Чарльз Р. Крейн как вдохновитель и спонсор покупки колоколов Данилова монастыря для Гарварда
На днях по 1-му телевизионному каналу прошла премьера документального фильма «Константин Сараджев» из серии «Гении и злодеи уходящей эпохи» (сценарист и режиссер Михаил Кузовенков, ведущий — руководитель телекомпании «Цивилизация» Лев Николаев). Сюжет рассказывает о трагической судьбе талантливейшего московского звонаря, посланного в 1930 году в Америку для установки на башне одного из кампусов Гарвардского университета проданных большевиками колоколов Данилова монастыря, но в результате стечения обстоятельств не понятого на чужбине и бесславно отправленного на родину. Эдакая вариация на тему лесковского «Левши». Премьера фильма вышла в эфир в канун торжеств, посвященных возвращению на родину спустя почти восемь десятилетий утраченной святыни — первого из 18 исторических колоколов Даниловской монастырской звонницы.
В фильме использована интересная документальная хроника того времени (правда, при рассказе об американском Гарвардском университете, находящемся в городке Кембридж штата Массачусетс, почему-то идут кино-журнальные нарезки из жизни студентов в английском Кембридже), есть несколько небольших постановочных эпизодов с интересной операторской подачей… Но вот только позитивное впечатление от просмотра смазывает немалое количество фактических неточностей и ошибок, тем более недопустимых в программе, претендующей на популяризацию научных знаний (телекомпания «Цивилизация» неоднократно удостаивалась за это наград «Тэфи»).
Так, фильм утверждает, что американский миллионер Чарльз Р. Крейн, любивший русскую православную культуру, «обратился к советскому правительству с просьбой продать ему несколько старинных колоколов, и советское правительство возражать не стало». На самом деле колокольный ансамбль был приобретен Крейном анонимно, через своего агента византолога и арт-дилера Томаса Виттемора. Сам Крейн не рискнул бы обращаться с просьбой в советские учреждения: он был известен как ярый антикоммунист, собственность которого в виде нескольких предприятий была национализирована большевиками; он вложил немало средств в поддержку Белого движения и даже принимал участие в попытках спасения Царской Семьи через занятый войсками «Антанты» Мурманск. В фильме же говорится, что на пороге квартиры Сараджева при Московской консерватории (идут кадры с изящной парадной лестницей) появились «двое американцев» (имеются в виду Крейн и Виттемор), «слышавшие его игру на колоколах и решившие сделать ему предложение: создать в самом известном университете Америки настоящую православную звонницу».
Дальше — больше. Авторы фильма некритически воспроизводят легенду о том, что якобы Сараджев по дороге в Америку потерялся в Ленинграде «и знакомые нашли его только на следующий день на одной из колоколен…» Стремление придерживаться версии о гениальном звонаре-чудаке в данном случае идет против исторической правды: Сараджев отстал от корабля с колокольным грузом, направлявшимся в далекую Америку, по причине задержки с выдачей визы. СССР была страной, не признанной США, и потому рабочие визы, хоть бы и для развески колоколов, не предоставлялись советским гражданам. Принимающая сторона в течение многих недель вела переговоры с Вашингтоном о придании Сараджеву статуса студента, едущего в Гарвард изучать музыку, а тем временем русский звонарь сидел в Гамбургском порту в ожидании решения своей участи.
Еще более неправдоподобным оказывается непонятно откуда позаимствованный рассказ о том, как прибывший в Америку Сараджев без багажа, в одиночестве растерянно «бродил по университету и каждому встречному задавал вопрос: где колокола?» На самом деле американцы неоднократно посылали на борт парохода «Кливленд» Сараджеву телеграммы, справлялись, все ли в порядке, инструктировали о необходимости высаживаться в порту Бостона и, встретив его там на причале, сопроводили в университет, поселив в семье русского эмигранта Тимофея Таракузио…. Обидно, что ложкой дегтя из досадных «ляпов» и вымысла иногда можно испортить целую бочку меда добротной кинопродукции.
Инна Анатольевна СИМОНОВА, кандидат исторических наук, член Союза журналистов и Союза писателей Москвы,
эксперт культурно-исторического фонда «Связь времен», занимающегося возвращением Даниловских колоколов на Родину
Впервые опубликовано в «Русском вестнике»