Русская линия
Русская линия Александр Слесарев08.12.2008 

Российская православная катакомбная церковь в Белоруссии: история и современность

Возникновение катакомбных (нелегальных) общин в Русской Православной Церкви явилось следствием церковной реакции на крайне радикальную религиозную политику, проводившуюся в советском государстве с первых дней его образования. При формировании катакомбных структур преследовалась цель сохранить от уничтожения апостольское преемство рукоположений посредством проведения тайных хиротоний и уберечь от преследований паству путем конспирации приходских общин. Появление первых катакомбных общин произошло после опубликования 19 января 1918 г. святейшим патриархом Всероссийским Тихоном (Белавиным) воззвания, анафематствовавшего гонителей русского Православия [1]. В дальнейшем, побуждающими факторами к образованию законспирированных церковных структур, имеющих священническое или даже епископское возглавление, послужили ужесточения антирелигиозных гонений, сопротивление кампании по изъятию церковных ценностей, нежелание вступления в открытый конфликт с поддерживаемой большевистской властью обновленческой лжецерковью, а также резкая критика политики компромисса с коммунистическим правительством, допускавшихся со стороны патриарха Тихона и митрополита Сергия (Страгородского).

Возникновение первой организованной и разветвленной катакомбной группировки («даниловской»), претендовавшей на обладание альтернативным Синодом, включавшим в себя значительную группу архиереев (более десяти), произошло в 1923 г. под влиянием архиепископа Волоколамского Феодора (Поздеевского), бывшего ректора Московской Духовной Академии [2]. Помимо него к возникновению многочисленных катакомбных структур причастны такие видные иерархи Русской Православной Церкви, как митрополиты Кирилл (Смирнов), Иосиф (Петровых), архиепископ Андрей (Ухтомский), епископы Арсений (Жадановский), Алексий (Буй), Варфоломей (Ремов), Серафим (Звездинский), Афанасий (Сахаров) [3].

Изначальное возникновение тайных православных общин не всегда носило раскольнический характер, а достаточно часто являлось лишь временным средством церковной самозащиты в условиях целенаправленного уничтожения религии в советском государстве. При потеплении советской религиозной политики такие группы сразу же официально присоединялись к канонической Церкви. Многие катакомбные общины и священнослужители, в основном последователи митрополита Кирилла (Смирнова), считавшие неканоничным приход к управлению Русской Церковью митрополита Сергия (Страгородского), встали на путь легализации после кончины последнего и избрания в 1945 г. патриарха Алексия I (Симанского).

Практически для всех многочисленных катакомбных группировок («ветвей»), не пожелавших воссоединения с Русской Православной Церковью Московского Патриархата (РПЦ МП) и вставших на путь раскола, было усвоено собирательное название Российской Православной Катакомбной Церкви (РПКЦ). Общая экклезиологическая позиция РПКЦ характеризовалась как резким неприятием принципов взаимоотношения Церкви с государством, высказанных митрополитом Сергием (Страгородским) в его Декларации 1927 г. («сергианство»), так и последовательным отрицанием полноты благодатной жизни в РПЦ МП. В условиях же религиозной свободы, сложившихся после падения в 1991 г. коммунистического режима и образования ряда независимых государств, весьма неоднородное катакомбное движение не только отказалось от идеи интеграции в уже независимую от внешних условий Русскую Православную Церковь, но и продолжило свое изолированное существование, движимое пафосом создания альтернативы канонической Церкви.

"Епископ" Серафим (Поздеевский)На территории Беларуси к настоящему времени получила наибольшее распространение так называемая «серафимо-геннадиевская» («тихоновская») ветвь Российской Катакомбной Церкви. Данная околоцерковная юрисдикция представляет собой относительно многочисленную структуру в многоликой среде русских катакомбных группировок. Возникновение «серафимо-геннадиевской» ветви ее последователи возводят к таинственной личности «епископа» Серафима (Поздеева), который якобы был тайно рукоположен самим патриархом Всероссийским Тихоном (Белавиным) в 1925 г. Однако никаких документальных подтверждений этому не существует. С 1925 по 1946 гг. «епископ» Серафим находился в заключении, а с 1946 г. пребывал в ссылке в Оренбургской области, где, по имеющимся данным, познакомился с митрополитом Оренбургским Мануилом (Лемешевским) и был признан последним в качестве иеромонаха [4]. Примечательно то обстоятельство, что владыка Мануил, собиравший на протяжении многих лет материал к своему многотомному справочному сборнику «Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы (включительно)», не признал за Серафимом (Поздеевым) епископского достоинства. Об этом можно судить уже по тому обстоятельству, что имя епископа Серафима не было внесено в указанный каталог русских архиереев [5]. Скончался «епископ» Серафим (Поздеев) в 1971 г. и был погребен в городе Бузулуке Оренбургской области [6].

"Схимитрополит" Геннадий (Секач)Образование вполне самостоятельной «серафимо-геннадиевской» («секачевской») ветви Российской Катакомбной Церкви является плодом деятельности «схимитрополита» Геннадия (Секача) (1904−1987 гг.), последователя и преемника «епископа» Серафима (Поздеева). Будучи уроженцем Белоруссии, Григорий Секач (будущий «схимитрополит» Геннадий) иерейское рукоположение принял в 1944 г. от архиепископа Минского и Белорусского Василия (Ратмирова). Был женат, имел детей. До 1950 г. являлся настоятелем молитвенного дома в городе Лоев Гомельской области Белорусской ССР. Отказавшись от перевода на служение в другой приход, стал на путь открытой конфронтации как с епархиальным начальством, так и с уполномоченным Совета по делам Русской Православной Церкви по Гомельской области. Будучи лишенным регистрации, что влекло за собой запрет на совершения богослужений, священник Григорий Секач разъезжал по деревням Лоевского и Речицкого районов Гомельской области, где не только тайно совершал богослужения и требы, но и формировал общины своих почитателей [7].

В 1955 г. священник Григорий Секач был принят в клир Черниговской епархии (Украинская ССР). Приблизительно в это же время он сближается с представителями Катакомбной Церкви юрисдикции епископа Серафима (Поздеевского) и принимает монашество с именем Геннадий. Продолжая посещать белорусские деревни, он не только продолжал совершение общественных и частных богослужений, но и совместно с «катакомбным» архимандритом Варлаамом проводил монашеские пострижения. В 1958 г. иеромонах Геннадий (Секач) был снят с регистрации уполномоченным Совета по делам РПЦ в Черниговской области. После безуспешной попытки снова получить регистрацию в Гомельской области, он окончательно перешел на нелегальное существование [8], развернув активную деятельность по организации тайных монастырей. С 1962 по 1987 гг. усилиями иеромонаха Геннадия (Секача) были основаны 9 нелегальных монашеских общин на территории Белоруссии, Украины, Кубани и несколько скитов в районе Нового Афона (Абхазия) [9]. В сер. 1970-х гг. Геннадий (Секач) принял «архиерейское» «поставление» от «епископа» Серафима (Поздеева) и иерархов Грузинской Катакомбной Церкви. Впоследствии, он был возведен в достоинство «митрополита» и принял постриг в великую схиму. Вплоть до своей смерти, последовавшей в 1987 г., «схимитрополит» Геннадий, проживая в Белоруссии, пребывал на нелегальном положении, духовно окормляя подчинявшиеся ему тайные монашеские и приходские общины, а также проводил священнические и архиерейские «рукоположения», формируя хорошо организованную и достаточно разветвленную псевдоцерковную структуру. Общее число «рукоположенных» им «архиереев» равно двенадцати [10]. Следует отметить, что наибольшего распространения в Белоруссии данная группировка получила в Гомельской области, что не исключает существования ее представительств и в других регионах республики.

"Митрополит Минский и Светлогорский" Епифаний (Каминский)В 1991 г. первенствующее положение в описываемой группировке занял «митрополит Минский и Светлогорский» Епифаний (Каминский), проживающий и поныне в г. Светлогорске Гомельской области.
В катакомбной среде «серафимо-геннадиевская» юрисдикция подвергается острой критике за сомнительный характер ее архиерейского преемства, не имеющего документального подтверждения в виде ставленнических грамот. В 1990 г. данная структура, в ответ на свой запрос, получила официальное уведомление Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей о невозможности признания канонического характера ее иерархии. [11] Кроме того, «серафимо-геннадиевская» юрисдикция отличается своей либеральной для катакомбной среды экклезиологией, допускающей наличие благодати и спасительности таинств в РПЦ МП. Последнее обстоятельство, впрочем, нисколько ни сдерживает «катакомбников» в их резкой критике священноначалия и духовенства канонической Церкви, которым инкриминируется впадение в мифические ереси «сергианства» и «экуменизма». В силу вышеозначенных особенностей мировоззрения последователи «серафимо-геннадиевской» ветви РПКЦ ведут двойную церковную и евхаристическую жизнь, периодически участвуя в богослужениях и принимая таинства как в храмах канонической Русской Православной Церкви, так и в домовых катакомбных «храмах». Катакомбные «храмы» размещающихся, как правило, в частных домах и квартирах.

Схиигумен ("схиархиепископ") Херувим (Дегтярь)Духовное окормление катакомбной паствы совершают тайные «архиереи» и «священники», никак не обнаруживающие внешне свое «священство» (за исключением ношения бороды) и работающие на светских работах. Известен целый ряд примеров, когда катакомбные священнослужители повторно принимали священный сан в канонической Церкви и совершали параллельное служение в двух церковных юрисдикциях. Наиболее показателен пример «епископа Гомельского» Антония (Пилецкого) (†2005), который на протяжении ряда лет проживал под видом иеромонаха в Почаевской Лавре, откуда и осуществлял тайное руководство своими последователями [12]. Кроме того, «схиархиепископ» Черниговский Херувим (Дегтярь) под видом схиигумена всю свою жизнь совершал служение в храмах и монастырях Черниговской епархии. Помимо священнослужителей с двойной юрисдикционной принадлежностью имеется достаточно большое число православных клириков, тайно или даже открыто симпатизирующих катакомбной Церкви.

"Схиархиепископ" Херувим (Дегтярь) (крайний справа) во время богослужения в храме юрисдикции Московского ПатриархатаВ «серафимо-геннадиевской» ветви Российской Катакомбной Церкви отсутствует церковно-административное деление на епархии. Каждый «архиерей» окормляет те тайные приходы, которые ему удалось основать. В силу этого обстоятельства в настоящее время только на территории Белоруссии функционируют тайные «приходы» и тайные «священники», подчиненные следующим катакомбным «иерархам»: 1. Епифанию (Каминскому), «митрополиту Минскому и Светологорскому», Первоиерарху «серафимо-геннадиевской» ветви Российской Катакомбной Церкви; 2. Серафиму, «епископу Гомельскому, викарию Светлогорской митрополии»; 3. «епископу» Андриану (Лапину), проживающему в Минске; 4. Херувиму (Дегтярю), «схиархиепископу Черниговскому». На территории Российской Федерации к данной юрисдикции принадлежит «одиннадцать» иерархов [13].

Следует отметить, что в Гомеле в непосредственном подчинении только «схиархиепископу» Чергиговскому Херувиму находится семь тайных «священников». В общинах, возглавляемых каждым из этих «священнослужителей», состоит от 10 до 15 человек. Таким образом, по самым скромным подсчетам, общее число последователей «схиархиепископа» только в Гомеле колеблется в пределах 70−100 человек. Некоторые из последовательниц Катакомбной Церкви преклонного и даже среднего возраста прошли тайный иноческий, монашеский или даже схимнический постриг от рук «схиархиепископа» Херувима [14]. Все они, параллельно с посещением тайных собраний, являются прихожанами городских православных храмов и отличаются активностью в распространении идей, присущих катакомбной среде. По имеющимся данным общее количество священнослужителей «архиепископа Черниговского», поживающих в Гомеле, Чернигове, Санкт-Петербурге и Москве исчисляется несколькими десятками [15].

Рафаил (Прокофьев), "Митрополит Московский, Председатель Священного Синода Истинно-Православной ЦерквиВ 2003 г. произошло событие, крайне знаменательное в истории Российской Катакомбной Церкви. По инициативе «митрополита» Рафаила (Прокофьева), возводящего линию своего «архиерейского преемства» к раскольнической Украинской Автокефальной Православной Церкви, в Москве состоялся «Объединительный Собор Российской Истинно-Православной Церкви». Проведение данного мероприятия способствовало объединению и консолидации множества маргинальных псевдоправославных образований, в том числе и катакомбных. Основным итогом «Объединительного Собора» стало провозглашение новой раскольнической юрисдикции, получившей наименование «Российской Истинно-Православной Церкви» (РИПЦ). Во главе новообразованной структуры стал «Митрополит Московский и Всероссийский, Председатель Священного Синода Истинно-Православной Церкви, Местоблюститель Патриаршего престола» Рафаил (Прокофьев). В состав «епископата» РИПЦ вошло около двадцати «архиереев» различных схизматических образований, в том числе и белорусские «иерархи» «серафимо-геннадиевской» ветви Российской Катакомбной Церкви во главе с митрополитом Епифанием [16]. Подписание митрополитом Епифанием акта об объединении с РИПЦ раскололо «серафимо-геннадиевскую» ветвь Российской Катакомбной Церкви, поскольку практически все российские и украинские «иерархи» данной катакомбной юрисдикции, в том числе и «схиархиепископ» Херувим (Дегтярь), не признали решений «Объединительного Собора».

Оценивая последствия присутствия в православных приходских общинах представителей «серафимо-геннадиевской» ветви Российской Катакомбной Церкви, можно отметить, что данное явление оказывает крайне негативное и даже деструктивное влияние на приходскую жизнь. Тайные последователи РПКЦ, сознательно или неосознанно, играют роль «пятой колонны», поскольку именно благодаря их влиянию пропагандируются крайне радикальные псевдоправославные воззрения («монархическое сектантство»), разрушающие духовное здоровье прихожан и вносящие смущение в жизнь приходских общин [17]. К числу наиболее распространенных идей, пропагандируемых активистами Катакомбной Церкви, можно отнести почитание Григория Распутина и Ивана Грозного как великих российских святых, нагнетание страха относительно близости конца света и скорого прихода антихриста. Прямым следствием культивируемого «катакомбниками» эсхатологического страха являются призывы не принимать паспорта нового образца, резкая критика ИНН и т. д. Кроме того, «катакомбное» учение о духовной поврежденности священнослужителей канонической Церкви приводит к резкому подрыву авторитета церковной иерархии и священства. Для характеристики мировоззрения данной псевдоцерковной юрисдикции весьма примечательно то обстоятельство, что основателем печально известной тоталитарной секты «Богородичный центр» является Иоанн Береславский, «иеромонах» «серафимо-геннадиевской» ветви РПКЦ [18]. Процесс распространения идеологии «серафимо-геннадиевской» ветви РПКЦ приводит к выделению в церковном народе достаточно представительных и агрессивно настроенных групп, которые, не порывая с Церковью, способствуют маргинализации сознания церковного народа. Главная опасность описываемых тенденций видится в том, что дальнейшее расширение деятельности «серафимо-геннадиевской» ветви Российской Катакомбной Церкви может поставить духовенство отдельных приходов перед абсолютно неуправляемой паствой, а священноначалие перед проблемой неподдающегося контролю духовенства, готового подчиняться не каноническим, а тайным катакомбным «архиереям».
Александр Валерьевич Слесарев, преподаватель Минской Духовной Семинарии, кандидат богословия

Примечания:

1 — Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве.- М., 2005.- С. 15, 242.
2 — Поспеловский Д. В. Православная Церковь в ХХ веке.- М.: Республика, 1995.- С. 150; Шкаровский М. В. Указ. соч.- С. 243.
3 — William C. Fletcher. The Russian Orthodox Church Underground, 1917−1970.- London: Oxford University Press, 1971.- P. 62−122; Поспеловский Д. В. Православная Церковь в ХХ веке… С. 174; Шкаровский М. В. Указ. соч.- С. 245.
4 — Однорал А. А. История церковных разделений. Россия — ХХ век.- Пятигорск, 2003.- С. 70.
5 — См.: Мануил (Лемешевский), митрополит. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы (включительно).- В 6-ти т.- Erlangen, 1979.
6 — Однорал А. А. Указ. соч.- С. 70.
7 — Гомельский Областной Исторический Архив (ГОИА), ф. 3441, оп. 1., ед. хр. 1, л. 29; ф. 3441, оп. 1., ед. хр. 5, лл. 20−21; ф. 3441, оп. 1., ед. хр. 5, л. 31; ф. 3441, оп. 1., ед. хр. 2, л. 19.
8 — ГОИА, ф. 3441, оп. 2, ед. хр. 5с, л.54−56; ф. 3441, оп. 3, д. 27, л.44.
9 — Однорал А. А. Указ. соч.- С. 70−71.
10 — Там же.
11 — Мосс Владимир. Православная Церковь на перепутье (1917−1999).- СПб.: Алетейя, 2001.- С. 327.
12 — Иона (Яшунский), иеродиакон. Наши катакомбы // Вестник Русского Христианского Движения.- Париж-Нью-Йорк-Москва.- 1992.- № 166.- С. 256.
13 — Однорал А.А. Указ. соч.- С. 72.
14 — Данная информация предоставлена автору тайным священнослужителем, принадлежащим к «серафимо-геннадиевской» ветви Российской Катакомбной Церкви и получившим «рукоположение» от «схиархиепископа» Херувима.
15 — Иона (Яшунский), иеродиакон. Указ. соч.- С. 247.
16 — Священный Синод. Основные принципы единения Православных Церквей // Российская Истинно-Православная Церковь. Официальный сайт [Электронный ресурс].- 2007.- Режим доступа: http://www.sinodipc.ru/index.php?id=4 — Дата доступа: 26.03.2007.
17 — Гаврюшин Н.К. Церковь и монархическое сектантство // Богословский вестник.- Московская Духовная Академия.- 1999.- № 1.- С. 138−144.
18 — Новые религиозные объединения России деструктивного и оккультного характера: Справочник / Миссионерский Отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви. Информационно-аналитический вестник № 1.- Белгород, 2002.- С. 331.

На фотографиях:
1. «Епископ» Серафим (Поздеевский)
2. «Схимитрополит» Геннадий (Секач)
3. «Митрополит Минский и Светлогорский» Епифаний (Каминский)
4. Схиигумен («схиархиепископ») Херувим (Дегтярь)
5. «Схиархиепископ» Херувим (Дегтярь) (крайний справа) во время богослужения в храме юрисдикции Московского Патриархата
6. Рафаил (Прокофьев), «Митрополит Московский и Всероссийский, Председатель Священного Синода Истинно-Православной Церкви, Местоблюститель Патриаршего престола»

http://rusk.ru/st.php?idar=113566

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  читательница    09.07.2009 23:42
Это что же тут? Предоставление платформа для того что-бы раскольники могли обсуждать свои текущие дела?
  Алексей Жамков    09.07.2009 21:21
Здравствуйте, Александр Валерьевич. Обратиться к Вам я вынужден по такому случаю.
В 2006 году в Вологодскую епархию приезжал о.Херувим (у него много титулов: схи – игумен, … – архимандрит, … – архиепископ) на Леушинское стояние в селе Мякса на берегу Рыбинского водохранилища (проводятся с 1999 г. по инициативе прот. Геннадия Беловолова в память затопленного водохранилищем Леушинского женского монастыря в 1941 – 1947 г.г.). Отец Геннадий – настоятель подворья монастыря в Санкт-Петербурге – единственное, что дошло до наших дней от обители. С монастырём, видимо, связана икона "Аз есмь с вами и никтоже на вы". По историям, которые рассказывает и печатает о.Геннадий, икона была написана в монастыре в 1880-е г.г. по благословению о.Иоанна Кронштадтского. Отец Иоанн впоследствии передал её купцу В.Муравьёву – будущему старцу Серафиму Вырицкому. Преп.Серафим провёл перед ней в годы войны 1941 – 1945 г.г. 1000 дней и ночей, повторив подвиг преп. Серафима Саровского. Впоследствии икона хранилась в Ленинграде у монахини Варсанофии, которую старец Серафим постриг, а также сказал, чтобы она передала икону Херувиму. В начале 1960-х г.г. в Ленинград приехал иеромонах Херувим (Дегтярь), которому она и дала икону, а он, в 1997 году, передал её на хранение в Георгиевский Козелецкий монастырь в Черниговской епархии.
Недавно вышла статья, радиопередача агиографа, составителя жития преп. Серафима Вырицкого В.П.Филимонова (Петербург), в которой он доказывает, что всё, что говорит об иконе о.Геннадий – бред, неправда, да к тому же о.Херувим – катакомбный архиерей. Эта статья повергла меня в шок. Я встречался с о.Херувимом, брал благословение, разговаривал… Ведь не спросишь у священника прямо: кто ты. А через год я впервые узнал через статью московского священника Даниила Сысоева, что о.Херувим – катакомбник, епископ. Не поверил, но встретил и Вашу статью. На доказательные аргументы В.Филимонова, что этой иконы у преп. Серафима Вырицкого не было, о.Геннадий отвечает выпадками: вы противники Божией Матери, вы отступники и т.д.
Владыка Вологодский Максимилиан в 2008 году наводил справки: о.Херувим не является клириком Черниговской епархии. А теперь архиеп. Максимилиан поручил мне попытаться найти убедительные источники, по которым можно было бы точно установить: кто такой о.Херувим, какой он канонической юрисдикции. Я поэтому и решил обратиться к Вам за помощью, т.к. прочитал, что о.Херувим "архиерействует" в Гомельской области. Мне бы хотелось узнать ещё, где можно найти книгу Однорала А.А.
О себе: мне 30 лет, я сейчас учусь в Московской Духовной академии на историческом отделении, пишу кандидатскую работу по Совету по делам религий. В Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ, Москва) есть материалы уполномоченного по г.Ленинграду Г.С.Жаринова (может, где-нибудь проскользнёт имя о.Херувима, как он постригал женщин в монашество – уполномоченные охотились за "безместным" духовенством), а также материалы по монастырям СССР в 1950 -е – начало 1960-х г.г. (если верить, что о.Херувим жил и нёс послушания в Глинской пустыни перед её закрытием, может, и там есть что про него).
Для справок предлагаю посмотреть сайт Вологодской епархии www.vologda-eparhia.ru (там помещена статья В.Филимонова). 8 июля архиепископ Максимилиан вызывал меня к себе на беседу в Вологду и мы долго говорили, что нам делать.
Буду ждать от Вас ответа. Очень благодарен за помощь.
С уважением, Алексей.
  DAMIR    14.04.2009 11:07
Здравствуйте!Очень хорошо знаком с деятельностью "херувимовцев".Одно время с ними заодно был епископ Стефан(Нещерет).То,что они порой делают,православием назвать нельзя.Это больше похоже на гэбэшников-провокаторов.
  А.В. Слесарев    12.12.2008 00:52
Это не реклама, а попытка увидеть те проблемы которые сщуствуют, но о которых мало говорится. Если священник сталкивается с проблемой существования сектантских настроений в своем приходе, он должен занать, откуда пришло искушение. Не замечая многие проблемы сегодня, мы можем столкнуться с реальной угрозой раскола завтра. Пример: епископ Чукотский Диомид.
  Провинциал    09.12.2008 13:33
"монархическое сектантство":

Догмат о промысле Божием к миру малому, человеку.
Православно-догматическое Богословие.
Макария, Митрополита Московского и Коломенского.
(Санкт-Петербург, 1883 год. т.1 стр. 7-13; 582-585; 596-598.)
http://www.suzdalgrad.ru/new/new-54.html#1
  Lucia    09.12.2008 13:06
Пресса лопочет о необходимости "адаптировать наконец. Церковь к современной жизни." Вот такие Бандар-Логи. А насчет ИНН я еще не определилась. но сделала интересное наблюдение. Противникки ИНН в этом вопросе ведут себя гораздо лучше. Они не кричат, спокойны, лучезарны. А стоонники почти сразу срываются. нервничают, грубят.
  Провинциал    09.12.2008 11:20
Разумеется. А сергианство и экуменизм – уже "псевдоереси". Уже непозволительно иметь свое мнение относительно чисто мирского поганого ИНН. Непозволительно почитать за святых тех, кто еще не канонизирован. А ведь Серафим Саровский был почитаем в народе задолго до своего прославления.
Разумеется те, кто не пошел на союз с безбожной и антихристианской советской властью и большевиками, сохранившие в чистоте веру стали "раскольниками и отщепенцами". Но ведь люди не в раскол уходили, а в подполье, катакомбы. И по мотивам некорыстным.
В статье правильно подмечено, что среди прихожан православных идет процесс реакционно-консервативного направления. И это понятно, т.к. многие иерархи и священники (равно и прихожане) вступили на путь обновленства и либерализации. Богоустановленную форму правления – монархию называют "монархическое сектантство", "царебожие" и пр.
Понятно, что у брошенной паствы могут быть и радикалистские перегибы, ибо чаще некому правильно их наставить и разъяснить.
Люди стремятся к строгости и чистоте веры, не хотят участвовать в сатанистском процессе глобализации, и за это их толкают в раскол и сектантство.
Не все так просто в отношении каноничности. РПЦ в годы революции раскололась на три ветви в силу сатанинского давления богоборцев, и отвергать одну из ветвей нелогично.
Критики радикалистов забывают о более грозном и опасносм процессе в Церкви – обновленчестве и союзе ("симфонии") с богоборцами.
В нынешних условиях обновленцы ждут реванша.

"От того, кто победит на выборах на Поместном соборе, зависит, какая из церковных идеологий придет к власти: консервативная, направленная на церковную самоизоляцию, или либеральная, предполагающая продолжение контактов со светской властью и другими конфессиями, а также выработку самостоятельной политической позиции в России. "В случае избрания блюстивого архиерея, богослова, образцового монаха-традиционалиста жизнь пройдет мимо церкви, – пояснил Кураев. – Патриарх будет держаться в золотой клетке, чего требует нынешняя православная психология. Владыка Кирилл – единственный, у кого есть мужество объявить миссионерскую мобилизацию, послать месседж в большей степени молодому населению – церковь ваш дом". "Избрание Климента будет означать, что Церковь отказалась от амбиций стать политическим субъектом, а не объектом политических манипуляций", – отмечает Белковский." – Утро.ru

Какая ж "колонна" тогда обновленцы и реформаторы?
  М.Яблоков    09.12.2008 10:29
Для чего РЛ рекламирует раскольников?
А.В. Слесарев 09.12.2008 01:32
  А.В. Слесарев    09.12.2008 01:32
В Белоруссии РИПЦ представлена на территории Гомельской области. В самом г. Гомеле имеются приходская и монашеская общины. Монашескую общину возглавляет игумения Макария (Давыденко). В приходской общине совершает служение диакон Димитрий Михайловский, а священник регулярно посещает Гомель, приезжая из Брянской области. Нередко бывает в Гомеле и епископ Черниговский и Гомельский Гермоген (Дуников), имеющий множество духовных чад из числа гомельчан. Кроме того, в юрисдикцию РИПЦ входят еще две тайные приходские общины, действующие на территории Гомельской области. Одна из них находится в г. Жлобине, а другая, предположительно, в деревне Столбун Ветковского района и возглавляется диаконом Александром Ремеевым.
  Мария Н.    08.12.2008 18:11
Вот как замечательно. Значит, если я, обычная прихожанка РПЦ, с отвращением отношусь к некоторым нововведениям типа ИНН и т.д., меня вполне можно заподозрить, а то и обвинить в принадлежности к катакомбникам. Удобно и вовремя. Впрочем, я-то никому не нужна. А вот всех нелиберальных иереев можно таким образом отслеживать и отстреливать (в смысле избавляться).

Страницы: | 1 | 2 | Следующая >>

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru