Русская линия | Олег Кассин, Алла Бородина | 29.06.2007 |
— Алла Валентиновна, борьба либералов с отечественным образованием вообще и курсом «Основы православной культуры» в частности идет, что называется, не на жизнь, а на смерть — до победного. Об этом свидетельствуют острейшие общественные дискуссии последних лет, не утихающие и поныне. Что происходит сейчас с программой и курсом, автором которых Вы являетесь? И почему основной удар всегда направлен против образования, воспитания?
— Государство — это прежде всего народ. А народ — это человеческое единство, выстроенное на общем языке, культуре, духовности, исторической памяти. Поэтому система образования стала главным инструментом в борьбе с народом путём обездушивания детей, лишения их языка, национальности, исторической памяти, порабощения личности. Вместо человека с его духовным, душевным и физическим миром пытаются сделать единицу населения. Мы видим, что образование продолжают целенаправленно разрушать, шаг за шагом.
Курс «Основы православной культуры» способствует возрождению языка, культуры, повышает качество образования. Представьте себе, только содержательная часть имеет такой потенциал, и без всяких реформ, управленческих ломок. Поэтому курс встал кое у кого, что называется, как кость в горле.
Сейчас, судя по высказываниям в прессе, на конференциях, готовится уничтожение курса «Основы православной культуры». Делается это волевым усилием — через уничтожение регионального компонента. А в федеральный компонент также срочно в административном порядке, вопреки протестам общественности, пытаются ввести «Историю религий мира».
— Поэтому Вы были вынуждены обратиться с открытым письмом к Президенту России. Скажите, обращаясь к В.В.Путину, Вы верите в его добрую волю? Или, скорее, в его лице Вы обращаетесь ко всему народу?
— Как сказать… Не люблю, когда от кажущейся беспомощности на скамейках около дома, в очередях, за ужином и т. д. по поводу и без склоняют правительство или же народ в целом. В этих случаях я задаю вопрос: а вы лично, собственно, что сделали, чтобы помочь нашему народу, правительству? Вы честно работаете, растите хороших детей? Это ваши обязанности. Дальше что? Вы глубоко мыслите, вы видите то, что не видят другие, в том числе правительство? Так скажите об этом! Как? Найдите форму: это может быть проект, это может быть рассказ, это может быть песня, это может быть курс или другое что-то другое…
Я нашла форму, в которой содержится самое главное на сегодня. Это моё служение России. И это государственная, общенародная задача. Здесь все лишнее должно отойти. Однако сложилась ситуация, когда мне и моим единомышленникам стала крайне необходима помощь Президента России. Я могу то, что мне дано, а Президент может то, что дано ему. Я обязана дать возможность Президенту познакомиться с оптимальным для всех вариантом решения наболевшей проблемы. А если бы отмолчалась, допустим, из страха осуждения, преследований или ещё по каким-либо причинам? Ответственность была бы на мне. А теперь — на том, кому отпущена свыше ответственность за благополучие России. Потом будет виден результат, по нему и будем судить.
— Алла Валентиновна, обратившись к Президенту, Вы снова вызвали огонь на себя. Ваше имя в либеральной прессе опять, мягко говоря, склоняют. Долгое время Вас замалчивали, вычеркивали Вашу фамилию. А теперь вновь заголовки типа «Бородинская битва». Не жалеете, не считаете, что лучше было бы отсидеться? Другие пишут, зарабатывают, когда «Основы православной культуры» бьют, спокойно издавая «духовные основы» или «основы нравственности» или еще как-нибудь по-другому называя свои пособия. А когда «Основы православной культуры» побеждают, то под этот курс затем подгоняют и свой. Я знаю, что кое-кто говорит: «А нужно ли Вам так подставлять себя под удар?»
— По моему мнению, это всё равно что от Христа отрекаться, а потом говорить: «Вот я какой: даже когда золотому тельцу поклонялся, я ведь на самом деле Тебя почитал, просто, чтоб никто не догадался». Просто извращения какие-то! По моему убеждению, нужно учиться правде. Заповеди блаженств даны для всех христиан. Каждый выбирает сам свой путь.
Если я признаю себя разработчиком курса «Основы православной культуры», значит, я должна это выполнять. Я начала разработку этого содержания в рамках программы «История религиозной культуры», но и теоретически и практически обоснована необходимость «Основ православной культуры», значит, нужно этот курс разрабатывать и внедрять. Но, уважая мнение и других, я не изменила разделы программы, которые позволяют изучать иные культурные традиции. Другое дело, как это делать. Нужно это делать не в ущерб научности учебного курса — истории, культурологии, искусствоведения, а на их основе и для полноценного изучения школьных дисциплин — литературы, русского языка, истории, искусства, мировой художественной культуры.
— И всё-таки, какие претензии у Ваших противников? Что им не нравится?
