Русская линия
Русская линияСвященник Сергий Дмитриев13.05.2009 

Матронушка — наша спасительница?

От редакции: В своей статье отец Сергий Дмитриев поднимает сложную проблему, которая может вызвать противоречивую реакцию. Мы не вполне согласны с ригоризмом батюшки, но проблема религиозной безграмотности реальна, она имеет место быть даже среди людей, более-менее регулярно посещающих храмы. Поэтому мы решили опубликовать эту статью.

«Матронушка — наша спасительница», — эти слова я услышал 2 мая возле тверского собора Белая Троица в очереди к ковчегу с частицей мощей блаженной Матроны Московской. В этот день праздновалось 10-летие прославления блаженной.

Очередь к блж.МатронушкеПросто огромное для нашего города количество людей страстно желало приложиться к этой святыньке. Это впечатляло и показывало то народное почитание, которое имеет блаженная Матрона.

Но возникали мысли: а что же это за такое «народное» почитание? С чем связано стремление многих прикоснуться к ковчегу с частицей мощей?

Почему-то вспомнилась та навязчивая реклама в СМИ, общественном транспорте, храмах и других людных местах, которая предваряла пребывание частицы мощей блаженной старицы.

И не покидал вопрос, который возник еще в предыдущий привоз этого же ковчежца осенью прошлого года: а приведет ли такой искусственно созданный ажиотаж к крепкой вере во Христа, смогут ли так по-народному почитающие Матрону люди стать настоящими христианами?

Для размышления по этому поводу приведу два примера.

Первый. В церковной лавке женщина покупает иконку блаженной Матроны, чтобы приложить ее к мощам. Продавщица спрашивает: «А иконочка Спасителя у вас есть?» На что следует искренний ответный вопрос: «А кто это?» То есть для спасения вполне достаточно иметь дома иконку Матроны. Она спасительница, Христос не нужен!

Второй. Люди, поддавшись общему ажиотажу, по нескольку часов стояли в очереди с надеждой приложиться к частице мощей блаженной Матроны, часто раздражаясь, томясь, страдая и негодуя, выслушивая различные около- и псевдоцерковные истории, а в то же время в нескольких храмах Твери постоянно пребывают частицы мощей этой святой. Так к кому они шли: к святой или к «святыньке» на поклонение? В этом есть большая и очень серьезная разница!

Увезли «святыньку», и много ли из тех, кто рвался приложиться, будут продолжать молиться блаженной старице как своей заступнице и помощнице? Перерастет ли ажиотажный спрос на чудо в молитвенное почитание? Или будут ждать следующего привоза для поклонения, чего-то новенького? Так ли уж это безобидно?

Хорошо было бы, конечно, если бы организаторы привоза «святыньки» при этом хотя бы разъясняли вновь пришедшим в храм основы христианской веры, говорили им о пути спасении, о церкви, раздавали листовки о православном почитании святых. Но этого-то как раз и не было. Так кто же будет отвечать за то, как мы используем и куда направляем религиозно доверчивых, верящих церкви без рассуждения людей? Конвейер, сплошной поток… За чем? И для чего? Это ли то православие, которое зовет и ведет человека к преображению души? Так и будем наблюдать за тем, как люди, носящие нательные крестики, считающие себя православными христианами, рассуждают: «В баню сходим, все грехи смоем. Свечку поставим и спасемся»? Святейший Патриарх Кирилл в своих проповедях постоянно напоминает нам о необходимости приводить людей в храм не любопытствовать на чудо или красоту и благолепие, а ко Христу Спасителю, просвещать их, приобщать к жизни православной.

Икона блж.Ксения ПетербургскойВ качестве послесловия. После этих долгих майских выходных я устал объяснять своим нецерковным знакомым, которые по какой-то причине не смогли приложиться к «святыньке», что совсем не обязательно для получения молитвенной помощи блаженной Матроны и спасения поцеловать именно эту косточку блаженной, что святой можно молиться и без этого.

Слава Богу, что мощи нашей небесной заступницы и молитвенницы блаженной Ксении Петербургской не подняли и не возят по стране в качестве чуда. Лежит она, бабушка наша любимая, спокойно на Смоленском кладбище в Петербурге и, однако, слышит наши молитвы и просьбы и во всем нам грешным помогает. Ну, а тем, кто особенно почитает блаженных стариц, сообщаем, что в нашем храме вокруг иконы блаженной Ксении Петербургской расположены иконы еще четырех блаженных: Матроны Московской и трех дивеевских — Параскевы, Пелагии и Марии, причем все с частицами их мощей! Приходите, молитесь сколько хотите. И без всякого ажиотажа.
Христос воскресе! Простите, если кого-то обидел своей заметкой.
Священник Сергий Дмитриев, настоятель прихода блаженной Ксении Петербургской (Тверь)

http://rusk.ru/st.php?idar=114131

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Провинциал    03.11.2009 10:00
Я думаю, что дело тут не в почитании Св. Матронушки или кого – либо еще. Просто люди были на несколько поколений оторваны от Бога. От веры, Традиции. До сих пор оторваны, ибо даже светское преподавание ОПК не допускают.
Но души их тянутся к святому, к Богу. Пусть через Святых Его. Неверующие вроде бы люди стоят часами порой на морозе за святой водой на Крещение. Суеверие? Неграмотность? Может быть. Но пусть стоят, кто-то потом уверует, прочтет Евангелие, воцерковится. Тем более, что часто в этих очередях ведутся вполне благочестивые разговоры.
Тут-то бы наши миссионерам как раз с людьми работать. Но неинтересно, наверное. Темные, харизмы не видно. То ли дело с байкерами-рокерами!
Люди порой приходят к вере, как дети: безграмотно, наивно. Может Господь за эту их наивность и открытое сердце помилует и направит ко спасению.
А батюшка-автор да поможет, будет милостивым. Главное – не дать зачерстветь сердцам, оторвать людей от теледурмана.
  rrrrrrrrrrrrrr    03.11.2009 00:56
Какая-то статья критичная. Я тоже быв еще отроком прикладывался к мощам Святого Великомученика Пантелеймона, набрали оттуда масла. Спустя время(не более двух лет) сильно заболел и вспомнил, что Пентелеймон исцелял, помазался этим маслом, которое уже превратилось в олифу и после примерно двух часового сна полегчало очень значительно. В итоге взял лишний раз начал интересоваться Богом и молиться Богу. Ну, вообще-то в Бога верил, но как-то даже не помню как. Что такое Святая Троица узнал спустя лет наверное пять. Но этот мой случай меня очень отрезвил. Разные обстоятельства жизни заставляли «прибегать» к Богу и между прочим меня это очень сильно отгородило от всякого рода суеверий. Еще ни чего не зная и ни как не осилив первую главу из книги Закон Божий уже скептически реагировал на всякие не божественные не православные чудеса и помощь. Между прочим, многие из других религий и люди из повествований житий святых тоже слепо просили помощи у Святого и узнав Кто дал силу этому Святому обращались к Богу. Пример на вскидку который помню точно – житие Св. Василия Острожского Чудотворца. Так, что думаю, не стоит так пугать людей, нужно объяснять по любви, но отгонять нельзя. И это обязанность православного, услышал в очереди к святыни что-то нелепое, надо сразу объяснить, не порицая: что это за ересь говорите, а просто с любовью объяснив.
  раб Божий Анатолий    18.05.2009 00:21
Так почему-же в храм к отцу Сергию не приходят?
Вроде все приготовил. Мощами блаженных запасся. Иконы выставил. "Приходи и молись сколько хочешь…". Опять же, объяснить все готов. Кому надо молиться, и, главное, как. Кому свечку ставить и чего говорить. Понимает разницу в святынях и "святыньках". И у начальства, видимо, на хорошем счету – цитатку вовремя тиснуть не каждый сумеет. Опять же, повод – о себе ненавязчиво напомнить…
Но вот беда. Народ у нас, какой-то не такой. Все норовит по-своему сделать. Ну не идет он к нему. И денежку свою кровную мимо его дверей проносит.
В чем же дело? Почему нужен нам непосредственный контакт. Почему мы, подобно Евангельскому Закхею, норовим на дерево влезть и лично своими глазами увидеть и услышать.
Ворота Покровского монастыря, где почивают мощи блаженной Матронушки, в будний день открываются в семь часов утра. Но приходить нужно гораздо раньше. Придешь к семи и можешь в четвертой или пятой сотне оказаться, а это верные 1.5 – 2 часа ожидания. Но ничего, стоят люди не жалуются. И в дождь и в снег и в холод. И так до вечера все несут и несут к своей любимице свои житейские беды. А что еще нам грешным к ней нести. Она этот крест свой через всю свою жизнь тянула, а перед смертью так и говорила: "..все все приходите ко мне на могилку и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть и слышать и помогать вам…" И ведь помогает. За что и получила в народе ласковое прозвище – "Скоропомощница". Это знали все, кто имел счастье видеть ее, голубушку нашу, еще при жизни. Это теперь знаем и мы.
Делами от Отца своего прославился Господь. И те, кто приходил к нему, исцелялись от своих недугов и могли даже услышать: "..Надобно Мне сегодня быть у тебя..". Может и мы сегодня хотим это услышать. И откроется сердце наше Господу, потому что "..побелели нивы..". Потому что устали мы от лжи мiра сего. Проповеди праведного Иоанна Кронштадского, например, тысячи прихожан собирали "..с ажиотажем..". И никто, рядом с ним, не боялся "..околоцерковных разговоров.."
Будет ли такое у отца Сергия – покажет время.

Раб Божий Анатолий.
  валентинаС    17.05.2009 17:55
Слава Богу! За то, что привел меня на эту страничку и дал возможность почитать заметку. Уже два года я рвусь в Москву приложиться к мощам Матронушки Московской, которую очень почитаю, которой молюсь в затруднительных обстоятельствах и, смею надеяться, получаю помощь от нее. Взрослые дети меня отговаривают, дескать, долго стоять к ней, не выдержишь. А теперь душа у меня успокоится. Есть иконка Матронушки, есть время помолиться ей, прочитать акафист. И слава Богу! Я была на нескольких поклонениях мощам различных угодников. Действительно, пока настомшься в очереди, наслушаешься всякого. Подпустят к мощам на секундочку – а в душе пусто, и молитвы нет. Спаси вас Господи!
  Александров Н.    16.05.2009 17:53
Спаси Вас Господь. Мы все ежеминутно "опасностям подвергаемся из-за своих заблуждений". Вот святые нам и помогают эти свои заблуждения в истинном свете узреть и от опасностей ограждают. Потому и стоят толпы к мощам блаженной старицы Матроны. Её же молитвами да укрепит Вас Господь на тернистом духовном пути!
  Елена Николаевна.    16.05.2009 08:05
Я Вас тоже люблю.
  preprint    16.05.2009 03:19
Как замечательно, уважаемый Александров, что мы с Вами, наконец, договорились о главном.
Вы пишете: "Церковный человек… На то он и церковный, что знает, с чем обращаться к Богу и Его святым."
Именно об этом я Вам и говорил в предыдущем письмеце. Спасибо за единодушие.
Также от всей души благодарю Вас, что приметили и указали мне опасности, которым я подвергаюсь из-за своих заблуждений.
  Александров Н.    16.05.2009 00:14
*Но как помочь человеку, который околоцерковную жизнь воспринимает как полноценную? Как помочь тому, кто находит себя в безопасности?*

На этот вопрос святые отвечают однозначно: "Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи". И никаких других ответов на такие вопросы у святых нет и быть не может. А если Вы хотите услышать другой ответ, то можете без конца спрашивать об этом у всех подряд и выбрать любой удобный для Вас ответ любого грешника.
  Елена Николаевна.    15.05.2009 23:12
Дорогая ученица! Я ведь не ставлю вопрос "или" – "или". Для православного человека самый лучший вариант "и"-"и".
Святыни – да это мощь, надежда и опора наши! Но с верой в милосердие и любовь Творца. Мы молим святых молить Бога о нас – вот почему обращаемся к ним. Вот я написала о своей беде, как много замечательных людей откликнулось! Но как помочь человеку, который околоцерковную жизнь воспринимает как полноценную? Как помочь тому, кто находит себя в безопасности?
  Александров Н.    15.05.2009 22:31
Листочки с объяснениеями несомненно помогут. Но не стоит путать тех, кто "раскручивает бренд, приносящий очень-очень немалые доходы", с теми, кого не просвещают в вопросах веры, но которые искренне стремятся хоть как-то к ней приобщиться. А умозаключение, что "блаженной может быть не по душе, что приезжают к блаженной Матроне и не подходят первоначально к образу Спасителя и Божией Матери" – исключительно из области плотского мудрования, ибо "Мои суды – не Ваши суды". Слишком смело делать свои выводы о том, как относится святой к тому или иному грешнику, приходящему на поклонение к нему, ибо "Вы судите по внешнему, Я же не сужу никого".

Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | Следующая >>

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru