Русская линия | Елена Буевич | 19.03.2008 |
Для того чтобы фильмы, представленные на фестивале, были доступны для широкого зрителя, фестиваль начал выпуск своих «фирменных» DVD-дисков с лучшими работами. Но ведь и их в провинции раздобыть невозможно. Пиратскую копию «Иронии судьбы», или лицензионный «Астерикс» — пожалуйста! А вот красочный энциклопедический фильм о Святом Георгии или небольшую 26-минутную ленту об истории Ноева Ковчега с уникальными кадрами, отснятыми на горе Арарат, можно приобрести только во время таких фестивальных выездов. А они тоже — редкость. Черкассы всего лишь второй после Днепропетровска город, куда приехали фильмы «Покрова-2007». Такую акцию помощи фестивалю (а на самом деле — всем, кто хотел бы увидеть настоящее кино для души) организовал, как ни странно, бизнес.
— В 2007 году состоялась наша первая встреча с директором фестиваля «Покров», — рассказала замдиректора по связям с общественностью ГК «Фокстрот» Людмила Лозовая. — Начало взаимоотношений между «Покровом» и нашей компанией положил фильм «Маленькая жизнь», который при помощи «Фокстрота» снимался на территории Лебединского монастыря в Черкасской области. Но пока фильм монтируется, мы решили не прерывать знакомство и помочь организовать показ лучших фестивальных фильмов в украинских городах…
В Черкассах инициативу подхватило представительство «Фокстрота» в области, группа компаний «Партнер». Во Дворце молодежи фестиваль открыли торжественно и душевно. В фойе зрителей встречала выставка детских работ на духовную тематику, один из рисунков которой партнеровцы использовали для яркой и запоминающейся фестивальной афиши. К зрителям обратился Владыка Софроний, Архиепископ Черкасский и Каневский. Посетовал, что зал не полон до отказа, что среди пришедших мало детей. И трогательно поблагодарил устроителей «Народного кинозала». Что и говорить: в контексте показа зал Дворца и сам напоминал Ноев Ковчег, где на несколько часов от громыхающих за стенами бурь спрятались зрители «Покрова».
Владыке мы задали главный вопрос по киношной теме:
— Владыка, благословите! На своих проповедях Вы часто говорите о том, как губительно для человека сегодняшнее телевидение. А какова роль православного кино? Оно важно для верующего?
— Дело в том, что для православного человека полезно все, в чем есть святое. А что не свято — то и не полезно… Православному человеку сегодня некуда деваться. Он живет, как и все человечество, в эпоху бурного развития техники. Но если бы к православным прислушивались, то было бы хорошим и телевидение. А сегодня под словом культура, увы, подразумевается вседозволенность. И, как никто другой, перед Богом будут отвечать те, кто делает и показывает кино, кто формирует программу ТВ — страшную, аморальную… За последние 20 лет чрезвычайно изменилось отношение человека к этике. То, что когда-то считалось бескультурным, бессовестным, наглым, сегодня стало жизненно необходимым. Это парадокс — изменение в человеческом видении себя. Посмотрите, как стали пропагандировать слово «блуд»! Ведь каждый человек очень хорошо знает, что это такое, и насколько серьезно обвинение в блуде. И вот для того, чтобы слово это не так резало слух, его заменили другим: «секс». И сразу изменилось отношение. Но мало ли что звероподобному человеку хочется? Есть закон, религиозные установки, то, что от Бога, что нельзя нарушать, потакая своему желанию.
И именно такое православное кино как раз и может сыграть свою положительную роль в воспитании людей. Восполнить то, чего сегодня нет или почти нет на телевидении. Но опять-таки, придут на такой фильм совсем не те, кто уже развращен, а только те, чья душа более-менее тянется к духовному…
Как сделать интересное православное кино?
Внимательному украинскому телезрителю директор кинофестиваля «Покров», киевский режиссер Александр Акулов известен документальным сериалом «Паломники», который демонстрирует телеканал «Эра». Два года снимается это кино о христианских святынях и жизни православных людей в Греции, Италии, Египте, Израиле, Польше, Чехии… «Мы показываем самые различные стороны их жизни вплоть до кулинарии и других интересных православных традиций, сложившихся в разных странах. Стараемся подать все познавательно, легко для восприятия светскими людьми. Наша стратегическая задача — показать, что в мире осталось еще много православных святынь и больше половины населения земли является христианами, а большинство из них — православными, — подчеркивает режиссер. Кому, как ни ему знать, что такое «православное кино». И чем оно отличается от просто хорошего кино, оставляющего в душе человека след не проходящий?
— Православное кино не обязательно должно быть церковным, — считает Александр. — Это кино, которое славит Бога художественными средствами и особым взглядом автора на нашу жизнь. Конечно, есть фильмы об истории Церкви, о Предании Церкви, это важно. Но кино может охватывать и самые различные стороны жизни обычного человека — верующего или неверующего, со своими проблемами, и главное — давать ответ на вопрос, как ему быть в сложившейся ситуации? Как выйти из нее с Божьей помощью?
— Чем в таком случае отличается съемка православного кино?
— Это очень непростой процесс. Главная сложность в том, что верующим человеком сценаристу, режиссеру, оператору быть мало. Человек должен быть в первую очередь профессионалом. Интересно, что раньше, до фестиваля, я думал по-другому: сначала, мол, автор фильма должен верующим. Профессионализм — потом. Теперь к нам приходит много фильмов. И вот, из сотни мы отдаем 50 для жюри и 30 — для показа. Остальные — фильмы хорошие, добрые, от всего сердца, найдена тема, но… исполнены — не очень профессионально. И ладно бы, если только в режиссуре, это, как говориться, дело художника, его особый взгляд. Но бывают заметные ошибки при монтаже, операторской работе, при сведении звука. То есть там, где требуется большое напряжение от всего коллектива. Коллективов, которые могут взяться за такую тему, на самом деле не много. Хотя, с другой стороны, с каждым годом фильмов становится больше…
— А как обычно финансируются такие фильмы? Понятно, что государство этим не занимается…
— Тема эта очень сложная. Денег практически никогда не бывает. Некоммерческое по духу кино никогда не будет коммерческим в практическом значении этого слова. Это большое заблуждение многих режиссеров, которые снимали фильмы, а потом разочаровывались в том, что Церковь им не помогает деньгами, не финансирует работу. Церковь и не должна давать деньги на это кино! У нее свои задачи и своя цель. Мы, как светские верующие люди, должны помогать Церкви рассказать о Церкви, об ее истории, сегодняшнем дне — так, как мы видим, как чувствуем сердцем и как нам дается Святым Духом. Если есть благословение, если человек понимает, что собирается делать и если профессионально подойдет к этому, то он сделает интересное православное кино.
— На последнем «Покрове» были открытия?
— Были, как и каждый год. Первое место занял фильм греческих режиссеров о жизни Афонских монастырей — «Путешествие в рай». Об Афоне вообще сложно снимать, никому не дают разрешения. Я сам как режиссер много раз пытался попасть туда, ведь мы с группой снимаем многосерийный фильм «Паломники», ездим по миру. Но вот уже второй год ждем благословения для съемок на Афоне. Это единственный в мире остров духовной жизни, куда братия пытается не допускать суетных киношников. Естественно, они не хотят быть в кадре, говорить на камеру, и это их право. Они ушли от мира, чтобы служить Богу. Но у греков получилось: им дали разрешение, они очень долго снимали, и получилось хорошее, художественно снятое кино…
— Покровское кино в основном документальное?
— В основном. Хотя и в нем бывают игровые моменты, попытки соединить и то, и другое в одном фильме. Игровое кино мы показываем вне конкурса. Но в этом году мы учредили Международную кинопремию им. Владимира Великого. От других кино-премий, от Ники, она будет отличаться тем, что предназначена для игровых фильмов, содержание которых отвечает духовно-нравственным принципам жития человека. Золотые, серебряные и бронзовые статуэтками Крестителя Руси будут вручаться артистам, художникам, режиссерам фильмов, которые несут добро, любовь. Вручение нашей премии будет проходить в рамках фестиваля, и это, я надеюсь, и расширит его географию, и увеличит количество фильмов, которые мы можем называть православными.
— Грядущее празднование в августе 1020-летия Крещения Руси как-то отразиться на работе фестиваля в этом году?
— Безусловно. Во-первых, тему 6-го «Покрова» мы определили как «Православное кино для молодежи». Не так много есть сегодня фильмов, которые могут привлечь молодежь так, как их захватывает другое кино, совсем не хорошее. Задача режиссера и состоит в том, чтобы создавать фильмы, интересные для молодых, ищущих людей. Мы и сами стараемся искать. Третий год подряд проходит конкурс сценариев, человек может присылать нам не только готовый сценарий, но и хорошие идеи, истории, которые мы превратим сценарии, а после, надеюсь, в кино.
Ну, и во-вторых, в связи с празднованием Крещения мы будем снимать большое кино о Киеве. Четырехсерийный документально-игровой фильм «Новый или Второй Иерусалим», в главной роли которого снимется Сергей Маковецкий, охватит период от Крещения Руси и до паломничества в сегодняшний Киев. Проект выйдет к осени. Надеюсь, он будет не единственным, и проявится активность наших отечественных режиссеров. К сожалению, украинских фильмов у нас бывает мало. Иногда нас даже спрашивают, а почему россияне занимают первые места? Но это объективно, жюри выбирает лучших, независимо от национальности.
Фото автора
Черкассы, 17.03.2008
http://rusk.ru/st.php?idar=112594
Страницы: | 1 | |