Русская линия
Русская линия Сергей Лебедев28.01.2009 

Когда правят афроамериканцы…
Несколько неполиткорректных штрихов из истории Либерии

Избрание президентом США афроамериканца Барака Обамы вызвало в мире всеобщий интерес к истории и культуре черной Америки. Как шутят американцы всех цветов кожи, в Америке наступили черные дни. Но не будем обсуждать невероятно модную и актуальную тему — чего ждать миру от нового президента США. Давайте вспомним несколько исторических моментов, в которой большую роль сыграли негры, родившиеся в Западном полушарии.

В западной Африке расположено небольшое государство с многозначительным именем Либерия (от латинского «либерум» — свобода). Страна и впрямь небольшая — 111, 4 тыс.кв. км. и 3, 1 млн. жителей. Но все же эта страна уникальна по своей истории. И заключается эта уникальность в том, что основали ее освободившиеся от рабства негры и мулаты из США.

В начале 19 века на юге США процветало рабство. Однако некоторых белых американцев по многим причинам — моральным, экономическим или политическим, тревожил факт быстрого увеличения в стране негров. Угроза утраты молодой республикой европейского характера была вполне реальна. В результате как аболиционисты, принципиальные противники рабства из христианских побуждений, так и законченные расисты, желавшие сохранить Америку белой, вместе пытались ограничить приток негров в страну, а при возможности, избавиться от них полностью. В 1807 году был законодательно запрещен ввоз в США рабов из Африки. Хотя контрабандой негров продолжали привозить еще полвека (последний корабль с неграми из Африки был перехвачен в 1865 году, уже после поражения Юга в Гражданской войне), но теперь в основном рост черного населения в США происходил за счет его естественного прироста. Вероятно, если бы не закон 1807 года, юг США уже к середине 19 века стал бы напоминать острова Вест-Индии, где негры и мулаты составляют подавляющее большинство населения.

Одновременно среди белой интеллигенции США при участии крохотной группы мулатов и образованных свободных негров возник ряд организаций, ставивших перед собой цель отправить негров обратно в Африку. Кстати, А. Линкольн, имя которого свято для афроамериканцев, также считал, как и большинство аболиционистов, что негры не могут быть гражданами демократической страны, и после освобождения их всех надо, пусть даже насильно, отправить в Африку.

Следует заметить, что аналогичные проекты ранее возникали также в Карибских владениях Великобритании и Франции. Так, еще в 1787 году по инициативе английского аболициониста Гренвилла Шарпа на берегу западной Африки, в нынешнем Сьерра-Леоне, появилось поселение освобожденных негров Фритаун («город свободы»). Позднее в Сьерра-Леоне, а также в современной Гамбии, появились новые поселения негров, бывших рабов с Карибских островов. Освобожденные невольники из французских владений основали на территории нынешнего Габона город Либревиль (на французском также означает «город свободы»). Некоторое количество португалоязычных негров из Бразилии были отправлены в португальскую Анголу.

Эти примеры оказали вдохновляющее воздействие на американских расистов и аболиционистов. В 1821 году по инициативе ряда аболиционистских организаций США, которым негласную поддержку оказывал тогдашний президент Джеймс Монро, первая группа свободных негров прибыла на побережье западной Африки. В следующем году они основали город Монровия, в честь президента. Прибыв на родину предков, в Африку, негры из США повели себя совсем как белые колонизаторы. У местных вождей за различные товары типа зеркальцев и бус, общей стоимостью в 50 долларов, поселенцы купили обширную территорию, примерно половину нынешней Либерии. В последующие несколько лет прибыли еще несколько групп переселенцев, и в 1824 году территория, занятая ими получила название Либерия — «земля свободы». Впрочем, общее количество переселенцев не превышало несколько сотен человек. Большинство свободных негров в США не вдохновлялись лозунгом «назад в Африку» и предпочитали оставаться в Америке. Желающих переселиться в Либерию было совсем немного. Несмотря на высокий естественный прирост, через полтора века американо-либерийцев было около 70 тысяч человек, что не превышало 3% всего населения Либерии. 26 июля 1847 года Либерия была провозглашена независимым государством.

Здесь, в Африке, американо-либерийцы воссоздали общество американского юга, в котором они заняли место белых плантаторов. Коренные либерийцы считались людьми второго сорта и подвергались дискриминации. До 1904 года они, то есть 97% жителей «страны свободы», вообще не имели либерийского гражданства. Но и даже получив его, коренные либерийцы еще 40 лет не имели права голоса. Это привело к ряду вооруженных конфликтов американо-либерийцев с аборигенами. Грубой силой поселенцы захватили территории, размером с Англию. Впрочем, в 1911 году Франция и Великобритания, захватывавшие континент, отобрали без единого выстрела у Либерии половину территории. Сопротивляться европейцам американо-либерийцы не решились.

Американо-либерийцы старались сохранить свое господство, несмотря на то, что составляли не более 3% всех жителей страны. Они, формально будучи протестантами, не проявляли никакого стремления к проповеди христианства. В результате в Либерии и поныне большинство жителей относиться к язычникам. Разговорным языком американо-либерийцев был английский, причем они намерено культивировали говор американского юга. Но при этом американо-либерийцы не распространяли английский среди аборигенов. Поразительно, но в начале 21-го века лишь примерно 20% либерийцев более или менее знает английский язык. Хотя в Тропической Африке в большинстве стран в качестве государственного принят язык бывшей метрополии (английский, французский, португальский), что является серьезным препятствием для распространения грамотности, но уровень владения европейскими языками в большинстве стран континента значительно выше, чем в Либерии.

Американо-либерийцы воссоздали в Африке маленький американский юг, неотъемлемой частью которого было рабство. Самое поразительное заключалось в том, что рабство в Либерии существовало еще в середине 20 века! Тема рабства в Либерии в 1931 году стала предметом обсуждения в Лиге Наций, специальная комиссия которой привела множество доказательств ужасов либерийской работорговли. Несколько членов Лиги Наций, в том числе Великобритания, даже начали готовить вооруженную интервенцию в Либерию с целью ликвидации ее режима. Тогдашний президент Либерии Чарльз Кинг был вынужден подать в отставку, что предотвратило интервенцию. Однако фактически рабство сохранилось в Либерии и позднее.

В 1878 году в Либерии возникла политическая партия «истинных вигов» (напомним, что партия вигов когда-то существовала на юге США). Разумеется, «истинные виги» были не партией в политологическом значении слова, а клубом американо-либерийских олигархов, которым и принадлежала власть в стране. Эта «партия» правила страной до 1980-го года, то есть 102 года.

Итоги полуторавекового правления американо-либерийцев не были впечатляющими. Либерия была одной из самых отсталых стран континента. По индексу человеческого развития в 1980 году Либерия из 130 исследованных стран занимала 26 место от конца. А ведь в Либерии еще не было гражданских войн, страна не находилась в зоне пустынь, и получала кредиты из США.

Конец правлению американо-либерийцев наступил 12 апреля 1980 года. В этот день небольшая группа солдат и сержантов либерийской армии, происходивших из числа коренных жителей, сидя в кабаке, мрачно жаловалась на то, что все высшие посты закреплены за американо-либерийцами. Самый трезвый из всех, 29-летний сержант Самуэль Доу из племени кран, показав рукой на президентский дворец, посоветовал захватить его. Мятежники немедленно ворвались в президентский дворец, президент Толберт и ряд его министров, были убиты, а сержант Доу, выступив по радио, объявил себя президентом. Некоторые из мятежников, проснувшись на утро следующего дня, даже не помнили, что совершили переворот. Так произошла революция, которую совершили спьяну.

Увы, освободившись от власти американо-либерийцев, Либерия оказалась типичной африканской страной со всеми чертами стран континента. Доу, став президентом, на все важнейшие посты назначил выходцев из своего племени. Остальные племена были этим очень раздосадованы. Чтобы отвлечь их внимание, Доу постоянно устраивал погромы и расправы над американо-либерийцами, прямо сравнивая их с евреями. Однако, со временем этот способ отвлечения внимания перестал быть эффективным.

В декабре 1989 года в стране началась гражданская война. В Либерию вторглись боевые отряды племен дан и мано, враждебных кран. Некий Чарльз Тейлор, обвиненный в коррупции, просидевший несколько лет в тюрьмах родной страны и США, двинулся на Монровию. Как правительственные войска, так и повстанцы, творили невероятные зверства, поголовно истребляя население деревень и городов, населенных другим племенем. Впрочем, вскоре среди мятежников произошел раскол, и группировка во главе с Принцем Джонсоном начала сражаться как против Доу, так и людей Тейлора. Поскольку мятежные племена Либерии имели многих соплеменников в соседних странах, то война сразу же распространилась на Сьера-Леоне. Африканские страны решили ввести Либерию миротворческие силы, составленные из контингентов Нигерии, Ганы, Гвинеи и других стран. Но миротворцы сами втянулись в боевые действия. Так в Либерии шла война всех против всех.

Повстанцы взяли штурмом Монровию, причем большая часть города была уничтожена. Президент Доу был захвачен мятежниками. Ему отрезали ухо и заставили его съесть, а затем после пыток убили.

Это было только начало войны. Теперь дрались уже решительно все племена и кланы страны друг с другом, так что количество воюющих сторон соответствовало этническому делению Либерии. В войне погибли сотни тысяч человек, треть либерийцев бежала из страны. Эта война привела к полному одичанию. Бойцы воюющих формирований стали практиковать каннибализм. Среди бойцов было много детей. Вообще в африканских войнах детей-солдат всегда широко использовались, но в Либерии количество детей с оружием было невероятным.

Правительство США под предлогом защиты своих граждан (а ведь многие американо-либерийцы обладали также и американским гражданством), ввело в территориальные воды страны военные и гражданские корабли. Несколько тысяч уцелевших американо-либерийцев были вывезены на свою историческую родину, в прежние рабовладельческие штаты США. Так закончился великий исторический эксперимент, начатый за 170 лет до этого американскими аболиционистами.

В самой Либерии война всех против всех шла до 1997 года, когда все же сумели заключить перемирие и провести выборы. Новым президентом стал Чарльз Тейлор.

Однако уже через год война возобновилась, сопровождаясь прежними зверствами. В 2003 году Тейлор был разгромлен и бежал из страны. Наконец, в 2005 году, на новых выборах, победила первая в Африке женщина, ставшая президентом, Элен Джонсон-Серлиф, быший сотрудник Всемирного Банка. Вероятно, уцелевшие либерийцы проголосовали за ее, надеясь на помощь мировых финансовых заправил. Впрочем, семья самой Джонсон-Серлиф живет в США.

История Либерии, конечно, не может считаться показателем правления афро-американцев. Но, впрочем, другие немногочисленные исторические примеры, также не внушают оптимизма.
Сергей Викторович Лебедев, доктор философских наук, профессор (Санкт-Петербург)

http://rusk.ru/st.php?idar=113745

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Одинoков    31.01.2009 12:04
Традиции ритуального людоедства благополучно поменялись на более цивилизованные формы этого явления, успешно привитые просвещёнными колонизаторами…
  Филимонов    31.01.2009 07:31
Позволю себе заметить, что "самобытные культуры" по большей части есть язычество, ведущее к погибели души. И очень жаль, что цивилизованные европейцы-колонизаторы, сами не будучи просвещенными светом Православия, не смогли привести аборигенов Африки к полноценному, здравому восприятию мира. Впрочем, во времена проклятого колониализма многие самобытные народные традиции, как например людоедство, все-таки пресекались.
  Артур    30.01.2009 17:24
Хм… Не поймешь: английский сплин иль русская тоска… :-)
  Одиноков    30.01.2009 16:46
Да, в ней, ежели присмотреться, есть что-то такое… среднерусское-возвышенное… :-))
  Артур    30.01.2009 16:34
Прекрасно, Владимир!

Кстати, Конди-то – советолог, мало-мало по-русски разумеет…
  Одиноков    30.01.2009 16:09
Девочке Конди надо было сызмальства Николая Гумилёва читать, а не забивать голову "Хижиной дяди Тома" и Биллем о правах человека…

…А кругом на широких равнинах,
Где трава укрывает жирафа,
Садовод Всемогущего Бога
В серебрящейся мантии крыльев
Сотворил отражение рая:
Он раскинул тенистые рощи
Прихотливых мимоз и акаций,
Рассадил по холмам баобабы,
В галереях лесов, где прохладно
И светло, как в дорическом храме,
Он провел многоводные реки
И в могучем порыве восторга
Создал тихое озеро Чад…
  Одиноков    30.01.2009 16:01
Наталья, а вообразите себя той девушкой, ползущей к корешку, которой взяли и зачитали слова Путина. Как Вам кажется, не умрёте ли Вы на месте с тоски и отчаяния?.. Я бы непременно умер.
  Артур    30.01.2009 15:10
Нет, Наташа, я не об этом. Я о ценности самобытных культур и о пагубности цивилизаторства.
  Natalya    30.01.2009 14:41
:-)

Я предполагаю, что Вы хотите сказать: "Нам бы с российскими гражданами разобраться, а Вы про какую-то Африку говорите".
Что ж…это так. В многострадальной России хлопот – полон рот. Но всё-таки не зря Россия входит в 20 крупнейших экономически развитых государств. Нужно не деструктивными вещами заниматься, типа гонки вооружений (вон – в США такой бюджет на военные цели – закачаешься). Желательно на созидание подобные средства направлять…
  Артур    30.01.2009 13:10
Вы думаете, он имел в виду просвещение африканских девушек?
:-)

Что же, у него есть и другие высказывания на ту же тему – про выкапывание корешка:

– "Замучаетесь пыль глотать"!
– "За что боролись, на то и напоролись"
– "Я пахал, как раб на галерах"!

:-)

Страницы: | 1 | 2 | 3 | Следующая >>

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru