Русская линия
Русская линияСвященник Николай Булгаков16.06.2008 

«Земли Русския Царица Небесная..»

2(15) марта 1917 года в Коломенском была явлена величайшая святыня нашей Церкви — Державная икона Божией Матери. К Державной Владычице обращены ныне самые горячие молитвы верующего народа. Державный образ только что был прославлен небывалым в истории Православия годовым крестным ходом «Под звездой Богородицы». Главной его святыней были списки с Державной иконы, которые с молитвой пешком принесли из восьми концов нашего Отечества и даже из-за его пределов в Коломенское.

Икона Божией Матери ДержавнаяЧем же особенно важна для нас Державная святыня? Что произошло тогда, в день явления этой иконы? Какое важнейшее доныне событие в жизни не только нашего русского православного народа, но и всего мiра?

В этот день была похищена царская власть венчанного на царство, помазанного Духом Святым Царя-мученика Николая Александровича. И в этот же самый день Матерь Божия словно бы подхватила вырванные из рук Царя Николая державу и скипетр царский и сама стала царствовать здесь, у нас в России. И тем самым была продолжена царская власть таким вот духовным прикровенным образом. Прикровенным, но очень сильным. Имущая державу непобедимую Матерь Божия и эта Ее власть, которая была явлена таким видимым образом в этой иконе, была здесь и будет, Бог даст, до скончания века.

В чем же суть этого события и всего этого исторического периода? В чем суть той главной борьбы, которая была и совершается в жизни?

Нас пытались убедить в том, что это была какая-то классовая борьба, борьба за какие-то справедливые начала, за свободу, равенство, братство, за власть трудящихся, и прочие были названия, за какие-то имущественные вопросы. Но на самом деле главная борьба была именно с духом царства, с властью Царя Небесного.

Мы с вами чаем именно вечного Царства. Когда нас крестили, мы все с вами, можно сказать, присягали Царю Небесному. Когда нас спрашивал священник или наших крестных за нас, когда мы были совсем маленькими: Сочетаваеши ли ся Христу? — Сочетаваюся , — отвечали мы. И веруеши ли Ему? — Верую Ему, яко Царю и Богу. То есть я признаю над собой эту верховную царскую Божественную власть.

Эта Божественная царская власть, это монархическое начало присутствует здесь, на земле, постоянно в жизни людей. Эта власть распространяется на все события, на все обстоятельства жизни, на каждого человека. И эту власть Царь царей, Господь, дает тем людям, кому желает ее дать.

Мы слышим постоянно в церкви, читаем слова Священного Писания, Ветхого Завета: Слышите убо, царие, и разумейте, научитеся, судии концев земли, внушите, содержащии множества и гордящиися о народех языков, яко дана есть от Господа держава вам и сила от Вышняго, Иже истяжет дела ваша и помышления испытает (Прем. 6:1−3).

То есть, в понимании Божественного источника власти заложено и сознание ответственности каждого человека, наделенного властью, перед Тем, Кто дал ему эту власть.

Святитель Московский Филарет (Дроздов) говорил, что «Бог, по образу Своего небесного единоначалия, устроил на земле Царя; по образу Своего вседержительства — Царя самодержавного; по образу Своего Царства непреходящего, продолжающегося от века и до века, — Царя наследственного».

Если перевести слово мон-архия на русский язык, это будет — «единоначалие», власть единого лица.

И вот все люди по-разному относятся к этой царской власти. Они могут ее принимать для своего блага, а могут ей противиться, могут с ней бороться.

Эта борьба происходит в каждом человеке, и самым явным образом эта борьба совершилась в нашей стране в 1917 году, 91 год назад, когда люди отвергли, прежде всего, Царскую Божественную власть, власть Бога. Они словно бы заявили: «Над нами нет никого, над нами нет Бога, мы сами будем править, мы сами будем властью обладать. И делать то, что мы сами захотим».

Но Владычица Державная не оставила до конца народ Божий. Матерь Божия сохранила церковно-монархическое начало нашей жизни.

Вспомните, что еще осенью того же самого 1917-го года, когда в день Успения Божией Матери в Москве открылся Поместный Собор Русской Православной Церкви, в начале работы этого Собора были люди, которые говорили, что нам не нужен Патриарх, упраздненный Петром I-м, патриаршество на Руси нам не нужно, а то, говорили, это вновь будет что-то похожее на царскую власть. Говорили даже не богоборцы, а участники этого церковного Собора.

Но потом, когда Господь по Своей любви, по Своей милости попустил новым скорбям и нестроениям, когда совершился богоборческий переворот 25 октября, когда большевики стали обстреливать соборы Кремля, но при этом шло и почитание святителем Тихоном и верующими людьми только что обретенного Державного образа, — вот тут стали меняться мнения на этом Соборе и стали понимать, что нужен Патриарх. И монархическое начало, которым проникнута Церковь вся, ее иерархия, то есть священноначалие церковное, тогда было восстановлено нашей Церковью. После 217 лет перерыва в храме Христа Спасителя перед Владимирской иконой Божией Матери был избран Патриарх, и в день Введения во храм Пресвятой Богородицы святитель Тихон вошел на первосвященнический престол нашей Церкви.

И вот все эти события, которые происходили в истории нашего Отечества за эти годы, все это было проявлением главной духовной борьбы между духом церковно-монархическим и духом безбожно-своевольным, революционным, демократическим.

Эта борьба происходила в разной степени в разные годы. Матерь Божия или усиливала монархическое начало нашей жизни, или люди непокоривые, люди отступавшие от Бога были недостойны Ее милости, и тогда совершались события разрушительные. Потому что принцип единоначалия, монархизма, данный Богом, — соединительный, он дает крепость жизни. Мы все время слышим в церкви слова о Царстве Святой Троицы, единой и нераздельной: Яко Твоя держава, и сила, и Царство…

Принцип единоначалия необходим для соединения людей, для того, чтобы они имели силу, которая изливается на них при их смирении, при послушании Богу от Самого Господа. Силу противиться злу, противиться дьяволу, противиться темному, разрушительному, своевольному, непокоривому, разделяющему началу, которое, к несчастью, кроется в душе каждого из нас и действует по мере нашей греховности.

Мы знаем, что когда наше Отечество было раздроблено, когда были удельные князья, тогда наш народ постигло татарское нашествие, и народ наш терпел очень тяжелое, многолетнее иго.

Потом, когда стали молиться, когда преподобный Сергий молился, когда князья стали спрашивать его благословения, то есть благословения от Бога, и ярчайшим этому примером является благословение, которое получил святой великий князь Димитрий Донской, — тогда стали побеждать врагов, и наша Русь стала собираться. Наша Русь собиралась вокруг великого князя, вокруг Москвы, благословленной нашими святителями, начиная со святителя Петра, и потом уже был помазан на царство наш первый Царь.

Именно в честь его рождения, нашего первого помазанника Божия на Русский Престол, Государя Иоанна Васильевича Грозного, был построен Вознесенский собор в Коломенском, в котором была явлена Державная икона Божией Матери.

И вот именно это единство народа, любящего, почитающего с верою своего Царя — помазанника Божия, именно это монархическое начало и создало наше великое государство, дало возможность одолевать всех врагов, которые ополчались непрерывно на наше Отечество.

Это монархическое начало служит к крепости, к единению людей на всех, можно сказать, уровнях, во всех обстоятельствах.

Семья — там есть от Бога поставленный глава семьи. И так мы и читаем, когда совершаем таинство венчания, слова апостола Павла: Жены, своим мужем повинуйтеся, якоже Господу, зане муж глава есть жены, якоже и Христос Глава Церкве. Даже мужу жена должна повиноваться, как Господу, не говоря уже о том, что все подданные в Государстве должны повиноваться своему царю, как Царю Небесному.

И так же, как в семье, если не будет принципа единоначалия, не будет главенства отца, которому все подчиняются, начиная от его супруги, но будет принцип равенства, будут идти какие-то непрерывные дискуссии, а то и раздоры, — так же, если не будет отца в стране — царя-батюшки, как его называл наш народ, — не будет Великого Господина и Отца в Церкви, не будет батюшки — главы прихода, — тогда и не будет единства: всегда надо кого-то одного прежде всего слушать.

В любом коллективе, если будет два равноправных начальника, коллектив разделится на две части: один — за этого, другой — за того. Поэтому принцип единоначалия существует в Церкви, существует обязательно в армии, иначе не будет настоящей армии. И так во всей жизни это монархическое начало везде благотворно действует. Это милость Божия людям, это дар свыше.

И когда у нас ослабляется это начало, тогда начинается власть как бы людей, а точнее, их страстей, и греха, и дьявола, который действует через грех, через страсти человеческие — начинается человеческое своеволие, когда все можно, когда нет над людьми никого. Как говорил преподобный Амвросий Оптинский: «Почему человек бывает плох? Потому, что забывает, что над ним Бог». Когда человек перестает слушаться, повиноваться воле Божией, тогда жизнь начинает распадаться.

Когда нет послушания детей родителям, это очень страшно, это губительно для детей. Они должны слушаться. Вот, например, идет пост. Если постятся родители, если они признают над собой власть Бога, Который не разрешает им есть скоромное, то дети это прекрасно видят, прекрасно чувствуют, тогда и им легче слушаться родителей.

Почему такое непослушание сейчас в жизни? Потому, что нет послушания, прежде всего, Богу, ослаблено монархическое, самодержавное начало.

В нашей истории ХХ века через все видимые события, через все их названия, можно сказать, явно проступила державная власть Матери Божией. Поэтому наше Отечество до сих пор и существует. Потому что в людях, в их жизни еще есть вера, есть послушание Богу, есть послушание вообще.

Когда в нашей истории были события грозные — ярчайшим тому примером является Великая Отечественная война, — и когда в нашей стране действовало самодержавное начало, когда одному человеку стало подчиняться почти всё в государстве — это было совершенно явное действие монархического начала в жизни, — тогда мы одержали самую великую победу в истории человечества, держава наша была единой и сильной.

Потом начались гонения безбожные, а начались эти гонения с чего? С того, что было под названием «разоблачение культа личности». На самом деле это была борьба прежде всего с принципом самодержавия. И потом начались уже и гонения на Церковь. Потому что дух демократический, дух безбожный не выносит духа самодержавного, духа монархического. А именно Церковь воспитывает людей в духе подчинения высшей Небесной власти и тем людям, которые поставлены в жизни служить духовной, нравственной, военной, экономической крепости державы.

И мы прославляем сегодня Царицу Небесную и благодарим Ее за все те безчисленные милости, которые Она нам сотворила, явив Свой Державный образ, Свою силу непобедимую. Не только нам, ведь не в нас только дело, не в том дело, чтобы наше Отечество жило, это ведь всемiрная, всеобщая борьба идет, везде, и на нас она только особенно видна, потому что здесь особенно сильна, можно сказать, Божественная власть, особенно сильна наша Церковь Православная, как хранительница всех этих установлений. И, конечно же, вместе с Русской Зарубежной Церковью, с которой мы теперь, слава Богу, едины.

В чем было разделение, почему оно произошло? Когда здесь была богоборческая власть, когда она не терпела монархического духа, Зарубежная Церковь сохранила полную верность монархическому началу.

В день Торжества Православия мы вспоминаем о том, что Церковь отсекала от себя ереси, отсекала от себя все, что было противно ее духу и, в том числе, был анафематизм, когда противляющиеся царской власти, отрицающие ее Божественное происхождение предаются анафеме.

Вот какое соединение произошло в нашей Церкви, единство милостию Божией, милостью Царицы Небесной. Недаром первая святыня, которая была дарована нашим зарубежным православным братьям для поклонения после этого благодатного соединения, была именно Державная икона Божией Матери. Наши зарубежные братья и в Европе, и в Америке, и в Австралии благоговейно поклонялись этой великой святыне. И мы, конечно же, благодарны им за то, что они сохранили эту нашу церковную традицию. На Родине это было сделать трудно. И когда здесь возник обновленческий раскол, то в этом-то и была суть обновленчества: оно стало признавать власть богоборческую, как некую приемлемую для Бога.
Но тем не менее врата адова не одолели Церкви Православной. И подвиг многих и многих наших новомучеников свидетельствовал именно истину и чистоту православной веры, в которую входит, конечно же монархическое начало. Им пронизано и Священное Писание, и наши богослужебные тексты, и святоотеческое наследие.

Мы благодарим Матерь Божию за Ее предстательство, за Ее власть над нами, за то, что Она не лишила нас этой власти, что Она сохранила нашу церковно-государственную традицию, хранит и укрепляет постоянно.

И мы будем просить Ее о том, чтобы Она и впредь в каждом из нас укрепляла чувство подданости Царю Небесному, послушание Его святой воле, благой и совершенной, чтобы Она помогала нам в нашей жизни преодолевать то разделение, то непослушание, тот развал, которые мы видим в себе и вокруг.

Когда началась общая вседозволенность, когда была отменена всякая цензура, когда было объявлено, что человек может делать все, что он хочет, никакой власти над нами нет, мы ничего не признаём, — начался развал: развал нравственности, развал армии, развал государства, буквально целые куски стали от него отделяться, превращаться в так называемые страны, развал вообще всей жизни. Это всё страшные плоды человеческого своеволия, его претензии на власть, которая принадлежит только Богу и Царице Небесной, и тем, кому Они пожелают ее дать. Аминь.
Священник Николай Булгаков , настоятель храма во имя Державной иконы Божией Матери (г. Жуковский, Московская область)

http://rusk.ru/st.php?idar=112834

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Natalie    16.06.2008 17:52
"Семья – там есть от Бога поставленный глава семьи. "
А соответствует ли сей глава семьи своей роли в наше время? Не являются ли женщины "лучшими мужчинами" ? Смею заметить: если бы наши православные мужчины следовали примеру Господа в отношении Церкви (понесшего на себе немощи людские, принявшего зрак раба), то тогда бы и жен не надо было понукать к "повиновению". Поменьше уж выпячивали бы наши уважаемые мужчины свою роль "главы", помня слова Господа: "кто из вас хочет быть главным, пусть будет всем слугою". А то хорош "глава", которого жена всю жизнь на горбу тащит.. Простите уж.
  Dagmara    16.06.2008 13:58
Очень хорошо,что по поводу статьи можно выразить свое мнение.Надо прочитать преобразования Петра1 в церкви,чтоб понять,что шла непрестанная борьба между царем и Церковью,которая привела к полному надению и того и другого.И Вы правильно написали,что в1917 году выбрали нового Патриарха,наконец-то,упраздненного Петром 1.Выбрали,очень отличаеться,от того ,кого Бог дал,Царя,его Помазанника.Но когда Помазинника не стало,тогда конечно его заменит Патриарх.Только не ясно кому подчиняться,то ли Данному Богом?То ли избранному Собором?Хотелось бы услышать про кризис Церкви,с которым боролся Петр 1.Ведь в итоге народ все разгромил.А в Новом завете,говориться…что Господь никогда не позволит разрушить,то,что его устраивает…Значит не устраивало.Вот и разрушил.И поставил Державную Богоматерь присматривать.Если бы были проведены реформы Петра в Церкви и Церковь стала полезна для общества…то может всего кашмара можно было избежать.А Перт упразднил Патриарха,потому что сам выполнял его Роль.Патриархат в Церкви -хорошо,но где роль Женщины,Богини-Богоматери,которой так много отводиться места На Небе.А здесь на Земле,что-то не видно такого воспевания.Хотелось бы почитать статьи об этом.

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика