Русская линия | Олег Слепынин | 26.04.2008 |
Со временем открываются истинные смыслы, происходящего вокруг Крестного хода. Вот смотрите. Смысл недоразумения, возникшего 13 апреля между уманскими священниками и крестоходцами, открылся, как водится, гораздо позже самого события. Жители Умани, прощаясь с Крестным ходом на трассе Одесса-Киев, были уверены, что далее Ход уйдёт прямо на Киев. Однако, пройдя свыше 20 километров (4 часа хода), Крестный ход свернул направо, углубился в Черкасскую область, и, пройдя ещё свыше 15 километров, оказался в селе Роги Маньковского района (там был предложен ночлег). Даже и в окрестных сёлах не все знают, что в этом селе в 2005 году был учреждён монастырь. Между крестоходцами возникла дискуссия, мнения разделилось. Одни считали, что следует вернутся на автобан и, минуя Черкасщину, идти прямо на Киев, благо и дорога более удобна, да и расстояние вдвое короче. Другие стояли на том, что многие православные Черкасщины будут огорчены таким решением. Утром 15 апреля решили тянуть жребий, дабы определить дальнейший маршрут. Составили две записки: «На Киев» и «На Киев через Черкассы». После молебна, Литургии, которую служили пять священников, и чтения акафиста иконе Божьей Матери «Державная», рука духовника Крестного хода иеромонаха Мельхиседека извлекла одну из записок. Через мгновение в наступившей тишине по храму разнеслось: «На Черкассы!» На этом все споры прекратились. Ход двинулся в избранном направлении. И мало кто обратил внимание на то, что монастырь, который дал им приют, освящён в честь иконы Божией Матери «Игумения Афонской горы». Но в этом и был смысл уманской «эпопеи». Сама Богородица привела Афонский Крестный ход в Свою новую обитель. А иначе б — как? Село далеко в стороне от маршрута.
«Богородица идёт!» — высоко значение этих слов.
Дальнейшее движение Хода было, как отмечают крестоходцы, чудесным. Крестный ход душевно приняли Шпола и Лебединский монастырь. Корреспондент «РЛ» был свидетелем дивной встречи крестоходов насельницами Лебединского монастыря. В полночь (как не вспомнить о Евангельских пяти мудрых девах) монахини и послушницы длинной цепочкой со свечами в руках стояли на лесной дороге, ожидая Крестный ход. Полтора километра до обители по невидимой бугристой дороге, когда звёзды мелькают за сомкнутыми в свод ветвями, под которым звучит молитвенное пение, когда почему-то и не темно, и не скользко (а только ведь дождь прошёл), среди цепочек свечных огней — оставили ощущение счастья.
Замечательный приём оказал в Смеле крестоходцам благочинный о. Пётр (Дмитрук, брат архиепископа Софрония). Вслед за Смелой, 19 апреля Крестный ход встречали православные Черкасс, о чём «РЛ» уже сообщала. В понедельник 21 апреля, поклонившись иконам, архиепископ Черкасский и Каневский Софроний благословил Крестный ход в дальнейший путь. Крестный ход пересёк по мосту и 12-ти километровой дамбе Днепр. А ещё через три десятка километров крестоходцев встречали тысячи жителей Золотоноши, а вслед затем — насельницы Красногорского монастыря. К слову сказать, в эту святую обитель в 1961 году, при разгроме богоборцами Лебединского монастыря, была перевезена часть Лебединских монахинь… Ночь мы провели в скиту… Вы видели когда-нибудь ноги крестохода? Спрашиваю товарища: «Для чего тебе булавка?» — «Очень удобно, — смеётся он, — мозоли прокалывать, водянку ликвидировать. Некоторые бритвой разрезают. А я так приспособился». Зелёнка, лейкопластырь, бинт — и вновь дорога.
Вслед за Золотоношей Крестный ход встречал небольшой городок Гельмязов — старинный храм, суровый и радушный (так ведь бывает!) о. Иоанн. Провожал Гельмязов дождём, временами переходящим в ливень. Нет, нельзя сказать, что дождь лил, не давая просохнуть. Давая. А точно на границе Черкасской епархии и Переяслав-Хмельницкой, что удивительно, на крестоходов обрушился мощный бешеный встречный ветер. Дождь временами пытался перейти в град, но ему для этого чего-то не хватило. Иисусова молитва покрывала благодатным покровом. Однако ветру он не помеха. У автора этих строк, которому посчастливилось нести один из крестов, в клочья разорвался целлофановый плащ. На привале кто-то произнёс, бодро потирая руки: «Ах, как хорошо прошли!» В 40 километрах от Гельмязова, уже в наступившей темноте, нас встретил священники, глава районной администрации Переяслав-Хмельницкого и городской крестный ход. Святые иконы Царицы Небесной были осыпаны массой распустившихся тюльпанов и другими цветами. А крестоходам предложили остановиться в замечательном загородном детском санатории, расположенном в сосновом бору. На следующий день — в Чистый четверг крестоходы молились и причащались в двух «наших» храмах — Успенском и Михайловском. Михайловский — это палатка перед храмом, который власти не желают передать православной общине, зарегистрированной много раньше «филаретовцев», в 2002 г. Служит в храме-палатке о. Анатолий, служит 10 месяцев каждый день…
Кто-то из крестоходов вспомнил, что где-то неподалёку от Переяславля находится Борисоглебский храм, возведённый на месте убийства св. кн. Бориса. Некоторые подумали, что лучше бы всем отдохнуть, даже и решение как будто приняли — возвращаться в санаторий. Но как бы то ни было, и транспорт дополнительный появился — все крестоходы отправились в Борисоглебскую церковь, поклонились святому мироточивому кресту, установленному на месте убийства в 1664 году. Староста церкви рассказала, что когда крест (каменный) начал мироточить, никто ничего не понял. Думали, кто-то маслом испачкал. Пятно было величиной с яйцо. Пробовали вывести его утюгом через бумагу… Пятно с каждым годом росло (ныне высота его около метра и своим начертанием пятно неизменно напоминало «1». И действительно, Борис был убит первым. И действительно, Борис и Глеб первые русские мученики. Рассказала также о том, как в богоборческие времена пытались вырвать крест тросами и трактором — трос лопнул, кого-то убил, трактор загорелся… Но вот что уже и не удивительно: в основании креста, под текстом, высечена восьмиконечная Звезда Богородицы.
В Страсную пятницу, 25 апреля, попрощавшись с гостеприимным городом, получив благословение от духовника не вкушать пищу, Крестный ход с молитвою вышел по направлению к Борисполю, это 52 км пути. Впереди Киев и Пасха.
Олег Слепынин, специально для «Русской линии»
http://rusk.ru/st.php?idar=105232
Страницы: | 1 | |