Русская линия | Священник Максим Вербицкий | 21.01.2008 |
Досточтимые собратья, одесские иереи!
1. Вы пишете: «Мы, духовенство Одесской епархии Украинской Православной Церкви, обращаемся к Вам, как к нашему Предстоятелю и Отцу, в связи с последними событиями, которые происходят в нашей Украинской Православной Церкви».
По церковным правилам, прежде всего, вы, дорогие собратья, обязаны были, будучи клириками Одесской епархии УПЦ, задать свои недоуменные вопросы своему правящему архиерею — митрополиту Агафангелу и выслушать его авторитетное мнение.
Это строго следует из перечня вселенских пастырских обязанностей пресвитера в отношении к своему епархиальному архиерею, которые вы обязывались соблюдать перед Святым Крестом и Святым Евангелием Христовым на своей хиротонии, а именно:
а) пресвитер не должен пренебрегать своего епископа (Двукратный собор, правило 14):
б) без воли своего епископа он не должен делать ничего (Правило св. Апостолов, 39).
в) «Пресвитер, делающий что-либо без ведома епископа служит диаволу» (святитель Киприан Карфагенский).
Вот, дорогие, к чему толкнул вас противник спасения! К непослушанию святым канонам Вселенских Соборов! У мирских людей свои представления о послушании, а у нас свои — духовные! Или для вас митрополит Агафангел уже ничего не значит и «дух Одесской вольницы» восторжествовал в вас более тихого веяния Духа Святого, внушившего богопросвещённым Отцам догматы и каноны Святой Церкви?
Так, вот если бы ваш одесский архиерей был бы в ответах явно изобличён в не православии, вот тогда вы вправе и обращаться выше! Но вы перешагнули своего архипастыря, поставили его в двусмысленное положение и совершили грех непослушания. К тому же уставное епархиальное собрание всего одесского духовенства вас на непослушание канонам поручений не давало, да и вряд ли уполномочит на таковое! А вы обращаетесь якобы от всего одесского духовенства. Как же так?
Дорогие братья, вольно или невольно, но вы поставили и Предстоятеля УПЦ в деликатную ситуацию, ибо ограничили ему возможность отвечать вам непосредственно. Ведь, Предстоятель УПЦ не может сообщаться с вами по столь важным вопросам письменно, минуя вашего архиерея.
К тому же, мнение митрополита Агафангела по Вашему вопросу ясное: он подписал определения взыскуемого вами решения Архиерейского Собора УПЦ.
С другой стороны, кто-то, вопреки Священному Писанию обличать сначала с глазу на глаз, а потом поведать Церкви, поспешил поместить ваше самочинное Обращение на официальной странице Одесской епархии УПЦ, то есть, как бы приписал самому митрополиту Агафангелу сочувствие вашему Обращению, сделал его достоянием не только Церкви, но и «внешних». Ваше Обращение перепечатывают газеты. Враги, радуясь, уже пишут инструкции в Интернете: как вам дальше раскачать украинскую церковную лодку и потопить её мир в житейском море.
Но, знает ли сам владыка Агафангел о таковом вашем самочинии и о его последствиях? Не уверен.
2, Далее, дорогие собратия, вы незаслуженно обвинили епископа Александра (Драбинко), секретаря Предстоятеля УПЦ, в том, что его деятельность, якобы «разрывает единство Русской Православной Церкви!».
Что же послужило вам основанием для столь тяжких обвинений?
Как доказательство вы приводите тот факт, что на сайте «Православие в Украине», якобы редактируемом епископом Александром (Драбинко) проводится опрос посетителей на тему их отношения к отделению УПЦ от Московского Патриархата.
Дорогие собратия! Но, ведь, даже отлучённому от Церкви Филарету Денисенко известно, что сайт «Православие в Украине» — это сайт священника Андрея Дудченко, а не епископа Александра Драбинко! А вот созвучный по имени официальный сайт УПЦ «Украинское Православие» — действительно редактирует епископ Александр (Драбинко). Но это, как говорят в Одессе, — «две больших разницы»!
У добросовестно читавшего богословские труды епископа Александра (Драбинко) против автокефального раскола в Украине с обличениями безблагодатной природы иерархии самосвятов из УПЦ-КП и УАПЦ, просто язык не повернётся заподозрить автора в стремлении антиканонически разорвать единство с РПЦ! А вы бросаете ему такие несправедливые упрёки! Поэтому владыка Александр (Дабинко) оказался, простите меня, грешного, без вины виноватым!
