Русская линия | 01.11.2008 |
Обращаемся к Вам по следующему, тревожащему нас, факту.
В течение дня 14 октября 2008 года по радио «Вести-ФМ» несколько раз передали информацию Министерства обороны РФ о том, что в ближайшие годы вместо 65 военных вузов страны будут созданы 10 объединённых «системообразующих» центров: 3 военные учебно-научные центра, 6 академий и 1 военный университет.
Эти сообщения соответствуют тому, что в Санкт-Петербурге в последние месяцы широко распространилась информация о разработке плана перевода петербургских военно-морских институтов в Кронштадт и создании на их основе Военного учебно-научного центра (ВУНЦ) во главе с Военно-морской академией.
Авторами этого плана выдвигается несколько положительных моментов такого объединения. Во-первых, интеграция учебного и научного потенциала. Во-вторых, централизация, обусловливающая сокращение около 5000 единиц преподавательского и обслуживающего состава, от чего ожидается большая экономия средств.
На первый взгляд, и объединение, и экономия — вещи хорошие и полезные. Но любое важное предложение необходимо рассматривать глубоко и системно, не ограничиваясь только эмоциональным «первым взглядом» и рекламными заявлениями. А вопросы возникают очень и очень многие.
Что стоит за простым словом «перевод», если оно касается целого военно-морского института (училища)? И тем более — если собираются «переводить» и «объединять» не один, а несколько военно-морских институтов (ВМИ)?
Прежде всего, отметим, что любой, отдельно взятый, ВМИ — это целая система отлаженных и взаимосвязанных частей: управленческой, учебно-воспитательной, научно-технической, мобилизационной и хозяйственной. Эта система имеет выработанные десятилетиями методы деятельности и традиции, свою материальную и духовную инфраструктуру, не сводимую к структурам других институтов ввиду специализации и уникальности каждого из них.
И естественно, эта инфраструктура теснейшим образом исторически переплетена и увязана с окружающей инфраструктурой конкретной местности и акватории, где находится ВМИ. Эти связи важны и многочисленны. Прежде всего, это местонахождение жилья большинства профессорско-преподавательского и вспомогательного состава, как правило, в непосредственной близости от ВМИ. Кроме того, это многолетние связи с органами местного управления, с администрацией близлежащих парков и музеев, шефские связи с базовыми школами и многое другое.
Древняя мудрая поговорка гласит, что «дома и стены помогают». Все мы знаем по жизненному опыту, что это действительно так. Но наши стены не только помогают, они ещё и воспитывают, и хранят традиции, и формируют тот особый морской дух, которым по праву гордятся питомцы наших славных высших военно-морских училищ (ныне — институтов). Ведь это не просто «стены», а свидетели и носители славы тех великих имён флотоводцев и учёных, которые учились, служили и трудились здесь.
Можно ли представить себе «Дзержинку» без Адмиралтейства и Невы? «Фрунзе» — без Невы и Васильевского острова? ВВМИУ — без Царскосельского парка, ВВМУРЭ — без Финского залива и Петергофского Нижнего парка? Если для высоких московских чиновников всё это — «лирика», то для нас, ветеранов Советского и Российского Военно-Морского Флота, это наша гордость, наша судьба и боль.
Посмотрим на дело и с другой стороны.
Перевод военно-морского института из одного места в другое — это событие подстать глобальному, это фактически уничтожение прежнего ВМИ и появление абсолютно нового. Сколько времени уйдёт на становление нового ВМИ на новом месте? Для сравнения: в советское время, когда народно-хозяйственная система была отлажена и работала, период реновации составлял 7 лет, т. е. через такой срок новый объект проектировался, разрабатывался и начинал работать с полной отдачей. Причём речь шла только о довольно простых технических объектах: станках, цехах, заводах. Сейчас, при дисбалансе производства, этот период ещё более увеличился.
Современные ВМИ обладают уникальными тренажёрными системами, которые были созданы и смонтированы специализированными организациями, в настоящее время уже не существующими. Демонтировать такие системы — значит загубить их безвозвратно и, таким образом, на годы прервать подготовку корабельных специалистов и экипажей.
Это что касается техники, а становление вуза в целом занимает гораздо большее время: чтобы сложилась и встала на ноги кафедра, научная лаборатория — требуются десятилетия, это давно и хорошо известно. Не меньший период нужен и для появления устойчивых междисциплинарных и межкафедральных связей, для формирования корпуса учёных, зарождения научных школ и диссертационных советов. А по проекту на перевод нескольких ВМИ в Кронштадт определён срок — всего 5 (!) лет. Такой подход нельзя назвать даже несерьёзным, по сути — это спланированный развал системы военно-морского образования.
И вполне естественно — на новое место перейдёт только малая часть преподавательского состава, остальные просто уволятся, даже при перспективе жилья в Кронштадте. Поэтому и при создании шикарных условий (как это рекламно обещается) новым кафедрам придётся начинать всё практически с нуля. И, в целом, ВМИ на новом месте эффективно заработают, в лучшем случае, не ранее, чем через 10−15 лет. А что произойдёт за эти годы со всей системой подготовки военно-морских кадров? Подумал ли об этом кто-нибудь из авторов «переезда» и «объединения»?
Одним из аргументов этих авторов является якобы экономия — 5000 единиц планируются к сокращению. Но ведь оклады и премии этих пяти тысяч — ничтожная капля от тех миллиардов, которые потребуются на создание объединённого ВУНЦа и соответствующей ему инфраструктуры в Кронштадте.
По поводу объединения уже начался мощный информационный прессинг. Командованию ВМУЗОВ даны задания по обоснованию перевода, мнения оппонентов игнорируются, по данному проекту поспешно создан видеофильм, выполненный в чисто рекламном стиле и даже спекулятивно затрагивающий святое имя великого Иоанна Кронштадтского.
Наш опыт подсказывает: если сомнительный проект интенсивно проталкивается — ищи за ним корыстные интересы. Не служат ли кому-то лакомой приманкой те питерские земли и территории, на которых исторически расположены военно-морские институты?
Мы с радостью узнали недавно о высоком решении возобновить строительство авианосцев и атомных подводных ракетоносцев для нашего Флота. По нашему глубокому убеждению, подготовка офицеров-специалистов для этих кораблей должна начаться уже сейчас.
Мы, ветераны ВМФ, с тревогой и надеждой обращаемся к Вам, Президенту Российской Федерации, с просьбой произвести тщательную независимую и всестороннюю экспертизу проекта перевода военно-морских институтов в Кронштадт, наложить вето на этот проект и не допустить развала сложившейся системы военно-морского образования в России.
Письмо подписали капитаны 1 ранга запаса и в отставке Н.И. Поздняков, Г. Н. Остапенко, Н.И. Лотенков, В.С. Камитов, Н.Ф. Синельников, Н.Г. Величко, А.С. Даняев, Г. Н. Бурега, Р.Р. Биккенин, П.А. Бачуринский, В.Ю. Осипов, В.А. Сапрыкин, А.П. Ильин, Г. П. Чудинов, Д.И. Заховаев, В.Н. Щедрин, В.Б. Мельников, А.К. Кухарь, К.К. Ляпин, А.В. Рогов и другие, всего 57 человек, из них 11 докторов наук, 19 кандидатов наук.
20 октября 2008 г.
(Письмо отправлено почтой 31 октября 2008 г.)
http://rusk.ru/st.php?idar=113482
Страницы: | 1 | |