Русская линия | Вячеслав Родионов | 23.02.2009 |
Вместо вступления
С Пекаршем просто. Человек, вероятно, в чем-то зависимый от клана Микоянов, и его направляла опытная рука Степана Микояна. Именно из введения я узнал, что «наш пострел и в Интернет поспел». Пекарш даже назвал сайт, в котором сконцентрирована вся грязь в отношении Героя Советского Союза И.Е. Федорова, и усиленно рекомендует всем окунуться в неё, благо и сам туда добавил. Не буду называть сайт, кому приспичит, сам найдёт. Но «царицей бала» там являются письма упомянутых выше Героев Советского Союза С.А.Микояна и А.А.Щербакова.
И я решил посмотреть, что же наплели они в очередной раз? Посмотрел, и ничего кроме омерзения не испытал.
А взяться за перо, кроме этого факта, меня побудили две причины: первая — приближающееся 95-летие моего друга Героя Советского Союза Ивана Евграфовича Фёдорова, и вторая — ниспадающая неуёмность бывших большевистских «экскремлёвских народных мстителей», которые пытаются навязать всем, якобы, «правду» о нем, но с большой долей откровенной лжи и злобы. Причем даже откопали в архиве некий документ о «недостойном» поведении И.Е.Федорова и машут им словно красной тряпкой перед его упертыми противниками, не удосужившись рассмотреть документ в контексте тех событий, в которых он появился.
Однако письмо всего лишь очередной повод для непрекращающейся дискредитации теперь почти уже 95-летнего и вполне заслуженного человека. Есть и более значимые причины, корнями своими уходящие в 1942 и первые послевоенные годы. И о них мы поговорим позже. А еще причиной был независимый и прямой характер И.Е.Федорова, что не очень нравилось высшим чинам, стоящим в командной иерархии выше его. То, что многие из таких людей часто были злопамятными и мстительными, самодурами и трусами по определению, забывать никогда не стоит, ибо до сих пор неизвестно даже число напрасно загубленных ими солдатских жизней в той страшной войне. А уж как в действительности многие командиры-участники ВОВ относились к солдатам и офицерам-фронтовикам, советую прочитать в Интернете. Наберите «Шумилин. Ванька ротный» и вы многое поймете в психологии не фронтовика, а участника войны — Степана Микояна. Хотя речи персонально о нем в этой книге нет.
Я историк, много и часто работал и продолжаю работать в разных архивах. Скажу откровенно два неутешительных вывода, почерпнутые мной из архивной практики. Первый — относительно материалов, касающихся советского периода. Власти, как правило, действовали по формуле: думаем одно, говорим другое, пишем третье. Так вот, в архивах лежат документы, в основном, относящиеся к «написательной» подготовке любой военной операции. Документы составлялись так, чтобы будущие поколения были уверены в выдающимся уме власти и мудрости решений начальства. А то, что жизнь шла по другим начертаниям, качаясь по своей амплитуде, высшему военному руководству было глубоко наплевать. Второй вывод относится к тому, что я имею неотъемлемое, никем, смею подчеркнуть — никем, не могущее быть оспорено, право говорить о том, что во время войны не то, что приписками занимались, учета нормального вести не могли. Последнее письмо наша семья получила от отца со станции Сталинград от 9 июля 1942 года. Он сообщал, что их отправляют на фронт в маршевой команде. Узнать, куда ушла эта команда и где сгинула без следа, за все прошедшие десятилетия так и не удалось. А Подольский архив ответил, что отец в списках потерь Красной Армии не числится. Сколько сотен тысяч, а может миллионы, так же не числятся! Объявили отца пропавшим без вести и до 1947 года матери с двумя малолетками не платили ни копейки за погибшего отца, да еще заставляли платить за обучение в школе. Это в то время, господин, якобы товарищ, Микоян, когда вы, будучи участником войны, сладко ели и развлекались на Ближней даче И. Сталина под опекой Василия Сталина. Поэтому возражать мне не надо, мы люди с разных планет, я, как и Федоров, из простого народа. Авторы же пасквилей из прошлого коммунизма для избранных, чуждого народу. Мы никогда не поймем друг друга, для меня в этом даже нет необходимости. А вот доказать, что таким «экскремлистам» недостает исторических знаний, даже в плане истории авиации, всё-таки придется. Причем только отвечая на их же собственные инсинуации.
Мы рождены, чтоб сказку сделать… болью
«В архивном деле № 8803 значится, что за год пребывания на испанском фронте И.Е. Фёдоров „совершил 286 боевых вылетов, провёл 36 воздушных боёв, в которых показал исключительные образцы ведения воздушного боя. Сбил лично 11 самолётов противника и 13 в группе…“, в том числе два Me-109, считавшихся неуязвимыми, дважды таранил вражеские машины (18 июля и 21 августа 1937 г. — оба тарана документального подтверждения не имеют). За проявленную храбрость начальник авиации Испанской Республики Игнасо Идальго де Сиснерос вручил И. Фёдорову орден „Лавры Мадрида“. Такую награду в СССР получили всего 5 человек» [4].
И все равно это не тот человек, брюзжат «экскремлисты», и не мог он сделать того, о чем говорит. Не мог, и всё тут. А вот, Микоян, например, мог, он ведь, по его словам, настоящий боевой лётчик и участник ВОВ. Не чета кому другому!
Действительно не чета. Представитель кремлевской детской стаи Микоян во время войны держался своих. «Боевой» пилот не сбил ни одного самолета за всю войну, а вот его сбивали, причем свои, русские, словно чужака. Так, что привет ему от фамилии Родионовых, не от меня, разумеется, а от Героя Советского Союза, младшего лейтенанта Родионова Михаила Александровича, сбившего потерявшего своего ведущего и трусливо пристроившегося Родионову в хвост, «боевого» Степана Микояна. После чего, войну он проводил, в основном, в окружении тех же кремлевских детей — сына Сталина — загульного Василия, Владимира Ярославского, сына ярого атеиста Емельяна Ярославского и некоторых других. Все они кучковались в курируемом Василием Сталиным 434-м иап, базировавшимся на подмосковном аэродроме Люберцы. Понятно, что в июле 1942 года немцы Москву уже не бомбили, а, стало быть, опасности не было никакой для участника войны и будущего генерал-лейтенанта. Где ж тогда было сбивать вражеские самолёты? А и вправду негде. Оказывается такую «свинью» ему подложил лично дядя Ёся, приказав сохранить ценную жизнь неокрепшего летуна. Микоян не постеснялся привести в книге «Я дрался на истребителе», слова, сказанные Иосифом Сталиным и переданные ему Василием Сталиным: «Смотри Тимур Фрунзе погиб, Володя Микоян погиб, сын Хрущева погиб, не потеряй ещё одного» [5], то есть его, Степана Микояна. И это было сказано после того, как Микояну в воздухе во время недолгого командировки под Сталинград, словно в тире, подвели для расстрела «раму», беззащитный перед истребителем немецкий самолет-разведчик. И чтобы вы думали? Не смог наш участник его сбить. Пришлось другим завалить жалкую «раму». Вот и все воздушные подвиги Микояна во время Великой Отечественной войны. Счет как в футболе — только гол в свои ворота! После этого воздушный «боец» Степан Микоян навсегда был отлучен от фронта, окопавшись в 12-м Гвардейском полку ПВО Москвы.
Стремим своих сплетен разброс
Это ж надо подобное написать! Сначала Сталин подписывает приказ, его рассылают по фронтам, а потом кто-то отчаянно смелый объясняет неразумному Сталину, что этого делать не надо. Интересно, не папа ли это был микояновский? Может, в детстве Степан и мог, что-либо подобное, например, «Дядя Ёся, ты неправ!» — сказать отцу народов. Но вот те, кто осмеливался, непременно оказывались либо в опале, либо у расстрельной стенки. Наверное, Микоян со своим Санчо Панса, эти записные защитники истории Отечественной войны, в курсе того, как из-за ошибок Сталина было уничтожено все командование Западного фронта вместе с генералом армии, Героем Советского Союза Павловым Дмитрием Григорьевичем. Им даже оправдаться не дали, не то, чтобы позволить вымолвить: «Товарищ Сталин, ты неправ». А сколько других военачальников, и даже солдат… Вспомните А.И.Солженицына, который в письме усомнился в правоте Сталина. Где оказался будущий всемирноизвестный писатель? Не на даче же у Микоянов. Так, что господа-товарищи написанты, начните улучшать историю, прежде всего, с правдивых рассказов о том, что вы лучше других знаете — с нравов большевистских вождей во время войны и их воздействия на ход истории. Федорова тут просто не стояло.
Немного про тараны, в которых сомневается Микоян. «Таранов самолётов противника он (Федоров — В.Г.) не совершал, тем более шести, о которых он говорит. Метод тарана выпущенными колёсами шасси может вызвать только ироническую улыбку»
Надеюсь, что, все еще живя в России, участники помнят русскую пословицу: «Смеётся тот, кто смеётся последним». Вот мы сейчас и посмеемся.
Русский лётчик Евгений Николаевич Степанов в ночь на 28 октября 1937 года, под Барселоной, совершил первый в истории мировой авиации ночной таран. Стараясь по возможности сохранить пропеллер и двигатель своего И-15, он нанёс удар левой стойкой шасси, который пришёлся по хвостовому оперению итальянского бомбардировщика «Савойя-Маркетти-81». Обстоятельства тарана известны всем лётчикам, воевавшим в Испании в т. ч. И.Е. Фёдорову, находившемуся в Испании в тот период вместе с Е.Н. Степановым. Об этом таране писали в литературе, посвящённой испанским событиям.
После Испании, где сбитый зенитным огнём лётчик попал в плен и только через полгода был обменен на пленного немецкого пилота, Степанов воевал на Халхин-Голе, ему присвоено звание Героя Советского Союза, он участник ВОВ. Иван Евграфович на протяжении многих лет встречался с полковником Степановым (умер в 1996 г.).
В телеинтервью, которое вызвало ироническую улыбку Микояна, Щербакова и Пекарша, И.Е. Фёдоров сказал «Когда кончались боеприпасы, мы таранили врага колёсами шасси». И это, хохотунчики, чистая правда!
Командовал И. Е Фёдоров штрафниками и сбивал, и таранил, а ему это не записывали. Об этих нюансах отношений авиационного начальства ещё на Калининском фронте поведал Лев Вяткин в статье «Засекреченная слава»
«- Удачный таран был в 1942 году, — вспоминал Федоров, — в конце августа, недалеко от деревни Федотово. Летели вдоль железной дороги в паре со штрафником. Смотрю, противоположным курсом строй „юнкерсов“. Насчитал 31 бомбардировщик. Их сопровождают и прикрывают 18 „мессеров“.
Едва начал строить маневр для атаки, ведомый (фамилии не помню) пошел вниз и меня бросил. На душе сделалось скверно. Я передаю по рации: „Следите за последней работой, чем позорно жить, лучше честно умру!“ — и бросился в самую гущу строя бомбардировщиков. С близкой дистанции подряд сбил пять „юнкерсов“ и одного таранил…
Точную дату этого боя Иван Евграфович не помнил, но мне удалось отыскать документ от 17 августа 1943 года, подписанный начальником штаба 6-го истребительного авиационного корпуса полковником Н. П. Жильцовым, подтверждающий описание этого боя (выделено мной — В.Р.).
-Вернулся живой, — сказал Иван Евграфович, завершая рассказ об этом бое. — Правда, поранило в ногу, мой самолет стал разваливаться еще в воздухе. Я хоть и не был штрафником, а только их командиром, но некоторое время спустя обнаружил, что начальник штаба Волков мне эти победы не записал (выделено мной — В.Р.)» [7].
Ну, что господин-товарищ Микоян, тут вам и штрафники, сбитые самолеты, и подтверждение всего этого полковником Н.П.Жильцовым. Оба врут? Или вы?
Отдельно о А.А.Щербакове. Он много чего не знает, но пишет и пишет… Шербаков лезет в историю в бутсах с шипами, раздирая ее, как траву на футбольном поле. Он, например, обвинил Резуна (Суворова), автора «Ледокола», в невежестве, относительно авиации. Резун ответил, причем правду. «Напомню названым серьезным историкам и столь же серьезным полководцам, что Ме-209 в свое время был детально изучен советскими авиационными конструкторами. На нем летали наши славные летчики-испытатели, среди них С.П. Супрун. То были другие люди. Они знали авиацию, они ее любили. Как же совершенно секретный германский самолет мог быть изучен нашими конструкторами и летчиками? Да очень просто. Сталин, повторяю, уделял особое внимание скорости самолетов. Поэтому взял да и приказал закупить в Германии 36 новейших самолетов 12 типов. Не мог великий вождь мирового пролетариата пройти мимо машины, которая летает быстрее всех в мире. А наивный Гитлер, как известно, безгранично (до определенного момента) доверял Сталину. Гитлер взял да и продал свои самые лучшие самолеты. В их числе и Ме-209» [8]. Дело было в 1940 году, и именно тогда в Германию вылетал в составе закупочной комиссии летчики-испытатели Федоров, Супрун, Стефановский и Викторов. И возможно скоро об этом будут опубликованы документы.
Щербаков только в 1944—1945 гг. принимал участие в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны. В сентябре 1943-октябре 1944-лётчик 12-го гвардейского истребительного авиационного полка (ПВО г. Москвы, там же служил С. Микоян), в октябре 1944 — мае 1945 — лётчик 176-го гвардейского истребительного авиационного полка (1-й Белорусский фронт); совершил 25 боевых вылетов, провёл 5 воздушных боёв, в которых сбил в составе группы 1 самолёт противника. Так, что он больший герой Отечественной войны, чем сбитый своим же летчиком Степан Микоян.
Однако ко времени участия Шербакова в ВОВ штрафных эскадрилий уже не было, и знать о них он ничего не мог, надо ему это было! Ничего он не мог знать и о воевавшем Федорове в 1942 и 1943 годах. Так зачем же вместе с Микояном подписываться под тем, чего не знаете, господин-товарищ полковник?
А тут все до слёз просто. Просто потому, что работал летчик-испытатель А.А.Щербаков в конструкторском бюро дяди Степана — авиконстуктора Артема Микояна. Там же работал и Степан. Как же не верить тому, что может наплести уважаемый Степан про И.Е.Федорова. Поэтому оставим Щербакова наедине с его совестью, и будем писать только об агрессивном исправителе Отечественной истории Степане Микояне.
Есть вполне убедительный факт относительно неприязни С.А. Микояна к Федорову. Степан Микоян после ВОВ у своего дяди Артёма работал, а ещё был летчиком-испытателем у авиаконструкторов Сухого и А.С.Яковлева.
В последние годы появились публикации, характеризующие манеру обращения А.С. Яковлева с людьми и его личностный монополизм, который заставлял его подминать под себя для выпуска Яков большинство авиапроизводящих заводов.
«Яковлев совершенно не выносил критики своих решений. Подчиненные, да и не только подчиненные, нередко терпели от него резкости» [9]. Ну, что ж талант талантом, но человеческих качеств знаменитому авиаконструктору явно недоставало, как и разборчивости в средствах устранения своих конкурентов.
Конструктор Л. Кербер вспоминает: «Всех нас мучил вопрос, кто же способствовал аресту Туполева? Этот вопрос и теперь по-прежнему волнует многих авиаработников… Нет сомнений, без санкции Сталина арест произойти не мог, но чтобы её получить, органам было необходимо накопить материалы… Наиболее активным информатором о «сомнительных» сторонах деятельности Туполева был А.С. Яковлев. У него был свой оригинальный метод: доносы щедро рассыпаны по страницам его книг…. Рассеянные — они не убеждают в злонамерениях Туполева. Сведенные воедино — смотрятся по-иному"…. «Яковлев — возможно, единственный из известных авиаконструкторов в СССР, кто не был репрессирован при Сталине"… [10]. Правда, еще Артем Микоян не был репрессирован, но все-таки замешан в репрессивном деле.
Записка Артема Микояна в апреле 1941 года, переданная наверх, по существу стала несправедливым доказательством вредительства начальника НИИ ВВС генерал-майора Филина, поскольку тот не соглашался подтвердить нужных авиаконструктору дальностей полетов самолетов МИГ-3 и уделял мало внимания испытаниям МиГов. Филин был арестован и через несколько месяцев расстрелян, а в последствии реабилитирован. Подробнее об этом можно прочитать в статье «Миги на испытаниях» [11].
Именно от Яковлева могла возникнуть неприязнь Степана Микояна к И.Е.Федорову. В напластованиях истории есть скрытое серьезное столкновение между всемогущим Яковлевым и обычным летчиком-испытателем завода № 21 в Горьком, здесь и таится загадка волнами накатывающих атак на Федорова с военных лет до нынешних Степана Микояна. Не может простить ему Степан «поругания» чести авиаконструктора Яковлева в далеком марте 1942 года. Ведь работал у Яковлева, а если вспомнить, что тот был еще и зам. Наркома авиационной промышленности СССР и воздействовал на принимаемые Советским правительством решения, то вполне мог знать давнюю историю и испытывать к Федорову неприязненные чувства, вылившиеся в дискредитацию, переходящую в травлю старого человека. А то, что решения даже после войны принимались во вред Лавочкину и на пользу конструктора Микояна, свидетельствуют сотрудники КБ Лавочкина: «К заводским испытаниям новой машины приступили 20 сентября 1948 года. Чудом сохранился любопытный документ — листок бумаги, где рукой ведущего конструктора Вениамина Петровича Фридштандта написано: «Задание летчику-испытателю Федорову И.E. Произвести первый вылет на самолете Ла-176. В начале полета подъем по прямой до высоты 600 м. На высоте 600 м. убрать шасси и, перейдя на полет по кругу, набрать высоту Н=4000 м. в районе аэродрома. На этой высоте перейти на горизонтальный полет. Довести скорость до 500 — 550 км/ч (эти слова зачеркнуты и исправлены рукой Лавочкина на: «со скоростью 500 — 600». — Авт.). При планировании с набранной высоты на скорости 300 км/ч произвести опробование работы закрылков и посадку на «облако», после чего выполнить нормальную посадку на аэродром со скоростью 250 км/ч».
И чуть ниже, наискось, синим карандашом подпись главного конструктора: «Полет разрешаю. Лавочкин. 20/ IX- 48"….
… Однако довести испытания до конца не удалось. 3 февраля Ла-176 потерпел аварию из-за открывшегося на взлете фонаря кабины. Соколовский погиб. Тему Ла-176 закрыли еще и потому, что аналогичные работы на базе серийного МиГ-15 начались в ОКБ А. И. Микояна (выделено мной — В.Р.)» [12]. Читателю понятна связь событий? Если непонятна, добавим аргументов из статьи Чубукова «Однако звуковой барьер ещё не был преодолен. На Ла-176 28 декабря 1948 года Федорову покорился и он. Самолеты Микояна и Яковлева вышли на этот рубеж почти через полтора года» [13]. Теперь, читатель ясны связи событий? Лавочкин был далеко впереди, и надо было его остановить, что и сделали его противники через интриги в правительстве.
Но вернёмся в мартовский день 1942 года. Вот, что тогда состоялось: «…В Горький приехал ответственный представитель Яковлева. Он сообщил, что в Новосибирске прекрасно идут их самолеты, но весьма плохо ЛаГГи. Поэтому необходимо и горьковский завод переводить на выпуск истребителей Як. Так считал сам Яковлев — заместитель наркома! Постановлением ГКО от 4 марта 1942 года на заводе № 21 самолет ЛаГГ-3 сняли с производства и вместо него запустили Як-7. Во исполнение этого же постановления КБ Лавочкина надлежало переехать в Тбилиси, куда эвакуировался из Таганрога завод № 31.
Теперь Яковлев стал полноправным хозяином горьковского завода. А лавочкинцы, погрузив свой скарб в товарные теплушки, под руководством Л.А. Закса направились в Тбилиси. Все. Кроме самого Лавочкина и его ближайших помощников — конструкторов И.Н. Федорова, В.Е. Ишевского, Е.Д. Немешаева. Н.Н. Горошкова, а также ведущего инженера Д.А. Затвана, механика Б.И. Романова и… почти готового экспериментального ЛаГГа с новым двигателем, стоявшего в заводском ангаре.
На заводе командовал новый главный конструктор Яковлев. Лавочкину перестали отпускать бензин для заправки самолета, горючее ценилось на вес золота. Пришлось долго уговаривать директора завода, чтобы он помог хотя бы изготовить нужные детали. Правительственное задание по выпуску Яков срывать нельзя. А для модернизированного ЛаГГа у завода нет ни денег, ни помещений (их переоборудовали для нового хозяина).
Так долго продолжаться не могло, специалистам Лавочкина нужно было на что-то жить. Конструкторов включили в штат яковлевского КБ, и они приступили к выпуску чертежей для Яков. Положение Семена Алексеевича можно было назвать трагическим, но он продолжал бороться за свой самолет. И чертежи для экспериментального ЛаГГ-3 делали тайно, прикрывая их, как только появлялся кто-то из яковлевцев, или оставаясь после работы, когда те уходили отдыхать.
Новый самолет рождался в весьма сложной обстановке, но он появился и стал летать. Соперник Лавочкина Яковлев был уверен, что на летных испытаниях его Як докажет свое преимущество, тем более что управлять им будет такой прославленный виртуоз, как летчик-испытатель И.Е. Федоров. Усовершенствованный ЛаГГ-3 поручили испытывать пилоту Г. А. Мищенко.
В назначенный день на аэродром приехало все горьковское руководство во главе с секретарем обкома М.И. Родионовым. Мищенко на ЛаГГе летал очень осторожно, «блинчиком», по кругу, а Федоров на Яке вытворял в небе просто чудеса.
«Родионов обратился к Лавочкину, — свидетельствует Л.А.Закс. — «Ну, видите, какая громадная разница между Яком и ЛаГГом. Так что обижаться на решение правительства не стоит». Сотрудники Лавочкина стояли молча — все складывалось против них. Семен Алексеевич сказал Родионову: «Я вас прошу подождать с выводами, давайте послушаем, что нам скажут испытатели». Подошли летчики, коротко доложили о своих впечатлениях. «Спасибо! — поблагодарил Родионов и добавил: — А все-таки, какие разные самолеты». «Не такие уж разные, — возразил Федоров, истребитель Лавочкина может летать не хуже! Не верите? Могу доказать! В некотором отношении ЛаГГ еще лучше Яка».
Федоров сел в наш самолет и взлетел. Невозможно описать, что он делал в воздухе! А когда приземлился, сказал: «Я вам показал, на что способен ЛаГГ Он нисколько не хуже Яка, а по скороподъемности и дальности превосходит его. У Яка ведь нет 1000 километров».
Родионову пришлось признать, что у Лавочкина появился качественно новый самолет. О своем мнении он доложил Сталину. Это произошло в начале марта 1942 года. Но сколько предстояло сделать, чтобы этот первый образец превратился в серийную машину!» [14].
Мог ли всесильный и мстительный Яковлев, не дававший даже бензина для конкурента Лавочкина, чем фактически уничтожал его работу над ЛАГГ-3, забыть самовольства честного летчика? Вряд ли. Вот откуда тянутся нити преследования выдающегося летчика И.Е.Федорова. И в этой затянувшийся истории сегодня первую скрипку играет искривитель истории Отечества С. Микоян со своим оруженосцем.
Давайте зададимся вопросом: мог ли авиаконструктор А.С.Яковлев организовать обструкцию летчику-испытателю И. Е Федорову, уведшему из-под выпуска Яков целый завод № 21 в Горьком? Напомним, что А.С.Яковлев, в подчинении которого находился и И.Е.Федоров, одновременно был заместителем наркома авиационной промышленности СССР, референтом Сталина и от него много чего и много кто из авиационных начальников зависели. Да, конечно же, мог! И, прежде всего, через генерала Н.Ф.Папивина, в 1942 году заместителя командующего 3-й воздушной армией на Калининском фронте, куда сбежал Федоров с завода, и через «вельможного» командующего 16-й воздушной армией генерала Руденко. Об этих двух персонажах Яковлев упоминает в своих мемуарах, что дает основание считать их хорошо знакомыми. Так будучи командующим 3-й Воздушной армии, генерал Н.Ф.Папивин даже давал заключения по новым моделям самолетов конструкции Яковлева. В этих же мемуарах А.С.Яковлев доброжелательно упоминает и многих Микоянов.
И в каждой редакции слышен…
На этом, думали мы, друзья Иван Евграфовича, травля прекратиться. Но ошиблись. Вертлявый и пронырливый, как все кремлевские детки, Степан Микоян стал лезть со своими обвинениями во все доступные окна и проникать во все попадавшиеся информационные щели. Идея-то фикс!
Именно этот ответ «Труда» ещё больше раззадорил или разозлил «экскремлистов», и они тут же свой зуд превратили в лопуховый «посевной» материал под названием: «Открытое письмо читателям „Авиамастера“ и других российских средств массовой информации», которым тут же и провели массовую посевную. Даже «Комсомольская правда» его опубликовывала. Вот с этим вторым письмом придется повозиться, заросли лопухов там действительно большие. Оба написанта заявили, что «мы знаем этого человека (И.Е.Федорова — В.Р.) и его биографию более чем 50 лет». Отслеживали? По чьему указанию, если не секрет?
Опровергать «экскремлистов» будем по их ключевым претензиям.
Первая: «И.Е.Фёдоров говорит, что он два раза сбивал самого результативного немецкого летчика Э. Хартманна, но оба раза „он уходил к своим“. Если он уходил, то как Фёдоров узнал, что он сбивал именно Хартманна? Тем более, что Хартманн воевал не на Калининском фронте, где был Фёдоров, а на Южном».
Господа хорошие, лезть в историю на голу ногу — дело бесперспективное, лучше кроссворды гадайте или «козла» забивайте, можно и преферансиком побаловаться. Чувствуется, что Степан Микоян, со товарищи, весьма относительно знают историю своей страны. Действительно до лета 1943 года Хартманн воевал на Южном фронте, а Федоров на Калининском. Вы, господин генерал-лейтенант, надеюсь, слышали, что летом 1943 года состоялась грандиозная битва на Курской дуге? Или только в московское небо, да в потолок своей элитной московской квартиры пялились? Ай-ай-ай, куда в таком случае смотрел дядя Ёся?
Так вот, и Иван Федоров, и Эрих Хартманн как раз воевали на Курской дуге: на фазе обороны наших войск и на фазе их наступления. Хартманн в составе 52 истребительной эскадры JG-52. Федоров в составе 6-го иак 16-й воздушной армии командовал 273 иад. 16-я воздушная армия (командующий генерал Руденко) входила в состав Центрального фронта (командующий генерал-полковник Г. К.Рокоссовский). Итак, господа написанты, незнание не освобождает от ответственности. В данном случае по дискредитации полковника И.Е. Федорова.
Однако обвинение звучит двояко: не сбивал, так как ни Хартманна, ни Федорова там не было. А мы всё же установили, что оба аса воевали на Курской дуге. Теперь по поводу сбивал, не сбивал.
Существует широко распространенное мнение, что Хартманна сбивали всего два раза: один раз на Кубани, второй 19 августа на Курской дуге. Значит, Федоров, все-таки, врет, ведь где-где, а на Южном фронте он не воевал. Однако… «… если в победах Хартманна сомневаются все, то в его шестнадцатикратном поражении (выделено мной — В.Р.) не усомнился, пожалуй, никто…. В соответствии с системой зачета потерь, если пилот оставался невредимым, а самолет получал повреждения в пределах 10−40 процентов, то в статистику заносился только процент повреждения самолёта, а имя пилота не указывалось. Следовательно сам Хартманн не получал ранений, а незначительно поврежденные самолёты, скорее всего, восстанавливались» [15]. Значит 16 поражений лучшего аса Второй мировой все-таки были. Могли ли в этой цифре оказаться две победы Федорова? Могли, ведь даже его непримиримые оппоненты пишут со слов Федорова, закавычивая, что Хартманн «оба раза уходил к своим». Не прыгал с парашютом, не оказывался на земле, а «уходил к своим». Вот конкретный пример: «Эрих взлетел на рассвете и буквально через пару минут натолкнулся на группу советских ГАГГ-9. Выходя из атаки, он пошел с набором высоты на солнце, и, наполовину ослепший, столкнулся в воздухе ещё с одним ЛаГГ-9.Умелое пилотирование и старые навыки планериста помогли ему дотащить повреждённый Ме-109 до занятой немцами территории. Там он совершил свою пятую аварийную посадку» [16]
И так было до 16 поражений Хартманна от других советских летчиков, от которых он тоже «уходил к своим». Два поражения стоят особняком, так как Хартманн все же падал на нашей территории и «уходил к своим», а во время Курского сражения даже попал в плен, но бежал. Не бичевать себя надо, будто наши летчики не умели воевать так, как немецкие, а докапываться до правды. А записать Федорову две эти победы не могли, ибо не было подтверждений с земли, а словам Федорова уже тогда веры не было, постарался генерал-лейтенант Н.Ф.Папивин, который за всю службу Федорова в 3-й воздушной армии, ни разу не пожелал встретиться с ним, хотя и был заместителем командующего и вовсе не по тылу. Да генерал Руденко, фактически травивший Федорова. Оба генерала в чем-то сильно зависели от Яковлева.
«Как Фёдоров узнал, что он сбивал именно Хартманна?» — ехидно вопрошают Микоян со Щербаковым.
Книжки читать надо, господа-товарищи. У Хартманна на фюзеляже был «характерный рисунок, что-то вроде лепестков тюльпана. Поэтому Эриха было легко отличить в бою, и советские пилоты быстро поняли, что пилотирует этот самолет пилот, с которым лучше не встречаться» [17]. И, наверное, были предупреждения, типа «Ахтунг! Ахтунгу! В небе Покрышкин!», что-либо подобное: «Внимание! Внимание! В небе Хартманн!
Но не все же наши летчики трусы, если нанесли ему 16 поражений. Так почему же отрицать участие в этом деле полковника Федорова. Вот вы, господа Микоян и Щербаков, действительно в этом ряду не стояли.
Могут возразить, что командирам дивизий было запрещено летать на боевые задания. Это так. Но для некоторых, особо талантливых и подготовленных асов делались исключения. Летал же на свободную охоту командир авиадивизии Покрышкин, почему не мог Федоров? Мог! Тем более, что командующий советской авиацией Новиков издал приказ, разрешающий для асов «свободную охоту» на немецкие самолеты.
«Одним важным нововведением стало выделение из общей массы лучших пилотов и развитие тактики «свободной охоты» за линией фронта. Командующий ВВС подчеркнул «Практикуемый свободный полет лучших летчиков-истребителей (асов) проводить преимущественно на тех направлениях фронта, где действуют основные силы авиации, не связывая их выполнением каких-либо определенных задач. Асы всегда, везде и всюду имеют только одну задачу — уничтожать самолеты противника в воздухе, всемерно используя выгодные условия воздушной обстановки».
Лев Вяткин по этому поводу пишет: «Свободная охота», более похожа на воздушную дуэль. Это совершенно особый вид воздушного боя, который придумали немецкие асы, обладавшие прекрасной выучкой, опытом и отличной техникой пилотирования. Об асах и асах-дуэлянтах официальные источники также умалчивают, а они были… Например, немецкий ас Рудольф Мюллер. Советский ас Евгений Савицкий также совершил несколько полетов на дуэль…(потом ему запретили). Борис Веселовский, Александр Покрышкин и многие другие летчики летали на «свободную охоту» за линию фронта» [18].
Федоров никогда не скрывал, что летал на свободную охоту, где мог войти в боевое столкновение с Хартманном. Чего вам тут, непонятно, господа-товарищи Микоян и Щербаков? Клевещите? Дискредитируете? К тому же еще не стесняетесь публично признаваться в своей некомпетентности, в незнании истории той войны, в которой были участниками.
И с бумажкой ты… букашка
И почему бы не предположить, что командарм-16 Руденко неприязненно относился к опытному комдиву Фёдорову и только искал предлог снять его с должности? В этом случае двум командующим воздушными армиями (3-й и 16-й), не терпящими своенравного комдива, легко было договориться о содержании ответа на запрос о числе самолётов, сбитых Фёдоровым на Калининском фронте. Папивин вполне мог состряпать нужную справку против Федорова, по просьбе Руденко. Такое предположение небезосновательно. Причин для неприязни у Руденко было достаточно. К примеру, И.Е. Фёдоров был свидетелем крупных ошибок, допущенных командармом 5-го июля 1943 года, в первый день сражения на Курской дуге, что привело к негативной ситуации по применению авиации против бомбовозов Люфтваффе. Свидетель Федоров — человек открытый и смелый, а такие Руденко и ему подобным ни в какие времена не нравились.
Приведу характеристику, данную в 1964 году известным всей стране Героем Советского Союза, участником ВОВ и Курской битвы, летчиком и командиром первого отряда космонавтов Н. Каманиным (кстати тоже воевавшим на Калининском фронте и лично знавшим обеих командармов Руденко и Папивина): «Большинство офицеров и генералов ВВС, не любит Руденко, Брайко и Пономарева — эта троица приносит мало пользы авиации» [19]. Известно, что полковник П.И.Брайко был начальником штаба 16-й армии у Руденко, когда стряпались пасквили на И.Е.Федорова. Каков поп, таков и приход! И ещё о Руденко: «Маршал злопамятен, он мне еще припомнит мою самостоятельность. Руденко не столько руководитель, сколько надутый вельможа» [20]. А вот характерный эпизод самодурства маршала Руденко, очень показательный, о нем тоже пишет Каманин: «На празднике был и маршал Руденко. Выступить и поблагодарить коллектив Центра от имени командования ВВС он отказался (и это, пожалуй, благо), но очередную глупость все-таки «отмочил». Когда за 10−15 минут до начала вечера человек 20 генералов и офицеров собрались в комнате президиума, маршал заметил, что Гагарин и Титов пришли не в казенных форменных ушанках, а в шапках из серого каракуля. Руденко не придумал ничего лучшего, как поставить Карпова и Гагарина по стойке «смирно» (а сам сидел) и при всех учинить им разнос за «недисциплинированность». Гагарин выслушал упреки начальства внешне спокойно и заявил, что им сшили зимнее обмундирование в военном пошивочном комбинате и что там знают уставные требования по форме одежды лучше всех нас. Маршал упрямо настаивал на своем и требовал дисциплинированности. Я сидел и краснел за маршала; его выходка и по форме, и по существу была просто глупой. В пункте 35 приказа МО № 70 записано: «Офицерам разрешается носить шапку-ушанку из серого каракуля при повседневной форме одежды вне строя». Карпов и Гагарин чувствовали всю неправоту и бестактность Руденко, но не хотели при всех «сажать его в лужу» [21] (выделено мною -В.Р.).
И такой человек в войну посылал летчиков в бой, не беспокоясь, сколько их там собьют или сколько немцы уничтожат пехоты при свободной бомбежке. На северном фасе Курской дуги потери личного состава в воздухе были гораздо значительнее, чем на других участках, где сражались 17-я и 5-я воздушные армии.
Ошибки командующего 16-й воздушной армией Руденко привели в первые дни битвы к ошеломляющим потерям самолётов истребительной, бомбардировочной, штурмовой авиации, а также смерти и ранений большого числа лётчиков, в том числе и в трёх полках 273-й иад, которой командовал Иван Евграфович. Последствием этих просчётов командующего 16-й армии также были безнаказанные бомбардировки немецкой авиацией наших пехотных и танковых соединений, держащих оборону на северном фасе Курской дуги, и, как следствие, продвижение немцев на несколько километров вперёд.
Об ошибках Руденко ни он сам, ни его биографы в послевоенное время не писали, а если и упоминали, то весьма скромно, слишком большие чины он имел и очень высокие должности занимал. Но сколько веревочке не виться…
В последние годы начинают издаваться книги, авторы которых используют материалы, к которым ранее доступа не имели. Назову книгу Виталия Горбача «Авиация в Курской битве» (Москва, ЭКСМО, 2008 г.), сборник «Асы Великой Отечественной. Самые результативные лётчики 1941−1945 гг.» автор-составитель Михаил Юрьевич Быков (Москва, ЭКСМО, 2007 г.), материалы которых в данной статье мною используются.
Повторюсь, для меня не всякий архивный документ есть истина в последней инстанции. Думаю, что и для других исследователей не секрет, что в архивах многие документы пока недоступны или нередко встречаются такие, которые целенаправленно скрывают истину.
Справка командующего 16-й воздушной армии Руденко, содержащая его мнение о вымогательстве звания Героя Советского Союза Иваном Фёдоровым, подлоге при подсчёте сбитых самолётов, далёко ещё не истина в последней инстанции.
Федоров не вымогал звание Героя Советского Союза, а если и требовал, то на вполне законных основаниях. Дело в том, что документы на присвоение звания Героя Советского Союза были подписаны «…командующим 3-й воздушной армией Громовым 27 января 1943 года, о чем сам комдив 256 ИАД майор Федоров был поставлен в известность…. Однако «какой-то доброжелатель из штаба (возможно Папивин — В.Р.) изъял этот документ из почты 3 ВА, и они не попали в Москву в наградную комиссию. Об этом Иван Евграфович узнал лишь в октябре 1943 г. из пришедшего ему ответа на запрос (ОК 6 ИАК, оп.2, д. 9, л.364)» [22]. И обратился посредством представления начальника штаба 6-го иак Жильцова к командующему Руденко. В архивах хранятся несколько представлений за подписью Жильцова, которые Руденко не счел нужным рассмотреть. А потом к нему поступила доносная справка за подписью генерала А.Б.Юмашева, в которой тот обвинял Федорова в плохом управлении дивизией. Но справка поступила 27 июля 1943 года, а Юмашев убыл из 6-го иак до 28 июня 1943 года. Кто же тогда фабриковал эту справку? Следом за ней к Руденко поступил наградной лист за подписью командира 6-го иак Е.Н.Ерлыкина. Вот этот документ является ключевым в интриге против И.Е.Федорова [23].
А ещё Иван Евграфович имел право на звание Героя согласно приказу Сталина № 0489 от 17 июня 1942 года. В нем, в частности записано: «На звание Героя Советского Союза представлять таких летчиков-истребителей, которые собьют в воздушных боях 10 истребителей противника или 5 бомбардировщиков». И.Е.Федоров имел нужные победы к 1943 году. И это знали в штабе 6-го иак.
Тут мы сталкиваемся с прямым подлогом и даже служебным преступлением. В книге Вячеслава Шалагинова на цветной фотографии воспроизведен наградной лист на представление И.Е.Федорова к Герою Советского Союза. Лезвием аккуратно подтерто и вместо Героя Советского Союза на другой машинке и другим шрифтом напечатано «к ордену «Кутузова II степени». Кто подтер? Может быть Брайко по указанию Руденко? Но вот еще что поражает. В документах, приложенных Микояном и Щербаковым к своей «телеге» значится резолюция Руденко. А вот на наградном листе красным карандашом поперек всего представления он отписывает командующему 6-м иак генералу Ерлыкину: «Дивизией командует плохо. Ходатайствуете о снятии и одновременно предлагаете о награде несерьезно. А. Руденко». Заставляет Ерлыкина взять инициативу на себя. А раньше резолюции Руденко какой-то аноним с неясной подписью А. Ре и росчерком коротко распорядился «Отложить». Кто же мог до командующего 16-й армией, а точнее вместо него, сделать эту резолюцию. Пока это загадка, но и её разгадаем.
Руденко не только не пропустил представление, но еще обесчестил одного из лучших асов Отечественной войны перед потомством. Что касается ответа Новикова на письмо Руденко, то его найти не удалось. Но то, что Папивин, сыгравший прямую роль в замене Командующего ВВС страны П.Ф. Жигарева на маршала А.А.Новикова, был в тесных связях с Руденко, тот, несомненно, знал.
Вот характерная история со снятием командующего ВВС страны генерала Жигарева. Об этом пишет Станислав Грибанов в книге «Василий Сталин»:
«Как-то генерал Жигарев доложил Верховному Главнокомандующему, что куйбышевская запасная бригада подготовила к боям шесть штурмовых авиаполков. Но стало известно, что боевое применение штурмовики не проходили — какая же тут готовность к боям!
Василий послал разбираться с этим делом Морозова. Однако генерал Папивин, командовавший запасной бригадой, опередил выводы инспектора — телеграфировал, что его самого обманули (кто ж мог обмануть командира бригады, если не он сам? Но быстро заложил генерала Жигарева — В.Р.) Тогда-то и было принято решение Верховного отправить генерала Жигарева на Дальний Восток. Вывод у Иосифа Виссарионовича, как всегда, был достаточно категоричен: «Не может командовать!..» Вместо Жигарева командовать ВВС назначили генерала А.А.Новикова» [24].
Себя спасал Папивин или выполнял, как сейчас сказали бы, соцзаказ на замену Командующего ВВС страны? Нечеловеческий фактор, однако!
Новиков наверняка знал и историю с 21-м заводом в Горьком. Не мог отказать Новиков, даже если бы хотел, здесь действует принцип: ты мне, я тебе. И Новиков внял липовой характеристике генерал-лейтенанта С.И.Руденко «…неудовлетворительную работу как командира дивизии…» и снял Федорова с должности командира дивизии, и понизил до подполковника.
Но вот что любопытно. В личном деле полковника И.Е.Федорова, хранящимся в Кунцевском военкомате есть записи о награждениях:
— январь 1943 года. Орден Отечественной войны I-й степени «За формирование и командование полка асов».
— декабрь 1943 года. Орден Александра Невского. «За отличное выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленную при этом доблесть и мужество».
И «неудовлетворительно работал как командир дивизии»? Почему тогда награждали?
Федоров неоднократно говорил, что его награждали за командование, а не за лично сбитые самолеты, которые ему часто не записывали. А он просил справедливости за сбитые бомбардировщики, которые, согласно приказу Сталина «тянули» на звание Героя Советского Союза. Но если Дагаев и Папивин не указали в своей справке типы сбитых Федоровым самолетов, то дальше можно было вешать на него всех собак, унижать в письме к Новикову и сеять сплетни, отголоски которых будоражат умы твердокаменных «экскремлевцев», и тех, кто до сих пор с неразорвавшейся пулей в голове.
Это ли вымогательство Федорова? Нет, господа написанты, это травля неугодного злопамятными сослуживцами — генералами Папивиным и Руденко при попустительстве Главного маршала Авиации СССР А.А.Новикова. Вы ж подпеваете им и другим заинтересованным фигурантам давних событий. И не борцы вы за чистоту истории, неча на нее кивать.
«Раньше до прочтения переписки между Руденко и Папивиным я считал Ивана Евграфовича замечательным летчиком-истребителем, летчиком-испытателем сталинской поры — одним из многих умных, сильных, смелых и ловких юношей 30-х годов, влюбившихся в авиацию. Но увидев сколько сил, энергии, изощренности тратят два воздушных командарма, чтобы лишить его заслуженной награды, я осознал какой величиной был этот летчик на фоне своей эпохи». [25]
Была она огненным адом
Из книги В. Горбача мы довольно много узнаём о действиях на Курской дуге 273-й иад (командир полковник И.Е. Фёдоров). Дивизия входила в состав 6-го иак (с 10.07.43 г. командир генерал-майор Е. Е. Ерлыкин) 16-й воздушной армии, которой была поставлена задача — завоевать господство в воздухе на Центральном фронте (командующий К.К. Рокоссовский).
В состав дивизии Фёдорова входили три полка: 157-иап, составленный из опытных лётчиков-асов, воевавших на Калининском фронте (тот самый полк асов, который возглавлял Фёдоров после расформирования «небесного штрафбата»), 163-й и 347-й истребительные полки, укомплектованные преимущественно молодыми лётчиками, только что прибывшими после ускоренного обучения и имевшими за плечами 2−3 учебных воздушных боя.
И надо же, едва прибыв в 16-ю ВА, полковник И.Е.Федоров снова, как и в случае с 21-м заводом в Горьком, прямо сталкивается с всесильным А.С.Яковлевым. Об этом случае поведал маршал Руденко в своих воспоминаниях: «Неожиданно случилась неприятность: при тщательном осмотре „яков“ 273-й истребительной дивизии (командир полковник И.Е.Федоров — В.Р.) специалисты обнаружили отслаивание фанерной обшивки на плоскостях и некоторых других частях машин. Самолеты нельзя было выпускать в воздух. Почему отслоилась обшивка, и как обстоят дела в других дивизиях? Появилось немало „почему?“ и „как?“.
Главный инженер воздушной армии инженер-полковник В. И. Ребров пришел к выводу, что обшивку на плоскостях необходимо переклеить. Срочно доложили о своем решении в штаб ВВС, вызвали представителей авиапромышленности, главного авиаконструктора. Совместными усилиями дефект на самолетах удалось устранить за несколько суток» [26].
Если было доложено в штаб ВВС, то главный конструктор А.С.Яковлев безусловно знал в какой дивизии случилось это позорное ЧП и кто там командир. Опять булыжником на гладкой дороге авиаконструктора оказался И.Е.Федоров. В очередной раз ударил по авторитету. «К ногтю его, товарищ Руденко!» И прижали.
Что же стояло за бракованными самолетами, поступившими на вооружение 273 иад? А то, что накануне решающего сражения ВОВ молодые летчики так и не смогли набраться мастерства для ведения воздушного боя, так как летать на отслаивающейся фанере было невозможно. Не отсюда ли самые большие потери летчиков в 273 иад? И не потому ли этими потерями заинтересовался Сталин? Но Руденко, как мы знаем, спасли К.К.Рокоссовский и Новиков. Но никто не собирался спасать И.Е.Федорова, его только топили. Вот вам, и ещё одна зарытая «собака» или «скелет в шкафу» у Микояна.
Ивану Евграфовичу, в отличие от Степана Микояна, видимо, была судьба участвовать в самых трагических и тяжёлых периодах войны. В июле 1942 года сбежав из ОКБ Лавочкина на Калининский фронт, он стал участником проигранной Красной Армией битвы, оказавшейся масштабней и кровопролитней Сталинградской. Очень нехотя рассекречиваются в последний десяток лет архивные материалы и появляются немногочисленные работы, показывающие неудачи 1942 году под Ржевом, Сычёвкой, Калининым, Белым, Духовщиной, Холмом и др. Объективных исследований по результатам действий авиации обеих сторон до сих пор нет. По опубликованным работам наших и немецких авторов можно убедиться, что от пехоты, которая слоями устилала поля боёв, требовать подтверждения сбитых лётчиками Фёдорова самолётов, зачастую было и невозможно и неуместно.
Ранним утром 5-го июля 1943 года дивизии Ивана Евграфовича Фёдорова пришлось первой встретить многочисленные группы истребителей и бомбардировщиков на северном фасе Курской дуги, на одном из основных направлении наземного удара гитлеровцев.
С 28 июня по 09 июля 1943 года 6-й истребительный авиакорпус не имел командира. Бывший — генерал А.Б.Юмашев, переведен в другую часть. Судя по архивным документам, отмечает В. Горбач, обязанности командира корпуса исполнял начальник штаба полковник Жильцов Н.П. И только через 11 дней потрёпанное в боях соединение принял новый, опытный командир Герой Советского Союза генерал-майор Е.Е. Ерлыкин. Командующий 16-й ВА Руденко в самый напряжённый момент Курской битвы оставил 6-й корпус без официально назначенного командира.
Но главная ошибка, которую сделал Руденко, заключалась в следующем.
В ночь на 5-е июля в 2 часа 30 минут командующий разослал в корпуса и дивизии приказ, определяющий действия авиаторов на ближайшие часы. В приказе содержалось решение, которое впоследствии, когда действия немецкой авиации приобрели большой размах «…в значительной степени дезорганизовало работу истребительных соединений» [27] Вместо непрерывного патрулирования группами не менее 30−40 истребителей каждая, приказ обязывал осуществить первый вылет к линии фронта три группы 6-го иак общей численностью 40 истребителей.
Конечно же, первый, самый опасный, вылет выпал лётчикам дивизии И.Е. Фёдорова.
Первыми к линии фронта около 5 часов утра подошли 18 «яков» 157-го полка, укомплектованного опытными лётчиками. Вёл асов в бой командир полка Герой Советского Союза В. Ф. Волков. Вскоре пилоты «яков» обнаружили 25 юнкерсов-88, бомбивших расположение наших войск. Весь район действия бомбардировщиков оказался блокированным многочисленными «фокке-вульфами».
Группа «яков» разделилась на 8 (эскадрилья Героя Советского Союза капитана В.Н. Залевского) и 10 самолётов (командир В.Ф. Волков). Лётчики капитана Залевского проявили решительность и смелость, бросившись на прорыв к бомбардировщикам. Четверо «яков» оказались связаны боем, но четырём удалось прорваться к бомбардировщикам, сбить 2 (Н.Ф. Залевский) и два поджечь (лейтенантом Ануфриевым и сержантом Г. Х. Каргаевым). На выходе из атаки Залевский и Ануфриев были ранены, самолёты загорелись, оба пилота выпрыгнули на парашютах. Капитан В.Н. Залевский позднее скончался в госпитале.
В это время десять «яков» майора Волкова вели напряжённый воздушный бой с многочисленной группой «фокке-вульфов». Согласно данным, зафиксированным штабом 157-го иап, удалось сбить 9 «фокке-вульф 190», получив повреждения четырёх своих машин. В бою отличились будущие Герои Советского Союза А.Е. Боровых и И.В. Маслов. Однако командование 6-го корпуса по-иному оценило итоги схватки, засчитав пилотам победы над 3 «юнкерсами» и 2 «фокке-вульфами».
Вот вам и верный счет наших побед. Летчикам просто уполовинили сбитые самолеты. Почему подобное не могло произойти и с И.Е.Федоровым на Калининском и других направлениях, вас я спрашиваю, правдолюбца и исказителя истории, Спепан Микоян?
Воздушный бой вызвал большое воодушевление наблюдавших за ним наземных войск. Документы 6-го иак свидетельствуют, что пехотинцы и танкисты встретили появление и атаку истребителей криками «Ура!», а по окончании боя командующий армией генерал-лейтенант А.Г. Родин прислал авиаторам благодарность [28].
Кроме дивизии Фёдорова чуть позже к патрулированию линии фронта были привлечены и другие истребительные дивизии 16-й армии. И то же, группами по 6−8 истребителей, выполняя бездумное решение Руденко. Уже на подходе к линии фронта они становились объектами ожесточённых атак многочисленных истребителей врага. Предотвратить массированные налёты бомбардировщиков на боевые порядки наземных войск истребители не смогли. «Командование 16-й воздушной армии упустило момент концентрации сил истребителей для борьбы с бомбардировочной авиацией противника» — делает вывод Виталий Горбач [29]. Только через несколько часов вступил в действие приказ о вылетах группами по 30−40 самолетов. К тому времени в дивизии Фёдорова остался 21 самолёт (в 163-м иап -3, в 243 иап- 4, в 157 иап- 14 самолётов).
Вот тут и зарыта очередная «собака» в отношениях Руденко к И.Е.Федорову.
Комдив писал в отчетах Руденко правду, указывая на природу приписок побед, поощряемую лично командующим 16-й воздушной армией. «Кроме хорошо отлаженного взаимодействия и управления в бою, действия немецкой авиации характеризовались применением различной военной хитрости. Так, согласно отчету командира 273 иад полковника И.Е. Федорова о боевой работе дивизии за период с 5 по 8 июля, для выхода из неудачно складывающегося боя пилотами „фокке-вульфов“ часто практиковалось имитирование беспорядочного падения и срыва в штопор Зачастую это создавало у молодых и неопытных советских пилотов иллюзию уничтожения вражеской машины, способствуя безудержному росту заявок на победы». [30] (выделено мною — В.Р.)
Виталий Горбач отмечает — «.Рассматривая этот весьма щепетильный и болезненный вопрос об эффективности действий истребительной авиации, необходимо отметить, что, признавая многие недостатки в ее работе, документы 16-й воздушной в то же время практически не содержат материалов, критически оценивающих число заявок на воздушные победы…. в результате недели боевой работы с 5 по 11 июля, согласно тому же отчету, в воздушных боях удалось сбить 425 истребителей, 88 бомбардировщиков и 5 разведчиков противника. Таким образом, число, уничтоженных „фокке-вульфов“ и „мессершмиттов“ даже по сравнению с завышенными разведданными начала месяца составило 140%» [31]. То есть сбили больше, чем немцы имели на этом участке Курской дуги.
Почему бы вам, борцы за исправления Отечественной истории, не раскрутить «дело генерала авиации Руденко» по факту его вопиющего обмана высшего военного руководства. А ведь за приписками стоят незаслуженные звания Героев Советского Союза, орденоносцев, продвижение по службе, деньги и т. п. Хотел Сталин предъявить ему претензию, да командующий Центральным фронтом К.К.Рокоссовский и командующий ВВС Новиков взяли под защиту. Это только известные фамилии. Покопайтесь, может, других выявите? Сталин укрепил руководство 16-й воздушной армии, не выполнившей поставленной задачи: 10 июля был назначен командир 6 иак генерал Ерлыкин. «На Центральный фронт срочно вылетел первый заместитель командующего ВВС Красной Армии генерал-полковник Г. А.Ворожейкин, получивший категорический приказ Сталина: «Чтобы завтра господство в воздухе было завоёвано!» [32]
Разве пришелся бы к «вельможному» приписному двору командарма Руденко честный командир дивизии И.Е.Федоров? Нет и ещё раз нет! Надо было его дискредитировать и снять с должности, чтобы не лез со своей горькой правдой. Так злопамятный Руденко и сделал. А если учесть, что «вельможа» всё время рос в должностях в авиации, то нетрудно догадаться, что досье И.Е. Федорова было перешито и из него изъяли многие подлинные документы, характеризующие боевой путь аса и его победы. Не сомневаюсь, что их было значительно больше, чем сегодня сохранилось в обрезанном личном деле И.Е.Федорова.
Помните характеристику Руденко, данную ему Каманиным — «злопамятен»? Так, что письмо этого «вельможи» о боевом лётчике не то, что необъективно, а по-хамски беспардонно и оскорбительно. Те же, кто не дает себе труда хоть мало-мальски проанализировать обстоятельства появления клеветнического письма в делах 16-й армии, достойны того, кто его состряпал.
И ещё о невежестве. Авторы открытого письма призывают в свидетели для компрометации заслуг Фёдорова в гражданской войне в Испании одного из лётчиков-истребителей, воевавших там — Бориса Александровича Смирнова (умер в 1984 г.). Для большей убедительности сообщают читателям, что он получил звание Героя Советского Союза «за Испанию», что не соответствует действительности. Б.А. Смирнов, старший лейтенант, командир эскадрильи истребителей И-16 в Испании (с 14.06.37 по 17.01.38 г.) сбил лично 2 самолёта, его эскадрилья сбила 14−16 самолётов. Награждён орденом Ленина (02.03.38 г.) и орденом Красного Знамени (28.10.37г.). Звание Героя Советского Союза Б. А. Смирнову, будущему генералу, присвоено после боёв на Халхин-Голе (17.11.38 г.), где он лично сбил 4 японских истребителя [33].
И последнее, что хотелось бы прокомментировать у написантов: «Надо отметить, что испытателем у Лавочкина Фёдоров работал недолго — уже в 1949 году он перешёл на менее ответственную работу — испытания авиационного оборудования. На такую работу лётчики добровольно не уходят. Видимо, С.А.Лавочкин был им не очень доволен. А в 1954 году Фёдоров вообще ушёл с лётной работы, и вышел на пенсию, хотя ему был всего 41 год».
Вот, что по этому поводу пишет публицист Чубуков, хорошо знающий по архивам истинное положение дел с увольнением И.Е.Федорова: «В 1953 году Федоров испытывал конструкцию очередного опытного истребителя на прочностные нормы, что на языке пилотов звучит «максимум-максимора», а на обывательском языке это полёт с 15−16 тысяч метров вниз на полном форсаже. Богатырский организм Ивана Евграфрвича выдержал, но без последствий не обошлось. ВВК постановила: «Федоров И.Е. не годен к лётной работе, не годен к службе в мирное время. В 1954 году Иван Евгрвфович Федоров по этому врачебному предписанию вышел на пенсию» [34].
Зачем же так злобствовать, господа-товарищи Микоян и Щербаков? Зачем писать «Видимо, С.А.Лавочкин был им не очень доволен» и потому уволил. Видимо откуда? Из снов или из «прекрасного коммунистического далёка»?
Кстати, любитель авиационной техники, господин-товарищ Микоян, а не снятся ли вам цветные сны из прошлого? Например, как вы любовались на горящий советский самолет, ваш, кажется: «…машина горела очень красиво: зеленый самолет, красное пламя на фоне белого снега и фейерверк рвущихся снарядов, которыми он был заряжен» [35].
Похоже, что у вас, Степан Анастасович, это самое яркое впечатление о Великой Отечественной войне.
За сим прощаюсь.
Вячеслав Родионов, к.и.н.,
член Союза писателей России
P. S. Мало покажется, обращайтесь.
г. Москва.
Канун Нового, 2009 года.
Рождество Христово, 7 января 2009 года
Примечания:
1 — Драбкин А. Я дрался на истребителе. М., ЭКСМО, 2007. — 512 с. с илл.
2 — Папа Степана Микояна — Анастас Микоян, один из одиозных большевистских лидеров СССР на протяжении нескольких десятилетий. За ним тянется тайна чудесного спасения при расстреле 26-ти Бакинских комиссаров, единственного по загадочным причинам не тронутого англичанами в 1918 году. Впрочем, тайну, возможно, приоткрывает американский публицист Джон Колеман. В своей книге «Комитет 300» он приводит список членов мирового правительства, угнездившегося в Англии. В том списке (стр.314) упомянут и папа нашего правдолюбца — Анастас Микоян. Если это правда, то можно сделать вывод о том, что агентурные связи большевистского члена политбюро с англичанами, начались давно и тянулись до самой смерти. Интересно, делился ли со своим отцом секретами авиапромышленности летчик-испытатель Степан Микоян? Ну, это просто так вопросик, ради красного словца. А тут новость. По старым отцовским тропинкам Степан Микоян, написанную им книгу «Воспоминания летчика-испытателя», издает не в России, а в Англии. Хотелось бы получить когда-нибудь достоверный ответ на причины взаимоотношений клана Микоянов с Англией.
3 — Отец — Щербаков Александр Сергеевич (1901−1945), советский государственный партийный деятель, генерал-полковник. Являлся первым секретарем МК и МГК ВКП (б), секретарем ЦК ВКП (б), начальником Главного политуправления Красной Армии, заместителем Наркома обороны СССР, начальником Совинформбюро. По просьбе М. Горького был назначен первым секретарем Союза писателей СССР.
4 — - Звягинцев В.Е. Трибунал для героев. — М.: ОЛМА-ПРЕСС.- Образование 2005, С. 329. 334.
5 — - Драбкин Артем. Я дрался на истребителе. М., «ЯУЗА» «ЭКСМО». — 2007, С. 133.
6 — Подлинник находится в Центральном архиве Министерства обороны РФ (ЦАМО), ф.4, оп.11, д. 71, л.222−226.;
7 — Вяткин Л. Трагедии воздушного океана. // Засекреченная слава. //Серия Неведомое, необъяснимое, невероятное М. ИД Прибой 1999. 400 с.
8 — Суворов В. http://www.razgovor.org/special/article276/
9 — Хазанов Д. История создания Як-9У. Интернетпубликация.
10 — Кербер Л.Л. Туполев. СПб., 1999. С. 171.
11 — http://wunderwaffe.narod.ru/weaponbook/avia/mig3/c7.htm
12 — Ивановский О.Г., Тимофеев В.Н., Серов Г. П., Шевелев И.Л. — Лавочкин (К 100-летию со дня рождения). 2000. — С.52.
13 — Чубуков В.В.Год жизни в небе. Ж. Мужская работа, 2005, № 1. — С.89
14 — Ивановский О.Г., Тимофеев В.Н., Серов Г. П., Шевелев И.Л. Лавочкин (К 100-летию со дня рождения). 2000. — С.28−29.
15 — Швыдкин А. Белов В. Послесловие. В кн. Толивер Р.Ф. Констебль Т.Дж. -Лучший ас второй мировой. М. АСТ. 2000. — С. 429.
16 — Там же. — С.99−100.
17 — Толивер Р.Ф. Констебль Т.Дж. — Лучший ас второй мировой. М. АСТ. 2000. — С. 124.
18 — Вяткин Л. Ук. соч. С. 78.
19 — Каманин Н.П. Скрытый КОСМОС. Дневники и письма. Запись от 1 декабря 1962. — Интернетпубликация.
20 — Каманин Н.П. Скрытый КОСМОС. Дневники и письма. Запись от 13 января 1963. Интернетпубликация.
21 — Каманин Н.П. Там же. Запись от 25 января 1963 года.
22 — Шалагинов В.В. Переживший эпоху. М., «ГОЛОС-ПРЕСС», 2008. — С.262.
23 — См. фото справки в кн.: Шалагинов В.В. Переживший эпоху. М. «ГОЛОС-ПРОЕСС», 2008. — Стр. цв. иллюст. 14
24 — Грибанов С. «Василий Сталин» Интернетпубликация.
25 — Шалагинов В. Ук. соч. С. 298.
26 — Руденко С.И. Крылья Победы. — гл. 12. — Интернетпубликация
27 — Горбач В. Ук. соч. С. 44.
28 — Горбач В. Ук. соч. С. 45.
29 — Горбач В. Ук. соч. С. 47.
30 — ЦАМО РФ. Ф. 486-го иап. Оп.211 987. Д. 3. Л.133.
31 — Горбач В. Ук. соч. С.91
32 — Горбач В. Авиация в Курской битве. М., «ЯУЗА» «ЭКСМО», 2008. — С.62.
33 — 33 — см. в. кн.: Абросов С. В небе Испании 1936−1939 годы, Москва, 2003.
34 — Чубуков В.В.Год жизни в небе. Ж. Мужская работа, 2005, № 1.- С.89
35 — Драбкин, А Ук.Соч. С. 121
http://rusk.ru/st.php?idar=113857
Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | Следующая >> |