— Что они могут говорить? Только лгать. Мои учебники прошли все возможные и невозможные экспертизы, даже федеральный экспертный совет, региональные экспертные советы, даже экспертизу НИИ укрепления законности и правопорядка. Вдруг некое новое «перо» в какой-то агрессивной либеральной газетке «Новые сплетни» или ещё что-то там утверждает всё наоборот. Хотя обозначенная в этой статье фамилия «пера» настолько новая, что, возможно, это старое «золотое» перо, как они сами себя называют. Ну, Вы понимаете…
Досадно, что конфликт всё время пытаются перенести в Церковь, используя своё до дыр истрёпанное знамя: вот, ведь досужий «профессор» о.А.Кураев в «церковных кругах» имеет своё «особое мнение». Опять же, скрывая, что обиженный своей невостребованностью, «профессор» такой же профессор, как это новое перо — академик. Во всяком случае, в списках ВАК такого профессора не удаётся найти, равно как и ни одной его диссертации. Таких профессоров сейчас пруд пруди.
Но, собственно, может быть, и не стоит досадовать, Олег Юрьевич? Сейчас, благодаря «Основам православной культуры» в России объединяется мощная общественная и политическая сила. Если «Основы православной культуры» не войдут в содержание образования и продлится борьба, общественно-политическому единству сторонников ОПК скоро позавидует самая солидная партия. Даже не знаю, что лучше: введение курса во все школы России или продолжение объединения народа.
— Я с Вами совершенно согласен в том, что курс «Основы православной культуры» действительно играет важную объединяющую роль. Уже много раз возникали разные идеи для объединения, но «работают» они недолго, а «Основы православной культуры» действительно стали лозунгом, знамением духовного возрождения, под которое встают представители разных партий и других общественных организаций. Ведь речь идёт на самом деле о важнейших вопросах: о России как самостоятельном государстве и живом организме, о русской культуре, языке, о благополучии разных народов России, о будущем детей. Причём, этот курс стал как бы лакмусовой бумагой: политики на местах не пользуются поддержкой, если сами не поддерживают ОПК.
— Кстати, хочу сказать, что отчаянные либеральные, если мягко выражаться, нападки, делают и положительное дело. Если бы не это, народ нескоро бы разглядел звериный оскал глобалистской тирании. А здесь — вся ложь открытым текстом, сказки о плюрализме и демократии сменяются откровенной человеконенавистнической войной. А как они высвечивают своих прихвостней, рекламируя во всех СМИ! Разве без их помощи сразу догадаешься, кого там пытаются внедрять в «круги» церковные, административные для пропаганды либеральных ценностей, для богословских реформистских хитростей.
-У Вас очень солидный труд, методически грамотный, выдержанный в православных традициях, очень содержательный. С этим трудно соперничать. А как Вы видите участие других авторов, если таковые есть или будут?
— Самое интересное, что они молчат, а я за их труд борюсь. Я в своём открытом письме прошу о правах регионов разрабатывать региональные курсы по своему усмотрению, в том числе по расширению и дополнению единого федерального религиозно-познавательного (историко-культурологического) курса, в рамках которого должно изучаться и содержание ОПК. Только надо самим быть честнее и открытее в своей позиции. Если это «Основы православной культуры», значит «Основы», если это что-то другое, значит другое. Да и по своей программе я была бы рада, если бы кто-нибудь подключился. Пока, кроме меня, это всего один автор. Но заказов мы не даём. И не только по финансовым причинам. Дело в том, что судить можно только по конечному результату. Есть очень интересные, умные люди, превосходные ораторы. Иногда кажется, вот ему бы написать. А он не может, хотя говорит прекрасно, умело владеет аудиторией. У меня был такой опыт. Была рядом женщина, которая, как мне казалось, могла бы написать учебное пособие, поэтому, когда она принесла своё (вернее коллективное) произведение, я очень обрадовалась, но потом оказалось, что я даже прочитать не могу, и помочь этой книге не смогла. Хорошо, что это не было нашим заказом. Я по-прежнему с большим уважением отношусь к этому человеку, даже тему эту пока не беру, может быть, ей кто-нибудь поможет, но я не смогла, мне легче было написать новое, а в чужих рамках у меня ничего не получилось. Каждому своё.
— А чем можно объяснить, что принимается именно курс «Основы православной культуры», а не другое название? Ведь названий можно придумать много?
— Подошло и название, и концепция. Были ведь и другие попытки, тот же Кураев пытался создать «Школьное богословие», если Вы помните. Но попытка провалилась с треском, книга оказалась не нужна ни в условиях светского, ни в условиях православно-ориентированного образования, ни для учителя, ни для ученика не подошла. Почему? Не только название, но и концепция, и жанр, и содержание, и язык не подошёл. Конечно, и автор должен уметь писать то, за что берётся. Себя нести в массы, спорить, злословить и пасквили писать — это одно, а курсы разрабатывать — это другое. Чтобы пособия писать, нужно не себя любить, а детей, для которых пишешь. Их нужно знать, видеть, слушать. Но главное, нужно уважение иметь к самому православию, а не к заказчикам его реформирования. Для православного народа это дороже всего.
Информационная справка
Алла Валентиновна Бородина, автор и разработчик курса «Основы православной культуры», кандидат культурологии, член Союза писателей России, лауреат Международного конкурса детской и юношеской литературы им. А. Н. Толстого, кавалер ордена Прп. Сергия Радонежского РПЦ, координатор движения «Народный собор», главный редактор издательства «Основы православной культуры», президент Межрегионального фонда содействия развитию образования и культуры «Основы православной культуры».
http://rusk.ru/st.php?idar=111818
Страницы: | 1 | |