Русская линия | Олег Слепынин | 30.06.2008 |
О «недоразумениях», возникавших в первой половине пути, читателям «РЛ» известно. Пришло время сказать и о некоторых «недоразумениях», сопровождавших дальнейшее продвижение Афонского (Одесского) луча на пути к Москве.
СЛОВО, ДЕЛО, МОЛИТВА
В начале рассказа припомним, что основополагающим документом Хода является Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, обнародованное на Вознесение 2007 года. В Послании, обращённом к архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви в связи с открытием Международной духовно-просветительской программы «Под звездой Богородицы», говорится: «Восемь крестных ходов, символизирующих собой лучи этой Звезды, выйдут из шести городов нашего Отечества: Владивостока, Барнаула, Якутска, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга и Архангельска, а также двух центров Вселенского Православия — Иерусалима и Афона. Пройдя по всей территории России, передавая как великое сокровище из рук в руки, освящающие нашу землю святыни, несомые совершителями шествия, участники будут молиться о России и её народе, устанавливать поклонные кресты, и, преодолев десятки тысяч километров, сойдутся в Москве в июне 2008 года».
Ведь очевидно, что благословение Святейший дал именно на пеший крестный ход? Да попросту другого толкования такие слова как «выйдут», «пройдя», «несомые совершителями шествия», «сойдутся» не дают. Кстати напомним здесь и о том, что на сайте программы «Под Звездой Богородицы» также идёт речь именно о пешем крестном ходе (см. http://www.anflag.ru/participation__.html), там присутствует призыв ко всем желающим: «Присоединяйтесь к пешему крестному ходу на любом удобном для Вас маршруте». К пешему. А об ограничении числа крестоходцев — ни звука. Наоборот: «Присоединяйтесь… на любом удобном для Вас маршруте». Местоимение «Вас» — с большой литеры, то есть как бы с уважением к читателю сайта и лично к потенциальному участнику крестного хода.
Однако слова словами, но дело было так.
Перед прохождением границы «Украина-РФ» по требованию лиц, представителей организации, принявшей на себя задачу курировать крестный ход, начали составляться списки — отбирать 30−40 человек, которые продолжат путь к Москве. Остальные, по мнению кураторов и тех, кто их самих курировал, должны были разъехаться по домам. Но что значит разъехаться?.. А если люди желают идти дальше, их что, гнать в шею? А если не гнать — бросить их и исчезнуть на автомобилях вместе со святынями хода? Знаете, именно так и предлагалось. Однако к моменту прохождения границы, а это был 38-й день пути, одесские руководители уже из личного опыта знали, что с крестного хода прогонять никого нельзя; даже если человек всем мешает — нужно потерпеть, пусть идёт; всё управляется любовью. В противном случае убивается в Ходе то, что люди верующие называют благодатью…
Верующему разъяснять не надо, атеисту же, заглянувшему на «РЛ», скажу, что ощущение это, когда все вокруг свои, когда певуче и упруго звучит молитва, а вперёд ведёт Звезда Богородицы, близко к ощущению сказки и счастья. Это несмотря на физические тяготы (пройдите за день 30−50 км!) и бытовые неудобства. Следует сказать и о том, что абсолютно никаких выгод материального мира крестный ход участникам, во всяком случае, рядовым его членам, не даёт: явление духовное. Люди оставили семьи, работу, привычный уклад, идут во славу Божию, несут иконы, освещая ими поруганные пространства, соединяя непрестанной молитвой, как тонкой швейной иглой, разорванную Русь…
Таким образом, уже имея соответствующий отрицательный опыт (однажды изгнали мешавшего собрата), руководители Афонского луча теперь никого гнать не стали, а поступили житейски просто. Границу, как и было договорено с кураторами, перешли со святыми иконами условленные 40 человек. А остальные, не пожелавшие покинуть крестный ход, переехали границу как простые паломники — в автобусе. Далее по Брянщине двинулись вместе, к ходу присоединился и светоносный «луч», пришедший с Минской иконой Богородицы из белорусского Бреста. Администрация древней Брянской земли встретила Ход достойно, давая приют абсолютно всем крестоходам. Но кураторов такой вариант не устроил. «Представители Москвы» вознамерились всеми доступными средствами разрушать благодатный дух Хода, добиваясь сокращения числа крестоходов, а затем и провоза икон по части маршрута, вопреки благословению, на транспорте. Надо сказать в полномочности «представителей» не всегда у крестоходов были сомнения. Но потом появились. Однако ведь кто-то из них кого-то же и представляет в Патриархии? Или полностью самодеятельность? Оставим вопрос открытым. Аргумент же для сокращения числа воспринимается как издевательский, мол, Россия и Москва не прокормят всех (а «всех» афонцев это 120−150 человек). То есть Украина и, например, славный райцентр Золотоноша прокормили, а центральная Россия с Москвой — не выдюжат?
Примерно в те же дни в столицу без виз были ГД приглашены 50 тысяч английских фанатов, которые чем-чем, но ни любовью к России и святости, ни склонностью к тишине не славятся. И прокормила Москва, и напоила, приголубила. Правда, и заработала. Неужели в этом причина? Мол, на шумных ребятах с богатого туманного острова, в шапках смешных шутовских, — можно заработать, а с крестоходами — один расход? И что, это по-русски? На Руси-то всегда знали, где заработать, а где кубышку растрясти, иначе б не украсилась Русь своими храмами. Но, похоже, в ещё большей степени сработал и «фактор престижа»? Принять англичан — это круто, это ведь сама Европа оценит! А принять этих — с попами, иконами и Николаем — сомнительно? Кого-то, конечно, попросту страшило непрестанное звучание Иисусовой молитвы…
Движется Ход, люди идут подвое — с крестами, хоругвями, иконами; колотушка ударяет в звонкое било — звучит хор мужских голосов: «Го-осподи, Иисусе Христе, Сыне Божий! Поми-илуй нас!» Удар в било, и сестры перехватывают «Го-осподи, Иисусе Христе…» Красиво. Благодатно.
ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ
Поначалу для разрушения Хода в дело пошли самые элементарные приёмы — угрозы и шантаж. Эти ребята говорили жёстко и конкретно, с комсомольским напором, примерно так: «Вы — граждане Украины, иностранцы, вас сейчас ОМОН по машинам растолкает и вывезет обратно к границе, если не сократитесь до 30 человек. А иконы понесут другие, у нас есть для этого люди». Кураторы, которых за прыть на Ходе стал кое-кто за глаза называть «комсомольцы», предприняли и более сложные действия, закрутили интригу, пытаясь выдвинуть в руководители Хода человека постороннего — из Белорусского «луча». Не получилось. Затем придумали расколоть ход изнутри. Вот это удалось на славу! Надо сказать, что им многое удаётся (как и тому персонажу со товарищи в упомянутом мультфильме), деятели они проворные, напористые, все правильные слова знают, технологиями убеждения и принуждения владеют. Они умеют, как мы видели, и с иерархами жёстко разговаривать. Здесь же первое действие для раскола — добиться в Ходе двоевластия. И вот появился соруководитель — одессит О.Д., человек в казачьем мундире и с яркими звёздами на погонах. Второе действие — соруководителю нужно внушить, словно б зомбируя: «Вы — официальный крестный ход, вы — официальный!..» И: «главное — послушание, главное — послушание, главное — послушание и тогда благодать будет над всеми…» При этом всё время нужно составлять и пересоставлять списки, чтобы возник панический ажиотаж… И неважно, что духовенство Хода не поддерживает всей этой свистопляски. Соруководителю в погонах «официальная» роль льстит, значит, ему можно что угодно внушить, в рвении своём он уж и матерок перед иконами пустил. То есть человек порой оттого и внушаем, что прочно не воцерковлён? Как бы то ни было, раскол удался, технология сработала…
Только как же в этом случае — с матерком — удержится благодать? Да и о каком, собственно, послушании речь, если святыни намереваются «для упрощения» транспортировать на авто, а не на руках нести, если православных гонят от их святынь? Правильно, разговоры о послушании в этом случае — мутная демагогия; пустословие, говоря по-русски.
«Комсомольцы», дабы лишить Ход святынь и избавиться от лишенного (!) православного народа, в том числе и от священников и монахов, придумали вот что: в какой-то момент святыни хода возьмут на плечи люди, подчинённые «соруководителю в погонах», мужчины они крепкие, силы свежие, и… Взяли и — побежали! Все прочие растерялись. Но ненадолго. Рассказывает «соруководитель без погон» Василий Чепразов: «Мы — следом. Я потом посмотрел, за час они пробежали 17 километров! Воры украли святыни хода! О. Мельхисидек (духовник Хода) помолился, ему открылось: пусть женщины кольцом окружат бегущих, не будут же они их топтать… Догнали… Это притом, что у многих и усталость многонедельная, и на стопах мозоли, да и возраст некоторых не предполагает физической расторопности… Догнали…»
Однако ночной «маршбросок» за ворами — пустяк по сравнению с тем, что ждало крестоходов впереди. Для борьбы с ними вскоре применят уж вполне бандитские методы.
Однажды ночью некие неведомые лица — частично в каких-то казачьих костюмах, но все в подпитии, — напали на Ход, желая отнять «Державную». Человек, наблюдавший за этой сценой со стороны, говорит, что подумал — это ангелы защищают святыню: люди, выскочившие с криком и руганью, отлетают от иконы в стороны вверх тормашками, а Икону кольцом окружают как будто лишь женщины. Другой человек, отбивавшийся от нападавших, как бы и подтверждает: «Я вроде и не сильно оттолкнул, а он летит кверху ногами… Но к одному лбу пришлось три раза приложиться… Отбились. Милиция не вмешивалась».
К не менее суровым методом борьбы с православным крестным ходом следует отнести и распространяемые на пути движения Хода слухи — самые нелепые и невероятные! Это ведь тоже надо уметь?! Где такому учат? Распространяли слух о каком-то «помазаннике», которого тайно везут в автобусе, чтобы посадить в Москве на трон. В газете сообщалось, что к Москве пытаются прорваться раскольники-филаретовцы, которые несут икону Степана Бандеры. Распускали в церковной среде слух, что Афонцы не признают Патриарха…
ЗАПИСКИ КРЕСТОХОДА
Виктор Тихонов, учёный из Подмосковного Обнинска, сделал по моей (О.С.) просьбе несколько записей репортажно-дневникового плана. Здесь уместно привести несколько фрагментов этих Записок, которые, вероятно, стоит в будущем опубликовать отдельно.
Виктор Тихонов: «В Калужской епархии, по словам «представителя Москвы», правящий архиерей якобы благословил 30 человек с Державной сесть в автобус и следовать в Москву на завершающие мероприятия. Объяснение такое: чтобы Ход не мешал движению на федеральной трассе. Решили идти, уйдя с Киевского шоссе… Зачастую проходили мимо запертых храмов: настоятели были запуганы… В другом месте оказалось, что храм, в который поместили Владычицу на ночь, — заперт. И ключей нет, и никто ничего не знает. Но Пречистая разрешила и это искушение. С тех пор пребывали с Ней неотлучно… В Обнинск пришли под Вознесение. Отстояли раннюю в Соборе, многие причастились Святых Таин, потрапезничали. На соборной площади нас уже ждали. Представитель администрации очень сердечно всех поблагодарил за понесенные труды и радостно объявил, что-де принято решение в порядке исключения доставить в Москву всех участников данного хода. Все остальные лучи якобы уже согласились ехать, выделили по 30 человек, или уже даже доехали. Прямо вот сейчас дадут автобусы, грузите иконы, хоругви и поезжайте все (около 120 человек). Мол, движение пеших колонн по федеральным трассам Московской области категорически запрещено, а времени осталось мало, а не успеть нельзя: в этом угроза срыва завершающего мероприятия!.. В противном случае будут применены крайние меры. Пеняйте на себя… Рядом стоял еще один крепкий представитель в штатском, временами он некоторых активных участников отводил в сторонку и показывал некую красную книжицу… Постепенно тон дискуссии стал повышаться: подключились участницы движения.
Одна с мягким украинским акцентом: «Я сегодня причастилась, я готова на всё, хоть на смерть! Мы пойдем пешком!"… Колонна быстро и привычно устроилась, вытянулась по проспекту. Многие прихожане и горожане провожали Пречистую со слезами. Из соборных и городских священников не пошел никто. Лишь один отважный батюшка, с частью своих прихожан, в праздничном облачении, с горящим на солнце золотым крестом, присоединился к процессии. Хотя и к нему, я видел, подходил товарищ с книжицей и с серьезным разговором… Идём! Солнышко светит, на душе — Пасха! На ходу разговоров нет, на два хора братья и сестры поочередно поют молитву Иисусову… Вот уже последний подъем перед Балабаново. «Ну, сейчас наш батюшка встретит по полному чину! Уж две недели готовится, — говорят местные. — Вот ударят в колокола!» Подходим. Ворота закрыты на замок, за церковной оградой — ни души. Прибежал чуть не плачущий какой-то парень: «Простите, простите нас! Батюшка поехал вас встречать на трассу, нам сказали, что вы там должны идти. Он сейчас вернется, приедет». Не вернулся, не приехал…
Подкрепившись и отдохнув немного, запели:
«Богородице, Богородице,
Матерь света, любви и добра.
Ты надежда моя, Богородице
И чудесных прозрений пора…»
И вот опять: «Богородица идет!» Пошли с Богом!..
Вдруг выясняется, что одна из наших славных Обнинских девушек, шедших с нами, уехала с автобусом вперед. А ей надо возвращаться. Едем с Сергием за ней. За поворотом спуск к речке, по Наре проходит граница Калужской и Московской областей. Выезжаем от моста на подъем… и опешили. Справа вдоль дороги стоит целая кавалькада машин: штук пять-семь патрульных, штук пятнадцать-двадцать всяких иномарок. Вкруг них стоят кучками и прогуливаются крепкие ребята спортивного вида с короткой стрижкой, внимательно смотрят на проезжающих. Впереди группа чинов в милицейской форме — с крутого берега бдят дорогу за мостом. Нас почему-то не заметили. Немного еще проехали, встали. Что делать? Дело принимает слишком крутой оборот. Звоним ходокам, рисуем обстановку. Начинает темнеть. Навстречу нам проносится наш белый автобус с украинскими номерами. Поехал забирать отставших? Должен быть пуст, но в нем народ. Проезжаем обратно засаду, нас опять не видят. Наши стоят привалом за перегибом дороги, перед последним спуском к мосту. Обстановка тревожная. Рядом — Братская могила наших отцов и дедов, которые здесь в 41-м не пропустили немца к Москве. Упокой, Господи, души усопших раб Твоих, вождей и воинов православных! Кого же и от кого готовятся защищать сейчас их ровесники на том берегу?
Подкрепились, запели акафист… Многие читали молитву удержания… Подняли иконы, развернули хоругви: «Богородица идет!»
Выезжаем следом за Ходом, глазам не верим: две-три патрульные машины, несколько гаишников, и — всё! Ни одного «добра молодца», ни одной иномарки. Чудеса!..
В день Вознесения Господня пройдено 34 километра. Впереди тревожная ночь и всего два дня, чтобы успеть к воскресному утру в Коломенское…»
Офицеры спецслужб, которых «кураторы» натравливали на Ход, наконец-то разобрались, в чём дело. И в какой-то момент к крестоходам вышел улыбающийся человек; дорога на Москву открылась.
Ну так с какой целью многократно предпринимались попытки разрушить Ход духовно и обессмыслить его? Объяснить эти упорные атаки невозможно, забыв о сакральных смыслах происходящего. Похоже, правы именно те, кто предполагают, что был задействован известный рецепт, гласящий: «Если не можешь остановить процесс, то нужно его возглавить и убить изнутри, лишив души». Речь тут о процессе духовного возрождении народа.
В МОСКВЕ
В Первопрестольной выяснилось, Афонский ход — единственный, который весь путь по Руси преодолел пешком, не нарушаемо неся икону Державной Пресвятой Богородицы. Участники других «лучей» были вынуждены, порой со скорбью вспоминая об этом, подчиниться требованию «кураторов», перемещали иконы на транспорте. Иногда объяснялось это тем, что святыни попросту некому нести: число крестоходов — менее 20. Кстати, почему? Желающих идти по России меньше, чем по Украине? Многие узнавали о Ходе почему-то совершенно случайно. Иногда иконы и крестоходов везли на автомобилях как будто и необъяснимо, минуя центры, словно б прячась от кого-то. Крестный ход «Под Звездой Богородицы» выявил многие боли. Поразителен факт, что крестоходам Якутского луча встретился на Урале город (с миллионным населением!), в котором атаманом казаков является человек, исповедующий католицизм. Бывали города, в которых явно угадывалось чьё-то желание спрятать Ход куда-нибудь подальше от глаз людских, удалить на окраины сознания. Стесняясь? Стесняясь любви к Христу и Богородице?
Да вот и в Москве…
17 московских километров от Коломенского до Храма Христа Спасителя объединённо прошли по безлюдным набережным. Народу здесь встретилось уж точно меньше, чем в упомянутом украинском райцентре, славной Золотоноше. На набережной — на звон колоколов, которые везли на автомобиле, выскакивали из каких-то ресторанов-«поплавков», складов, бензоколонок заспанные охранники, таращилсь на хоругви, щёлкали на камеры телефонов. Но выходи из улочек, спускались с мостов по одному и небольшими группами и православные. Вот, опасливо косясь на запрещающее кричащего милиционера, вышел из переулка паренёк с иконой на груди. Вот светлые девчушки в белых платочка струйкой влились под хоругви.
А первоначально ведь речь шла о проспекте Андропова? Но кто-то передумал, словно б опасаясь потревожить память инициатора сноса дома Ипатьева. И Москва благодушно спала, утыкав свою набережную гламурными рекламными щитами, их выставив для встречи Хода в качестве полноправных горожан.
В Москве грубый полуармейский камуфляж девяти человек из Афонского Крестного Хода преобразился в небесно-голубые стихари, словно б воинство небесное на земное бросило отсвет свой. Свершилась победа…
И в сердце, проходя мимо древних монастырей, мимо Василия Блаженного, мимо стен Кремля и его свечи — Ивана Великого, жило ощущение Победы!
Через несколько дней, вечером 12 июня часть крестоходов оказалась вблизи Красной площади, там бесновались тысячи молодых людей, размахивая какими-то бессмысленными цветными флагами молодёжных организаций, визжа при каждом салютном выстреле в небо. Подумалось, вот если бы на святой брусчатке стояли в этот час суровые полки с хоругвями и иконными в молитве — это был бы День России. Нынешний — фальшивка.
В среде крестоходов популярна песня екатеринбургского автора Ольги Тарховой:
«Крестный ход, Крестный ход, Крестный ход —
Это значит, Россия живёт.
Это значит, мы Богу свои.
И попробуй нас разъедини!»
Попробовали. Мы — выстояли.
Это ещё не Сталинград. Но уже Бородино.
http://rusk.ru/st.php?idar=112917
Страницы: | 1 | |