Русская линия | Андрей Уваров | 12.03.2009 |
7 марта мобильная группа в составе 18 человек из числа актива Русской общины Полтавской области и областного отделения Международной организации «Верное Казачество» выдвинулась в сторону Великой Рублевки.
Село Великая Рублевка Котелевского района Полтавской области в прошлом — сотенное местечко Ахтырского казачьего полка с небольшой крепостью. Зимой 1709 года было занято шведской армией Карла XII. После ночевки в селе, по приказу короля его полностью сожгли по подозрению в связях с партизанами.
Дорожную лекцию вел историк Юрий Погода. К сожалению, памятных знаков, касающихся событий Северной войны в Великой Рублевке не было, и потому, помянув погибших, экспедиция тронулась дальше по маршруту.
Въехав в Харьковскую область, полтавчане заехали в городок Колонтаев.
Город Колонтаев (Харьковская область), крепость возникла при царе Алексее Михайловиче (ориентировочно в 1654 году). Зимой 1709 года в Колонтаеве базировался отряд Меншикова, совершивший отсюда знаменитый и успешный рейд на Опошню, во время которого был взят в плен комендант полковник Таубе. Колонтаевкая слобода была сожжена шведами после того, как они были разбиты под Городней и отступали из Слобожанщины под Полтаву. Шведы, озлобленные потерей при переправе через реку Мерло части обоза, провалившегося под лед, сожгли посад и церковь, выгнав людей из домов на мороз.
Дело в том, что в январе 1709 года шведская оккупационная армия, потеряв изрядное количество воинов при осаде Веприка и от страшных морозов, оказалась в серьезном положении. Получение припасов осложнялась действиями малороссийских партизан и русских драгунских отрядов, а обещанная «всенародная поддержка» Мазепы оказалась очередным гетманским обманом. В этих условиях Карл решает пройти через Слобожанщину в направлении Москвы. 20 января шведам удалось захватить село Грунь, но они не смогли взять штурмом Великие Сорочинцы. 27 января начался слобожанский поход части войск Карла XII.
Захватив переправу через Ворсклу в Опошне, шведы столкнулись с наскоком корволанта (конного отряда) Меншикова, но все же продвинулись до Куземина и Котельвы. В Куземине шведы генерал-майора Круза столкнулись с настоящей осадой партизан. Даже за водой шведы были вынуждены отправляться в сопровождении хорошей охраны.
Полтавская делегация убедилась, что в самом Колонтаеве также не оказалось достопримечательностей периода Северной войны. Однако экспедицию полтавчан встретил редактор местной газеты «Проминь» Петр Афанасьевич Лунев, который вывез группу к знаменитому «Дубу Петра Первого», под кроной которого, по легенде, по дороге в Ахтырку отдыхал Русский царь. Возле дуба полтавчане развернули русские и российские флаги, на ограде вокруг дуба повязали георгиевские ленточки. Председатель Русской общины Полтавской области Виктор Шестаков напомнил об инициативе посадить дубы в память о подвиге Русской Армии и малороссийских казаков в те тяжелые годы.
После Колонтаева двинулась к Краснокутску, который по рассказу Юрия Погоды был очередной целью шведов в их движении на восток.
Город Красный Кут (Краснокутск Харьковской области), как свидетельствует «Летопись дел», был построен переселенцами из Корсуня в1651 году, состоял в пограничной крепостной линии. В конце января 1709 года, шведы, двигаясь на восток, подошли к Красному Куту. Здесь им был дан показательный бой, где оккупанты потеряли около двухсот человек. Меншиков писал Петру I: «Здесь за помощию Вышнего ко всем благополучно и над неприятелем, сколько возможности нашего есть, партеями надлежащего поиску чинить не оставляем, под которым и ныне всю ночь наши партеи были». Серьезные потери шведы понесли и при штурме городка.
В отместку Карл XII приказал забрать женщин и детей, оставшихся в Красном Куте, и гнать их вслед за армией, после чего город был сожжён дотла.
Крайней точкой, где русские ожидали шведов были Валки, под которыми уже были построены редуты, но после взятия Красного Кута шведы остановились на небольшую передышку…
Под колесами автобуса вновь зачастили дорожные километры Слобожанщины. И вот, после промелькнувшей Козиивки, делегация подъехала к Городне.
Село Городня (Харьковской области) построенное в 1647 году укрепление для защиты южных границ России. В начале февраля 1709 года здесь находились полки генерала Ренне, о которых донесла шведская разведка. 9 февраля армия Карла взяла штурмом Козиивку и двинулась развернутым строем на Городню. Замаскированные на левом берегу р. Мерло русские драгуны дали залп и рванули в рукопашный бой. Схватка была жестокой. Под Карлом убили коня, также были убиты 6 его телохранителей-драбантов. Шведский строй был прорван и распадался, началось отступление в сторону Красного Кута.
Сам король Карл с группой солдат укрылся в водяной мельнице и в страхе ожидал пленения. В сумерках их не заметили, и после шведский король скрытно дошел до своих. Именно после боя под Городней, Мазепа произнес: «Не думал я, что шведы от русских бегать будут». Однако через два дня шведы вернулись. Небольшое укрепленное село отказалось впустить шведов, и оказало сопротивление, за что 12 февраля 1709 года была полностью сожжено. Шведський летописец Нордберг пишет: «Жены жителей Городни были взяты в плен за дерзость своих мужей, который осмелились стрелять в нас из маленькой крепости, куда они бросились при нашем приближении».
После этого шведы смогли дойти лишь до Коломака.
Бой под Городней имел огромное значение для хода войны. Впоследствии здесь был построен памятный знак, который снесли при советской власти в 70-х годах, при строительстве дороги.
Теперь на холме под селом стоят два памятных знака — русским воинам и «украинским казакам и шведским воинам». По всей видимости, тут установили и крест в память Голодомора, хотя никаких свидетельств, что он посвящен именно этому событию, просто нет. Здесь полтавчане провели небольшой митинг и возложили венок к памятному знаку.
Попрощавшись с сопровождающими, полтавчане самостоятельно двинулись в крайнюю точку своего визита — село Каплуновку. Юрий Погода рассказал о появлении иконы Каплуновской Божьей матери, которой было суждено стать Чудотворной споспешницей Полтавской Победы.
Село Каплуновка появилась ориентировочно во второй половине 17 века. В 1691 году в описаниях Ахтырского солдатского строя полковника Юрия Демендика значилось село Каплуновка на правом берегу Хухры. Вокруг села и иконы до сих пор ходит масса легенд.
По преданию местному иерею Ивану Уманову 8 сентября 1688 года приснился сон, где некий старик сказал ему, что через три дня в Каплуновку придут три иконописца из Москвы. У самого старого Уманов должен взять из связки восьмую икону с изображением Казанской Богоматери «с подобающей честию прими к себе через которую благодать и милость перед Господом Богом обрятешь». Так все и произошло, а икона стала предметом поклонения для многочисленных паломников.
Во время шведского нашествия святыню отвезли в Харьков. Шведы, захватившие Каплуновку, пытались сжечь церковь, но она не загорелась. Удивленный этим король Карл, узнав о том, что в храме хранилась чудотворная икона сказал: «Там, где будет эта икона мало нам надежды на успех».
Петр, отправляясь к Полтаве, взял икону с собой. По свидетельству «Книги чудес» русские воины усердно молились Каплуновской Божьей Матери. Накануне битвы ее носили по всему лагерю и благословляли ею коленопреклоненных воинов. Царь выслушал молебен перед иконой и три раза целовал ее «просивши у Богоматери заступления за свое находившееся в великой опасности царство».
По распоряжению Императрицы Елизаветы Петровны в селе был построен огромный храм во имя Каплуновской Божьей матери. Его размеры были таковыми, что по воспоминаниям жителей в годы войны в храм въехал развернулся и выехал немецкий танк. Храм был уничтожен при большевиках уже после Великой Отечественной войны.
В Каплуновку полтавчане въезжали с особым благоговением — ведь чудотворная икона хранится сегодня в Свято-Троицкой церкви полтавского Крестовоздвиженского монастыря. От нынешнего хранителя иконы о. Александра (Собко) были привезены дары в местную церковь.
Храм этот был восстановлен стараниями удивительной женщины, библиотекаря Александры Ивановны Гук. Это она долгие годы собирала все свидетельства об иконе и добилась разрешения восстановить церковь. Пока это бывшая церковная сторожка, где служит о. Василий, причем его постоянного служения также добилась Александра Ивановна. Церковь расписала ее дочь художница Валентина Василенко, умершая в 2004 году.
Александре Ивановне вручили подарки от отца Александра, а церковь, где обычно собирается немного прихожан, освятилась множеством свечей, которые зажгли полтавчане. На месте, где был первый деревянный храм, сегодня установлен крест, к которому приехавшие возложили венок.
Полтавчане обошли село, узнав, что здесь проживала Клавдия Петровна Чухрай — мать знаменитого режиссера Г. Чухрая. Поразили воображение разрытые ныне остатки фундаментов величественного храма, на месте которого безбожная власть пыталась построить школу, но эта попытка окончилась неудачей и сегодня огромный котлован напоминает о преступлении лет минувших.
Полтавчане не обошли вниманием и местный мемориал погибшим в годы Великой Отечественной войны, здесь тоже возложили венки.
Возвращаясь долго дискутировали на различные исторические темы, но единогласно решили, проект продолжать не смотря ни на что…
Принявший участие в экспедиции главный редактор «Газеты для соотечественников «Русская Правда», председатель Правления Объединения «Русское содружество» Сергей Проваторов, в беседе с участниками «Маршрутов памяти» высказал предложение о том, что этот проект со временем должен быть расширен за рамки программы мероприятий посвященных 200-летию со Дня рождения Гоголя и 300-летия Полтавской Победы: «Только на Полтавщине и на сопредельных с ней землях такое великое множество памятных мест и памятников общерусской истории, что работы хватит не на один год. При этом доброе начинание полтавчан может лечь в основу целой всеукраинской программы, главной целью которой станет обратить внимание на памятники и памятные места, особенно на те, которые нуждаются в охране и восстановлении».
В результате высказанных предложений было принято решение о необходимости, по возможности, увеличить число участников экспедиций, а с наступлением теплого времени года придать мероприятиям и больше практического содержания в части посильного ухода за сохранившимися памятниками, более тщательного фиксирования их современного состояния. Также планируется привлекать к участию в акциях больше молодежи и даже детей — с целью просвещения их в духе любви к отечественной истории.
http://rusk.ru/st.php?idar=113930
Страницы: | 1 | |