Русская линия | Вячеслав Богуслаев, Виктор Янукович, Вадим Колесниченко, Дмитрий Табачник, Виктор Тихонов | 05.03.2008 |
Прямые экономические последствия включают расходы на перевооружение и переобучение украинских Вооруженных сил в соответствии со стандартами НАТО. На примере Польши при ее вступлении в НАТО можно утверждать, что придется (нас просто обяжут) брать кредит 20−25 миллиардов долларов для приобретения военного снаряжения США. Такое обязательное условие НАТО приведет к остановке большинства отечественных ОКБ и серийных заводов оборонного комплекса и выбросит на улицу десятки тысяч квалифицированных специалистов.
Размеры потерь здесь нужно утроить из-за отказов украинского и российского оборонных ведомств от комплектующих модулей и агрегатов, которые пока мы делаем. Разрыв кооперационных и научных связей с Россией и Беларусью уменьшит товарооборот с 30 млрд. долларов США до 20 млрд. долларов США и, соответственно, уменьшатся поступления в украинский бюджет. В число факторов, определяющих такое развитие событий, входят: ликвидация базы Черноморского флота России в Севастополе; резкое сокращение миграционных потоков и поездок в Россию вследствие введения визового режима; прекращение экспорта военной техники и военно-технического сотрудничества с Ираном и частично с Китаем и арабскими странами. Косвенные экономические последствия включают: свертывание отношений свободной торговли с Россией, а также Беларусью и Казахстаном, формирующих общий Таможенный союз; переход на европейские цены за импортируемый природный газ; изменение торгового и платежного балансов (снижение доли СНГ и увеличение доли стран НАТО); прекращение совместных с Россией проектов в сфере высокотехнологической промышленности. И это не слова, а реалии.
Мне пришлось побывать в странах Восточной Европы: Венгрии, Болгарии, Румынии, Польше, странах Балтии… И везде приходилось наблюдать трагедию в научных центрах — они закрыты, все специалисты выехали на заработки во Францию, Германию, Португалию… Под западными инвестициями здесь теперь подразумевают сборочные операции иностранной техники по «отверточной технологии», в то время, как это чистейшей воды эксплуатация квалифицированных национальных кадров на элементарной сборке американской и канадской техники. В Болгарии мы наблюдаем турецкий капитал и технологии. В Румынии безраздельно хозяйничают итальянские фирмы. То же самое ожидает нас, а именно — активизация транснациональных корпораций стран НАТО в поглощении и закрытии украинских предприятий. Нетрудно показать, что и прямые, и косвенные последствия вступления Украины в НАТО сводятся с большим негативным сальдо для экономики Украины. Может быть, именно поэтому Министерство экономики Украины и ведущие экономические институты Национальной академии стараются «не замечать» этой темы.
Вместо объективных количественных оценок политической элите и народу преподносятся «гадания на кофейной гуще» с туманными рассуждениями по поводу иностранных инвестиций, финансовой помощи, и прочей «манны небесной». В первом приближении прямые потери военно-промышленного комплекса и бюджета Украины вследствие вступления в НАТО составят от 7 до 10 миллиардов долларов в год. Они лишь незначительно будут компенсированы весьма скромной технической («секондхэдной») помощью со стороны государств НАТО. Другие прямые экономические потери будут в себя включать увеличение миграции украинцев в другие страны, снижение доходов курортно-рекреационного комплекса Крыма и Азовского побережья вследствие сокращения туристов из СНГ. Эти потери оцениваются в размере от 2 до 5 млрд. долларов в год и затронут в основном доходы граждан, которые компенсированы не будут. Таким образом, общие прямые экономические потери Украины вследствие вступления в НАТО составят о 15 до 22 млрд. долларов в год в зависимости от интенсивности процесса присоединения. Косвенные последствия от вступления в НАТО для экономики Украины определяются, главным образом, резким ухудшением торгово-экономического режима сотрудничества с Россией и другими государствами ЕврАзЭС, образующими Таможенный союз. Во-первых, выпадение Украины из единого экономического пространства с Россией объективно приведет к переходу на мировые цены в торговле природным газом и другими экспортируемыми из России энергоносителями, что повлечет резкое снижение рентабельности и конкурентоспособности украинских металлургических, химических, машиностроительных и продовольственных товаров.
По имеющимся оценкам, многие предприятия станут банкротами, лишатся работы более миллиона человек, многие регионы Украины окажутся в глубокой депрессии. Во-вторых, произойдет прекращение выпуска значительной части высокотехнологической продукции вследствие разрушения кооперационных связей в авиационной, ракетно-космической, судостроительной, приборостроительной и других отраслях наукоемкой промышленности. Это приведет к остановке наиболее перспективных украинских машиностроительных предприятий, в стоимости готовой продукции которых около половины составляют российские комплектующие, и основной рынок сбыта которых находится в России. Развалятся весьма перспективные совместные проекты, такие, как «Морской старт» или «АН-70». Украинская экономика утратит перспективы развития в передовых направлениях НТР. Ухудшится платежный баланс Украины, дефицит которого после перехода к мировым ценам в торговле энергоносителями и свертывания отношений свободной торговли с Россией может превысить 10 миллиардов долларов. Неизбежная в результате этого девальвация гривны (на первом этапе — на 25−40%) даст мощный толчок инфляции, остановить которую украинские власти смогут только за счет резкого снижения уровня жизни. Еще больше вырастут тарифы на жилищно-коммунальные услуги.
Согласно проведенным расчетам, при реализации сценария полномасштабного создания ЕЭП в перспективе до 2015 года ВВП Украины увеличится на 84%, конечное потребление возрастет на 82%, инвестиции в основной капитал возрастут на 75%. Чистый эффект от интеграционного процесса составит к 2015 году -34% современного уровня ВВП (92 млрд. гривен). Всего же упущенная выгода вследствие вступления Украины в НАТО и отказа от создания ЕЭП, измеряемая дополнительным производством ВВП, к 2015 году составит более 770 млрд. долларов. Следует также понимать, что вступление в НАТО означает фактический отказ от национального суверенитета. В результате такого решения Украина потеряет большую часть промышленности и утратит национальный контроль над собственной экономикой. Само политическое решение планируется принимать не референдумом, а по итогам референдума украинским руководством. Условием референдума для вступления в НАТО должно быть подавляющее большинство за вступление. В противном случае в стране будет постоянное недовольство и протесты.
Что станет с нашей культурой, духовной составляющей каждой семьи, на каких примерах будем воспитывать молодое поколение? На эти и другие вопросы вы можете получить ответ по фотографиям выставки. Я своими глазами видел ужасные последствия бомбардировки натовскими войсками территории братской Сербии. Разрушены тысячи древних храмов православной культуры. Именно этнические и религиозные причины стали основными в разделении Югославии и зверском уничтожении сербского народа.
Мы на протяжении 18 лет чувствуем давление «хозяина» из-за океана с целью поссорить нас с Россией, русскими братьями и превратить Украину в сырьевой придаток Европы. Мои коллеги в Германии, Франции, Венгрии говорят о том, что правящие круги Украины ведут преступную игру. Они стараются сдать Украину, играют в опасные игры, которые приведут к катастрофе. Украина занимает исключительно выгодное географическое положение в центре Европы, с плодородными землями, с трудолюбивым и образованным народом. Война на Балканах привела к гибели сильной и процветающей Югославии и образованию небольших государств-анклавов, где продолжаются этнические чистки. Как писал всемирно известный швейцарский эколог Франц Вебер президенту США Клинтону, «… Цивилизованная Европа в ужасе от этой войны. Вы можете, Вы должны ее немедленно остановить, иначе сотни миллионов европейцев обвинят Соединенные Штаты в развязывании и продолжении ее. Мы говорим Вам: надо распустить этот блок НАТО, который приносит беду, и заменить его Всемирным союзом мира, который все проблемы решал бы путем диалога, мирными средствами». НАТО — нет! Да здравствует Украина!
Выступление Лидера Партии регионов Виктора Януковича на ІІ Всеукраинском съезде депутатов советов всех уровней (г.Северодонецк, 1 марта 2008 г.)
Уважаемые делегаты съезда! Представители партий и общественных организаций! Дорогие гости! Друзья!
Прежде всего, хочу всех вас поздравить с приходом весны. Эта пора года всегда прибавляет сил, уверенности и веры в то, что впереди нас ждут лучшие времена. Думаю, так оно и будет. Тем более что мы с вами собрались здесь для того, чтобы обсудить, как сделать жизнь наших сограждан лучше и счастливей. Именно чувство ответственности перед народом за ситуацию в стране привело в этот зал депутатов самых разных уровней — от сельского Совета до Верховной Рады. Сюда, в Северодонецк, прибыли также представители различных политических партий и общественных организаций со всех регионов страны. В каких сложных условиях готовился съезд, вы все знаете. С целью сорвать его проведение использовались даже силовые структуры, хотя их задача состоит как раз в противоположном: стоять на защите закона вне зависимости от того, какая партия находится у власти, а какая — в оппозиции. Делались попытки увязать проведение нашего съезда с провозглашением независимости Косова. И это при том, что наша позиция по данному вопросу, в отличие от официальных властей, задекларирована четко и однозначно.
Мы считаем, что путем признания независимости края сделан шаг на пути подрыва основ европейской безопасности — Хельсинского акта. Однако, все те, кто желал бы услышать с трибуны съезда какие-то антиконституционные призывы — будут глубоко разочарованы.
Напротив — они услышали открытую и откровенную дискуссию о том, как обеспечить неукоснительное соблюдение Конституции. Нам с вами выпало жить в непростое время. Мир стремительно движется вперед, подгоняемый процессами глобализации, озабоченный вызовами и угрозами, которые приготовил для него двадцать первый век. В этом стремительном круговороте событий участвует и Украина. Оказавшись на важнейшем геополитическом перекрестке Европы, наша страна вынуждена решать острые внутри- и внешнеполитические проблемы, порожденные частично отсутствием необходимого опыта, частично — борьбой различных идеологий, частично обстоятельствами исторического характера. В том, что события развиваются именно так — нет ничего трагического. Поэтому не следует драматизировать ситуацию даже имея для этого, казалось бы, веские основания. Тем не менее, будучи людьми с активной общественной позицией, мы обязаны пытаться воздействовать на ход событий.
Мы обязаны направлять их по пути, наиболее отвечающему национальным интересам государства. В чем состоят эти интересы? Среди прочего, в обеспечении безопасности страны, в гарантировании надежного функционирования институтов демократии, в создании условий для неукоснительного соблюдения прав и свобод граждан. Кризисные явления, участниками и свидетелями которых мы сегодня являемся, во многом порождены тем, что вследствие незавершенности политреформы, в стране стало возможным открыто нарушать Конституцию, не тревожась при этом об ответственности. То, как подменяли законы, право и Конституцию принципом политической целесообразности мы остро ощущали в 2005 году, когда пришла оранжевая власть. Мы пережили и политические преследования, и вызовы на допросы через средства массовой информации, и незаконные аресты, увольнения с работы десятков тысяч наших сторонников, лишь за то, что они думают по-другому, не так, как оранжевые. Вы, дорогие друзья, все это знаете, потому что мы вместе прошли через это.
Принцип политической целесообразности был применен и в 2007-м году при принятии решения о досрочных выборах. Фактор политической целесообразности, которую ставят над законом, над правом и над Конституцией сыграл решающую роль и при подготовке так называемого «письма трех» с просьбой о присоединении Украины к Плану действий относительно членства в НАТО, которое послужило поводом для блокирования парламента со всеми вытекающими из этого последствиями. Был ли этот повод сугубо формальным как в этом пытается убедить общество коалиция? Нет. Неприемлемость втягивания Украины в процесс вступления в НАТО без согласия на то большинства населения страны является для нас вопросом принципиальным. Мы считали и считаем, что на данном этапе исторического развития нашего государства с учетом существующей геополитической ситуации в регионе Восточной Европы решение по этому вопросу нужно принимать исключительно по результатам всенародного референдума.
Последние опросы общественного мнения вновь подтвердили, что преимущественное большинство наших соотечественников не поддерживают вступление Украины в НАТО и осуждают письмо руководителей государства к руководству Альянса, отправленное без информирования об этом широкой общественности. Учитывая это, мы вынуждены были решительно отреагировать на упомянутое письмо и действовать методами, которые не допустили бы имплементацию решений, принятых без согласия общества. Это не означает, что мы против развития максимально широкого сотрудничества с НАТО. Практически ни одно государство в мире, в том числе и Россия не игнорирует тот колоссальный военный, экономический и политический потенциал, которым обладает Североатлантический Союз. Поэтому Украина должна найти свое место в системе коллективной безопасности Европы. Сохранение статуса внеблокового государства намного больше отвечает интересам нашей страны, которая исторически является мостом между Европейским Союзом и Россией.
Если же наша позиция по ПДЧ и референдуму не будет учтена, мы готовы обратится за поддержкой к народу. А он свое слово, я уверен, скажет!
Уважаемые коллеги!
В условиях политического и начавшегося экономического кризиса возникла и новая угроза. Делаются попытки изменить Конституцию фактически в обход парламента. В 2007 году было принято решение о досрочных выборах. Общество пытались убедить, что именно выборы решат все проблемы с кризисом власти. В 2008 году инициируют реформу Конституции и референдум. И вновь утверждают, что это пойдет на благо государства. Все новые и новые прецеденты грубого и откровенного нарушения Конституции и законов фактически разрушили создаваемое годами правовое поле. А государство — это система правовых институтов. Уничтожая эту систему — власть уничтожает государство. Сегодня власть реализует меры, направленные на сворачивание парламентаризма. Среди них — не только роспуск Верховной Рады пятого созыва, но и явное стремление при помощи принятия новой Конституции на референдуме оформить отказ от представительской демократии. Если власть призывает не выполнять решения судов, если министры публично занимаются рукоприкладством и называют это геройством, если подписывают втайне от народа письма, от которых зависит перспектива страны, та перспектива, которой большинство граждан не желает, — значит это недемократическая власть, неправильная власть, как о ней говорят в народе.
Мы считаем такие подходы неприемлемыми. На самом деле, ключ к эффективной власти лежит в плоскости реформы региональной политики. Сегодня Украине как никогда нужны сильное местное самоуправление, справедливый бюджет, который формируется снизу вверх и оставляет не менее 50 процентов налогов на местах, выборные руководители местной власти — от поселка — до региона. Ради реализации указанных целей мы готовы к диалогу и сотрудничеству со всеми конструктивными силами в парламенте. Мы убеждены: в обществе есть большой запрос на расширение полномочий местного самоуправления. По мнению людей, власть на местах лучше знает и понимает возникающие проблемы, а главное — способна более оперативно решать насущные вопросы. Децентрализация власти стала бы реальным шагом на пути европейской интеграции Украины. Опыт Европы свидетельствует, что укрепление региональной идентичности отнюдь не ослабляет идентичность государственную. Скорее наоборот. Местные общины, которым не препятствуют обустраивать свою жизнь так, как они считают это наиболее целесообразным, лишь усиливает их уважение к центральной власти.
К сожалению, у нас этот путь считается неэффективным. В январе текущего года были подготовлены президентские законопроекты о местном самоуправлении и о местных администрациях. В этой связи надо четко понимать, что в случае, если власть попытается реализовать такие свои идеи — о местном самоуправлении в Украине можно забыть, поскольку они направлены исключительно на монополизацию безграничной власти в центре. Убежден, сильное местное самоуправление — это основа демократии. Поэтому мы выступаем за то, чтобы все вопросы местной политики были переданы в компетенцию тех, кто работает на местах. Это вполне согласуется и с историческими традициями Украины, где многие города на протяжении многих столетий пользовались Магдебургским правом. Следует незамедлительно провести реформу системы местного самоуправления, руководствуясь при этом не интересами той или иной политической силы, которая находится у власти, а исключительно Европейской хартией о местном самоуправлении. Сегодня перед нами стоит цель — добиться максимального расширения властных и финансовых полномочий местных советов, и при этом создать правовые условия для влияния граждан на принятие решений, которые этими советами принимаются. Достижение этой цели — в интересах Украины, в интересах ее граждан!
С этим напрямую связаны проблемы, которые накопились сегодня в гуманитарной сфере. Проводя фактически политику насильственной украинизации и ставя русскоязычных граждан в положение жителей каких-то забытых Богом провинций, власть провоцирует острое отторжение украинской культуры, чего раньше не наблюдалось. Никогда развитие одной культуры за счет другой не приводило к добру, ярким доказательством чего является попытка в прошлом русифицировать Западную Украину. К сожалению, проблема статуса русского языка была и остается нерешенной. По данным статистики, в Винницкой области сегодня только один процент учащихся может учиться на русском языке, в Волынской — 0,3 процента, в Тернопольской области- 0,1. По существующим данным, в шести вообще не осталось ни одной русской школы, еще в четырех — только по одной.
То же самое происходит в области культуры. Количество русских театров сократилось более чем втрое. О состоянии дел в кинематографе хорошо известно. Но кто сказал, что Николай Гоголь, Михаил Булгаков, Владимир Короленко, Константин Паустовский и многие, многие другие выдающиеся писатели, деятели культуры не являются нашими? Что их творчество можно рассматривать вне контекста развития украинской культуры? Поэтому наш долг — сохранить культурное наследие страны во всем его многообразии и богатстве. Защищая русский язык в Украине, мы, наряду с этим, должны заботиться о том, чтобы этнические украинцы, которые проживают в России, в других странах СНГ и во всем мире имели условия для развития своего языка и культуры. Для сохранения единства общества, страны мы обязаны утверждать в Украине европейские стандарты мультикультурности и толерантности, обязаны блюсти букву и дух Европейской хартии о региональных языках и языках меньшинств. Следует отказаться от попыток навязывать посредством государственной политики абсолютно неприемлемые подходы к оценкам исторических событий, что зачастую справедливо воспринимается в регионах как попытки навязать чуждое им мировоззрение. То, что на Западе Украины может приводиться как пример патриотизма, на Востоке будет восприниматься как сотрудничество с вражеским режимом. И наоборот. Это никак не способствует единению общества, а лишь приводит к радикализации настроений, что мы наблюдаем сегодня, в том числе и на улицах Северодонецка. Так во имя чего в стране должна продолжаться политика насильственного навязывания миллионам людей идеалов, которые никогда не станут им ни близкими, ни понятными?!
Только взвешенная государственная политика способна не допустить продолжения раскола общества, сползания Украины к черте, за которой явно просматривается призрак гражданского противостояния.
Уважаемые друзья!
Украина переживает сегодня переломный момент своей истории. Это не преувеличение, не попытка переоценить значение эпохи, в которой живешь и своей роли в событиях, которые могут оказаться для страны судьбоносными. Мир продолжает поиск решений, которые свели бы к минимуму угрозы его безопасности, и моделей, которые гарантировали бы гармоничное существование различных цивилизаций. Украина оказалась втянута в эти процессы, не до конца завершив процесс собственного государственного устройства, не излечившись от болезней роста, характерных для молодых демократий. В этом — сложность переживаемого нами момента, но в этом и великая миссия, которую мы должны выполнить с честью. Я думаю, что все собравшиеся в этом зале прибыли в Северодонецк с единственной целью — убедится в том, что мы можем помочь стране. Пусть все разговоры о сепаратизме, дух которого вроде бы витает здесь чуть ли не с 2004 года, останутся на совести тех, кто их распространяет. У нас другие задачи, и я уверен, нынешняя дискуссия поможет их решить. Чувство повышенной ответственности за каждое принимаемое решение, за каждое слово, произнесенное с высоких властных трибун, отказ от конфронтации, призыв к максимальной толерантности между политиками власти и оппозиции — вот нравственные императивы, которые должны нам помочь выйти из кризиса. Следование им поможет Украине с максимальной эффективностью использовать свое уникальное геополитическое положение, избежать опасности быть втянутой в возможные региональные конфликты. Эти подходы сохранят культурное многообразие нашей Родины, обеспечат комфортное внутреннее состояние каждого гражданина Украины, независимо от его национальности, вероисповедания и языка, который он считаем родным. Для этого всем нам и на всех уровнях — от сельского Совета до Верховной Рады — необходимо начать действовать. Без крайностей, взвешенно, ответственно, последовательно. Время неопределенности истекло. Верю в нас, в нашу возможность в очередной раз доказать, что в трудный для страны час у нее есть на кого положится. Спасибо за внимание.
Доклад на ІІ Всеукраинском съезде депутатов советов всех уровней народного депутата Дмитрия Табачника
Добрый день, многоуважаемые делегаты съезда и гости! Сегодня, как и в критические дни 2004 года, когда проходил первый северодонецкий съезд, перед нами стоит одна задача — отстоять Конституцию и законы Украины от посягательств наших политических оппонентов. Практически все проблемы, стоящие сегодня перед украинским государством, в том числе и в гуманитарной сфере, вызваны выходом власти из конституционного пространства. Неконституционный роспуск Верховной Рады привел к политическому кризису, продолжающемуся по сей день. Недееспособная коалиция, перманентное противостояние премьера и Президента, Кабмина и Секретариата — все это ясно указывает, что оранжевые не могут, не умеют, не способны управлять страной. Политическая составляющая кризиса лежит на поверхности. Его гуманитарная составляющая не так заметна, хоть и ведет к более длительным и намного более опасным последствиям для страны и народа. В нарушение международных обязательств Украины, в противоречии с требованиями Конституции и законодательства наши оппоненты прикладывают огромные усилия по проведению насильственной украинизации Юго-Востока, по вытеснению русского языка не только из политики, административной сферы, судопроизводства, но и из области культуры и быта.
Последние решения об обязательном дублировании всех фильмокопий на украинский язык — очередное доказательство тому. Фактически идет наступление на народную память, на ценности, которые столетиями создавал украинский народ. Более того — центральным направлением, на которое направлены усилия наших оппонентов, является уничтожение поликультурной сущности Украины, превращение нашей Родины в убогую, лишенную исторической памяти страну, которая не знает ни о фельдмаршалах Паскевиче и Гудовиче, ни о художниках Репине и Айвазовском, ни о государственных деятелях Безбородко и Разумовском, писателях Гоголе и Короленко, композиторе Прокофьеве, филологе Дале и многих других великих русскоязычных и русскокультурных украинцах, которые совместно с великороссами создавали общее великое прошлое нашего народа. Всего этого как бы не было. Как в антиутопии Оруэлла «1984». Вместо этого — версия о том, что Иисус Христос говорил по-украински, что украинской нации 140 тысяч лет, что Мазепа боролся за независимость Украины, а Шухевич раздавал евреям в оккупированном Львове гуманитарную помощь. Гуманитарная политика режима является центральным элементом в окончательном установлении националистической диктатуры.
Но тоталитаризм любой окраски не может утвердиться, пока народ не лишен исторической памяти, пока многовековые базовые ценности являются неотъемлемой частью его существования. Ведь народ — это не только мы, ныне живущие, но и наши предки, которые создали великую культуру, и наши потомки, которым мы должны передать в неприкосновенности доставшееся бесценное духовное наследие. Мы были бы неисправимо наивны, если бы отнесли данные действия только на счет граничащей с мракобесием непросвещенности и патологической русофобии пещерных националистов, задающих тон в окружении третьего Президента Украины. На самом деле здесь просматривается железная последовательность, в которой культурно-исторические «новации», насаждение архаичного монолингвизма, отказ от признания очевидного факта полиэтничности украинского государства имеют четкую актуальную политическую мотивацию.
Напомню известный оруэлловский афоризм: «Контролирующий настоящее, контролирует прошлое, контролирующий прошлое, контролирует будущее». Попытки перекроить Конституцию в сторону увеличения президентских полномочий, втащить Украину в НАТО вопреки воле большинства населения есть не более чем желание установить полный контроль над настоящим моментом. Однако культурно-историческое наступление, ведущееся нашими оппонентами в гуманитарной сфере, направлено в будущее и призвано сделать их власть непоколебимой, независимо от формы государственного устройства, фамилии главы государства и названий представленных в Парламенте партий. Истинные идеологи насильственной украинизации, переписывания истории и героизации преступников пытаются построить закрытую в информационном плане страну, насильственно переделать общество на свой лад. Именно поэтому сегодня практически запрещено изучение украинской истории последних трехсот лет: ведь вся эта история есть история Украины в составе Российской империи и Советского Союза. В ней было много отрицательного, было и много позитивного.
Но интегральным националистам требуется доказать, что в ней не было ничего доброго. А так как доказать это нельзя — значит, долой всю украинскую историю! И вот пишутся, с позволения сказать, учебники, в которых нет ни Суворова и Румянцева, ни Петровского и Примакова, ни Малиновского и Рыбалко, ни Ковпака и Щербицкого, ни Мечникова, Богомольца и Амосова. В закрытом обществе можно и украинцев объявить древнейшей нацией — кто проверит? А для тех, кто все же проверит, ввести уголовную ответственность за «антиукраинскую пропаганду». Культурная экспансия (даже культурная агрессия) наших оппонентов должна сформировать послушного националистам избирателя: необразованного, неинформированного, неконкурентного в современном мире, пораженного комплексом неполноценности, до смерти завидующего более успешным соседям и ненавидящего их за эту успешность. Такие избиратели никогда не поймут, что, отказавшись от общего прошлого, мы отказались не только от природных богатств когда-то осваивавшейся совместными усилиями сибирской кладовой природных ресурсов.
Мы отказываемся от победы в Великой Отечественной войне, от резолюций Ялты и Потсдама, закрепивших Украину в нынешних границах, от «прирезанного» позднее Крыма. Зато эти избиратели проголосуют за националистов, не задумываясь о том, что, если героем современной Украины является гитлеровский офицер, несущий личную ответственность за гибель десятков тысяч мирных людей, уничтоженных формированиями, находящимися под его командованием, если Украина чествует коллаборационисты из СС-Галичина, то, очевидно, Украина должна в полной мере разделить с нацистами и позор Нюрнберга, компенсировать России и другим государствам СНГ — бывшим республикам СССР — потери, понесенные в ходе войны. Если Украина так безоговорочно осуждает пакт Молотова-Риббентропа, то неизбежно встанет вопрос: почему такая Украина до сих пор не возвращает Польше земли за Збручем, а Румынии — Северную Буковину и Южную Бессарабию. Хотим ли мы такого поворота событий? Если мы не признаем «советской оккупации» и гневно осуждаем «нарушения переяславских статей царями», значит, должны вернуться к границам времен Хмельницкого — единственным безоговорочно международно-признанным границам Украины до Ялты и Потсдама. Под огнем национал-патриотов оказалась не только отечественная история, но и отечественная литература. Такие всемирно известные имена, как Гоголь, Короленко, Аверченко, Булгаков, Паустовский, Виктор Некрасов, считаются неукраинцами, не изучаются в школах только потому, что русский язык для них был родным. Блистательная проза Паустовского, кстати, потомка гетмана Конашевича-Сагайдачного, вычеркивается из истории. Ее заменяют убогие, но зато «идеологически выдержанные» сочинения националистов. Я уже не говорю, что Булгаков в учебных заведениях является фактически запрещенным писателем только потому, что он дал объективную оценку петлюровцам как достойным предшественникам организаторов Бабьего Яра, где «поработали» и будущие вояки УПА. Именно это и вызывает ярость нынешних шароварных патриотов.
Отдельного упоминания достойно и то, как был нанесен смертельный удар будущей боеспособности армии. Уничтожившее подготовку офицерских кадров перенесение Института сухопутных войск в бывшее Львовское политучилище произошло только потому, что в Одессе невозможно было бы воспитывать командиров в духе поклонения и уважения к традициям вояков дивизии СС «Галичина» и батальона Абвера «Нахтигаль». Ибо националисты нагло монополизировали слово «патриотизм». Они настаивают на том, что именно они — патриоты, а каждому, кто с ними не согласен, навешивают ярлык «врага Украины», «манкурта». Друзья мои! Это мы — патриоты! Они кричат о своей любви к Украине только потому, что ничего не умеют, да и не хотят делать для Украины. Мы не говорим о своей любви к Украине. Мы делаем дело: строим заводы, даем стране уголь, металл, рабочие места. Мы вносим в украинскую казну деньги, которые националисты стремятся истратить на свои не нужные народу и опасные для государства затеи.
Таким образом, именно в гуманитарной сфере, в сфере науки, искусства, образования, языка, культуры сегодня определяется будущее Украины, создается долговременная матрица политического процесса. Современные войны, как мы могли убедиться на примере Афганистана, Чечни, Югославии и Ирака, в значительной мере ведутся и выигрываются в информационной сфере. К сожалению, именно на этом направлении мы с 2004 года находимся в глухой обороне. Все наши действия в правовом поле сводятся на нет наплевательским отношением посторанжевых к Конституции и законам Украины. Чтобы не возвращаться к абсурдному решению об обязательном дублировании фильмов, напомню не менее возмутительный случай, когда по прямому указанию Президента государственные администрации и прокуратура боролись с местными советами, объявившими русский язык на своей территории региональным, в полном соответствии с Европейской хартией региональных языков или языков меньшинств, ратифицированной Украиной. Еще один факт грубого пренебрежения Конституцией — настойчивое требование Президента организовать ему «единую поместную церковь», на выполнение которого брошены все силы государственного аппарата. Согласно Основному закону нашей страны, как и подавляющего большинства цивилизованных демократий, церковь отделена от государства, и административное, а тем более политическое вмешательство в дела культа недопустимо. Украинцы имеют полное право молиться, кому хотят, как хотят, где хотят и когда хотят, или придерживаться атеистического мировоззрения. Единственное ограничение в данном случае заключается в том, что церковь в своей общественной и хозяйственной деятельности должна соблюдать законы. Борьба против церкви, в первую очередь против традиционного православия — также элемент информационной войны, ведущейся действующей властью против собственного народа. Наш долг защитить веру предков, как это сумели сделать казаки и православные братства перед угрозой насильственного насаждения унии. Необходимо сделать невозможным любое вмешательство в дела Церкви, в особенности неприкрытое давление на иерархов и священнослужителей для подготовки неканонической «автокефалии». Хочу напомнить классическую полководческую максиму, которую в первую очередь преподают офицерам в военных академиях любой страны: в обороне войны не выигрываются. Практика показала, что наши оппоненты любую уступку воспринимают как слабость. Продолжение политики уступок неэффективно и недальновидно. Такая политика приведет к тому, что Партия регионов потеряет свою идентичность, оттолкнет своих избирателей и просто растворится в оранжево-националистическом маргинезе, окружающем Ющенко. Целью нынешней власти является не только уничтожение исторической памяти Украины, невозможной без полководцев Паскевича, Драгомирова, Ватутина, православных деятелей Феофана Прокоповича, Димитрия Ростовского, Гавриила Костельника, верных присяге патриотов полковников Искры и Кочубея, замученных оккупантами и их пособниками узников концлагеря Талергоф, молодогвардейцев и западноукраинских ястребков. Одновременно идет насаждение искусственно созданных мифов, призванных обосновать концепцию отечественной истории, написанную в духе интегрального национализма, как антирусский проект. Этот проект является насколько антирусским, настолько и антиукраинским. И дело не только в том, что националисты традиционно, с 17-го века, выступают пособниками всех оккупантов, захватывающих украинские земли. Их историческая концепция подменяет подлинную историю Украины, полную блестящих побед и выдающихся свершений, унылым галичанско-оуновским краеведением, единственным содержанием которого является ненависть к России, Великой Украине и православию. Чтобы создать единую, прочную Украину, мы должны вначале размежеваться. Мы должны четко сказать оранжевым, что до определенной грани компромисс возможен. Но там, где начинаются интересы наших избирателей, начинается политическая борьба. Мы готовы вести эту борьбу в цивилизованных рамках.
Но мы не имеем права позволить каждый раз, как только оранжевым не нравится результат волеизъявления граждан, проводить государственный переворот, переписывать Конституцию, разгонять Парламент. Мы обязаны сказать, что больше такого не допустим. Если местные органы власти в Галичине считают, что они имеют право избирательно признавать легитимность киевских властей, то, значит, аналогичное право имеют и региональные власти Юго-Востока. Нельзя дальше терпеть насилие над законом и Конституцией, делать вид, что ничего не происходит, и пытаться договариваться с мятежниками. Если вражеская армия перешла границу — надо не апеллировать к вечным ценностям, а воевать. На войне же — как на войне, и вы никогда не остановите танки врага, если выступите против них со сводом норм международного права. Силе можно противопоставить только силу. Сегодня является аксиомой: многокультурная страна может существовать, только уважая всех своих граждан. Независимо от того, на каком языке они говорят. Если же в стране половину граждан объявляют «несвидомыми», а то и врагами отечества — результат мы хорошо видим сегодня в Косово, да и во всей бывшей Югославии. Мы не хотим такого будущего для Украины, и мы этого не допустим.
Входящие в партию бизнесмены, которые, усвоив поговорку «деньги любят тишину», постоянно пытаются выторговать у Ющенко гарантии бизнесу в обмен на политические уступки, должны понять, что никогда ни одно оранжевое правительство не выполнит никаких гарантий юго-восточному бизнесу. Оно просто не может их выполнить, даже если очень захочет. Нас разделяют базисные экономические интересы. На Юго-Востоке сконцентрирована украинская промышленность, соответственно, и в Партии регионов представлены не «олигархи» (как их любят называть оранжевые и нанятые ими журналисты), а сосредоточен промышленный капитал. Это те бизнесмены, которые заинтересованы в развитии отечественной экономики, которые создают рабочие места для украинцев, которые платят налоги в государственную казну Украины. В конечном итоге, это становой хребет Украины. Оранжевые же, за редким исключением, сконцентрировали в своих рядах бизнесменов-воришек, способных «зарабатывать», только растаскивая бюджетные деньги, и компрадоров, которые еще опаснее, поскольку продают всю страну оптом и дешево. Потому-то оранжевых так любят за рубежом, что проводимая ими экономическая политика губительна для национального товаропроизводителя, для экономики, в конечном итоге, для украинской государственности, зато крайне выгодна иностранным промышленникам, чьих украинских конкурентов душит украинское же (по названию) оранжевое правительство, а также импортерам, получающим в свое распоряжение емкий неосвоенный рынок. Я хочу, чтобы мы поняли: бизнесмен не может договариваться с пиратом — у них диаметрально противоположные интересы, хоть формально и один, и другой хотят получить больше денег.
Наша задача состоит не в том, чтобы выпросить у оранжевых ярлык на право работать (они его тут же и отберут, как отбирали монголы ярлыки у русских князей тогда, когда считали нужным), наша задача — очистить страну от оранжевых пиратов. В этом отношении интересы бизнес-крыла Партии регионов объективно совпадают с гуманитарными интересами наших избирателей. Избирателям оранжевые не дают читать книги, смотреть фильмы и получать образование на русском языке. А бизнесу оранжевые не дают нормально работать, из-за чего страдает тот же избиратель, поскольку для него не создаются рабочие места, его зарплаты не повышаются, социальная сфера его городов не развивается. Только опершись на избирателей, мы можем навсегда сделать оранжевую политику уничтожения украинского промышленного капитала лишь досадным эпизодом в истории Украины — издержкой молодой демократии. Но для этого мы должны доказать свою способность решить реально волнующие избирателя вопросы: языка, НАТО и, в первую очередь, приближения к народу реальной власти и увеличения ее подконтрольности путем передачи полномочий центра на места. Предложил бы также рассмотреть инициативу создания на местах, начиная с районного уровня, объединенных правозащитных центров. Функции правозащитных центров не должны ограничиваться только задачей защиты людей, преследуемых по политическим мотивам, хотя это и чрезвычайно важно. В их функции должна войти защита основополагающих конституционных прав в целом.
Необходимы системное противодействие навязыванию, в качестве государственной, националистической идеологии, защита права на свободное использование родного языка и свободу вероисповедания. Приведу слова участника антифашистского Сопротивления, немецкого пастора Нимеллера: «Когда пришли за коммунистами, я молчал — я ведь не коммунист. Когда пришли за социал-демократами, я молчал — я ведь не социал-демократ. Когда пришли за евреями, я молчал — я ведь не еврей. Когда пришли за мной, за меня уже некому было заступиться».
* * *
В завершение хочу перечислить ключевые, с моей точки зрения, моменты нашей общей стратегии:
1. Жесткая, бескомпромиссная, единая позиция вокруг проблем, волнующих наших избирателей: националистическая культурно-языковая экспансия, антигосударственная внешняя политика, направленная на нарушение нейтрального статуса Украины, разрушение всей архитектуры национальной безопасности, создававшейся с начала 90-х годов.
2. Форсирование второго этапа конституционной реформы, необходимость которого подтверждена политическими договоренностями 2004 года, сделавшими возможным третий тур президентских выборов. Переход к федеративной модели государственного устройства.
3. Необходимо четко и недвусмысленно заявить о прекращении войны с историей, народной памятью, с собственными гражданами. Объявить вне закона идеологию национал-радикализма, расизма и неофашизма. Хочу еще раз подчеркнуть, что оборона, конечно, самая надежная и наименее затратная форма ведения военных действий, но войны в обороне не выигрываются. Партии необходимо переходить в решительное наступление.
Доклад на II Всеукраинском съезде депутатов советов всех уровней народного депутата Вадима Колесниченко
Добрый день, уважаемые делегаты съезда, гости и приглашенные!
Моi особливi вiтання делегатам — представникам Захiдноi Украiни, якi, незважаючи на перешкоди, труднощi та протидiю влади, приiхали сюди. Цi депутати, як i ми з вами, вболiвають за перспективи розвитку эдиноi Украiни, намагаються захистити права своiх виборцiв та об’эднати нашi спiльнi зусилля щодо розбудови демократичноi, соцiальноi держави, в якiй будуть однаково захищенi культурнi та мовнi права всiх без виключення народiв Украiни. Щиро вам дякую!
Уважаемые делегаты!
Я начну с главного вопроса — независимое государство Украина состоялось в результате национально-освободительной борьбы? Войны украинцев с русскими? Нет! Войны с другими народами? Нет! Независимая Украина состоялась мирным, цивилизованным путем, благодаря совместным усилиям многонационального народа Украины, который населял территорию нашего государства на момент референдума в декабре 1991 года. В том числе за нашу государственность голосовало 33% населения, для которых русский язык являлся родным, — из них более 11 млн. человек были русские. Логика этого поступка была описана еще 2000 лет назад в священной книге Евангелие: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Евангелие от Луки тов.4:15; Мф 7:12). Почему мы, не опасаясь за будущее свое и своих детей, голосовали «ЗА»? Потому что мы были уверены в том, что мы строим свое, общее государство. Нам были гарантированы, в том числе, права на использование, функционирование и развитие русского и национальных языков во всех сферах жизни. Что, кстати, было подтверждено в Законе Украинской ССР «О языках…», Декларации прав национальностей и в ст. 24 Конституции Украины, где указано, что «Граждане имеют равные права, и не может быть привилегий и ограничений по признаку языка».
Европейская демократия, основанная на защите и реализации прав человека — это путь к взаимопониманию, процветанию, прогрессу — это основа государственности. Мы и сегодня честно исполняем свой долг перед своим государством Украина. Мы создаем его промышленный и оборонный потенциал, охраняем рубежи, пашем землю и собираем урожай, учим детей и прививаем им любовь к своей стране, платим налоги, чтобы государство заботилось о нас и обеспечивало защиту наших прав. Следовательно, мы все, независимо от национальности и родного языка, на котором говорим, строим наш общий дом под названием Украина? Значит, мы полноправные хозяева своей страны и собственной жизни? Все с этим согласны?.. Увы! Хозяевами могут быть только те, кто откажется от своего родного русского языка, культуры, исторического прошлого, канонической православной веры, а заодно — и от будущего мирного добрососедства с Россией. Государство цинично и подло использовало добрую волю, добрые намерения и труд русскоговорящего населения. Нас рассматривают как военный трофей, как пленных на оккупированной территории. Нас не слышат! Нас лишают права голоса, а наших детей — будущего! Нас понуждают кланяться и унижаться! Кланяться и унижаться!.. «Ваша рiдна мова росiйська? I ви безсоромно волаэте, що начебто ii ганьблять?! Якi дурницi та наклепи! В нас эдина державна мова — украiнська! От вчiть ii та не базiкайте зайвого!..» Страшно становится за судьбу Украины, когда воинствующий украинский национализм перерастает в нацизм, расизм, ксенофобию. Мы убеждены: только диалог, который определяется тремя принципами — знание, уважение и терпение — является основой развития общества, цивилизации. Разнообразие культур и языков — это основа гордости, богатства и перспектива развития нормального, европейского государства. Без подавления, без доминирования, без насилия. Страшные цифры и факты насильственной украинизации в отношении русскоговорящих граждан Украины звучат тревожным набатом в наших сердцах — за 16 лет независимости Украины уничтожено более трех тысяч школ с русским языком обучения. Если в 1991 году в школах с русским языком обучения находилось 3 млн. 268 тысяч учащихся, то в прошлом учебном году таких детишек было чуть более четырехсот тысяч. За это же время государство, проигнорировав свои конституционные и международные обязательства, внедрило 43 закона, исключающие из всех сфер жизни русский язык. Разве это не этническая агрессия?! Разве это не этноцид русских?! Посеяв семена языковой нетерпимости и постоянно провоцируя людей на борьбу за свои гуманитарные права, государство должно быть готовым пожинать урожай широкомасштабных межнациональных конфликтов с далеко идущими последствиями.
Кстати! Если верить тем, кто разместил базу НАТО в Косово, то начало косовской трагедии было положено после официальных запретов на использование албанского языка в образовании и в средствах массовой информации. Тимошенковское «белое братство» уже успело внести и свой вклад в борьбу с народом, с правами русскоговорящих граждан Украины. Министр культуры, из Кабинета Министров Тимошенко запретил демонстрировать кинофильмы с русскоязычным дублированием, даже если есть субтитры на украинском языке. Никого не интересуют права предпринимателей, права кинозрителей — есть тупая, агрессивная травля русского языка. И даже однодневная забастовка практически всех ведущих кинотеатров страны ничего не изменила. Министр образования из тимошенковского Кабинета Министров своим приказом о внешнем тестировании противозаконно обязал выпускников школ, которые обучаются на своих родных языках, в том числе — и на русском, сдавать тестовые экзамены на украинском языке. Только после массовых акций протеста возмущенной общественности эти воинствующие националисты сделали еще более мерзкое дополнение к своему приказу — нам цинично «даровали» на т. н. переходный период — на два года, — возможность сдавать экзамены на родном языке, а после этого — только на украинском! Значит, нам не оставили права выбора — нам дали приказ (!): не отдавайте своих детей в детские сады и школы с родным языком обучения. У ваших детей не будет шансов построить свою карьеру и занять достойное место в обществе. Потому что все достойные места будут заняты хоть и малограмотными, но национально свидомыми хлопцами, которые умеют умиляться черепками трипольской культуры. Я уже не говорю о том, что в специальных методических журналах для средней и высшей школ ученикам предлагаются — для лучшего усвоения материала — образцы фольклора, оскорбляющие национальные чувства русских, разжигающие межнациональную вражду и расовую нетерпимость. Снова нарушены все мыслимые законы и международные обязательства Украины — есть состав уголовного преступления. Но никто не наказан — все довольны! Зато Тимошенко готовится исполнить очередной гениальный план Ющенко: по созданию в Кабинете Министров специального органа — так называемой языковой полиции, которая будет насаждать и контролировать «мовную» политику в государстве. Какая мерзкая игра против собственных граждан, для которых русский язык — родной! Через два года ты не сможешь сдать выпускной экзамен на родном языке — ты не имеешь аттестат о среднем образовании; ты не сдашь экзамен в ВУЗ на родном языке — ты не сможешь учиться и получить диплом о высшем образовании; ты не сможешь защитить кандидатскую и докторскую диссертацию на родном русском языке, ты не реализуешься в науке; ты не сможешь защищать свои права на родном языке в суде — тебе нужно платить за переводчика; ты не сможешь поступить на госслужбу — нужен только украинский язык; ты не можешь смотреть передачи по телевизору и смотреть кино на русском языке — только украинский; эстрада, концерты, театр из России на родном для нас языке будут дороже местных украинских — таков законопроект «помаранчевой» власти; люди, не владеющие украинским языком, не могут получить лекарства с объяснением на русском языке — создана специальная опасность для их здоровья; банковские документы, налоговые, нотариальные — только на украинском.
Это при том, что одна треть населения считает русский язык родным, а более 65% свободно владеет двумя языками — русским и украинским! Вот так! В родном государстве без родного языка и культуры! Как такое может происходить в XXI веке, в центре Европы? Ведь это элементарное унижение и попрание прав человека! Нас объявляют пятой колонной и лишними в этом государстве только за то, что мы уважаем украинские язык и культуру, но требуем адекватного, уважительного отношения к нашим родным русским языку и культуре, равно как и к языковым и культурным правам всего многонационального народа Украины. Мы хотим, чтобы нас слышали и понимали, а не угрожали и унижали. Весь мир, все образованные люди с трепетом относятся к золотому фонду мировой литературы, который создавали наши земляки, наши украинские литераторы — Гоголь, Даль, Булгаков, Короленко, Аверченко, Ахматова, Бабель, Багрицкий. Они творили на нашей земле! Вот предмет нашей общей гордости и объединения! Но нет! Они провинились перед современными нацистами — они писали на русском, поэтому им нет места в нашей истории и литературе.
Но даже икона Украины — Тарас Шевченко — писал свои личные дневники на русском языке, и половина его творчества тоже на русском. Как нам делить неразделяемое?! Почему из народа хотят сделать «шариковых» и «швондеров»? Умным людям, тем, кто хочет для Украины мира, стабильности и процветания, давно понятно, что государству необходима политика двуязычия. Сегодня этого достичь невозможно, но есть способ хотя бы временно стабилизировать ситуацию. Для этого необходимо и ратифицировать, и исполнять Европейскую хартию региональных языков и языковых меньшинств в новой, расширенной редакции. Такой законопроект № 1070 давно внесен фракцией Партии регионов. Но даже при успешном голосовании никто не даст гарантии, что она будет подписана Президентом Ющенко, который даже действующую Хартию региональных языков, ратифицированную Украиной, игнорирует, заявляя на весь мир, что в Украине нет региональных языков, а есть только государственный украинский. Это при том, что Украина еще несколько лет назад взяла международные обязательства сохранять и поддерживать 13 региональных языков, в том числе русский.
Ошибаются те, кто считает вопрос защиты прав русскоговорящего населения Украины потерянным либо закрытым. Наоборот, осознавая всю глубину пропасти этнического конфликта, куда толкают страну националозабоченные экстремисты, мы системно и методично боремся и отстоим равные права граждан Украины в гуманитарной сфере. Мы должны начать широкомасштабное весеннее наступление в защиту конституционных прав человека. Для этого необходим комплекс мероприятий. Съезд должен потребовать от парламентских партий поддержки в принятии более 20 законопроектов, внесенных фракцией Партии регионов в Верховную Раду, которые восстанавливают и защищают элементарные права русскоговорящих граждан.
Нам необходимо обсудить проект Декларации защиты прав русской и других культур Украины, который предложил съезду Всеукраинский совет российских соотечественников, и принять данный документ как неотъемлемую часть концепции гуманитарного развития Украины. Мы должны распространить на всю Украину позитивный опыт местных советов Харькова, Севастополя, Донецка, Днепропетровска, которые приняли и успешно реализуют программы поддержки и развития русского языка. Безусловно, нам необходимо обратить внимание международной общественности на политику дискриминации и нетерпимости по языковому признаку, этнической агрессии по отношению к русской культуре в Украине, проводимую Кабинетом Министров Украины и Президентом. Для этого нужно систематизировать факты этноцида, издать «Белую книгу насильственной украинизации и нарушений прав человека». Такая работа уже начата рядом правозащитных организаций, которые планируют создать общественную правозащитную организацию «Совет правозащитников». Мы должны потребовать от депутатов Верховной Рады и от Министерства иностранных дел немедленно внести в разрабатываемый Базовый договор между Украиной и Европейским Союзом специальный раздел об обязательствах державы по неукоснительному выполнению своих международных обязательств и соблюдению прав человека.
Я не исключаю проведения широкомасштабной всеукраинской акции под лозунгом «Один народ — два языка», которая будет поддержана во всех уголках страны. И это только малый перечень вопросов, который нас объединяет в борьбе за наши права и целостность государства. Только в многообразии культур и взаимном уважении национальной гордости каждого возможно объединение и процветание нашего государства, в котором будет жить весь украинский народ, а не панукраинская титульная нация с обслугой. Скептики скажут, что все это нереально. Осторожные скажут: может, не будем бороться — нам же пока не запрещают говорить на родном языке… Но давайте ответим на вопрос: право жить, дышать, любить, говорить на родном языке — эти естественные, человеческие права — даны нам от рождения? Да! Если преступник лишает нас естественного права дышать и жить — мы защищаемся любыми способами?.. Так почему же насилие над нашим природным законным правом говорить, поддерживать и развивать родной язык и культуру мы должны оставлять без адекватной реакции? Я знаю только один случай, когда человек готов отказаться от родины, от своей веры, от родной матери и родного языка — это рабство для сохранения своей жизни. В этом зале есть желающие стать рабами?! Я рад — здесь свободные люди! Нас никто и никогда не заставить отказаться от своих родителей, которые подарили нам родной русский язык. Мы хотим защитить и передать этот язык и нашу культуру своим потомкам. Мы преодолели сопротивление власти и собрались на этот съезд, чтобы защитить свои права, — значит, мы — не рабы! Мы — равноправные хозяева своей жизни и своей страны, так же как и многие миллионы других граждан Украины.
Доклад на ІІ Всеукраинском съезде депутатов советов всех уровней народного депутата Виктора Тихонова
Уважаемые делегаты и гости съезда! Дорогие друзья!
Глубоко признателен всем вам за то, что в эти сложные для страны дни вы все собрались здесь, в этом историческом зале. И за то, что дали возможность выступить перед вами. Я не сторонник тех, кто хотел бы видеть и подать происходящее сегодня как рядовое событие депутатской жизни, так как все главное решается исключительно в Киеве. Если хотите, такую линию могут вести только явные враги и местного самоуправления, и демократического развития Украины. Всё, что происходит сегодня в Северодонецке, носит чрезвычайный характер, и каждый вопрос повестки дня — это вопрос реальной безопасности страны, вопрос ее дальнейшего развития или деградации. Нисколько не сомневаюсь, что все происходящее пишется не только явно — присутствующими здесь журналистами, но и тайно — для последующих оргвыводов. А то, что нами занималось СБУ — ни для кого не секрет. Хотя мысли, высказанные вслух даже одним человеком, не могут быть преступны. А уж тем более, не могут быть преступными консолидированные мысли тысяч людей, делегированных сюда миллионами избирателей! Это ведь и есть народ Украины, которому по праву принадлежит вся полнота власти! И этот народ нас поддерживает.
Как «сепаратист» со стажем, хочу сказать новому поколению депутатов, пришедших в политическую жизнь после 2004 года: будьте критичны ко всему, что услышите. Кто бы что ни говорил. Не позволяйте себя и своих избирателей запутывать в подмене понятий. Не пугайтесь громких обвинений, они, как правило, пустопорожние. Помните слова первого президента Леонида Кравчука, который как-то отметил: культура большинства тех, кто забрался на самую вершину власти, так низка, что они путают «сепаратизм» с «федерализмом», «федерализм» с «регионализмом», а между регионализмом и автономизацией вообще ставят знак равенства. Ну, совсем как в старой шутке: путал Бабеля с Бебелем, Бебеля с Гегелем, Гегеля с Гоголем, а Гоголя с гоголь-моголем…
Съезд в Северодонецке в 2004 году состоялся потому, что практически весь Запад Украины через сессии местных советов четко сказал, что не подчиняется действующей тогда центральной власти, прекращает отчисления в бюджет, то есть фактически идет на раскол страны. С Майдана постоянно кричали, что нужно идти на Восток и разобраться: «полевые командиры» отвязались тогда вплоть до того, что будут создавать у нас партизанские отряды и «разберутся с бандитами»!.. Ведь кроме как бандитами нас тогда не называли! Всеми — от историков до прокуроров признано: решения съезда были взвешенными, направленными на обуздание попыток, которые могли привести к гражданской войне. И доказательством действительно историчности того съезда служит и то, как воспринимают этот. Само слово «Северодонецк» вызывает припадки ненависти и страха у тех, у кого этот город, этот съезд стали на пути к неограниченной личной власти. Искренне хочу, чтобы и сегодняшний наш съезд тоже вошел в историю Украины как яркий и важный факт общественной жизни. Мы собрались здесь потому, что больше не можем молчать! И мы сделаем все, чтобы нас услышали! За 16 лет независимости Украина апробировала почти все избирательные системы: мажоритарную, смешанную, пропорциональную, и ни одна из них не сработала. За неполных 10 лет несколько раз менялись конституционные и законодательные нормы и опять готовятся новые…
Давайте задумаемся: отчего так? По-моему, ответ в том, что мы с завидным упорством, достойным лучшего применения, строим свой общий дом не с фундамента, как положено, а с крыши. То есть к власти у нас приходят не политики, выгодные для страны, способные обуздать свою гордыню и темперамент ради будущего Отечества, а те, кто страну пытается ломать под себя, свое окружение и своих кукловодов. Отсюда и большинство наших бед. А возможно, это оттого, что власть в стране, опять же, строится не снизу, а сверху. Те, кто забирается на самую вершину, пытаются диктовать громадам, избравшим их, правила поведения и жизни, а не наоборот, как во всем цивилизованном мире! Что может сельский голова, имеющий крохотный бюджет, над которым, что называются, куры смеются… Или, правильнее будет сказать, — уже плачут? Он может многое! Выдать справку о смерти, зарегистрировать дитя. И то, если родители занесут бумаги — вряд ли сельсовету удастся пройти все тендерные процедуры, чтобы закупить ее официально, а затем будет оформлен акт о коррупции, и — в тюрьму! Ну, еще, как представитель власти, скажет где торжественное слово «по случаю"… И — все!
Проще говоря, в большинстве сел, поселков — не самоуправление, а самовымирание. В районах — дело немного лучше. Но намного ли? Не нужно быть большим специалистом, чтобы понимать: государственная региональная политика должна, в первую очередь, быть направлена на развитие громад, и для этого должны быть созданы соответствующие законодательные условия и эффективные государственные программы! Но где они? Какой может быть толк от полномочий, которые закреплены за органами местного самоуправления, если под них центром не передаются финансовые ресурсы? Кто забудет откровенное признание одного молодого, но расторопного государственного деятеля, служившего в Секретариате Президента: есть проблемы на местах — берите чемодан и приезжайте в Киев! Надо полагать, от размеров и наполненности чемодана будет зависеть скорость и суть решения вопросов?! Взять, к примеру, бюджет этого года, утвержденный нынешним парламентско-правительственным большинством. Он опять рассчитан только на удовлетворение интересов центральной бюрократии, но никак не интересов местных бюджетов, которые получили средств значительно меньше прошлогоднего уровня. А вот расходы на содержание госуправления делами, которое обеспечивает деятельность Президента Украины и вспомогательных ему органов, составят, вдумайтесь, 1 миллиард 240 миллионов, и возрастут еще почти на треть. Это столько, сколько идет на всю систему и программы Министерства культуры и туризма! Впрочем, что мы в Украине, нищие что ли?! Нам миллиард туда, миллиард сюда — правда, исключительно мимо громад и реальных интересов страны (!) — какая разница?
В тоже время расходы на программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства сокращены в 1,5 раза, а финансирование программ по энергосбережению уменьшено в 7 раз! Такой подход центра не приемлем на местах. Более того, многолетний опыт работы в местном самоуправлении убедил: как бы ни спорили Восток и Запад о гуманитарных вопросах, например, или о политических симпатиях, а здесь — только зайдет разговор о вышесказанном (!) — регионы всегда выступают единым фронтом. Потому что на себе ощущают: чиновный Киев беззастенчиво грабит! Кого больше, кого меньше, но всех без исключения! Поэтому одной из ключевых программных задач нашей партии является укрепление местных бюджетов, расширение их автономности в части формирования за счет закрепления собственной налоговой базы, усовершенствование межбюджетных отношений! Деньги в первую очередь должны работать на тех, кто их зарабатывает! Из вышесказанного делаю вывод: сегодня местное самоуправление в Украине — как шагреневая кожа, которая постоянно сокращается от жадных желаний дорвавшихся до власти пограбить страну, пограбить регионы. На местах ведь так много ценного — местные бюджеты, налоги, земля, коммунальная собственность…
Не потому ли Украина по сей день не встала на путь выполнения собственных обязательств относительно имплементации ратифицированной ею Европейской хартии о местном самоуправлении, что еще не на все ценное наложили руку государственные чиновники и приближенные к ним олигархи? Не потому ли разговоры о демократии пока подменяют истинную демократизацию общества, что реальная власть народа пугает тех, кто хотел бы манипулировать и общественным мнением, и поступками людей? За примером далеко ходить не надо: где те идеалы Майдана, о которых так много кричали и верности которым клялись? Где те европейские стандарты общественной жизни, которые обещали отцы и матери нации, приезжавшие на столичную площадь «пообщаться со своим народом»? Там много говорили о свободе. Ее больше не стало! Напротив, идет ползучее закабаление и громад, и каждой личности. И мечта этих «закабалителей»: граждан превратить в подданных, себя — в царьков, а страну — в вассала любого, кто сможет гарантировать «царьковский личный интерес». И конкретные шаги тоже делаются. Никто не стесняется, страну кроят под себя у всех на виду. Не забуду предвыборные революционные универсалы 2004 года одного из кандидатов в Президенты Украины В. Ющенко и его громкие заявления, что Украина станет, цитирую, «нацией самоврядных громад».
Три года все ждали инициатив Президента Украины, а на четвертый дождались — в январе он внес в Парламент пакет законопроектов, один из которых — изменения в закон о местном самоуправлении. Он фактически предлагает подчинить местное самоуправление местным госадминистрациям, наделив их правом останавливать любое решение органов самоуправления! А кто руководит администрациями? Правильно, назначенцы Президента, которые будут делать то, что скажут. Или станут безработными. Это же нож острый для Банковой — они безумно хотят, но еще не могут стопроцентно командовать всей и вся! Местное самоуправление ведь по Конституции может иметь собственное мнение! Вот и выискиваются всяческие способы и для приструнения, и для устрашения. Вы помните начало 2005 года, когда по политическим мотивам были уволены десятки тысяч госслужащих? Сейчас история повторяется в более изощренной форме: людей сутками держат в киевских кабинетах — пиши заявление по собственному желанию. Без каких-либо оснований власть взялась и за руководство местного самоуправления. Не профессионализм, а политическая принадлежность являются приоритетными в кадровых решениях.
А профильный парламентский комитет, который раньше всегда стоял на защите местного самоуправления, сегодня организовывает проверку деятельности харьковского и киевского городских голов, чтобы выкопать хоть какие-то факты для принятия решения о досрочных выборах. «Нунсовец», милицейский генерал Москаль внес проект постановления о досрочных выборах мэра Симферополя, удивительно, что не Луганска. В Житомирском облсовете вообще представители исполнительной власти рейдерским путем захватили помещение совета и насильственно отстранили председателя облсовета Ирину Синявскую от занимаемой должности. Подумать только! В любом цивилизованном обществе это расценили бы не иначе, как мятеж! И вот где бы СБУ проявить принципиальность и хватку! А у нас — чуть ли не норма жизни. И все только за то, что она вышла из партии «Наша Украина» раньше Виктора Балоги.
В тоже время власть покрывает грубые нарушения законов и Конституции для «своих». Назову только отдельные примеры: город Мукачево — пан Петевка, зарегистрирован как народный депутат и незаконно сохраняет за собой должность мэра, аналогичная ситуация с народным депутатом Пилипишиным, который является одновременно председателем Шевченковской райгосадминистрации в городе Киев. Мы также видим, что можно легко закрыть глаза на грубое хулиганство министра МВД Луценко и приказать снять с работы людей только за то, что кому-то померещился в окне автомобиля с донецкими номерами какой-то «средний» палец. И еще один пример — формирование состава украинской делегации в европейский Конгресс, когда председателя Луганского облсовета Голенко вычеркнули из списков, несмотря на то, что он — один из немногих председателей облсовета с большим опытом работы в местном самоуправлении. Зато из 24 человек делегатов для Львовской области нашлось два места. Таких примеров множество. И наша с вами задача — остановить беспредел власти и заставить ее не только провозглашать, что закон один для всех, вспомните бигборды по всей стране, а признать, что закон и для нее тоже — закон! Какие выводы и цели мы ставим перед собой, куда и как нам продвигаться, чтобы создать в Украине действенную систему местного самоуправления? Главный вопрос в другом: как принудить — к сожалению, слово грубое, но другого тут не подберешь! — Президента, правительство, Парламент реализовать те лозунги и обещания, о которых они говорили, и еще не раз будут говорить. Правда, добровольно они об этом говорят только перед выборами и на европейских форумах. Территориальные громады и регионы должны получить максимальную автономию в решении местных проблем. И это вовсе не развал страны, как часто обвиняют тех, кто выступает за регионализацию, которая Европой признана магистральным путем развития общества и демократии. Категорическое НЕТ мы говорим опасным тенденциям, которые ведут страну к полной централизации власти, а тем более, в одних руках, даже в руках, которые, как утверждают, «нiколи не крали». Это чревато диктатурой тех, чьи головы николы и не думали. По крайней мере, о последствиях своих действий для будущего страны и народа Украины. Безусловно, центральным вопросом является финансовая и налоговая децентрализация. Второй важный блок — это вопросы системы организации местного самоуправления. Сюда, в первую очередь, можно отнести территориальное устройство на уровне громад и районов, но только не в том виде, как было предложено правительством Тимошенко в 2005 году. В-третьих. Избирательная система в местные советы. ДА! Партии должны остаться субъектом по выдвижению своих кандидатов в депутаты, но не в список, а в округ. Депутат местного совета должен представлять интересы избирателей, а не только партий. Не должно быть такого, чтобы в областном или районном совете депутаты представляли только одну громаду — областной или районный центр, а тем более, никогда не проживали на территории региона.
Уважаемые представители местного самоуправления! Нам вместе надо решить: как противостоять всему имеющемуся негативу? Как сделать, чтобы наш голос был услышан? Сегодня съезд примет резолюцию — а дальше что? Я, как президент Украинской ассоциации местных и региональных властей, всегда выступал за создание постоянно действующего органа, который представлял бы интересы местного самоуправления и на равных разговаривал с центральной властью. Для этого и был создан Конгресс местных и региональных властей Украины, который должен получить статус консультативно-совещательного органа с правом законодательной инициативы. Он с восторгом был встречен демократической Европой, но потом, по ряду политических причин, свернул свою работу. Наверное, стоит подумать, как его реанимировать? Особенно присутствующим здесь депутатам Верховной Рады и верховной власти. Уважаемые коллеги! По итогам обсуждения этого важного вопроса нам нужно будет выразить позицию съезда и принять итоговый документ. Вашему вниманию предложен проект резолюции. Также считаю, что итоговые документы съезда необходимо направить в Конгресс местных и региональных властей Совета Европы, Парламентскую Ассамблею, которые должны знать о нашей консолидированной позиции, чтобы иметь четкое представление о положении в Украине. Спасибо за внимание.
http://rusk.ru/st.php?idar=112559
Страницы: | 1 | |