Русская линия | Николай Бурляев | 29.05.2009 |
VI. Благодаря бескорыстной помощи юристов, друзей нашего Кинофорума Е.Ю.Львовой и Д.В.Харитонова, мы зарегистрировали в Минюсте Международное Объединение Кинематографистов Славянских и Православных Народов.
Мы предполагали открывать VI Кинофорум в Колонном Зале, после чего отправляться в плавание на теплоходе по Волге и проводить конкурсные просмотры и встречи в Угличе, Костроме, Ярославле, Мышкине.
После довольно спокойной подготовки к прошлому Витязю, когда мы постоянно ощущали за спиною поддержку Белоруссии, этот год подготовки был особенно тяжёлым, с небывалыми перегрузками и лишениями. В предисловии к фестивальному каталогу, которое писалось за 45 дней до открытия Кинофорума, я говорил о том, что «обычный высокий, праздничный стиль приветствия участникам Всеславянского Кинофорума вряд ли удастся выдержать. Ибо сегодня положение предстоящего Фестиваля почти безнадёжно. Быть или не быть „Золотому Витязю“? Этот стоял перед нами от самого рождения Фестиваля, возникал ежегодно, и каждый раз, надеясь на чудо, мы это чудо обретали и „Золотой Витязь“, как обычно, в последний момент был спасаем промыслом Божиим».
И вот, когда была собрана программа из 120 конкурсных фильмов и своё участие подтвердили 250 кинематографистов и представителей СМИ из 26 стран мира, наступил этот последний момент, когда речное пароходство уже не могло больше верить нашим бесконечным обещаниям об оплате и грозилось отдать теплоход «Фёдор Шаляпин» другим арендаторам, когда и Колонный зал не мог больше ждать — чудо совершилось: Председатель Российского Славянского Фонда Г. В.Боголюбова взяла на себя оплату дорогостоящего Колонного Зала, а А.И.Лебедь помог решить проблему с теплоходом.
Радостное событие случилось в моей жизни на кануне открытия фестиваля: 13 марта 1997, в 15 часов 15 минут, у меня родился пятый ребёнок — дочка Дария 3 кг.550гр, рост — 53 см. В Бурляевском полку — прибыло!
И наступило солнечное утро 24 мая 1997 года, когда участники Кинофорума собрались на праздничный молебен в Успенском Соборе Кремля и Святейший Патриарх Алексий благословил меня, недостойного, в алтаре у Святого Престола. Святейший держал мою руку всё время нашей беседы и сердечно смотрел на меня. Мы советовались о том, как правильнее построить очерёдность выступлений, Патриарх предложил мне выступить первому. Когда я посмел высказать своё мнение о том, что первым должен говорить и благословить участников Кинофорума Святейший Патриарх, Отче всея земли Русской внимательно выслушал меня и согласился с моей «режиссурой».
А вечером, величественный Зал Благородного Собрания, слышавший голоса Пушкина и Лермонтова внимал голосам «Золотого Витязя», голосу Святейшего Патриарха Алексия, который, благословляя Всеславянский Кинофрум, говорил: «Отрадно быть свидетелем мужания доброго кинематографического воина, „Золотого Витязя“, который не только выстоял в тяжёлое время смут и нестроений, но стал ярким и насущным явлением культурной жизни славянских и христианских народов. Сегодня „Золотой Витязь“ — это действительно духовный, значительный Кинофорум, попасть на который — честь и событие для каждого уважающего себя деятеля экрана. Кинематографисты многих стран стали соизмерять своё творчество с высоким девизом „Золотого Витязя“, стремясь к тому, чтобы их творения были достойны показа на конкурсе Всеславянского, христианского Кинофорума. В то время, когда иные кинофестивали идут по пути вседозволенности, демонстрируя низменное и недостойное, содействуя грехопадению человека, растлению нравов, не задумываясь над Евангельским предупреждением: „Горе тому человеку, через которого соблазн приходит“ (Мф.18.7), „Золотой Витязь“ строго следит за духовной экологией своего экрана.»
Я сидел в ложе рядом со Святейшим Патриархом, когда мой сын Иван исполнял с оркестром А.И.Полетаева Второй концерт для фортепьяно с оркестром Рахманинова. Его Святейшество похвалил юного исполнителя, спросил, кто это, и я с гордостью сказал: «Мой сын.» В перерыве, когда я провожал Святейшего Патриарха, он благословил Ивана, сказал ему добрые слова о его игре и погладил по голове.
Сюрпризом для меня было и появление моего давнего приятеля, выдающегося польского режиссёра Кшиштофа Занусси, который представил на конкурс «Золотого Витязя» свой новый фильм «Галоп». Он приехал на Открытие Кинофорума в Колонный зал, несмотря на напряжённый график своего пребывания в Москве и сломанную руку, которую он держал на элегантной перевязи. После того, как Кшиштоф выступил с приветствием, я подошёл к нему обнял и поблагодарил за то, что он принял у себя в варшавском доме и на практике на съёмках своего фильма почти всех моих студентов с курса авторской кинорежиссуры.
— Спасибо Вам большое за Вашу заботу, — сказал я ему.
— Это Вам спасибо, — неожиданно сказал Кшиштоф, — за таких хороших ребят.
Золотые медали С.Ф.Бондарчука «За выдающийся вклад в славянский кинематограф» были вручены в этот день замечательным русским артистам Г. С.Жжёнову и Т.В.Дорониной. По окончании церемонии торжественного Открытия автобусы доставили всех до речного порта и под звуки духового оркестра, провожавшего Кинофорум знаменитым, агаповским «маршем Славянки», отправились в необыкновенное плавание по Москва-реке и Волге на теплоходе «Фёдор Шаляпин».
На четвёртом часу плавания, когда мы уже отошли от Москвы на очень приличное расстояние, меня срочно вызвали на палубу. И что же я увидел: на берегу, у костра несколько человек темпераментно размахивали руками и скандировали здравицы в честь «Золотого Витязя»., его президента., участников Кинофорума… Удивляться популярности «Витязя» у аборигенов этих мест мне пришлось не долго: выяснилось, что супруг одной из журналисток, плывущей с Кинофорумом, проводив её в Москве, сел с друзьями в машину и отмерив более сотни километров, дождался появления «Шаляпина» с женой и «витязями» на борту.
Надо сказать, что жизнь и работа в замкнутом пространстве корабля, с его двумя просмотровыми залами и постоянным общением друг с другом, почти идеальная форма проведения фестиваля.
Именно там, на корабле, Президиум МОК СПН принял предложенную Маргаритом Николовым поэтическую, похожую на светлую утопию, Программу спасения и развития национального киноискусства славянских и православных народов «Кинематограф созидающего духа». А принимали её вовсе не утописты, но практики и профессионалы кинематографа России, Украины, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Польши, Югославии, Болгарии, Чехии, Румынии, Швейцарии, Австралии… Приняли — единогласно.
Наш дружный, «Ноев ковчег спасения кинематографа» прошёл по волжским городам: Углич, Кострома, Ярославль, Мышкин… И всюду радушные встречи на пристанях и в кинозалах… Просмотры… встречи с главами администраций… журналистами… экскурсии по древним русским городам… застолья, на которых хлебосольные хозяева частенько нарушали «сухой закон» царивший на корабле. На теплоходе подавалась лишь медовуха «Золотой Витязь», изготовленная костромичами по рецепту XV века.
Впервые опубликовано на сайте Кинофорума «Золотой Витязь»
http://rusk.ru/st.php?idar=114198
|