцениваться, как предательство Родины. Друзья из Российского Центра науки и культуры в Софии доставили нас с Марго до болгаро-сербской границы. Здесь Марго, не имевшего визы, остановили болгарские пограничники. Маргарит начал брать их на абордаж, показывая на меня, мол — «вот Президент Международного Объединения Кинематографистов. Я — Вице-президент. Вы не можете меня не пустить. Озадаченные таким напором пограничники пробовали объяснить, что его не пропустят без визы сербы. Но Марго был неумолим, и пограничники махнули рукой: «идите, всё равно Вас вернут.» И мы с Маргаритом и тяжёлыми вещами в руках (одна статуя «Золотого Витязя» весила 10 кг.), пошли пешком через нейтральную зону. Шли на удачу, не зная, удастся ли прорваться без потерь. Прошли километра два вот и сербская граница. Сербы, конечно, пропустили нас обоих, т.к. их оповестили из Белграда и чёрное БМВ министра культуры Сербии подъехало почти без опоздания.
Радость от осознания того, что мы всё-таки прорвались в Сербию заглушала чувство тревоги царившее вокруг. Мы ехали по безлюдным сербским автострадам. За несколько сотен километров нам попались лишь несколько машин. Проблемы с топливом и со спутниковым слежением…
— Вон там, — водитель указал вдаль рукою, — три дня назад ехал джип. Его накрыла ракета… Пять трупов…
Пожалуй, лишь после этой фразы, сказанной спокойным голосом, пришло осознание реальности угрозы нависшей над каждым из нас. Мы едем на министерской машине, никого не видим вокруг, но нас прекрасно видят на своих мониторах наши палачи ведущие свою компьютерную игру. Одно нажатие кнопки…
По дороге водитель завёз нас в городок, в который НАТОвцы вчера запустили две ракеты — они разорвались в центре мирного селения. Жители молча, сосредоточенно разбирали обломки зданий. Меня поразила и ободрила эта поразительная способность сербского народа к регенерации, к восстановлению…, к жизни. Потом командование НАТО сообщило, что ракета попала в мирное селение случайно… Одна ракета «случайно», а вторая.
В одном из селений нас поджидал Йован и переводчица Майя. По дороге они рассказывали нам свои «фронтовые новости». Говорили о том, как не спят по ночам во время бомбёжек, бросаются к окнам, прислушиваясь к каждому подозрительному шипению за окном: что это?.. шум проехавшей мимо машины… или шелест пролетающей ракеты.
В Белград мы въехали как раз в момент объявления воздушной тревоги. Впервые в жизни я услышал душераздирающий звук настоящей войны — пронзительный вой сирены. За окнами машины зияли разбомблённые здания, одно из них, генштаб — совсем неподалёку от гостиницы, в которой поместили нас с Маргаритом. Я остался один в своём номере. Вой сирены, казалось, ревёт прямо на крыше над моей головой. Как проведу я эту первую в моей жизни ночь на войне. Буду бросаться к окну от каждого шороха. Нет — сказал я себе, это не достойно казака. Я буду спать. И будь, что будет.
Утром мои друзья рассказывали, какой неистовый был налёт, как от взрывов люди падали с кровати на пол, как всё содрогалось вокруг… Всю ночь я, согласно своей установке, проспал глубоким ровным сном, за что выставил себе удовлетворительную оценку.
В торжественной обстановке при большом стечении представителей всех центральных СМИ Югославии, мы с Маргаритом вручили Министру культуры Сербии наш символический дар сербскому народу — «Золотой Витязь», который был передан в белградский музей на вечное хранение.
Мы пробыли в Белграде ещё шесть дней и ночей. Нам приходилось много выступать, встречаться с деятелями культуры и простыми людьми. Вместе с тысячами белградцев мы обороняли мост через Дунай. Когда мне предоставили слово и я начал говорить, вновь завыла сирена.
В пасхальную ночь мы присутствовали на литургии, которую совершал Патриарх Сербский Павел, а на утро мы узнали, что в эту ночь НАТОвская ракета разрушила очередное здание и унесла жизни десятка сербов. Надпись на ракете-убийце гласила: «Вот вам пасхальный привет», одна из жертв этой «пасхальной ракеты» была шестилетняя девочка.
Утром после литургии мы с Маргаритом выступали на легендарной белградской площади, на которой ежедневно собирались до ста тысяч людей. Играли оркестры, певцы из разных стран сменяли друг друга. Я видел эти поразительные манифестации в Москве по телевидению, теперь увидел воочию. Я обратился к собравшимся словами послания Тютчева «К Славянам»:
«…Смущает их, и до испугу, Что вся славянская семья В лицо и недругу и другу Впервые скажет: — Это я! Опально-мировое племя, Когда же будешь ты народ? Когда же упразднится время Твоей и розни и невзгод, И грянет клич к объединенью…»
Я вглядывался в лица людей на площади: cтарики и дети, юноши и девушки… на всех лицах, во всех очах — молодой задор, бесстрашие, свет, любовь и непостижимая в подобных обстоятельствах — радость жизни. Это был — н, а р о д! Тогда я подумал: неужели же нас славян нужно довести до предела, до грани быть или не быть, нужна смертельная угроза, чтобы мы стали народом.
Мы провели под обстрелом внеочередной Президиум Международного Объединения Кинематографистов Славянских и Православных Народов, на котором постановили посвятить предстоящий VIII Международный Кинофорум «Золотой Витязь» многострадальному Сербскому народу.
Когда я обратился к коллегам-сербам с вопросом: приглашать ли кинематографистов из стран НАТО, они единодушно ответили: «приглашать непременно». Парадоксально, но я не хотел уезжать из Белграда. Вернувшись в Москву, я написал в готовящийся фестивальный каталог своё обращение к участникам предстоящего «Золотого Витязя»:
«Дорогие братья и сёстры! Эти слова пишутся за месяц до открытия VIII Всеславянского Кинофорума и через месяц после начала террористической компании НАТО в суверенной Югославии.
В гордыне своей, мировые агрессоры, презирая уроки истории, уже в третий раз за нынешнее столетие готовы запалить на Балканах пожар третьей мировой войны. Косово должно по их планам стать триумфальной аркой для вхождения орды нового мирового, тоталитарно-фашистского порядка в Югославию, которая в свою очередь, должна стать триумфальной аркой для вторжения этой орды в Россию. В XX веке мы уже проходили это дважды в 1914 и в 1941 годах.
Новая военная разминка, генеральная репетиция натовских дракул перед походом на Восток, поражает весь мир своей виртуальной абсурдностью и безнаказанной кровавой противоправностью, в результате которой погибают ни в чём не повинные люди, разрушаются сотни школ, жилых домов и фабрик.
Американские стратеги просчитали всё, кроме одного — свободолюбивого духа сербского народа. Мне пришлось убедиться в этом воочию, побывав в распинаемой Югославии. Десятки тысяч белградцев ежедневно выходят на главную площадь столицы, где проходят концерты лучших артистов Югославии. Все лица в этом огромном людском море озарены внутренним светом любви к своей Родине. Глаза детей, юношей и девушек, мужчин и женщин, пожилых людей излучают единую энергию человеческой красоты и непобедимости соборного духа нации. В этих глазах нет агрессии, в них — свет и любовь.
Сейчас на планете нет народа прекраснее и мужественнее, чем сербы. Такой народ никто и никогда не сможет победить. По вечерам белградцы заполняют мосты столицы, надеясь, что живой щит спасёт мосты от натовских ракет. Бесстрашные люди, спасающие мост, обороняют не только все мосты Югославии, но все мосты России, Украины, Белоруссии, мосты всего мира, по которым, как показывают закулисные устроители «нового мирового порядка», в любом месте и в любой момент может быть нанесён удар.
2000 лет назад на Голгофу взошёл Спаситель рода человеческого. 2000 лет мир не может до конца постичь искупительной жертвы Христа. Сегодня сербы — небольшой, но великий народ — восходит на мировую Голгофу. Готовые к самопожертвованию, они спасают все народы планеты. Понимает ли это мир.?»
За несколько дней до начала Кинофорума я позвонил Йовану в Белград, и он вновь ободрил меня: «Я не знаю как., но мы — приедем.» Большая сербская делегация, рискуя быть уничтоженной по дороге в Россию натовскими ракетами, благополучно преодолела на автобусе тысячи километров и прибыла в Смоленск.
Сербы были героями смоленского «Золотого Витязя». Их с любовью встречали жители Смоленщины. Они выступали в воинских частях. Их приняли Губернатор и Владыка Кирилл… Сербы привезли десятки новых фильмов, повествующих об агрессии НАТО в Югославии. Эти кинодокументы открывали глаза людям, рассказывая правду о мировом злодеянии на Балканах. Сотни кассет были розданы кинематографистам и представителям СМИ из 22 стран мира и были показаны в этих странах по телевидению.
Нельзя забыть ночь после торжественного Закрытия Кинофорума, когда мы провожали сербов в тревожный обратный путь. Слёзы… объятия в свете автобусных фар… песни. десятки видеокамер…
Впервые опубликовано на сайте Кинофорума «Золотой Витязь»
http://rusk.ru/st.php?idar=114222
Страницы: | 1 | |