Русская линия
Русская линия Петр Маслюженко04.04.2009 

Кто получит «Крест Ивана Мазепы» первым?

Русская линия сразу отклинулась на необычную новость, оглашенную 26 марта с.г. Тогда же поступили комментарии полтиков и священников. А возле публикации поэтического памфлета Матвея Славко «На учреждение Виктором Ющенко „Креста Ивана Мазепы“» развернулся многостраничный обмен мнениями. Мы решили обобщить кое-какие мысли на эту тему.

Он все-таки неистощим на глумливые выдумки, этот человек, все еще занимающий, по общему недосмотру, кресло Президента Украины.

26 марта на официальном сайте Президента Украины был опубликован указ об учреждении, как бы мягче выразиться, весьма странной государственной награды: «Установить знак отличия президента Украины — Крест Ивана Мазепы». В. Ющенко также указал правительству Украины «осуществить финансовое и материальное обеспечение изготовления знаков отличия президента Украины „Крест Ивана Мазепы“, удостоверений и футляров». Этим же указом «гарант» поручил правительству Украины «осуществить финансовое и материальное обеспечение изготовления знаков отличия президента Украины — Крест Ивана Мазепы, удостоверений и футляров».
Почти симметричный ответ от общественности был получен практически незамедлительно.

1 апреля официальный сайт Украинской Православной Церкви (www.pravoslavye.org.ua), опубликовал такое сообщение: «Виктор Ющенко, после учреждения знака отличия президента Украины — Креста Ивана Мазепы, учредил еще два отличия — орден Святополка Окаянного (трех степеней) для национально сознательных граждан и народный орден „Баба Параска“ с бантом — для героев Майдана. В обосновании новых наград, составленном Институтом Памяти, указывается, что князь Святополк Владимирович стал жертвой имперской шовинистической историографии и православной пропаганды. На самом деле, заняв в 1015 г. после смерти своего отца великого князя Владимира киевский престол, он стал создавать первое самостоятельное украинское государство, независимое от варяжского Новгорода и других зарубежных центров. Для этого и начал войну против своих братьев, которые и были им убиты. Несомненной заслугой князя Святополка, указывается в документе, является и то, что, благодаря его деятельности, основание Москвы было оттянуто, по крайней мере, на столетие.
Особенностью ордена „Бабы Параски“ является то, что он первый действительно народный орден. Предполагается, что его в честь пятилетия оранжевой революции будет вручать сама героиня Майдана».

Конечно, это была шутка ко дню дураков (и, возможно, инъекция дуракам) и, что греет нас особенно, снова подтвердилось, что наше священство если шутит, то попадает не в бровь, а в глаз.

Однако напомним, что в 2008 г. исполнилось 300 лет с того момента, как И. Мазепа был предан анафеме как изменник Русской Православной Церковью, той самой, которую Мазепа считал своей, в которой крестился, исповедовался и причащался.

Не забудем также, что с именем Ивана Мазепы связаны две известные награды, учрежденные Петром Великим — орден Андрея Первозванного, который гетман получил вторым после его учреждения, и «орден» Иуды, который был создан специального для него.

Краткая история такова. После предательства гетманом Украины Царя Петра, по приказу последнего в 1709 г. был в единственном экземпляре изготовлен «Орден Иуды» — для награждения изменника. На этом «ордене», изготовленном из серебра в виде круглой медали весом в 5 кг, изображён Иуда Искариот, повесившийся на осине, а под ним — 30 сребреников и надпись «Треклят сын погибельный Иуда еже за сребролюбие давится». После перехода Мазепы на сторону шведского короля Карла ХІІ Петр Первый предполагал вручить этот орден предателю, однако из-за последовавшей вскоре кончины изменника, удравшего в Бендеры, намерение не осуществилось.

Однако нынешнее политруководство Украины, как верно указывает читатель форума РЛ Алексей Бахмутов, делает вид, что вроде бы Мазепа никого и никогда не предавал, крестное целование не попирал, свою юную крестницу Марию не соблазнял и своему куму Кочубею голову не отрубал. Тенденция, однако! А. Бахмутов продолжает: не стыдно ли нам, паны, анафемствованного превращать в героя нации, а другого анафемствованного величать патриархом (Филарета, то бишь Михаила Денисенко).

Обратили внимание наблюдатели и на кощунственное использование слова и образа Креста в названии «награды».

Настоятель Леушинского подворья о. Геннадий Беловолов на РЛ предложил Виктору Ющенко посмертно наградить этим знаком Иуду Искариота, «поскольку именно именем этого исторического прототипа принято у христиан называть предателей». «Конечно, это иудина награда, и честно говоря, не завидую тем, кому Ющенко вздумает ее вручать. Любой нормальный человек, в России или на Украине, откажется от такой награды, как от клейма. Думаю, что эта награда останется нонсенсом в истории современной Украины и позором самого Ющенко», — заключил протоиерей.

Хорошо, конечно, было бы, вместе с «удостоверением и футляром», выдать создателю «Креста Мазепы» сию трепетную для него награду, под номером 1-м. И последним. То есть больше — лучше было бы для нас всех — не выдавать. Закрыть тему, как ее закрыл сам Мазепа, удостоившись Ордена Иуды.

Шутки шутками (хотя нам совсем не до смеха), но ревнители всеобщей мазепизации, выслуживаясь и проникаясь идеей предательства, возведенной в государственную добродетель по Ющенко, пошли дальше. Нам прислали пресс-релиз, который распространял отдел информационной деятельности и коммуникации со СМИ Главного управления по вопросам внутренней политики Черкасской облгосадминистрации. Даем его в переводе и с сокращением. Потрясает размах празднования дня Мазепы (30 марта) — с лекциями, тематическими выставками в краеведческих музеях и даже показом специального кинофильма об И. М.

Из черкасского пресс-релиза:
«Пришло время вернуть имя Ивана Мазепы из небытия… Его имя достаточно долгое время было забыто, и настал час возвратить память про выдающегося гетмана украинцам и миру.
Поступок Ивана Мазепы стал ярким примером борьбы за свободу и независимость неньки-Украины для патриотов всех последующих поколений.
Память великого зодчего Украинской державы была почтена возложением цветов к его памятнику и молебном, который провел Патриарх Украинской православной церкви Филарет.
Далее празднование юбилея было продолжено в столице, где состоялась церемония открытия памятного камня на месте построенного за деньги гетмана Свято-Николаевского военного собора в Киеве…
Иван Мазепа — не предатель. Иван Мазепа — защитник родной земли. Иван Мазепа восстал для Украины. Пришло время окончательно развеять оскорбительные мифы о якобы измене Ивана Мазепы. Хватит смотреть на собственную историю чужими глазами, — отметил президент. Он призвал всех посмотреть на Мазепу глазами сознательного украинца.
… В 1704 году Ивану Мазепе удалось объединить Правобережную и Левобережную части Украины в единое государство. При его гетманстве Украина оживала как страна европейской культуры и традиций, а Киево-Могилянская академия поднялась до уровня мирового университета и стала духовным и образовательным центром всей Украины. От расстроил черниговский коллегиум, открыл многочисленные школы. Про него писали самые выдающиеся мировые поэты и мыслители — от Вольтера до Байрона, Кондратия Рылеева до Юлиуша Словацкого.
… Запланировано награждение финалистов Всеукраинского конкурса ученических сочинений на тему «Хто для мене Iван Мазепа».

Так что сознание наших детей и внуков, пока мы работаем или дремлем у телевизоров, интенсивно обрабатывается, и уже проблематично доказать им что-то иное. Не думаете ли вы, cпрашивает на форуме РЛ Кirа Т., что они напишут в своих сочинениях: «Для меня Мазепа — имя не героя, а предателя»?
Будьте начеку, мальчишки и девчонки! А также их родители!


Для остроты ума предлагаем занятное сочинение, приведенное, говорят, еще писателем Вересаевым. Нам его предложила форумчанка РЛ Lucia. А постоянный полемист форумов РЛ Игнат уверяет, что по прочтении хохотал почти до колик. «Если это не стилизация, к слову, весьма удачная, то, думается, за такой текстик в советской школе была бы поставлена «тройка», а сейчас, небось, это 8 или 10, по 12-балльной», — замечает Игнат.

Сказались бы, думается, как общее цивилизационное интеллектуальное обнищание образования, так и новоукраинская фальсификация истории, а также вытеснение русского языка на периферию образования и общественной жизни.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ В ПОЭМЕ «ПОЛТАВА»

Историческими личностями называются две главные личности, которые составляют следы в истории и двигают её вперёд и назад. Вот во времена Полтавы в России было две исторических личности: личность Петра и личность Мазепы. Третья историческая личность была личность Карла — шведского короля. Она жила в Швеции. Пётр был очень хорошим, грозным и замечательным царём. По его мнению, над народом стояло государство, и поэтому он решил устроить полтавскую войну. Он был очень храбрый и самостоятельный, и Мазепа, хотя тоже был храбрый, но думал, что всегда лучше самому быть царём. Он поднял страшное восстание и послал обманного гонца к личности Петра. Пётр доверчиво отнёсся к доносу Мазепы и казнил Кочубея. Но Мазепа все-таки стал угрызаться совестью и однажды в темноте ночи вдруг попал в тюрьму. Пушкин очень красиво описывает этот случай: «и летней душной ночью тьма душна, как чёрная тюрьма». Но храбрый Мазепа из тюрьмы убежал и открыл полтавское сражение. Пётр был в сражении ужасным и походил на грозу. За Петром летели птенцы из его гнезда. Поэтому он победил Карла, и того унесли в качалке на ужин к врагам. Поэтому Карл тоже историческая личность. Но у Мазепы есть хорошие черты: любовь к Марии. Хотя это не особенно хорошая черта, так как Мария была молодая, а Мазепа убелённый сединами. Тоже хорошая черта — ум. У Петра не было плохих черт. Но если и были, так он их скрывал и выставлял хорошие. После сражения Пётр поднимал заздравный кубок за своих учителей. Это тоже является хорошей чертой. В то время как он пировал, взор его был горд и ясный, и он обводил им всех участников. Мазепа отличался своим неучастием в битве. Он после битвы бежал в степь и оказался трусом. Это его плохая характерность, и думал, что, несмотря на это, ему удастся сделаться самозванцем. Но его расчёты оказались ни к чему. Так кончилась полтавская война, в которой участвовали две великих русских исторических личности, которые по своему настоящему понятию сделались известными для тоже исторической личности Пушкина. Сопоставление Петра и Мазепы очень хорошее. Пётр сам воздал себе огромный памятник, а Мазепу похоронили. Из Москвы велели привезти анафему в Полтаву, и она там вместо Мазепы каждый год гремела. В поэме есть нравственная цель, она учит, как Мазепа своею личностью поплатился за такое отношение, и как Пётр за свою роль и подвиги был выбран в исторические личности.

http://rusk.ru/st.php?idar=114025

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Артур    15.05.2009 09:24
Так вариантов немного… Все тот же восточно-славянский ареал, хотя скорее по потенциалу, чем по нынешнему уровню нравственной высоты народа.
  Орос    14.05.2009 18:12
"Считался таковым среди подавляющего большинства населения СССР".

Понятно.

"На высоте симфонии вообще трудно удержаться".

На самом деле, не так уж и трудно. Есть, на что опереться и в Священном Писании, и в Священном Предании. Да и симфония – тоже вещь не однозначная. Ведь в чем был смысл Империи – в Удерживающем мир от падения. Но в наше-то время, кто или что может соответсвовать Катехону?
  Артур    14.05.2009 16:24
Считался таковым среди подавляющего большинства населения СССР :-)

На высоте симфонии вообще трудно удержаться. Либо в папский монархианский клерикализм падаешь, либо в протестантскую индифферентность. И потом, церковь за некоторое время до того сама высоко вознесла идею царя. Но идея идеей, а люди разные…
  Орос    14.05.2009 15:51
"Мазепа считался символом предательства вообще, когда ни о каком украинском сепаратизме в России и не помышляли".

Кем считался?

"Что касается Ваших непростых и в общем правильных вопросов по поводу чудовищной политики государства в отношении Церкви, то ведь это вещь обоюдная".

Совершенно с Вами согласен. Но я отнюдь не имел в виду какую-то особую сервильность по отношению к власть предержащим русских (великоросских) епископов, тем более, что до конца XVIII в. подавляющее большинство епископата были малороссы. Проблема в другом – в нежелании Церкви противостоять государству, когда оно поступает не по-христиански. Не было свидетелей православной веры, не было обличителей, не было сознательных мучеников. И сейчас нет. Такое впечатление, что Церковь устраивает роль окологосударственного учреждения по культовым вопросам.
  Артур    14.05.2009 12:40
Да ну, полноте… Мазепа считался символом предательства вообще, когда ни о каком украинском сепаратизме в России и не помышляли. Это сейчас его образ заиграл новыми гранями :-)

Что касается Ваших непростых и в общем правильных вопросов по поводу чудовищной политики государства в отношении Церкви, то ведь это вещь обоюдная. Если мы вместе – тогда и боль у нас одна, а если разные, то я Вам и малороссийское происхождение Яворского с Прокоповичем (протестантские реформы русской церкви при Петре и Анне Иоановне – его детище) могу предъявить и хотя бы "твердую и непримиримую последовательную" позицию веселой львовской семейки Балабанов, и "духовное кормление", покупку епископских мест и борьбу против братств и т.д.

Но зачем?
  Орос    14.05.2009 11:45
В общем Вы правы, Мазепа, конечно же, символ. Но не только для Украины, а и для России, причем символ не предательства (это все ханжеские отговорки), а все того же ненавистного "украинского сепаратизма". И пока эта ненависть, неприятие, отторжение будут сохраняться, ни о каком снятии анафемы с Мазепы речи быть не может.
  Орос    14.05.2009 11:34
Ознакомился. Служба – образчик лакейства, выполненный в пышных барочных формах. Неумеренное восхваление царя и столь же неуемренные проявления ненависти к его врагам. По правде сказать, этого следует стыдиться, а не приводить в качестве аргумента.

По существу. Анафема, как правило, налагалась за ересь и раскол. Налагалась соборно. В случаем с Мазепой ее наложили три малороссийских архиерея, а позже, в Москве, митрополит Стефан Яворский. Причина была сугубо политическая, поскольку еретиком Мазепа не был и православию не изменял.
Если же говорить о политической измене, то почему Церковь не анафематствовала Екатерину, узурпировавшую власть и инспирировавшую убийство своего мужа и законного государя, почему не был предан анафеме Александр I, сделавший то же самое со своим отцом?
Эта анафема свидетельствует об общем отношении Петра к Церкви. Захотел – наложили анафему, правильно, не правильно – какая разница, лишь бы царю угодить. Захотел – обвенчали с шведской обозной девкой при живой жене. Захотел – упразднил патриаршество, при этом еще и оскорбив епископов.
  Артур    14.05.2009 08:15
Если вопросы только к каноничности, а не к мотивам, то ведь сомневающимся это легко доказать, если для таких сомнений есть основания, не так ли?

Цитата:
  А для Муция Сцеволы и Сида кто были героями и символами?  

Хороший вопрос. :-) Гектор, наверное, Эней там… Древние готские вожди, должно быть, для Сида. Их имена история не сохранила :-)
  Coветчик    13.05.2009 18:56
Ознакомьтесь:
http://rusk.ru/st.php?idar=114123
  Орос    13.05.2009 18:20
"Важны Богу, цели, конечно… Просто Ему и судить о мотивах".

Да и каноничность той анафемы тоже под очень большим вопросом. На основании каких правил, по какому чину, насколько были полномочны те, кто сей обряд проводил..?

"Всем нужны символы и герои: от 300 спартанцев, Муция Сцеволы, Зигфрида, Роланда и Сида до Ильи Муромца и Александра Невского".

А для Муция Сцеволы и Сида кто были героями и символами?

Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Следующая >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика