Русская линия | Протоиерей Димитрий Назаров | 11.02.2009 |
«Грядет час, и ныне есть, егда истинные поклонницы поклонятся Отцу духом и истиною: ибо Отец таковых ищет покланяющихся Ему. Дух есть Бог: и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися» (Ин. 4, 23−24). Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь, именуется также Православной Церковью, ибо в течение двух тысяч лет содержит неповреждёнными Святое Предание и Святые Таинства, в качестве необходимого условия нашего спасения. На протяжении всего этого времени многие расколы и ереси, подобно бурям и штормам сотрясали Церковный Корабль, однако спасительная миссия Церкви никогда не прекращалась, ибо «врата адова не одолеют Ей»! (Мф.16, 18)
Первыми, после Палестины и Заиорданья, областями распространения Апостольской Проповеди стали Египет с Ливией, Ливан, Сирия с Месопотамией и Малой Азией, а также Греция с островами. Именно эта область, именуемая Восточным Средиземноморьем, географически примыкающая к Палестине стала тем местом, где были основаны Апостолами древнейшие епископские кафедры, наиболее значительные из которых, впоследствии стали первенствующими среди других и получили наименование Восточных Патриархатов — Александрийский (основанный Апостолом и Евангелистом Марком), Антиохийский (основанный, также как и Римская Церковь, Апостолами Петром и Павлом), и, разумеется, Иерусалимская Церковь, Мать всех Церквей, днём рождения Которой является Святая Пятидесятница.
Рим был столицей Империи, а также единственной Апостольской кафедрой на Западе, в связи, с чем Римские Папы являлись Патриархами Запада. С принятием Христианства Святым Равноапостольным Константином Великим и переносом столицы Империи на Восток, в Царьград, связано возвышение Константинопольского Патриарха, получившего достоинство после Римского: «Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по Римском епископе, потому что город оный есть новый Рим» (Правило 3 Второго Вселенского Собора).
Святители, преемники Святых Апостолов на вышеперечисленных кафедрах, стремились прежде всего «блюсти единение Духа в союзе мира» ((Еф.4, 3), стремясь исполнить заповедь Самого Господа: «иже аще хощет в вас вящий быти, да будет вам слуга: и иже аще хощет в вас быти первый, буди вам раб: Якоже Сын Человеческий не прииде, да послужат Ему, но послужити, и дати душу свою избавление за многих» (Мф.20, 26−28)! Относительно же административной власти Предстоятелей Поместных Церквей Святые Апостолы и Святые Отцы заповедали: «Епископам всякого народа подобает знать первого в них, и признавать его как главу, и ничего превышающего их власть не творить без его рассуждения: творить же каждому только то, что касается до его епархии, и до мест к ней принадлежащих. Но и первый ничего да не творит без рассуждения всех» (Апостольское Правило 34). «Да хранятся древние обычаи, принятые в Египте, и в Ливии, и в Пентаполе, дабы Александрийский епископ имел власть над всеми сими. Понеже и Римскому епископу сие обычно, подобно и в Антиохии, и в иных областях да сохраняются преимущества Церквей…» (Правило 6 Первого Вселенского Собора). «Областные епископы да не простирают своея власти на Церкви, за пределами своея области (Поместной Церкви — прим. авт.), и да не смешивают Церквей; но, по правилам, Александрийский епископ да управляет Церквами токмо Египетскими; епископы восточные да начальствуют токмо на востоке, с сохранением преимуществ Антиохийской Церкви, правилами Никейскими признанных… Не быв приглашены, епископы да не преходят за пределы своея области для рукоположения, или какого-либо другаго Церковнаго распоряжения» (Правило 2 Второго Вселенского Собора).
Итак, Господь распространил Свою Святую Церковь через Святых Апостолов и Святителей, их учеников и преемников, дал Ей Духом Святым определённую структуру и организацию, однако Враг посеял плевелы расколов и ересей. Вселенские Соборы явились самым совершенным органом Духа Христова в борьбе за церковное единство: «изволися Духу Святому и нам…» — так всегда начинались определения Соборов. Вселенские Соборы решали вопросы об осуждении различных ересей и расколов (ересью именуется отделение от Церкви по догматическим причинам (лжеумствования), а расколом — по каноническим (гордыня, непослушание священноначалию). Святой Апостол Павел также именует Церковь Телом Христовым, то есть состоять в церковном общении — означает причащаться из единой Чаши: «Чаша благословения, юже благословляем, не общение ли Крове Христовы есть; Хлеб, егоже ломим, не общение ли Тела Христова есть; Яко един Хлеб, едино Тело есмы мнози: вси от Единого Хлеба причащаемся» (1 Кор. 10,17). Само же слово «причастие» как в греческом, так и в латинском означает «общение», «соединение». Анафемой называется отвержение от церковного общения до Страшного Суда Христова, призыв любящей Матери-Церкви к возвращению через покаяние и отречение от ереси либо раскола.
Тысячу лет Восток и Запад были едины; 1054 годом официально датируется «разделения Церквей»: папский легат кардинал Гумберт положил на престол Константинопольской Св. Софии Акт об анафеме на Константинопольского Патриарха Михаила Керуллария. Каковы бы ни были исторические обстоятельства, согласно Апостольским Правилам Римский Епископ, не мог без Собора судить Константинопольского Патриарха. Как нами показано выше, каноническое Предание Церкви не даёт оснований для вмешательства кого-либо из епископов во внутренние дела иной Поместной Церкви, оставляя данное право только за Собором: «При сохранении же вышеописанного правила о Церковных областях, явно есть, яко дела каждой области благоучреждать будет Собор той же области, как определено в Никее» (Правило 2 Второго Вселенского Собора).
Предав отлучению только Константинопольского Патриарха, Римский Папа должен был сохранить общение с другими Восточными Патриархами. В действительности, произошёл полный разрыв общения между Римом и Православным Востоком. Остальные Восточные Патриархи также не признали законным отлучение Константинопольского, сохранив с ним общение. Таким образом, в лице Восточных Патриархов, Вселенская Церковь не приняла отлучение Константинопольского Патриарха. Единая Святая и Апостольская Церковь именуется также Соборною, ибо власть священнодействия (а также власть «вязать и решить») передана Господом Иисусом Христом через Святого Духа всему сонму апостольскому, а, следовательно, преемственно, через Святых Апостолов, всему епископату Вселенской Церкви. Ни Святое Писание, ни Священное Предание не дают никаких законных оснований для возвышения Предстоятеля какой-либо Поместной Церкви в ущерб законным правам остальных, ибо часть никогда не может быть больше целого, даже если это и большая часть.
2. История Брестской «унии»
Во второй половине 9 века, Святые Солунские братья, Равноапостольные Кирилл и Мефодий, ученики Святителя Фотия, Патриарха Константинопольского, положили начало распространению Слова Божьего среди славян, сперва западных (в Моравском княжестве) и южных (в Болгарии и Македонии), а затем и восточных — в Киевском каганате. Проповедь эта принесла обильный плод: от руки Константинопольского Патриарха в 955 году в Царьграде приняла Святое Крещение Святая Равноапостольная Княгиня Ольга, а в 988 году, в Херсонесе Таврическом, также от руки греческого епископа, крестился и внук Святой Ольги — Святой Равноапостольный Великий Князь Владимир. Хотя Киевская Держава и была независимой, вновь образованная Киевская Митрополия была поставлена в каноническую зависимость от Вселенского Патриарха. Наглядным свидетельством того, что Киевская Держава изначально приняла именно Православие с Востока (а не римский католицизм), является Святая София Киевская, построенная по образцу Храма Премудрости Божьей в Константинополе.
Вследствие монгольского нашествия и распада Киевской Державы, в середине 15 века произошло разделение Киевской Митрополии на юго-западную и северо-восточную. Северо-восточная добилась фактической автокефалии (независимости), получившей впоследствии каноническое признание Константинополя (речь идёт о нынешнем Московском Патриархате). Юго-Западная (собственно Киевская) Митрополия сохранила каноническую зависимость от Вселенского Патриарха. В те времена Украина попала под власть иноверческого Польско-Литовского княжества (впоследствии Королевства Польского). Несмотря на декларированную «свободу вероисповеданий», православный народ страдал от гнёта и произвола королевских чиновников. В этой исторической обстановке, в конце 16 века польская королевская власть соблазнила часть православного епископата перейти в подчинение Римскому папе, щедрыми обещаниями материальных благ и привилегий.
С самого начала так называемая «уния» была обманом и заговором епископов-отступников от Православной Веры против канонического Священноначалия и православного народа. «С молодости моей я воспитан моими преименитыми благочестивыми родителями в истинной вере, в которой, с Божьей помощью, и до сих пор пребываю и надеюсь непоколебимо пребывать до конца жизни…, — свидетельствует благоверный князь Константин Острожский. — Но в нынешние времена злохитрыми кознями вселукавого диавола, сами главные начальники нашей истинной Веры, прельстившись славой света сего и помрачившись тьмой сластолюбия, наши мнимые пастыри, митрополит с епископами претворились в волков. Отвергшись Единой Истинной Веры Святой Восточной Церкви, отступили от наших Вселенских Пастырей и Учителей и, приложившись к западным, прикрывая только в себе внутреннего волка кожей своего лицемерия, как овчиной, они тайно согласились между собой, окаянные, как христопродавец Иуда с жидами, отторгнуть благочестивых христиан здешней области, без их ведома, и ввергнуть вместе с собой в погибель, как и самые секретные писания их выдают… Что может быть бесстыднее и беззаконнее?! Шесть или семь злонравных человек злодейски согласились между собой и, отвергшись Пастырей своих, Святейших Патриархов, которыми они поставлены, осмеливаются властно по своей воле отторгнуть всех нас, правоверных, будто бессловесных, и низвергнуть с собой в пагубу. Какая нам может быть от них от них польза? Вместо того, чтобы быть светом миру, они сделались тьмой и соблазном для всех».
23 декабря 1595 года в Риме была подписана «уния», согласно которой шестеро бывших православных епископов самочинно перешли под власть Римского Папы. Они также приняли все заблуждения Римского католицизма: о filioque, о папском примате, о чистилище, о невозможности расторжения церковного брака, об индульгенциях (прощение грехов за деньги) и другие. В конце концов, епископы-иуды предали анафеме Православную Церковь, выпестовавшую их чадолюбивую Матерь. В результате, от Православия в «унии» остался только «греческий обряд», по причине которого униатов также называют греко-католиками. Этот пресловутый «греческий обряд» и есть та самая «овечья шкура», удобно позволяющая сим мысленным волкам обманывать православный народ, ложно выдавая своё кривоверие за веру Святого Владимира (в униатских церквах такая же служба как у нас, но только внешне)!
В октябре 1596 года оставшиеся православными епископы собрались на Брестский Собор под председательством Экзарха (заместителя) Вселенского Патриарха Никифора и с избранными полномочными депутатами православного народа. «Духовное коло под председательством экзарха Никифора открыло суд над митрополитом и епископами-отступниками за то, что: 1. Они нарушили архиерейскую клятву верности Патриарху и Православной вере; 2. Пренебрегли правами Константинопольского Патриарха в Его пределах по постановлению Древних Соборов; 3. Самовольно, без участия и Патриарха и Вселенского собора, дерзнули решить вопрос о соединении Церквей и, наконец; 4. Пренебрегли троекратным вызовом их на объяснение пред патриаршими экзархами и собором. После признания всех этих вин доказанными, экзарх Никифор встал на возвышение и, держа в руках Крест и Евангелие, торжественно произнёс от лица Собора лишенными священного сана епископов-отступников» (Деяния Брестского Собора 1596 года). В отместку за это польское правительство заключило Экзарха Никифора в тюрьму как «турецкого шпиона», где Святой Исповедник и встретил свою блаженную кончину.
Приговор Брестского Собора 1596 года имеет законную силу и по сей день, ибо вынесен правомочным и компетентным судом, в строгом соответствии с Апостольскими и Соборными Правилами: «Что определено о пресвитерах и епископах и митрополитах, то самое, и наипаче, приличествует патриархам. Посему, аще который пресвитер, или епископ, или митрополит дерзнет отступити от общения с своим патриархом, и не будет возносити имя его, по определенному и установленному чину, в Божественном тайнодействии, но прежде соборного оглашения и совершенного осуждения его, учинит раскол; таковому Святый Собор определил быти совершенно чужду всякого священства, аще токмо обличен будет в своем беззаконии. Впрочем, сие определение и утверждено о тех, кто под предлогом обвинений отступают от своих Предстоятелей, и творят расколы, и расторгают единство Церкви…» (15 правило Двукратного Собора). Если кто из братьев проклянёт свою родную мать, захотят ли другие братья с ним общаться?! Униатские лжеепископы дважды (в Риме и Бресте) предали анафеме свою Духовную Мать — Святую Православную Церковь, сами отлучили себя от общения с Ней: «От нас изыдоша, но не беша от нас: аще бы от нас были, пребыли убо быша с нами: но да явятся, яко не суть все от нас» (I Иоан. 2, 18−19).
Мы сознательно придерживаемся того течения Православного Богословия, в котором римо-католики не называются раскольниками или еретиками. Однако в отношении униатов (греко-католиков) справедливо и то, и другое. Они являются раскольниками, ибо отступили от молитвенного общения со своим Первоиерархом — Святейшим Патриархом Константинопольским. Они также являются еретиками, ибо самочинно приняли мнения, не принятые Православной Церковью: «Темже убо, братие, стойте и держите Предания, имже научистеся, или словом, или посланием нашим» (2Сол.2, 15). «Но и аще и мы, или Ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет. Якоже предрекохом, и ныне паки глаголю, аще кто вам благовестит паче, еже приясте, анафема да будет» (Гал.1, 8, 9). Таким образом, благодать Апостольского Преемства прекратилась на тех епископах, которые перешли в унию, ибо Православная Церковь не признаёт за ними и их преемниками никакого священнического достоинства, как справедливо лишёнными сана судом Церкви. Проще сказать они сами отлучили себя от Святой Соборной и Апостольской Церкви. Православными же являются те, которые имеют литургическое общение с Восточными Патриархами. Пусть те из униатов, которые дерзают называть себя «православными», укажут нам, кого из Предстоятелей Поместных Православных Церквей они поминают на Божественной Литургии как своего Первоиерарха или с кем из Восточных Патриархов они состоят в литургическом общении?! Если не возмогут (ибо Православная Церковь уже более 400 лет не имеет с ними общения), то пусть не дерзают именоваться «православными» и обманывать народ.
Данное пастырское увещевание не католикам или даже тем, кто крещён в униатской церкви, ибо сказано «Ты кто еси судяй чуждему рабу» (Рим.14, 4). Мы посланы «токмо ко овцам погибшым дому Израилева» ((Мф.15, 24), — православным, обманутым униатскими лжепастырями. Святая Соборная и Апостольская Церковь, именуемая также Православной, считает таинства «униатской церкви» не имеющими спасительной силы. Православная Церковь, в отличие от Римо-католической, не признаёт так называемую «украинскую греко-католическую церковь». Что касается названия «украинская церковь», которым униаты спекулируют, то оно применимо только к Украинской Православной Церкви: Православная Церковь, как и Римо-католическая, не знает понятия «национальная церковь» (это ересь «филетизма», осуждённая Константинопольским Собором в 19 веке). В Церкви Божией нет места национализму: «Во Христе несть ни эллина, ни иудея». Мы можем говорить только о Поместной Церкви (от слова «место», т. е. церковная область). Служба на старославянском языке ведётся не только на приходах Московского Патриархата, но и в Константинопольской, Иерусалимской, Болгарской и Сербской, и даже Польской Православных Церквах.
Посему, братие: «спаситеся от рода строптивого сего» (Деян.2, 40), «открывается бо гнев Божий с небесе на всякое нечестие и неправду человеков, содержащих истину в неправде» ((Рим.1, 18). Милостивый и человеколюбивый Бог ожидает вашего раскаяния и возвращения в Православную Церковь, породившую вас «водою и Духом», и вскормившую вас своими Святыми Таинствами. Придите, наследуйте благословения Божии, обетованные верным чадам Святой Соборной и Апостольской Церкви, а не клятвы на отступников (да не будет сие вам!), дабы «едиными усты и единым сердцем» славити и воспевати Воскресшего Господа!
Протоиерей Димитрий Назаров, настоятель Прихода Преподобного Иова Почаевского в Реджио Эмилии, духовник Митрополии Италии и Мальты (Вселенский Патриархат), клирик Греческого Православного Иерусалимского Патриархата.
Пасха 2004 года.
http://rusk.ru/st.php?idar=113811
Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | Следующая >> |