Дорогие собратия! Но и обсуждение автокефальной темы в официальных церковных СМИ тоже не может быть поставлено никому в вину.
Почему? Потому что, ещё в начале 90-х годов прошлого века весь епископат Русской Православной Церкви определением своего Архиерейского Собора (июнь, 1992 год) однозначно заявил, что нет никаких препятствий для обсуждения проблемы автокефалии УПЦ церковным народом, голос которого «должен быть слышен свободно и ясно», при этом на верующих «не должно оказываться никакого давления, связанного с политическими или частными интересами». А, согласно неоднократным заявлениям Московской Патриархии, при условии полного единства церковного народа Украины и иерархии УПЦ по вопросу автокефалии УПЦ, он может быть решён законным каноническим путём, т. е. исключительно Поместным Собором Русской Православной Церкви, членами которого являются все архиереи РПЦ (в том числе и УПЦ), избранные епархиальными собраниями представители монашествующих, епархиального духовенства и мирян Московского Патриархата. И ещё об очень важных моральных последствиях вашего «Обращения».
Дорогие братья! Разве вы не знаете, что епископ Александр (Драбинко), как официальное лицо (иерарх, секретарь Митрополита Киевского и всея Украины), действует не самостоятельно, а исключительно по благословению Предстоятеля УПЦ — вашего Отца духовного? «Оскорбляющий коня, оскорбляет и всадника» — учит старинная французская поговорка. Поэтому ваши несправедливые обвинения в адрес епископа Александра какой-то стороной бросают тень и в сторону нашего Предстоятеля УПЦ, нашего великого старца и опытного кормчего церковного корабля. Много раз и с великой любовью вы и народ Божий встречали его в Одессе! Вы, что же, и его уже подозреваете в действиях против единства РПЦ? Вы его незаслуженно обидели… Не склоняйте его голову ниже и ниже к земле. Нам теперь всем больно и за него, и за вас…
Дорогие мои собратия! Некоторые из вас, наверное, уже поняли, что и по форме, и по сути ваше Обращение поспешное и необдуманное. Кто-то, видно, подтолкнул вас на этот опрометчивый шаг? Да, что гадать — тот, кто протянул Еве яблоко в Раю!
Конечно, желательно, чтобы священник Андрей Дутченко проявил духовную зрелость, пожалел бы «малых сих» и объявил бы сайт «Православие в Украине» частным делом. И тогда бы он не вызывал у многих «духа противления» и желания обвинить епископа Александра (Драбинко) в не содеянных им грехах.
Но и владыке Александру, помошнику и сподвижнику Блаженнейшего нашего Отца и Предстоятеля, надо бы всегда помнить, что он уже архипастырь, а не только талантливый журналист (простите, владыко, мне, Христа ради, старому и убогому), что раскола в Одессе из-за Обращения никакого нет, а есть только недоуменные вопрошания, рождённые не только малым знанием, но и ревностью о Господе; что Лавру создали по повелению Матери Божией 12 греческих зодчих, святые мощи которых покоятся в пещерах, что перестраивалась она многими, в том числе и Петром Первым, и что ни Лавра киевская, и никакая другая Лавра на Украине, и ни одна Поместная Церковь Православная за Ивана Мазепу не молится и молиться не будет: он, ведь, — анафема, как и Филарет. А все, совершенно отлучённые от Церкви, её святых молитв не сподобляются и после смерти, какие бы прежние заслуги они не имели.
Все мы в чём-то когда-то ошибаемся. И защищаемый вами брат Кауров, наверное, братья, не во всём всегда прав? И он не всегда слушался вашего владыку Агафангела. Но, спаси его, Господи, за защиту храмов от раскольников. Так и следует впредь поступать и служить Господу Богу, испрашивая на то благословение владыки.
Но Церковь Христова — это не светская партия и не политическое общество. «Кесарю кесарево, а Богу — Богово» — так, ведь, учит Спаситель. Церковь Христова — для всех, ищущих спасения. И обижаться в ней нам не на кого. Только на самих себя за своё нерадение и непослушание. Но надо всегда учиться прощать друг друга по заповеди Христовой. Ведь, все мы одинаково болеем за родную и единственную Православную Церковь, за её единство на всём её протяжении — от моря до океана, и всем нам ещё много надо будет трудиться для её духовного блага и для своего спасения.
У нас есть Первосвятитель — Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, который молитвами угодников Киево-Печерских всё духовно рассудит и всех умирит.
Простите и благословите!
Священник Максим Вербицкий, Украинская Православная Церковь
http://rusk.ru/st.php?idar=112406
Страницы: | 1 | |