Русская линия
Русская линия Станислав Минаков12.02.2009 

Предтеча полтавской виктории

9 февраля 2009 г. у села Городнее, в нескольких километрах от Краснокутска, состоялись торжества, посвященные 300-й годовщине победы российской армии и украинских казаков над шведским войском. Инициатором мероприятия стала та же группа депутатов Харьковского областного совета, что в конце декабря провела Неделю русского языка на Харьковщине.

Вид с редута на с. ГороднееОранжевых, украинских национал-«свидомитов», пожалуй, можно даже поблагодарить. Без их патологической тяги ко всеобщей мазепизации — когда бы еще мы вспомнили о той победе «малой», словно сокрывшейся в тени большой «виктории», одержанной Петром Великим под Полтавой. Мы, ленивые и нелюбопытные, могли бы и позабыть о том, кто мы есть, забыли бы, что означало всегда на нашей земле слово «русский» (перечитайте «Тараса Бульбу»). А помнить, вспоминать — надо.

Поскольку и в этих сражениях пролита кровь наших предков, давно обосновавшихся на землях, которые именуются Слобожанщиной.

Вражеские происки побуждают нас к трезвению и мобилизации. Пора, давно пора нам сосредоточиться. Русский мир «сосредотачивается»? Будем надеяться. Сосредоточимся, чтобы дать отпор сценаристам «больших шахматных досок», а также новоявленным гауляйтерам, поставленным ими в наших пределах и норовящих воздвигнуть памятник то предателю, то убийце, то королю-иноземцу-захватчику. Может, им в самом деле пора у психиатров обследоваться, у специалистов по бессознательному?

Река Мерло и Богородица Каплуновская

Краснокутск, основанный в 1651 г., за три года до Переяславской рады, — теперь райцентр. Между прочим, тот самый, от которого в облсовет избирался Евгений Кушнарев, и который, несмотря на все усилия оранжевых, Кушнарева не «сдал». Автобусом до него ехать часа полтора, а потом еще чуток — до Городнего.

Подсевшая к нам в автобус с товарищами краснокутчанка причастно рассказывает, что не столь давно шведы выразили инициативу прочистить и вернуть к жизни здешнюю реку Мерло, которая три века назад была судоходной, и в которой якобы затонули набитые золотом (чьим?) шведские кораблики.
Глава Харьковской организации «Русский блок» Геннадий Макаров в ответ вспоминает известную историю чудотворной иконы Богородицы Каплуновской Казанской.
Образ Богородицы Каплуновской Казанской«В 1709 г., когда император Петр Великий воевал с шведским королем Карлом XII, то вызвал к себе в Харьков к армии священника с Каплуновскою иконою (явилась в 1689 священнику с. Каплуновка Харьковской епархии Иоанну Уманову, что на реке Хухре, в 20 верстах от Ахтырки) и велел носить ее перед полками, а сам со слезами молился пред нею Царице Небесной о помощи. Между тем король Карл, остановившись со своим войском около Каплуновки, поместился с изменником гетманом Мазепой в доме о. Иоанна. Тогда некоторые из его буйных воинов хотели было сжечь церковь. Обложили ее соломой и дровами, но, как ни старались поджечь, ни дрова, ни солома не загорались. Узнав о таком чуде и еще о том, что св. икона находится в русском лагере, Карл сказал Мазепе: «Если не могли зажечь церковь и без иконы, то там, где находится Она Сама, наверное, придется нам очень плохо.»
Между прочим, перед началом Полтавского боя Петр приказал носить Каплуновскую икону по рядам русской армии и со слезами молился перед образом. Затем после битвы священник Иоанн с иконой был вытребован в Москву и оттуда уже отпущен со святыней домой. Петр сделал на икону серебряную вызолоченную ризу с драгоценными каменьями и серебряный ковчег. На киоте этом — надпись: «В сем ковчеге император Петр I по окончании 1709 г. с Карлом XII под Полтавой войны, прислал обратно в Каплуновку чудотворный образ Богоматери». Эта история описана в книге Евгения Поселянина «Сказания о чудотворных иконах Богоматери», 1919 г.

Карл, Мазепа, русская виктория и слободские партизаны

В грязь и слякоть выходим со всеми — сквозь морось. Конечно, тогда, 300 лет назад, наверняка был мороз, это нынче повелась в феврале такая теплынь. Сидеть бы тогда слобожанам по хатам, да оккупант шведский пришел, поляков с собой привел, да еще со «своими» же, во главе с предателем Мазепы, которые, известно, хуже чужих,. Уверяют, что Петр Мазепу ценил высоко, даже наградил орденом Св. Андрея, самой значительной государственной наградой России и по сей день. И получил украинский иуда этот орден вторым в Российском государстве. Историк Е. В. Тарле отметил: «Из попытки сношений с Петром в связи с предложением гетмана нечаянным нападением захватить Карла и, похитив его, доставить в царский лагерь, ничего не вышло. Тогда оставалось одно лишь: терроризовать Украину и, обострив этот террор, принудить ее, наконец, перейти на сторону шведов. Мазепа знал, что его лично ждет в случае победы России, и поэтому не было у украинского народа зимой и весной 1709 г. более неумолимого, смертельного врага, чем старый бывший гетман».

Митинг на редутеСтранно стоять на этом памятном холме, с которого наши пушки наносили урон неприятелю. Наверное, одержать победу, полвека спустя после Переяславской рады, помогала сама земля, с прихотливыми всхолмиями, оврагами.

Как указывают историки, за полгода до Полтавской битвы, в конце января 1709 г., шведская армия во главе с королем Карлом XII начала поход на Слободскую Украину. Было выбрано стратегическое направление: Харьков — Белгород — Москва. Но вот это самое селышко Городнее каким-то странным образом остановило Карла, даже попавшего здесь в окружение, потеряв 600 бойцов убитыми и ранеными. Русская сторона насчитала 42 убитых и 27 раненых, 139 врагов взявши в плен. Чуть было не пленили здесь и Мазепу, который, по свидетельству шведского лейтенанта Вейе, воскликнул: «Не думал я, чтоб шведы тикали!» Ну, мало ли что он не думал, мерзавец.

Таким образом бой под Городним воспрепятствовал движению неприятеля на Москву, отбросил его и устрашил, стал предтечей знаменитой победы под Полтавой. Надо непременно отметить, что Красный Кут и другие территории Слободской Украины стали настоящим адом для захватчиков. Тут развязалась глубокая партизанская война. И представители «высокой европейской культуры» повели себя с местным населением как с недочеловеками, воистину как предшественники гитлеровцев.

Меншиков писал Скоропадскому 16 февраля 1709 г. из слободского Богодухова: «Неприятель, после учинившегося ему под Городнею безчастия и не возмогши против того воинским образом учинить нам отплаты, починя здешним жителям многие разорения, а имянно, места: Красный Кут, Коломак, и иные пополя, пошел назад к Опошне, и выше помянутых мест жителей мужеска и женска полу в неволю побрал, не винных младенцев живых в снег и в воду побросал и иныя многия злы чинил».

Тогда шведы спалили также Городнее, Каплуновку, Мурафу, Колонтаев и другие населенные пункты. Депутат Харьковского облсовета Владимир Алексеев подчеркивает, что и с. Хоружевка тоже была в числе поселений, сожженных шведами. По иронии судьбы сегодня уроженец Хоружевки В. Ющенко ратует за установку памятника не только клятвопреступнику Ивану Мазепе, но и оккупанту Карлу, к слову, самому не любимому шведами монарху.

И еще находим у Тарле: «…Чем можно объяснить то свирепое опустошение, которому подвергли сами шведы слобожан? Объяснение одно: на Слободской Украине армия Карла XII встретила ту же народную войну, какую испытала и до и особенно после перехода к ним Мазепы на Северской Украине и на всей Гетманщине вообще, где она уже побывала. И варварское сожжение предместий Краснокутска, который шведы оказались не в силах удержать, но в силах поджечь, и опустошение деревень было ответом на уход слобожан из своих домов, на прятанье хлеба, наконец, на партизанские налеты и истребление рыскающих в поисках хлеба и сена шведских фуражиров».

Юбилейные действия инициативной группы депутатов-харьковчан весьма резонны и юридически обоснованны: памятник здесь и прежде стоял, а решением Харьковского облсовета в 1972 г. был признан историческим, однако потом в лихорадке буден, при строительстве автодороги, сохранил лишь части плит. Теперь историческая память будет восстановлена. Поскольку принято решение облсовета — «В ознаменование 300 годовщины общей победы русской армии и украинских казаков над шведским войском на Харьковщине».

Простые и горячие слова

Депутатская группа и консул России В. БогдановПриведем фрагменты нескольких выступлений на памятном митинге в этот февральский понедельник у Городнего, который провел Игорь Массалов. В митинге также участвовали депутаты-регионалы Виктория Казакова, Владимир Алексеев, Ольга Гнездилова, Любовь Покроева, Иван Демьяненко, «прогрессивный социалист» Владимир Проскурин, коммунист Леонид Стрижко.

Заместитель председателя областного совета В. Казакова сказала: «Областной совет решил восстановить историческую правду. Нельзя умалчивать о тех событиях, которые свидетельствуют о совместной борьбе русского и украинского народов по защите своей Родины».

«Сражение у села Городее свидетельствует о том, что, когда славянские народы выступают против захватчиков вместе, — они непобедимы, — уверен председатель Временной контрольной комиссии областного совета по вопросам содействия применению норм европейского законодательства В. Алексеев. — Наши предки сделали правильный выбор, объединившись с русским народом в борьбе против шведских захватчиков». В. Алексеев также подчеркнул, что на установление памятной доски не потрачено пока ни копейки бюджетных средств.

Л. Стрижко заявил: «Сегодня власти говорят о якобы состоявшемся союзе между казачеством и Карлом XII… Мы знаем, кого он называет «героями Украины». Достаточно назвать имя Шухевича… Сегодня Ющенко превращает нашу страну в марионетку, но уже другого хозяина. Очевидно, так называемые «патриоты» иного не видят — ни для себя, ни для страны. Но мы категорически с ними не согласны. Я уверен, что пришедшие сегодня сюда под сине-белыми флагами Партии регионов, под красными КПУ и есть настоящие патриоты Украины. Мы уверены: как триста лет назад, так и сегодня союз наших народов одержит победу».

Консул Генерального консульства России в Харькове Виталий Богданов заметил: «Мы живем в сложное время глобального финансового кризиса, обостренных политических отношений. Трудности и проблемы Украина и Россия смогут преодолеть только вместе. Сегодня — яркий повод нам вместе вспомнить о былых героических совместных победах. 300 лет назад русская армия вместе с жителями, казаками Слобожанского края смогла положить начало разгрому шведских оккупантов. Сегодня история намекает нам на то, что выстоим мы только вместе, а не порознь. Украине желаю выстоять, а мы — чем можем, тем поможем».

Открытие памятной доскиЭмоциональным было и выступление председателя общественной организации «Память державы» В. Проскурина: «Я хотел бы поблагодарить каждого, кто пришел в такую погоду сюда, чтобы вспомнить ту победу, что состоялась здесь 300 лет назад. Хочу поблагодарить инициативную группу, которая организовала сегодняшнее торжество. Тяжело проводить такую работу, ведь сегодня уже в школах у наших детей вытравливается память о Великой Отечественной войне, я не говорю уж о Северной войне, события которой мы сегодня вспоминаем. А ведь оккупанты-шведы проводили здесь фактически бандитскую, политику: грабили местное население, угоняли женщин и детей, уничтожали населенные пункты. Мужское местное население ушло в леса… Что мы знаем о партизанской войне тех лет, которая велась против шведов? Об этом хорошо написано в воспоминаниях шведских офицеров и генералов, в наших источниках этого почти нет. Здесь, на этой земле, тоже — край партизанской славы, как в свое время таким краем стала Беларусь. Нас сегодня убеждают, что иуда, отлученный от церкви Мазепа представлял весь украинский народ. Но это вранье. С ним было 2000 казаков. А на стороне русской армии воевало все слободское казачество, все население. И здесь, я уверен, будет воздвигнут памятник совместной победе русского оружия и слободского казачества».

Г. Макаров, председатель общественной организации «Русский блок», заявил: «На Переяславской раде запорожское казачество и малоросский народ дали клятву русскому народу на верность. «Чтоб мы вовек едино были!» — так кричали на площадях послам русского царя. Эта клятва была подтверждена в дни шведско-польской оккупации. Нашествие было общеевропейским мероприятием, получившим поддержку Ватикана. Историческая память должна нам помогать отличать мазеп и карлов от наших национальных героев».

Прочувствованно высказался председатель Харьковского райсовета Виталий Збукарь: «Большой отрезок времени отделяет нас от тех героических дней. Но сколь бы ни был он велик, это не сможет дать нам повод переписать историю: честь и доблесть забыть, а предательство возвеличить. Славянское братство будет жить в веках. Наши отношения всегда будут честными, братскими».

И. Демьяненко, которому вместе с депутатом Краснокутского райсовета Марией Кондратович было предоставлено почетное право открыть мемориальную табличку памятника о совместной победе, сказал: «Земляки — харьковчане, краснокутчане! Велика цена события, которое нас собрало. Последние четыре года из нас пытаются вытравить то, что нас объединяло веками. Лозунги на раскол Украины и России — не пройдут!»

«Вiйна це завжди трагедiя…»

О.Василий и о.Стефан на редутеПротоиереи о. Стефан и о. Василий освятили табличку, на которой написано: «Здесь будет установлен памятник в честь победы русской армии и украинских казаков над шведским войском 9 февраля 1709 г. Харьковский областной совет».

Надо заметить, что о. Стефан окропил освященной водой и стоящий в нескольких шагах крест, возле которого укреплена небольшая стела с жестяной рукодельной табличкой и такой процарапанной надписью по-украински: «Крест памяти погибших казаков и шведских воинов в Северной войне 9 — II — 1709. Краснокутский казацкий курень — 2008».

Напомним, что крест этот появился одновременно с осквернением в прошлом году остатков памятника русским воинам и слободским казакам.
Как видим, у каждого своя память, однако землица примиряет всех мертвых — стоявших друг против друга в битвах. А живые либо молятся об упокоении душ погибших и живут в мире, либо продолжают свое земное дело — противостояния, раздоры, усобицы, оккупацию.

Отец Стефан с холма обратился к собравшимся мовою: «Дорогi брати i сестри!.. Воiстину можна сказати, що ця земля являеться геройскою, тому що вона просякнута кров`ю воинiв-мученикiв, якi вiдстояли цю землю, вiдстояли iдею краiни. Ми повиннi пам`ятати, що вiйна це завжди трагедiя».

Общественности Харьковщины следует всячески поддерживать своих избранников-депутатов обласного и городского советов в подобных начинаниях, а также самой выходить из дремы, ибо только в активных действиях можно сохранить свою самоидентичность, передать потомкам те завоевания, что кровью оплачены нашими пращурами.

На снимках: вид с редута на с. Городнее; образ Богородицы Каплуновской Казанской; митинг на редуте; инициативная депутатская группа и консул России В. Богданов у памятного знака; открытие памятной доски; о. Василий и о. Стефан на редуте.

Фото автора

http://rusk.ru/st.php?idar=113814

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  А.В.Шахматов    13.02.2009 04:45
Дорогие казаки и казачки,русские и православные люди что происходит с Русским Казачеством, то я знаю не понаслышке, а через личное прикосновение к сословию Русской нации. Мне было суждено принимать участие,почти что, во всех Казачьих кругах и слётах Перестроечной России – 1991 года, тогда я и узнал о том,как мутят родным казачеством "засланные казачки",которые не имеют никакого отношения – ни по крови и ни по духу – к доблестному Казачеству. Словом, вражеская сила не дремлет на русских просторах, и нам верным сынам и дочерям Отчизны нельзя спать, а то останется от Родины -рожки да ножки.
  А.В.Шахматов    13.02.2009 03:59
Антирусская и антидержавная сила ныне открыто прививает искусственную казачью "национальность", особенно на Кубани и на Дону, то есть в сердцевинах Русского Казачества. А так как верховные атаманы подставные,то это злодеяние,к русской беде,имееет успех.
  Русский националист    12.02.2009 23:09
Запорожские казаки – русские казаки

Запорожские казаки никогда себя "украинцами" не называли, по той простой причине, что во-первых называли они себя русскими казаками, а во-вторых, и термина такого как «украинцы» к русским Юга России до середины 19 века никто не применял. А додумались до этого австрийские спецслужбы с помощью польской шляхты.

Никаких "украинцев" не существует в природе, а есть русские, живущие на южной Окраине России.
  А.В.Шахматов    12.02.2009 14:54
Русские казаки-Запорожские,Черноморские,Кубанские,Донские,Терские,Забайкальские,Уральские, Амурские,Сибирьские…но нет украинских.
  Игнат    12.02.2009 14:07
Неграмотность – дело повсеместное. А казаки, как видим, были разыне. И Слободские полки казацкие стояли, и запорожцы себя козаками называли.
  А.В.Шахматов    12.02.2009 10:45
Боже,опять украинские казаки, то есть неграмотность.
  Кира Т.    12.02.2009 10:16
Все-таки Харьков — русская земля. Русские люди, радеющие об общей русской славе и судьбе. Сто тысяч раз прав Гоголь с его Тарасом Бульбой и с его русскими "казаками"… Спасибо вам, что помните и других подвигаете – помнить это!
  А.В.Суворов: всюду фронт!    12.02.2009 01:00
Звонко!
Молодец Харьков!
Молодец Минаков!

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика