Русская линия
Русская линия Игорь Друзь22.03.2008 

В ожидании чуда

Сложные перипетии, которые мы сейчас переживаем, заставляет нас снова и снова задуматься о месте веры в нашей жизни. И о том, почему одни видят в Церкви только политический инструмент, другие же требуют от Нее «по щучьему велению» благ здесь и сейчас. И о том, почему так мало крещеных людей ходит в Церковь, и о том, почему в наше время все так хотят чудес — доказательств существования Бога? А если их нет в здесь и сейчас, то тут же становятся теплохладными, считают, что можно обойтись и без посещения храма…

Но может ли Господь постоянно являть чудеса? На первый взгляд, да может, Он же всемогущий. Но вспомним Евангелие от Луки (4; 9−12). Второе искушение Христа. Дьявол предложил Спасителю прыгнуть с верхушки Храма, говоря о том, что ангелы «на руках понесут его». Почему же Он отказался? Ведь Ему нетрудно было даже воскрешать мертвых, ходить по воде, исцелять безнадежно больных. Дело, наверное, в том, что слишком явное чудо давало своего рода математическое доказательство Его истины. Толпы народа, которые всегда находились возле Иерусалимского храма, тут же признали бы Христа Богом. Но это не было бы результатом их свободного выбора, их внутреннего преображения. Толпа признала бы его Мессией из выгоды, из страха. Бог же хочет от нас любви. Любовь же никогда не требует доказательств, она действует «просто так». Любовь выше земной логики. Кто хочет войти в Царство Небесное, тот должен стать выше обыденного рацио. Воля Божия не может быть ограничена никем. Никем, кроме Него Самого. И Он действительно ограничил Свои действия. Ведь Он дал человеку свободную волю. Сверхестественные явления, разрушающие ее, аннулировали бы заданные Господом правила игры. Ведь даже в шахматах есть свои правила. И сам Бог не может сделать так, чтобы конь, ходящий буквой «Г», вдруг пошел бы по диагонали, как офицер. Это были бы уже не шахматы. Потому и чудеса происходят особые, не насилующие свободную человеческую волю.

В церкви и сегодня постоянно происходят сверхестественные явления. И не только такие явные, как ежегодное восхождение Благодатного Огня на Православную Пасху. Но и чудеса куда более «обыденные», незаметные с первого взгляда. Потому обычно их может увидеть только любящий Бога и смиренный сердцем. Слаженная работа по восстановлению храма проходит вопреки постоянному недостатку средств. Чудесным образом всегда, даже в самый последний момент находятся все новые спонсоры, умелые работники, и в самых глухих местах возводятся сияющие купола. Внезапно воцерковляются самые, на первый взгляд, далекие от Бога люди. Так потустороннее проявляет себя как «случайное стечение обстоятельств».

Иногда, конечно же, бывают и явления, в корне нарушающие законы физического мира. Но их свидетелями становятся, как правило, те, кто своей верой заслужил на награду, или нуждающиеся в укреплении веры. И пресвятая Богородица не случайно явилась именно преподобному Ионе на киевских холмах. Он уже с детства по своей свободной воле сделал выбор. Он жил очень праведной жизнью. Поэтому те чудесные Божественные проявления, которых он был удостоен видеть, совершенно не нарушали его свободы. Или возьмем чудо, творимое постоянно, на каждой литургии. Священники часто допивают Святое Причастие, которое осталось после всех прихожан, среди которых бывают вовсе не только холеные бизнесмены и чиновники, как иногда думают нецерковные люди, наблюдающие за службами по телевизору, но и больные туберкулезом бомжи. И ничего, большинство из священников живут дольше обычных мужчин, заводят много детей. У автора этой статьи есть знакомый священник, отец семерых детей, окормляющий одну из тюрем, где много больных зеков. Он вовсе не боится заразы, и годами продолжает свое служение. Ибо он знает: на Литургии обычные законы физического мира меняются.

В последние годы советской власти издыхающий атеистический режим решил «разоблачить» лаврские мощи святых, доказав, что чудеса, связанные с ними — выдумка. Однако вместо этого кандидат биологических наук Решетникова, которая была привлечена для этого, сама стала верующей и крестилась. Ибо ее исследования показали как раз обратное: мощи лаврских святых действительно чудотворны, и даже на обычных иконах происходит своего рода «стерилизация» от вредных микроорганизмов.

Но есть у нас и куда большее чудо — само существование Церкви. Как выразился один из православных историков, история Церкви чудесна, даже если не принимать во внимание чудеса, в ней совершавшиеся. Современные исследователи теории менеджмента знают: ни одна организация не может существовать без сверхличностностного корпоративного идеала. Чем он выше, тем дольше она существует. Даже самые трудные проблемы преодолимы, если члены структуры спаяны одной высокой целью. Ни один банк или партия не существуют больше нескольких сот лет. И понятно почему. Выгода большая сила, но она не способна победить время. 2000 лет существования православной церкви доказывают не просто наличие в ней грандиозного идеала, но и присутствия чего-то Большего. Лишь сверхъестественная Сила способна передать эстафету традиции сквозь океаны времени. Причем в самых ужасных условиях гонений, периодически повторяющихся всю историю, от Нерона до Ленина и Хрущова. Уже неслыханная прочность живого организма Церкви должна была бы заставить задуматься всех пока далеких от нее людей. И при этом христианство не просто сохранялось само, но и преобразовывало мир. Русь создана монахами и князьями. Русский и украинский литературный язык, письменность, формы архитектуры и живописи были сформированы под решающим воздействием православия. Современный человек, помешанный на внешнем и не замечающий значения внутренней работы даже не способен понять значения незаметной работы древних и новых молитвенников, тихо и незаметно созидающих государство.

Так что первым шагом к вере может стать и холодный рациональный анализ. Хотя, конечно, на нем одном далеко не уедешь. Как сказал Господь: «Блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20; 29). И нельзя, чтобы в душах людей продолжалось шизофреническое состояние. Когда жизнь отдельно, религия отдельно. Православный человек должен жить полноценной церковной жизнью. Тогда улучшиться и его семейная жизнь, изменится в лучшую сторону его мировоззрение. Биология станет биографией. Иначе бесплодным будет долгое ожидание чуда, бессмысленной — жизнь.

http://rusk.ru/st.php?idar=112609

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Михайлов    23.03.2008 15:45
Дорогой р. Б. Давид! Во-первых, Вы пишите: «Для таких как вы, мister mikhailoFF». Уточните, пожалуйста, какой я такой? Во-вторых, откуда Вы взяли, что история России для меня началась в 1991 году? В-третьих, Вы сами-то хоть поняли, что Вы написали?
  Михайлов    23.03.2008 13:19
Автору материала
Из Вашего ответа я понял, что не только мне, но и Вам надо еще многому учиться.
Весь Ваш ответ свелся к доказательству факта влияния церковнославянского языка на формирование литературного русского языка. Кому Вы это доказываете? Мне? Мне это доказывать не надо, я и без Вас это знаю. На литературный русский язык, кроме церковнославянского, оказали влияния и многие другие языки. Взять хотя бы французский язык, на котором многие российские литераторы говорили и писали подчас лучше, чем на родном русском.
Однако вопрос в другом. Вы написали, что «русский литературный язык был сформирован под решающим воздействием православия». Согласитесь: влияние церковнославянского языка на формирование литературного русского языка и «решающее воздействие Православия» на этот процесс совсем не одно и то же.
Вы приводите цитаты в подтверждение своей правоты. Однако эти цитаты не являются подспорьем для Вашего тезиса.
Ломоносова говорил: «Российский язык в полной силе, красоте и богатстве, переменам и упадку неподвижен утвердится, коль долго Церковь Российская славословием Божиим на славянском языке украшаться будет». Из этой отдельной фразы трудно сделать какой-либо вывод о том, что конкретно хотел сказать наш великий ученый. Если не трудно приведите более развернутую цитату.
Пушкина говорил: “Как материал словесности язык славено-русский имеет неоспоримое превосходство пред всеми европейскими: судьба его была чрезвычайно счастлива. В ХI веке древний греческий язык вдруг открыл ему свой лексикон, сокровищницу гармонии, даровал ему законы обдуманной своей грамматики, свои прекрасные обороты, величественное течение речи; словом, усыновил его, избавя, таким образом, от медленных усовершенствований времени. Сам по себе уже звучный и выразительный, отселе заемлет он гибкость и правильность”. Где Вы видите в этой цитате решающее воздействие Православия на формирование русского литературного языка? Пушкин ясно пишет о влиянии на «словено-русский» язык древнегреческого языка, а не Православия. Ведь согласитесь: Православие и древнегреческий язык — это не одно и то же.
К.П. Победоносцев писал: «Наш ЦСЯ – великое сокровище нашего духа, драгоценный источник и вдохновитель нашей народной речи…Ведь он – искони родной, свой нашему народу, на нем образовался нормальный, классический строй русского языка, и чем дальше отступает от этого корня язык литературы, тем более он портится, теряет определенность и ясность и тем менее становится родным и понятным народу…Ведь такого сокровища, какое есть у нас, не имеет ни одна Церковь, кроме Православной".
При всем уважении к К. П. Победоносцеву не могу согласиться с его утверждением, что церковнославянский язык «искони родной, свой нашему народу». Общеизвестно, что на церковнославянском языке русский народ никогда не говорил. Приведу цитату: «Книжность Новгорода, — писал Д. С. Лихачев, — отличает единая, общая ей черта: близость письменного языка к разговорному. Это свидетельствует о большом пути культурного развития, пройденном русским языком в Новгороде в предшествующие эпохи. Благодаря этому, несмотря на обилие нахлынувших в Новгород после его крещения произведений церковно-славянской письменности, русский литературный язык Новгорода остался чист от церковно-славянизмов и сохранил все свои русские особенности» . Академик Янин пишет о том, что понадобилось почти 250 лет, чтобы язык новгородских берестяных грамот стал славянским аналитическим языком.
Что же касается слов Победоносцева «чем дальше отступает от этого корня язык литературы, тем более он портится, теряет определенность и ясность и тем менее становится родным и понятным народу», то из них можно сделать вывод о том, что современный русский литературный язык, который очень далеко отступил от церковнославянского языка, стал совсем не понятным нашему народу. Правда — нелепица? Зачем Вы приводите подобные цитаты?
Относительно слов К.П. Победоносцева, что «наш ЦСЯ – великое сокровище нашего духа», могу сказать — воистину так!
  р.Б.Давид    23.03.2008 10:09
Для таких как вы, мister mikhailoFF, и история России началась только в 1991 году…
  Автор материала    23.03.2008 02:01
//Век живи – век учись! А я до сих пор думал, что современный русский литературный язык начал формироваться с 30-х годов XVIII века, что в его становлении приняли участие такие известные личности как Тредьяковский, Ломоносов и Сумароков, что процесс формирования завершился при активном участии Пушкина в первой четверти XIX века///
Да, Вы правы господин Михайлов. Вам, думаю, еще надо поучиться. Вы вспомнили Ломоносова. Вот что он говорил: «Российский язык в полной силе, красоте и богатстве, переменам и упадку неподвижен утвердится, коль долго Церковь Российская славословием Божиим на славянском языке украшаться будет». Вспомнили Пушкина. Вот что он говорил:
“Как материал словесности язык славено-русский имеет неоспоримое превосходство пред всеми европейскими: судьба его была чрезвычайно счастлива. В ХI веке древний греческий язык вдруг открыл ему свой лексикон, сокровищницу гармонии, даровал ему законы обдуманной своей грамматики, свои прекрасные обороты, величественное течение речи; словом, усыновил его, избавя, таким образом, от медленных усовершенствований времени. Сам по себе уже звучный и выразительный, отселе заемлет он гибкость и правильность” (статья “О предисловии г-на Лемонте к переводу басен И.А. Крылова”, журнал “Московский телеграф”, 1825 г.). М. H.Б.Мечковская в своей фундаментальной книге "ЯЗЫК И РЕЛИГИЯ" (всем очень рекомендую) пишет: подчеркнем две существенные черты русского языка, названные Пушкиным: 1) его "славенскость", т.е. "церковнославянскость", причем Пушкин эту черту даже не обсуждает, это само собой разумеется: язык славено-русский; 2) "дары" греческого языка: "В XI в. древний греческий язык вдруг открыл ему свой лексикон, сокровищницу гармонии…"
О чем говорить? Письменность наша на основе кириллицы – то, что было создано равноапостольными Кириллом и Мефодием. Лексикон, звучание речи претерпели огромное влияние Церкви. Русский литературный язык – непосредственный наследник кирилло-мефодиевской традиции. По подсчётам академиков Л.В. Щербы и А.А. Шахматова, 55% его элементов на разных языковых уровнях – церковнославянизмы.
Если Вы хотите сказать, что литературный русский еще со времен Сумарокова начал все больше секуляризироваться, то с этим я согласен. Но есть основы основ, которые все равно остаются, невзирая на все.
Обер-прокурор Святейшего Синода Российской Православной Церкви К.П. Победоносцев в 1906 году писал: «Наш ЦСЯ – великое сокровище нашего духа, драгоценный источник и вдохновитель нашей народной речи…Ведь он – искони родной, свой нашему народу, на нем образовался нормальный, классический строй русского языка, и чем дальше отступает от этого корня язык литературы, тем более он портится, теряет определенность и ясность и тем менее становится родным и понятным народу…Ведь такого сокровища, какое есть у нас, не имеет ни одна Церковь, кроме Православной"
  Михайлов    22.03.2008 22:24
Век живи – век учись! А я до сих пор думал, что современный русский литературный язык начал формироваться с 30-х годов XVIII века, что в его становлении приняли участие такие известные личности как Тредьяковский, Ломоносов и Сумароков, что процесс формирования завершился при активном участии Пушкина в первой четверти XIX века. Причем характерная черта этого литературного процесса как раз в том, что церковнославянскому языку господа литераторы оставили в удел только богослужение. Поэтому я и недоумеваю: неужели формирование современного литературного языка шло «под решающим воздействием Православия"?
  Денеб    22.03.2008 18:33
В начале был церковный язык ,писменность и книги.И уже позже на чх основе создавалась литература,любых народов.Русская в том числе.
  Михайлов    22.03.2008 15:46
ВОПРОС К АВТОРУ
Каким образом "русский литературный язык был сформирован под решающим воздействием Православия"?

Страницы: | 1 |

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru