Русская линия | 17.05.2008 |
8 — 9 мая 2008 года
Мы сворачиваем со стороны Псковского шоссе в Клопский монастырь. Первые известия о монастыре относятся к началу XV века. Начальные страницы его истории связаны с именем Михаила Клопского. В житии он назван «своитином» Великого Князя Дмитрия Донского, и был сыном его родной сестры Анны. Михаил Клопский прожил в монастыре 44 года и умер в 1458 г. Мощи его почивают «под спудом» в Троицком Соборе монастыря.
В соборе нас гостеприимно встретил иеромонахом Иаков, где совместно с братией монастыря был отслужен благодарственный молебен.
Нина Михайловна, которая работает в монастыре 12 лет, рассказала участникам крестного хода об истории монастыря, его жизни. В монастыре ведутся строительно-реставрационные работы, и здесь рады всем, кто захочет помочь и принять участие в восстановлении обители.
В Клопском монастыре нас ждала баня, чистые новые рубашки для мужчин и русские сарафаны для женщин. «Красота в глазах смотрящего».
9 мая, после утренней молитвы, совершенной в заново поставленном деревянном храме в честь преподобного Михаила Клопского, участники Крестного хода в традиционной русской одежде, с приподнятым настроением двинулись дальше в путь, к некогда процветавшему монастырю святого Ефрема Перекомского.
На повороте с Псковского шоссе крестоходцев встретили представители Администрации Поозерья и священник Александр Фролов. Местные жители преподнесли традиционный, но всегда удивительно вкусный и приятно-радующий хлеб-соль. А теплые задушевные слова, сказанные в адрес Крестного хода, были той необходимой поддержкой, которая дает силы в долгом пути.
Затем Крестный ход с новыми, влившимися в него местными крестоходцами, пошел по направлению к деревне Сергово, не доходя до которой свернул с проселочной дороги направо, в сторону реки Веронды. Здесь, неподалеку от устья этой реки, на берегу озера Ильмень, стоял основанный Ефремом (в миру Евстафием), выходцем из Подмосковья, старинный монастырь. Юношей Ефрем поселился в Троицком Калязинском монастыре. В 25 лет появился в новгородской обители Саввы Вишерского, где принял постриг, и в 1450 году на берегу озера Ильмень поставил келью. Для удобства доставки воды в обитель был прокопан проток из Ильменя, и монастырь стал зваться Перекопским или Перекомским.
Но место, выбранное для обители, оказалось неудачным. Из-за больших весенних паводков монастырь стал «обрушаться», и в 1509 году его перевели на более возвышенное место, тоже на берегу Ильменя.
В 1997 году, на развалинах монастыря, на месте Богоявленского храма, о. Александром Фроловым была поставлена часовня. О. Александр по мирской своей профессии строитель, поэтому многие храмы в Поозерье восстановлены его руками и силами местных прихожан.
Отслужив благодарственный молебен, и горячо помолившись, мы с нескрываемым восхищением смотрели на открывшиеся водные просторы озера Ильмень, раскинувшегося пред нашими взорами, как сверкающее море с бескрайними берегами.
Не зря живущие здесь люди, называемые позерами, говорят с любовью о своем озере: «С земли позеру не жить. Кабы не озеро — куда бы ты дился?..»
И снова Крестный ход двинулся в путь с молитвой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!»
Вдалеке от проселочной дороги виден силуэт ветряной мельницы. Эта мельница была поставлена в 1924 году. Сейчас в ней находится музей. Здесь можно увидеть многочисленные рыболовецкие снасти, орудия обработки земли, предметы обработки льна и т. д. На Ильмене с давних пор делали рыболовецкие суда разных типов, в том числе и небольшие одномачтовые с двумя парусами (килевым и носовым), с уплощенным дном, называемые соймами.
И вот скромный, суровый пейзаж Поозерья оживляет купол храма. Это недавно восстановленный позерами каменный храм Святого Лазаря в селении Сергово. Сияющие лица прихожан, цветы, радость встречи. И — снова молебен, всеобщее ликование.
К Святыням Крестного хода ведут под руки бабушку, она нарядно одета, глаза у нее светло-голубые, искрящиеся. Ей более 100 лет. Она была участницей Крестного хода, проходившего еще до революции по Святому Поозерью, и вот дожила до второго Крестного хода. «Теперь я еще буду долго жить!» — говорит старушка, и все согласно кивают.
Так мы стали свидетелями рождения из руин еще одного храма в нашей стране и чуда долголетия верующего во Христа человека.
Идет дальше наш Крестный ход. А бабушка крестит нас вслед и шепчет: «Веруйте, детки, веруйте!»
Неизменна и неизреченна святость. Лишь человеческое сердце переменчиво и непостоянно: то согреется, оттает в лучах Пресветлого Солнца, то остудится холодным осенним ветром, то соблазнится и разуверится, то вновь отчаянно и горячо поверит. Как сейчас.
Мелькают вдоль дороги дома позеров. Из-за недостатка строительного материала дома здесь строили небольших размеров, в них были низкими или совсем отсутствовали подклеты, меньше были дворы. Зато возле каждого дома — нарядные полисадники, и около них стоят люди и крестятся, и молятся, и наполняет их души Благодать.
Проходили деревню Заболотье. Здесь большое братское кладбище, где похоронено около 400 воинов, погибших в боях за освобождение Новгорода в январе 1944 г.
Почему-то вспоминаются пушкинские строки:
«Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к Отеческим гробам…
Животворящие святыни!»
Вечная память героям!
«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!»
В деревне Липицы сворачиваем к селу Курицко. Деревня Липицы упоминалась в писцовой книге в 1501 году. Здесь был большой двор, принадлежавший боярину Лукину, а возле двора — два больших сада и 109 яблонь. Здесь и сейчас все в цвету. Летают пчелы, гудят тяжелые шмели. Всюду жизнь!
И вот крестоходцы проходят в село Курицко. «Курия» («куриа») означало залив, заводь. В древности в этом месте, очевидно, в озеро значительно вдавался кряж, образуя залив.
На кряже с незапамятных времен стояла деревянная церковь Успения Богородицы.
Сейчас она перенесена в Музей деревянного зодчества «Витославлицы» (в 1964г).
Это самый ранний из сохранившихся образцов шатрового храма типа «восьмерик на четверике».
В настоящее время в Курицко находится каменная Успенская церковь, построенная в 1899 г по проекту новгородского архитектора А.Н. Дьякова. Выстроили храм на пожертвования.
Для сбора средств была даже устроена небольшая переносная часовенка, в которой находилась икона Успения. Ее выносили на тракт, а в прикрепленную кружку собирали подаяния на постройку храма.
Вот так и вырос красавец-храм с сияющим куполом и высокой колокольней. Внутреннее убранство храма поражает своей красотой, «рукотворностью». Оно сохранилось в советское время благодаря вере местных прихожан.
Нас встречают у храма множество людей, особенно много детей. Они радостно вторят взрослым: «Христос Воскресе!»
«Небеса — это доброта!» Мы попали на небеса — с такой добротой и любовью был накрыт стол, где мы отведали озерной рыбы, хрустящих огурчиков, хрусткой капустки, терпкого смородинного морса.
И кругом — пасхальная радость, трепет, с которым люди прикладываются к святыням, идут вместе с Крестным ходом по Святой Позерской земле.
Как не хочется покидать этот красивый храм, позолотой отливающие иконы, образ Спасителя, такой величественный и любящий, словно вбирающий в свои объятия каждого пришедшего.
О. Александр Фролов, окормляющий вверенную ему паству Поозерья, служит здесь уже 20 лет. И видно, что относится он к своему служению с большим энтузиазмом, добросовестно и честно, ведь столько людей — от мала до велика — присоединяются к общей молитве. К Крестному ходу присоединяются и машины, и автобусы, — все хотят приобщиться Благодати Божией.
Каким чутким и внимательным должен быть пастырь, «педагог» (по-славянски «пестун», по-русски «детоводитель»), чтобы привести другого человека к Вере Христовой! Дай, Боже, сил всем нашим пастырям и нам, рабам Твоим!
Крестный ход идет по асфальтированной дороге к деревне Хотяж. В 1941 г. во время сильной бомбежки в деревне сгорело более десятка домов. В послевоенные годы Хотяж вновь отстроилась, а вот соседние старинные деревни — Карпово, Большой и Малый Донец — безследно исчезли. Напротив Хотяжи наш старый знакомый — Михаило-Клопский монастырь, только теперь нас разделяет водная гладь реки Веряжи.
Здесь, в Хотяжи, нас опять встречают цветами, угощением, накрытым прямо на столах, стоящих посреди зеленой лужайки в центре деревни.
И снова благодарственный молебен. Люди все прибывают и прибывают.
«Слава тебе Боже наш, слава Тебе! «
Матушка Алевтина указывает на купола храма, последнего, который нам предстоит посетить в Святом Поозерье.
Это храм села Васильевское.
И вот мы уже на тихих улочках этого села. Кажется, что время не коснулось этого тихого уголка, сохранившего особую атмосферу старины.
Первое упоминание о Васильевском встречается в писцовой книге 1498 г.
Здесь находится Васильевский погост с церковью в честь Св.Василия. В 1871 г. деревянный храм сменил каменный того же названия.
Высокая колокольня возвышается над тихим кладбищем, которое окружено металлической оградой, кованной в конце 19 в. мастером С. Покулевым.
Царит радостное оживление — селяне встречают Крестный ход.
И снова — общая молитва в благолепном, сияющем храме.
Как не хочется уходить из него, но впереди нас ждет Перынский скит.
До встречи, Святое Поозерье!
До свидания прилежный пастырь Христов, отец Александр! Вы и Ваша паства усердно потрудились в деле укрепления Православия, церковного возрождения, сохранении и восстановлении порушенных в прошлом святынь.
Молитвами Святых Новгородских да дарует Вам Всещедрый Господь душевные и телесные силы для дальнейшего служения на благо Церкви и Отечества!
10 мая 2008 года
Юрьев монастырь. С утра участники крестного хода трудились в монастыре: очищали территорию монастырского сада от сухостоя.
Затем в гости к крестоходцам пришел диктор Новгородского радио Ануров Анатолий Сергеевич. Он провел участников крестного хода с экскурсией по берегу Волхова, рассказал об истории края, создании Свято-Юрьева монастыря, Георгиевском соборе (1119), о жизни новгородских князей…
Долго вглядывались крестоходцы в Городище с останками стен Благовещенского храма — ведь здесь, на высоком холме с глинистыми склонами, начиналась Новгородская земля.
Недалеко от Городища стоит церковь Спаса-на-Нередице, представляющая собою выдающийся памятник русской архитектуры и искусства XII в. Это был почти единственный памятник в Западной Европе, полностью сохранявший ансамбль древней росписи.
Церковь расположена в живописной местности на холме, получившем название Нередицкого, возможно, оттого, что находился он не в ряду города, а за его чертою. Постройка церкви относится к 1198 году, заказчиком ее был князь Ярослав Владимирович, отец Александра Невского. Она относится к числу последних княжеских построек в Новгороде.
Церковь была построена в княжеском дворцовом монастыре, подле новой княжеской резиденции на Городище.
Во время войны 1941−45 гг. командование советских войск, в зоне действия которых оказался памятник, предпринимало все меры, чтобы не навлекать на него огня противника. С этой целью здесь не было устроено ни огневых точек, ни наблюдательных пунктов. Но, несмотря на это, гитлеровцы прямой наводкой из пушек били по нему. В результате памятник был обращен в руины, погибли почти все его прекрасные фрески. Русское искусство понесло очень тяжелую утрату.
В настоящее время памятник приобрел снаружи свой прежний вид. Внутри церкви осталась лишь самая незначительная часть древней росписи.
Покидая это место, мы видели, как сияние разливалось от серебристого купола церкви Спаса-на-Нередице — последнего памятника княжеского строительства в Новгороде — занесенного потомками в Список ста красивейших архитектурных сооружений мира.
Затем мы прошли по дороге от Юрьева в сторону заинтересовавшей всех ветряной мельницы, находящейся неподалеку от монастырских стен. Ветряные мельницы с середины XVII века были известны на Руси повсеместно. В середине XIX века в Новгородской губернии насчитывалось более 2700 водяных и ветряных мельниц.
Как оказалось, здесь находится Музей деревянного зодчества на открытом воздухе — место, любимое и посещаемое многочисленными туристами. Почетный гражданин Великого Новгорода Нинель Николаевна Кузьмина, узнав, что крестоходцы хотят посетить Музей деревянного зодчества в Витославлицах, оплатила входные билеты для всех.
Музей деревянного зодчества «Витославлицы» расположен в четырех километрах от Новгорода, в живописной местности у озера Мячино и реки Волхов.
На территории, где сейчас стоит эта чудесная деревня, в которой никто не живет, в XII веке был основан Пантелеимонов монастырь. Еще до возникновения монастыря здесь находилось небольшое село Витославлицы, названное так, очевидно, по имени его владельца — Витослава. Село, вероятно, было поглощено монастырскими постройками, поскольку после XII века это название нигде не встречается. Музей под открытым небом, созданный на месте этого исчезнувшего села, получил его звучное название.
И вот мы с Анатолием Сергеевичем на территории музея. Это парк площадью около тридцати гектаров. С севера и запада его окружает озеро Мячино, с востока — река Волхов.
«…Как мера и красота скажут». Этот принцип заложили новгородцы в строительство и деревянных храмов, и изб. А также малые формы деревянной архитектуры: колодцы, изгороди разных видов, качели, весы.
В музее собраны культовые, жилые и хозяйственные постройки Новгородчины XIV — XIX вв. Создание музея началось в 1964 году.
В XIX в., покровительница Юрьева монастыря, графиня А.А. Орлова поставила здесь свою резиденцию — ее двухэтажный особняк сохранился и по сей день.
Участникам крестного хода мельницы повстречались дважды: у Юрьева монастыря — близко, и — далеким силуэтом при крестном ходе в Поозерье — неподалеку от Сергова.
Мы уходили из согретого ласковым солнышком музея под открытым небом, а нам вслед неслись соловьиные трели из набирающей силу майской зелени.
Впереди нас ждала встреча с Архиепископом Новгородским и Старорусским Львом и Губернатором Новгородского края Сергеем Митиным, которому в присутствии Владыки Льва была торжественно вручена Икона Божией Матери «Державная» — благословение Патриарха Алексия II.
После встречи состоялось Всенощное Бдение. Так закончилось наше пребывание в стенах Свято-Юрьева монастыря, где медленно, но неуклонно возрождается монашеская жизнь. До свидания, Юрьево!
Впереди нас ждет утро нового дня.
11 мая 2008 года
Первоначально это были две самостоятельные приходские церкви, построенные на одном основании. С северной стороны к церкви Филиппа примыкала Никольская церковь.
В 1608 году два прихода сливаются в один. В 1659—1660 гг. Никольская церковь становится трехэтажной. В XVIII веке производится капитальная перестройка — Никольская церковь становится двухэтажной и преобразуется в придел. Одновременно возводится колокольня, которая примыкает к северо-западному углу Николаевского придела.
В XIX веке церковь Филиппа с приделами подвергается ремонту. С запада к двухэтажной паперти пристраивается каменное крыльцо.
Несмотря на перестройку, церковь Филиппа сохранила свой древний квадрат с одной апсидой в плане и на значительную высоту свои древние каменные стены. Самое необычное в том, что две церкви находятся под одной крышей. Это единственное в Новгороде архитектурное сооружение типа «сдвоенные» церкви, история которого уходит вглубь веков.
Церковь Апостола Филиппа и Николая Чудотворца — единственный храм в Великом Новгороде, где богослужения не прекращались, в том числе и в советское время. Здесь чувствуется особый дух непрестанной молитвы, и поэтому он очень любим и почитаем новгородцами.
Литургия была особенно праздничной и торжественной, ведь 11 мая Православная Церковь отмечает День памяти Святых Жен-Мироносиц.
После Литургии крестоходцев пригласили на праздничный завтрак, где всем женщинам подарили цветы.
И вот, получив благословение новгородского священства на дальнейший путь, мы отправляемся мимо Ярославова Дворища, где стоит церковь Жен-Мироносиц, построенная в 1510 году по заказу Ивана Сыркова, родоначальника новгородской купеческой династии, из, столь полюбившегося и ставшего дорогим навеки, Великого Новгорода.
Но мы не прощаемся с Новгородчиной.
Крестный ход продолжается. Следующая остановка в селе Бронница, которое расположено к югу от Новгорода Великого, в 25 километрах на реке Мсте.
И вот мы достигли большого благоустроенного моста через реку Мста. На другом берегу реки нас встречают многочисленные жители поселка Бронница.
Из исторической справки известно, что в селе Бронницы (ныне Бронница) был устроен ям, в котором меняли лошадей. Здесь останавливались на отдых, судя по документам, многие исторические личности. И нет сведений, чтобы в селе изготавливали оружие или доспехи.
Известно оно как перевоз через Мсту по дороге из Новгорода вглубь Руси. Этот перевоз был отдан грамотами Александра Невского, а затем Дмитрия Донского Антониеву монастырю, который брал пошлину со всех торговых и других проезжающих людей.
Бронницы — форпост Новгорода. Впервые Бронницы упоминались в 1268 году. В это время Новгородский князь Ярослав Ярославович, не поладив с новгородцами, ушел от них, но новгородское посольство догнало его в Бронницах и уговорило вернуться на княжение. В 1386 году в Бронницах раскинул стан Дмитрий Донской, когда шел на Новгород. А в 1569 г. во время похода на Новгород Иван Грозный останавливался в Бронницах и разорил село.
Наш крестный ход проходит через ворота храма Спаса Преображения, возведенного в 1888 г. взамен разобранного «по причине совершенной ветхости и малопоместительности» каменного храма 1803 г. А в XVIII в. здесь стояла деревянная церковь.
Здание церкви построено «кораблем», то есть все ее объемы расположены симметрично вдоль оси с востока на запад. К основному объему, восьмигранному в плане, с двух сторон примыкают обстройки, с востока — полукруглая апсида, а с запада — трехэтажная колокольня. Все это создает сложную объемно-пространственную композицию. Господствующий мотив оформления всех фасадов — полукруг.
«Корабль» — храм очень красив, особенно если смотреть на него со стороны реки.
Навстречу нам из храма выходят старейшие отцы Церкви — отец Иларион (духовник Новгородской епархии) и отец Стефан. Кругом много детей, они радуются, смеются. Крестный ход входит в храм. Начинается общая молитва.
Потом настоятель храма — архимандрит Иларион говорит молящимся о судьбе Церкви, о любви к Отечеству. Просто и емко звучат слова. В сердце сходит тишина и благодать. Все присутствующие на молебне с благоговением прикладываются к Святыням Крестного хода и Святыням храма.
После молебна в церкви совершается Крестный ход вокруг храма. Затем огромное количество людей идет Крестным ходом по центральной улице села Бронница.
«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!»
Крестный ход, к которому присоединяются люди, стоящие по пути его следования, проходит мимо завода фарфоровых изделий «Возрождение» (основан в 1966 г. на базе небольшого литейного цеха завода «Пролетарий»). «Возрождение» изготовляет кобальтовую, так называемую «синюю» посуду, а «Пролетарий» — столовую фарфоровую.
Взгляд крестоходцев невольно задерживается на искусно расписанных изделиях с подглазурной и надглазурной росписью, которые выставлены на продажу местными умельцами. Особенно хороши большие блюда с новгородскими всадниками-богатырями.
Дальше наш путь лежит в поселок Крестцы. До свидания, озеро Ильмень, гостеприимный Приильменский край!
Напоследок хочется перечислить монастыри, которые находились на территории Приильменья:
Благовещенский (на озере Мячино)
Пантелеимонов
Юрьев
Богородицкий Перынский монастырь
Николо-Лядский
Кириллов
Ситецкий
Нередицкий
Шилов
Сковородский
Коломецкий
Николо-Липенский
Ковалевский
Волотовский
Николо-Островский
Савво-Вишерский
Понедельский
Мостищский
Сутоцкий
Спасо-Верендовский
Клопский
Ефремо-Перекомский
Пустошский
Взвадский
Сохранился: Юрьев монастырь, на месте Богородицкого Перынского монастыря находится Рождество-Богордицкий Перынский скит.
Восстанавливаются: Михаило-Клопский монастырь; поставлена часовня на месте Ефремо-Перекомского монастыря.
Вси Святии Земли Новгородской, простите нас!
На фото:
1. 08.05 крестный ход прибыл в монастырь преподобного Михаила Клопского. В монастыре был отслужен молебен с помазанием святым елеем у мощей преподобного Михаила. Монастырь поразил природной красотой и величественной тишиной (фото 9) Мы потрудились на монастырских послушаниях после которых нас ожидала баня. После бани особо приятно было одеть новые русские рубашки которые вручили участникам крестного хода.
2. Ежедневный вечерний совет в этот день прошёл у костра на природе.
3. 09.05 Мы отправились в крестный ход по Поозерью. Первая остановка была у часовни Евфрема Перекомского, где ранее располагался одноименный монастырь от которого в 20 веке не осталось камня на камне. И только не давно построенная силами семьи иерея Александра Фролова часовня и памятная табличка на ней напоминает о бывшем величественном монастыре где бывали Император Петр I и Царь Иоанн
4. Протоиерей Игорь Беловенцев (ответственный за проведение крестного хода по Новгородской Епархии) и иерей Александр Фролов, настоятель нескольких храмов Поозерья. Весь день прошли с участниками крестного и часто лично несли Державную икону Божией Матери.
5. Молебен у нового пока не освященного храма в Поозерье
6. «Приходите к нам на пироги». Поозерье поразило своей гостеприимностью и народным благочестием. В каждой деревне встречали крестный ход хлебом соль и усыпали дорого перед иконой Державной Божией Матери цветами. На улицах накрывали столы с обильным угощением. В Результате чего крестный ход выбился из графика движения на 2 часа. Чувствовалась пастырская забота отца Александра о своих прихожанах. Воистину: каков поп, таков и приход!
7. Вид с колокольни
http://rusk.ru/st.php?idar=112766
|