Русская линия
Русская линияСвященник Валентин Жохов28.01.2009 

Три встречи с анонимными алкоголиками города Берлина

Обстоятельная критика о. Анатолием Берестовым программы «12 шагов и 12 традиций» представляет для православных верующих определенный интерес и имеет все основания быть полезной для спасения души. С моей точки зрения она полезна тем, что обосновывает неприемлемость для православных христиан участия в работе групп Сообщества АА, потому что эти группы являются собранием «верующих не в Христа». Даже если алкоголик является агностиком или атеистом, то он только привыкает (немцы говорят — толерирует) к идее Высшей Силы, имя которой неизвестно. Химическая зависимость в группе АА трансформируется в духовную зависимость от невидимой силы, о которой, кроме того, что она сильнее алкоголика, ничего сказать нельзя.

В октябре 2007 года мне удалось расширить опыт работы с алкогользависимыми лицами через общение в трех разных группах анонимных алкоголиков в городе Берлине. Одна группа состояла из русскоговорящих немцев. Она находится в стадии становления, поэтому имеет много проблем. Две другие работают по классической программе 12 шагов около десяти лет, одна на базе наркологического центра, другая собирается в помещении воскресной школы евангелического прихода. Обе группы были удивительно похожи друг на друга. В собрании каждой участвовало около 20 человек, треть которых составляли женщины. Около 90% участников были старше 40 лет, на обеих «митингах» присутствовали новички. Участники располагались за столами, расположенными по кругу, в наличии имелось предостаточное количество крепкого кофе и сладостей. Некоторые пили кока-колу. На одном из столов лежала потрепанная кепочка, в другой группе имелась аналогичная шляпа для пожертвований. Сразу скажу, что это определенный символ — воспоминание того, каким образом собрали пожертвования основатели Общества АА Билл и д р Боб. На отдельном столике была разложена литература, висело 2 больших плаката, на которых крупными буквами были начертаны 12 шагов и 12 традиций Общества АА.

В группе имеется секретарь, обязанности которого исполняют по очереди. Сюда входит подготовка помещения к собранию, приготовление кофе, а также ведение собрания — предоставление слова желающим выступить, протоколов в обычном смысле слова не существует и количество собравшихся не учитывается. Существует также должность казначея. Членом группы может быть любой алкоголик, желающий бросить пить. «Должностные лица» также обязательно алкоголики, но уже прошедшие программу 12 шагов и находящиеся не менее года в состоянии трезвости.

Собрание открылось ровно в 18.00, причем в одной из групп сигнал к началу был подан колокольчиком. Собрание всегда начинается с чтения так называемой «большой» книги — это книга, написанная Биллом и первый раз изданная на толстой бумаге, поэтому получившая название «большая или толстая». Называется она «Анонимные Алкоголики». Это самое авторитетное произведение из всех существующих литературных трудов Общества АА. Есть карманное издание «Сегодня: размышления на каждый день», содержащее выдержки из толстой книги, расписанные по дням года, а также комментарии к ним. В начале собрания могут читаться отрывки из обеих книг. Чтение как бы задает тон для речей будущих ораторов. Отрывки читает обычно секретарь или любой другой член группы, но не новичок.

После чтения начинаются выступления, которые абсолютно добровольны, в хорошо работающих группах выступают практически все. Новички обычно слушают, иногда их молчание длится до трех месяцев, но это никак не комментируется.

Речь или выступление строится вполне определенным образом. Выступающий называет себя, далее подчеркивает: «Я алкоголик», называется срок воздержания (что не обязательно, но всеми непременно акцентировалось, причем говорилось о сухости [Trockenheit] вместо трезвости [Nuchternheit]), и далее излагалась история развития алкогольной зависимости, которая излагается более подробно, если есть в группе новички, или более кратко, если таковых нет. Следующим пунктом обычно говорится о переходе к трезвой жизни, причем положено всячески подчеркивать роль и значение движения АА, иногда это сопровождается неумеренным восхвалением Билла и д ра Боба и неумело-нелепыми оценками значения Высшей Силы, то есть бога Общества АА. В заключение алкоголик рассказывает о своих теперешних проблемах, в том числе было ли у него/нее желание выпить, о других личных и житейских проблемах. Многие говорили с большим юмором, но никаких комментариев, кроме улыбок или смеха, на выступление оратора не было. Это один из принципов встречи, по крайней мере, для открытого собрания.

Мне было интересно не столько содержание речей, сколько поведение ораторов. Особенно меня поразила некая Элеонора. Она не пьет 10 лет, начало злоупотребления алкоголем связывает со смертельной болезнью ее друга (NB! не мужа!). Если в начале собрания она держалась очень ровно и, пожалуй, более естественно, чем остальные, то во время выступления она как бы «завелась», так что речь ее стала для меня едва понятной, появился нездоровый румянец, расширились глазные щели… Но, очевидно, развитое чувство времени заставило ее посмотреть на часы; она увидела, что положенные 10 минут истекли, и сразу вся поникла, оборвала речь на полуслове и потом какое-то время как бы отсутствовала, приходила в себя.

Вообще все женщины говорили и держали себя более эмоционально, нежели мужчины. Был перерыв на 10 минут, во время которого шла торговля литературой, а также желающие жертвовали (обычно мелочь) в имеющийся музейного типа головной убор. После окончания всех выступлений, которые, подчеркиваю, никто не комментировал и по которым никто никаких вопросов не задавал, слово было предоставлено казначею. Он информировал о пожертвованиях и расходах. Вопросов к казначею не было. Собрание закончилось общей молитвой, которая известна как молитва умиротворения. Все встали, взялись за руки, образовался круг, хором была проскандирована молитва. Затем последовали знаки личного внимания друг к другу с разными пожеланиями. В целом на высокой ноте радости от встречи (или от завершения встречи?) все разошлись на неделю.

Закрытые встречи, как мне было рассказано, проходят несколько иначе. На них возможны комментарии, вопросы, дискуссии по разным темам, однако, председательствующего на них нет. Секретарь следит за порядком выступлений, но авторитетом председательствующего он не обладает. Поскольку группу АА составляют только алкоголики, священник или нарколог могут быть членом группы только в том случае, если они являются алкоголиками. Священник может быть избран в качестве секретаря на определенный период, но у него нет права единого слова сказать о Христе любые элементы проповеди возбраняются. Поминается только Высшая Сила и никаких имен других богов! Любые «гибриды» АА и той или иной религии есть отступление от принципов Билла и д ра Боба, которые сами вот вот будут возведены в ранг пророков. Существует список «канонической» литературы, в основном из речей и писаний Билла и Боба. Новые издания тщательно изучаются на Конференции по обслуживанию Сообщества, утверждаются как единственно верно выражающие принципы Общества АА и рекомендуются к переводам и распространению. Существует и неканонизированная Конференцией литература, но наверняка проходящая цензуру и имеющая устное разрешение к распространению. Например, на немецком существует «молитвенник», в выходных данных указано, что на английском он называется «Keep it simple» с подзаголовком «Daily meditations», был выпущен в Миннесоте в 1989 году. На немецком языке сборник называется «Es ist ganz einfach!», т. е. «Это очень просто!» В книге нет номеров страниц. Каждая страница отмечена числом месяца. Январь посвящен освоению первого шага программы АА, февраль второго и т. д. На страничке три раздела 1) цитата авторы самые разные Бертран Рассел, мать Тереза, католический кардинал и т. д.; 2) комментарий к цитате и 3) краткая молитва с обращением к Высшей Силе. В немецком издании под 1 м марта (начало третьего шага) стоит следующее: «Hohere Macht! Ich ubereigne Dir meinem Willen und mein Leben. Frohlich werfe ich mich in Deine Arme!» [Высшая Сила! Я вручаю тебе свою волю и свою жизнь. Я радостно бросаюсь в Твои объятия!].

Следует сказать и о работе с новичками, которые поступают в группу по направлению районного нарколога, если они были на лечении, или, реже, обращаются сами. Новичок должен пройти все 12 шагов и изучить 12 традиций. Обычно редко кем этот путь преодолевается самостоятельно, поэтому новичка препоручают наставнику или наставнице в соответствии с полом новичка. Самое сложное в программе, которую должен исполнить ступивший на путь «сухости», на 4-м шаге составить письменно инвентуру, то есть провести всесторонний анализ своего нравственного положения. Выяснить для себя, каким образом он дошел до такой жизни, и что в себе следует изменить с помощью Высшей Силы или бога Общества АА. Существуют письменные пособия, которые помогают провести такую ревизию, но исповедью ее никак не назовешь, поскольку инвентура не обходится без элементов самооправдания. Элеонора, как вы помните, запойное пьянство оправдывала смертельной болезнью друга, а куда делись грехи, предшествовавшие этому? Мой неверующий однокашник оправдывает свое пьянство внезапным обострением хронической болезни с выраженным болевым синдромом — шнапс для него был лекарством от боли. Это не наивные слова, а сознательные уловки, становящиеся основанием для так называемых принципов, примат которых по отношению к личностям по 12-ой традиции и есть анонимность, являющаяся духовной основой всего движения АА.

Общество АА сразу заявило о себе как о внеконфессиональном и негосударственном движении. Мотивы были весьма высокими независимость от светских и прочих структур, свобода и т. д. С другой стороны, основатели Общества Билл и д р Боб не смогли отойти от Библии, то есть увязали свою систему 12 шагов и 12 традиций с Евангелием. Первоначально вместо молитвы умиротворения читалась молитва Господня. Отказ от имени Христа произошел с «благими намерениями», ибо неанонимность Бога препятствовала язычникам в работе групп АА. Однако можно ли одним грехопадением — отказом от имени христианина — врачевать другой грех (пьянства)? Здорова ли духовно «сухая» алкоголичка Элеонора? Именно «сухая», немцы предпочитают употреблять слово «trockend», что значит сухой, вместо «nuchternd» — трезвый. Ее экзальтированная речь выдала ее внутреннее напряжение вопреки ее внешнему, как оказалось, натренированному спокойствию. Часто звучащие в группах слова о самопомощи противоречат идеям о высшем авторитете — любящем Боге (2 традиция) и создают почву для воспитания в группах самодовольства, что было заметно в поведении некоторых членов групп АА. [1]

Выводы:

1. Собрание группы АА имеет черты ритуального собрания — помещение для собрания особенным образом готовится; участники встречи располагаются в ресурсном круге, что предполагает особое единение собрания; настораживают обязательные чтения в начале собрания; выступления по строго определенному плану; общая молитва в конце собрания с ритуальным, по сути, соединением рук участников собрания в круг;
2. Сообщество АА контролирует поведение алкоголиков вне собраний через контроль информации — литература, рекомендуемая к чтению, подвергается цензуре и таким образом формируется определенный набор «канонических» книг и книг, полезных для чтения; ведется работа по изданию книг для ежедневной медитации, которые, очевидно, вскоре будут канонизированы;
3. Для движения АА всегда есть почва, на которой 12 традиций пускают свои корни. Это равнодушные к своей духовной жизни лица, которые могут именовать себя христианами и в то же время молиться анонимному богу Сообщества АА. Что же все-таки получается? Сухость или трезвость? Сухость как форма хронического психического страдания или трезвость как исцеление и духовная свобода через познание Истины (Ин. 8:32)? Опыт общения с анонимными алкоголиками города Берлина показывает, что, несмотря на десятилетия воздержания от пьянства, они все еще душевно и духовно нездоровы, т. е. весьма далеки от христианской добродетели трезвости.

Примечание:

1 — Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся. (2 Тим 3:5)

Душепопечительский центр «Дом Милосердия памяти прпмц. Елизаветы Федоровны» при Никольском храме села Ромашкова Московской области
Впервые опубликовано: http://www.romashkovo.org/vifesda/materials/2007/23.html

http://rusk.ru/st.php?idar=113747

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  ПетрПетр    17.08.2011 00:27
Podskazite klub anonimnix alkogolikov ,v Beline.adress,telefon,email esli est.

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика